Тема урока: Индустриализация в СССР
Тип урока: урок формирования навыков и умений, практическое занятие.
Цели урока: на основе анализа документального и учебного материала определять необходимость и цели проведения индустриализации; перечислять основное содержание индустриализации; выделять достижения и потери.
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал.
Развивать умение работать в группах; конкретно, грамотно фиксировать материал в таблице.
Создать условия для понимания истоков трудового героизма и уважения к труженикам первых пятилеток.
Добиться усвоения понятий: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование.
Оборудование урока: информационный ресурс из ФЦИОР (www.fcior.edu.ru) , мультимедийный проектор, карта «Народное хозяйство СССР в 1926 – 1940 гг.»
Раздаточный материал: рабочие листы с документами.
Домашнее задание: написать мини – сочинение «Моё отношение к индустриализации»
Ход урока. Предварительная подготовка к уроку: 2 ученика готовят сообщение о методах и источниках финансирования индустриализации.
l. Актуализация. Сообщение темы и цели урока. Использование информационного ресурса. (10 мин.)
- Когда понятие индустриализация впервые упоминается в истории России?
- Что понимается под этим понятием?
- каков основной результат индустриализации?
На уроке мы с вами разберем следующие вопросы:
- Цели индустриализации;
- Сущность и методы индустриализации;
- Источники финансирования индустриализации;
- Экономика страны в годы первых пятилеток. Достижения и потери.
По ходу изучения материала учащиеся заполняют таблицу:
Цели индустриализации
Источники финансирования
Положительные эк. и соц. последствия
Отрицательные эк. и соц. последствия
Ещё в самый разгар проведения НЭПа вопрос о технико – экономической отсталости был поставлен на 14 партконференции и на 14 съезде партии в 1925 году. Впоследствии Сталин охарактеризовал этот съезд как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация там даже не прозвучало.
- Что из себя представляла экономика СССР во второй половине 20-х годов?
- Какие цели ставились перед индустриализацией?
- Какие методы и источники использовались для проведения индустриализации? (Выступления учащихся – 4-5 мин.)
II. Организация работы в группах. Подготовить выступления.
1 группа. Выступление от имени рабочих «Моё отношение к методам индустриализации»
2 группа. Выступление от имени колхозного крестьянства.
3 группа. Выступление от имени частников (кулаков).
4 группа. Выступление от имени репрессированных (заключенных).
По окончании пятиминутной работы – выступление групп.
Таким образом, методы индустриализации в целом можно охарактеризовать как внеэкономические, т.е. основанные не на материальной заинтересованности, а на грубом принуждении, страхе наказания, идеологическом обмане. Именно в эти годы был сделан решительный шаг к формированию командной экономики.
С 1 октября 1928 года началось выполнение первого пятилетнего плана.
Узнать каковы были достижения страны в годы первых пятилеток поможет нам работа с документами (работа со статистическими таблицами, данными, материалом учебника)
Работа осуществляется в течении 10-12 минут. По ходу ведутся записи в тетрадях по содержанию таблицы.
Заключение. Проверка содержания таблицы (дополнение, исправление, уточнение). Выводы.