kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории "Индустриализация Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Казахстана для учащихся 9 класса. Урок усвоения новых знаний. Для изучения новой темы использовались методы технологии критетического мышления: "шесть шляп" Э. Бано, состаление кластера и синквейна. 

Учитель истории: Пак Е. Н.

9 класс.

Тема урока: Индустриализация в Казахстане

Цель: формирование представлений о сущности индустриализации, как необходимом условии модернизации казахстанского общества.

Задачи:

Охарактеризовать начало индустриализации и споры по ее проведению; раскрыть особенности индустриализации в Казахстане, ее успехи и достижения, а также трудности и проблемы;

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку. Объявление последовательность урока

Вызов (актуализация знаний)

Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?

Давайте вспомним, что происходило за этот период. (НЭП)

Лозунг: «Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их самостоятельно».

Осмысление

(реализация)

Изучение новой темы

План изучения новой темы:

Постановка проблемы и мотивация.

Мы выяснили, что в период НЭПа восстановили хозяйство, страна стала богаче, в руках советского правительства во главе со Сталиным появился некий первоначальный капитал, производственные ресурсы. Куда их можно вложить?

С 1926 года под нажимом Сталина власть признаёт правильность курса на построение социализма в отдельно взятой стране. СССР, по мнению, партии оказался страной в окружении вражеских капиталистических государств.

Что нужно стране чтобы выжить во враждебном кольце? (ВПК и экономическая независимость)

Что нужно, создать, чтобы стать экономически независимой державой? (тяжёлую промышленность)

Как думаете, была она создана? Есть ли сейчас оборонный комплекс, энергетика, топливная промышленность.

Какими способами?

А всё это было создано в 30 – годы и сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.

Попытаемся узнать, какими методами и средствами в нашей стране была построена базовая промышленность.

Работа в группах

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Физкультминутка

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Цена индустриализации»

Закрепление

Решите историческую задачу.

Условия:

1. Материальных средств недостаточно.

2. Техника пока устаревшая.

3. Население в основном сельское.

4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности

(ОГПУ – НКВД)

5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.

Задание.

Построить крупнейшие промышленные  объекты и заставить население эффективно работать.

Ответ (фиксируется на доске)

1. Жёсткая дисциплина (жёсткое уголовное наказание за нарушение)

2. Создание образа врага (враги народа)

3. Энтузиазм населения вооружённого идеей.

4. Социалистическое соревнование.

5. Завышение показателей.

Рефлексия

Синквейн к слову «Индустриализация»

Ответить на вопросы по проведенному уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Индустриализация Казахстана" »

Учитель истории: Пак Е. Н.

9 класс.

Тема урока: Индустриализация в Казахстане

Цель: формирование представлений о сущности индустриализации, как необходимом условии модернизации казахстанского общества.

Задачи:

Охарактеризовать начало индустриализации и споры по ее проведению; раскрыть особенности индустриализации в Казахстане, ее успехи и достижения, а также трудности и проблемы;

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку. Объявление последовательность урока

Вызов (актуализация знаний)

Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?

Давайте вспомним, что происходило за этот период. (НЭП)

Лозунг: «Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их самостоятельно».

Осмысление

(реализация)


Изучение новой темы


План изучения новой темы:

Постановка проблемы и мотивация.

Мы выяснили, что в период НЭПа восстановили хозяйство, страна стала богаче, в руках советского правительства во главе со Сталиным появился некий первоначальный капитал, производственные ресурсы. Куда их можно вложить?

С 1926 года под нажимом Сталина власть признаёт правильность курса на построение социализма в отдельно взятой стране. СССР, по мнению, партии оказался страной в окружении вражеских капиталистических государств.

Что нужно стране чтобы выжить во враждебном кольце? (ВПК и экономическая независимость)

Что нужно, создать, чтобы стать экономически независимой державой? (тяжёлую промышленность)

Как думаете, была она создана? Есть ли сейчас оборонный комплекс, энергетика, топливная промышленность.

Какими способами?

А всё это было создано в 30 – годы и сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.

Попытаемся узнать, какими методами и средствами в нашей стране была построена базовая промышленность.


Работа в группах

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?


Физкультминутка


Домашнее задание

Написать эссе на тему «Цена индустриализации»

Закрепление

Решите историческую задачу.

Условия:

1. Материальных средств недостаточно.

2. Техника пока устаревшая.

3. Население в основном сельское.

4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности

(ОГПУ – НКВД)

5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.


