kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индустриализация и коллективизация в СССР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Предмет _история   Класс 9

Базовый учебник История России, XX век, 9 класс, Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., 2010

Тема урока Индустриализация и коллективизация в СССР _

Цель урока сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы 

Задачи урока:  обучающие: уяснить причины и сущность сталинской модернизации; Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма.

Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами

Воспитательные:        расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению

Тип урока _____ Комбинированный урок

Необходимое оборудование  Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер 

Метапредметные достижения:

1.      Способность организовать свою деятельность и регулирование ее при работе в парах.

2.      Способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).

3.      Владеть умениями преобразовывать информацию (на примере работы с картой)

Предметные достижения:

1.      Знание хронологии и периодизации  проводимых реформ. (на примере определения дат важнейших сражений)

2.      Рассказывать об основных способах проведения реформ

3.      Проводить поиск информации по нескольким источникам (причины и особенности проведения индустриализации и коллективизации, готовность населения к таким изменениям)

4.      Владеть умениями работать с учебной литературой  и различными видами исторических источников.

Личностные достижения:

1.      Коммуникативные умения (на примере работы в парах, публичных выступлениях)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)             

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?

Обучающиеся  делают подсчет сколько лет прошло с утверждения советской власти в стране.

3. Актуализация знаний УУД в начале урока

Ребята, давайте вспомним, что происходило за этот период.

•        назовите темы, изученные с момента прихода к власти большевиков?

•        Какая тема последняя?

•        Как расшифровывается НЭП?

•        Что нового появилось в стране в период НЭПа?

•        Принёс ли пользу стране НЭП?

•        Каковы результаты НЭПа?

Отвечают  на вопросы по теме прошлого урока

4. Постановка цели деятельности. Изучение нового материала.

Причины реформ

На доске признаки кризиса НЭПа.

•        Кризис хлебозаготовок (недостаток продовольственной продукции)

•        Противоречия в обществе – негативное отношение к новой буржуазии – «нэпманам»

•        Безработица.

•        Кризис сбыта и торговли.

Какой из названных признаков Вам кажется наиболее опасным?

Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.

1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.

2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.

3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.

Работа с вопросами, поиск цели урока, формулирование темы.

Запишите в тетрадь.

Год «Великого перелома» - 1929.

1. Курс на индустриализацию – принят первый пятилетний план.

2. Коллективизация деревни.

5. Цели и особенности индустриализации. Первичное закрепление

Какой из вариантов на ваш взгляд не мог быть принят большевистским правительством и почему?

•        Какой был принят?

•        Какой вариант наиболее близок Вам и почему?

Исторически сложилось так, что прошёл вариант Сталина, который устранил соперников в первую очередь Бухарина и в 1929 году правительство СССР берёт курс на индустриализацию и коллективизацию.

- преодоление технико-экономической отсталости страны

- достижение экономической независимости

-создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

-формирование машино-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации

Особенности:

- сжатые исторические сроки

- развитие тяжелой промышленности, в ущерб легкой и пищевой

- осуществление за счет внутренних источников накопления.

Запись целей индустриализации в тетрадь

Задание: подберите источник и средство, найдите те которые неприемлемы для советского правительства.

таблица:

Источники

Средства

Национальные ценности

Продажа произведений искусства

Население, нэпманы

Налоги и государственные займы

Государственная монополия на внешнюю торговлю

Валюта, закупка за границей оборудования и сырья

Главное управление лагерей (ГУЛаг)

Бесплатный труд

Устаревшее оборудование

Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование

Сельское хозяйство

Получение людских и материальных ресурсов с колхозов

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранного капитала

Иностранные банки

Кредиты

Свобода рыночной торговли и предпринимательства

Налоги

Индустриализация – это создание отраслей тяжёлой промышленности

Запись в тетрадь.

Коллективизация – обобществление средств  производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию.

6. Коллективизация

А) Цели коллективизации

Сделайте вывод что такое индустриализация, каковы её цели и где взять средства на неё.

- создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок.

- обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни

- ликвидация кулачества как класса

- перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный

Ответ: Для развития индустриализации нужны были средства. 

7. Б) Осуществление коллективизации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вопрос учителя: Как коллективизация была тесно  связана с индустриализацией?

Встаёт вопрос как эти средства получить и как создать колхоз.

Рассмотрим ситуацию на селе.

Выясним какими средствами располагали крестьяне в своём частном хозяйстве.

Перечень ресурсов оглашается и выясняется имущественное положение разных групп крестьян.

Теперь поставьте себя на место крестьян и представьте ситуацию.

В ваше село приехал уполномоченный, созвал сельский сход и предложил объединить все ваши ресурсы по принципу.

1.      Земля