Задание.

Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.

Ответ (фиксируется на доске)

1. Жёсткая дисциплина (жёсткое уголовное наказание за нарушение)

2. Создание образа врага (враги народа)

3. Энтузиазм населения вооружённого идеей.

4. Социалистическое соревнование.

5. Завышение показателей.


Рефлексия

Синквейн к слову «Индустриализация»

Ответить на вопросы по проведенному уроку.
















Приложение к уроку.

Шесть шляп мышления


Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Документ 1. Беломоро-Балтийский канал. Энциклопедия для детей. Т 5. стр. 458.

1. “С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. В 1934г в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ) насчитывалось уже 510 тысяч человек. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400млн руб потратили всего 95 млн. 300 тыс рублей. Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока.

2. В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил:

«Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать… Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности?

Оцените характер его аргументов.


3. Документ 1.

Из воспоминаний очевидцев о строительстве Кузнецкого металлургического комбината.

( Вспоминает главный инженер И.П.Бардин).

“Работали целые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя в ледяной воде.

Вскоре страна узнала о мощных ударах отбойных молотков забойщиков Горловка. Соревнование горловских забойщиков возглавил уже известный тогда Никита Изотов.

Он превзошел все прежние результаты: за шесть часов вырубил 240 тонн угля. Искра, вспыхнувшая в Донбассе, разгорелась в пламя. По всей стране росло движение за высокую производительность труда. Передовые рабочие опрокидывали устаревшие нормы выработки.

Инициативу рабочих – новаторов одобрили и поддержали Центральный Комитет нашей партии и правительство. Соревнование приняло всесоюзный размах…”


Документ 2.

Из воспоминаний очевидцев о строительстве Магнитки.

“По сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями…

История не знала еще случая, чтобы целая нация строила с таким энтузиазмом металлургический завод. В сущности, металлургический завод создан советской молодежью: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет. Строгая дисциплина помогла преодолеть многочисленные трудности строительства”.


Документ 3.

Из письма А.М. Исаева родным со строительства Магнитки.

“…Если нужно, рабочий работает не 9, а 12-16 часов, а иногда и 36 ч подряд – только бы не пострадало производство! По всему строительству совершаются тысячи случаев подлинного героизма. Это факт…”


Документ 4.

1930. Директору мирового гиганта.

Я ударник. Имею даже премии за хорошую работу. Желаю буксировать Магнитострой. Прошу вашего распоряжения прибыть на мировой гигант. Ответа не пишите, потому что наша бригада уже снялась с Москвы и едет до Вас.


Из воспоминания рабочего.

“В декабре 1930 г мы закончили здание, сделали его намного быстрее, чем планировалось.

Вскоре перешли в другой цех. И начали работу по огнеупорной кладке. Размаху дать сразу не могли. Но вскоре освоили и, вместо …165 кирпичей, стали давать по 1200.”


Историк В. В. Роговин:

«Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать ее за счет шахты мягкой мебелью; выделить семейную путевку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских».

Прокомментируйте эти факты.



Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?


1. Задачи индустриализации в Казахстане:

Преодоление технико-экономическую отсталость;

Развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения;

Развитие всех отраслей тяжелой промышленности, опирающихся на использование местных промышленных ресурсов;

Сооружение железных дорог и линий связи;

Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения представителей коренного населения.


2. Давайте поставим себя на место советского правительства и определим какие отрасли тяжёлой промышленности должны быть построены, что бы на их базе

могли функционировать с/х и лёгкая промышленность.

Энергетика

Топливная промышленность

Металлургия

Добывающая промышленность

Машино и станкостроение

Оборонная промышленность

Строительство очень затратное и долго окупается. Где взять деньги?

Вы должны определить источники и средства которые можно получить с них.


3. Задание: подберите источник и средство, найдите те которые неприемлемы для советского правительства.


Источники

Средства

Национальные ценности

Продажа произведений искусства

Население, нэпманы

Налоги и государственные займы

Государственная монополия на внешнюю торговлю

Валюта, закупка за границей оборудования и сырья

Главное управление лагерей (ГУЛаг)

Бесплатный труд

Устаревшее оборудование

Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование

Сельское хозяйство

Получение людских и материальных ресурсов с колхозов

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранного капитала

Иностранные банки

Кредиты

Свобода рыночной торговли и предпринимательства

Налоги

Сделайте вывод что такое индустриализация, каковы её цели и где взять средства на неё.


Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?


1. Председатель ВСНХ Г. К. Орджоникидзе рассказывал о пуске Сталинградского тракторного завода:

«Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков… сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику… Летом выпустили трактор, затем прошло 4—5 месяцев — ни одного трактора никак не могли выдать, ни деталей не можем сделать, ни собрать не можем». Составьте перечень причин, которые затрудняли немедленный выпуск продукции на новых заводах. Учитывайте экономические, социальные, политические, культурные факторы.

2. Социалистическое соревнование и стахановское движение. Но особое внимание нужно уделить на рабочих трудившихся на стройках. Давлением страха можно было заставить работать на пределе человеческих возможностей директоров строек. Но стимулировать таким способом миллионы рабочих, добиться того, чтобы каждый из них полностью выкладывался на производстве, было нереально – нужны были другие подходы. Интенсивность труда, как правило, зависело от его оплаты. Уровень труда на советских заводах был низким. Но часть рабочих получала высокие заработки.

Таня Никонова: Из листовки, распространявшейся в Рубежанском химико-технологическом институте (автор – студент А.М. Будов. 1935 г.).

“Что значит взять рекорд? Это значит напрячь до максимума свое физическое состояние. Это характерно в стахановском движении. Ведь зачем спорить, зачем это отвергать. “Производственный энтузиазм”. Пролетариат, желая обеспечить материально себя, старается не отстать в повышении своего заработка, от бешено повышающихся цен на товары. Он перекрывает рекорды, не щадя своих сил, лишь бы получить больше денег. И, представьте, умно придумано. За каждую лишнюю вырубанную тонну угля прогрессивка насчитывается вдвойне, втройне. Выдумали всякие премии. Глупо думать, что стахановские премии повысят заработанную плату. В основной массе, нет. (Зарплата простого рабочего составляла от 200 руб до 400). Подавляющее большинство инженерно-технического персонала угольного Донбасса получают ниже средней ставки”. Рабочие в принудительном порядке должны были подписаться на государственный заем в размере двух – четырех недельного заработка. (т.е. отдать свою зарплату государству). Рабочие жили в коммуналках и бараках без всяких удобств”.

Документ “Стаханов А.Г”. Анита Капустина: Стаханов Алексей Григорьевич (1905-1977)

“В ночь с 30 на 31 августа 1935 г установил рекорд, добыв за смену 102 т. Угля вместо 7 т. По нормам. Результат Стаханова был достигнут в силу замены прежней, индивидуальной работы шахтеров (при которой каждый и рубил уголь, и крепил забой) бригадной организацией труда с разделением трудовых функций. Стаханов работал только отбойным молотком, а вслед за ним шли двое других шахтеров, крепившие лаву. Это было, несомненно, прогрессивным новшеством, и результаты трудовой деятельности даже трех человек представляли высокий экономический показатель. Но результат был приписан только одному Стаханову. Высокие заработки стахановцев (от 700 до 2000 руб) должны были служить подтверждением сталинских слов “жить стало лучше... жить стало веселее, а когда жить весело, работа спорится”. Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком (партийный комитет) его шахты постановил немедленно предоставить ему квартиру, оборудовать ее за счет шахты мягкой мебелью; выделить семейную путевку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, вечера. Писатель Александр Авдеенко вспоминал о своем посещении героя через год после рекорда. “ входим в дом, забитый до предела вещами. Новенькое все, еще до конца не распакованное. Пианино, диван, полированный стол. Два патефона. Радиоприемник, гора пластинок на полу. …Колбасы и пластины сала на столе. Бублики, батоны, окорока. Смеется Стаханов. – Со всех концов Донбасса шлют…” Какой вывод можно сделать по прочитанному материалу?

3. Документ 1.

Из воспоминаний очевидцев о строительстве Кузнецкого металлургического комбината. ( Вспоминает главный инженер И.П.Бардин).

“Работали целые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя в ледяной воде.Вскоре страна узнала о мощных ударах отбойных молотков забойщиков Горловка. Соревнование горловских забойщиков возглавил уже известный тогда Никита Изотов. Он превзошел все прежние результаты: за шесть часов вырубил 240 тонн угля. Искра, вспыхнувшая в Донбассе, разгорелась в пламя. По всей стране росло движение за высокую производительность труда. Передовые рабочие опрокидывали устаревшие нормы выработки.Инициативу рабочих – новаторов одобрили и поддержали Центральный Комитет нашей партии и правительство. Соревнование приняло всесоюзный размах…”


Документ 2.

Из воспоминаний очевидцев о строительстве Магнитки.

“По сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями…

История не знала еще случая, чтобы целая нация строила с таким энтузиазмом металлургический завод. В сущности, металлургический завод создан советской молодежью: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет. Строгая дисциплина помогла преодолеть многочисленные трудности строительства”.


Документ 3.

Из письма А.М. Исаева родным со строительства Магнитки.

“…Если нужно, рабочий работает не 9, а 12-16 часов, а иногда и 36 ч подряд – только бы не пострадало производство! По всему строительству совершаются тысячи случаев подлинного героизма. Это факт…”


Документ 4.

1930. Директору мирового гиганта.

Я ударник. Имею даже премии за хорошую работу. Желаю буксировать Магнитострой. Прошу вашего распоряжения прибыть на мировой гигант. Ответа не пишите, потому что наша бригада уже снялась с Москвы и едет до Вас.


Из воспоминания рабочего.

“В декабре 1930 г мы закончили здание, сделали его намного быстрее, чем планировалось.

Вскоре перешли в другой цех. И начали работу по огнеупорной кладке. Размаху дать сразу не могли. Но вскоре освоили и, вместо …165 кирпичей, стали давать по 1200.”


Историк В. В. Роговин:

«Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать ее за счет шахты мягкой мебелью; выделить семейную путевку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских».

Прокомментируйте эти факты.


Каковы были экономические и социальные последствия стахановского движения?



Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?


1. Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.

1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.

2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.

3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.

Какой из вариантов на ваш взгляд не мог быть принят большевистским правительством и почему?

Какой был принят?

Какой вариант наиболее близок Вам и почему?

Исторически сложилось так, что прошёл вариант Сталина, который устранил соперников в первую очередь Бухарина и в 1929 году правительство СССР берёт курс на индустриализацию и коллективизацию.


2. Спор о путях индустриализации.

О выборе путей индустриализации Казахстана среди руководителей республики возник спор. Один путь был представлен первым секретарем Казкрайкома Ф.И. Голощекиным, получившим полную поддержку со стороны кандидата в члены Политбюро А.А.Андреева; другой путь отстаивал член бюро Казкрайкома С.Садвакасов.

На основании приведенных высказываний, определите, в чем заключалась суть разногласий. Чья позиция представляется вам более правильной? Объясните, почему вы так думаете.

1. Смагул Садвакасов: “Почему т. Голощекин… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с “московским” сукном из этой шерсти?”


2. Из речи секретаря ЦК ВКП(Б) А.А.Андреева на VI казахстанской краевой партийной конференции об индустриализации Казахстана: “Тов.Садвакасов съезжает с нашей партийной позиции по вопросу о том, что каждая республика у нас составляет часть целого… А тов. Садвакасов… поставил вопрос о том, что нам нужна своя промышленность, своя индустриализация… Я думаю, что мы в вопросе индустриализации СССР будем идти не таким образом, что бы в каждой республике заводить свою тяжелую индустрию, каждую республику индустриализовать путем насаждения самых разнообразнейших фабрик и заводов. Это был бы самый нелепый, самый неэкономный для социализма путь”.


Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?


Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?


Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1) Каким было положение промышленности Казахстана накануне индустриализации?

2) Какие задачи необходимо было решить в ходе индустриализации?


Выводы комиссии РСФСР о состоянии экономики КАССР.


1. Об экономике края.

Общая площадь, занимаемая Казахстаном, равняется 2 960 000 кв. км или 15% все территории РСФСР. Общее количество населения … определяется в 6 504 880 человек. Из них городского населения 8%, сельского – 92%.

Промышленность и сельское хозяй2ство сосредоточены в основном на окраинах, преимущественно на Севере и Юго-востоке, а огромная площадь Казахстана… покрыта песчаными пустынями, где невозможна никакая жизнь – кроме кочевой.

На территории Казахстана много полезных ископаемых (нефть, серебро-свинцовые, медные руды). Несмотря на наличие большого минерального богатства, добывающая промышленность развита слабо.

Пути сообщения в Казахстане почти отсутствуют. Длина железнодорожной линии, проходящей по территории Казахстана, равна 1 700 км. Устроенных грунтовых шоссейных дорог крайне мало.


2. Промышленность КАССР и ее состав.

…Удельный вес промышленности КАССР от всей местной РСФСР определяется в 0,8.

Промышленность представлена в следующих отраслях по удельному их весу:

Кожевенно-овчинная

30.0

Химико-фармацевтическая

11,9

Саксаульная

10,3

Текстильная

8,5

Соляная

7,5

Пищевкусовая

22,2

Свинцовая

1,7

Прочие

7,9


Количество предприятий: 8 краевого значения и 18 губернского с общим количеством заводов – 27.


В большинстве постройка заводов относится к 70-90 годам, полукустарного типа с общей изношенностью: по строениям в 42% и оборудованию – 53%



Таблица. Промышленное производство в годы первой пятилетки.

Вид продукции

Произведено в 1928г

План

на 1932г

Произведено

в 1932г

Электроэнергия

млрд кВт ч

5

22

13,5

Уголь, млн т

35,5

75

64,4

Нефть, млн т

11.6

22 (будет добыто в 1934 г.)

21,4

Чугун, млн т

3.3

10 (будет выплавлено в 1934 г.)

6,2

Сталь, млн т

4.3

10.4

5,9

Автомобили, штук

840

100 000 (будет произведено в 1935 г.)

23 900

Трактора, штук

1300

53 000 (будет произведено в 1933 г.)

48 900


Приложение №3

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Страны

1918–1929 г.

1930–1941 г.

СССР

Вся промышленность

Крупная промышленность

США

Англия

Франция

 

6,9

9,7

3,1

1,2

7,9

 

16,5

18,0

1,2

2,1

–2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий

Годы

Число предприятий

1918–1929

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

2200

1500

4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

 

Фактическая мощность в 1913 г.

Введено мощностей в ходе индустриализации

Уголь, млн. т. в год

Железная руда, млн. т. в год

Чугун, млн. т. в год

Сталь, млн. т. в год

Автомобили тыс. шт.

Тракторы, тыс. шт.

Комбайны, тыс. шт.

29

9

4,2

4,3

0

0

0

189

29

14,6

13,9

200

100

45



Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Вывод. Итак, мы рассмотрели сегодня тему “ Социалистическая индустриализация”, Какие выводы мы можем сделать, исходя из нашего исследования?

СССР совершил за годы 1 и 2 пятилетки гигантский рывок, но в то же время это было достигнуто за счет массового труда рабочих, бесплатного труда заключенных, снижения жизненного уровня населения. Форсированная индустриализация привела страну к командно-административной системе, плановой экономике.

Подвести итоги урока можно, опираясь на высказывание Л.Б. Баткина:

“Сталинская индустриализация на основе закрепощения крестьянства, массовых репрессий, принудительного труда, государственного гнета, использования инерции, революционного воодушевления и иллюзий – это хоть и очень быстрая, как и при всех подобных режимах, но зато однобокая и поверхностная модернизация”.

В целом по абсолютным объемам промышленного производства в конце 30-х гг. СССР вышла на 2 –е место в мире. Но легкая промышленность и аграрный сектор сильно отставали, да и жизненный уровень населения оставался одним из низких среди развитых стран.

Итак, в течение довоенного десятилетия было построено 6000 крупных предприятий (по 600 – 700 в год). ДнепроГЭС, Турксиб, Беломорканал, Волгодонканал, Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат), Балхашмедплав (Балхашский медеплавильный завод)


«Соотношение производства СССР и крупнейших капиталистических стран»

Ответить на вопросы.

1. На каком месте находился СССР по всем видам продукции в 1928 году

(к началу индустриализации) на последнем.

2. На каком месте к концу 30 – х гг. (на втором, уступая США)

3. Какие страны СССР обогнал по уровню производства.(Англия и Франция)

Итоги индустриализации.

1. Создана тяжёла индустрия и ВПК.

2. Второе место по уровню производства в мире.

3. Экономическая независимость СССР



Вывод урока:

Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?


  1. Синквейн «Индустриализация»


  • Ключевое слово

  • 2 прилагательных

  • 3 глагола

  • фраза из 4 слов

  • синоним


  1. Рефлексия


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок истории "Индустриализация Казахстана"

Автор: Пак Елена Николаевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "индустриализация в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(33) "industrializatsiia-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "126350"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415166202"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока "Курс на индустриализацию Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-kurs-na-industrializatsiiu-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "105800"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402911393"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План работы по подготовке к ЕНТ по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-raboty-po-podghotovkie-k-ient-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "130789"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415988236"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "открытый урок по истории "
    ["seo_title"] => string(26) "otkrytyi-urok-po-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "167414"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423074065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства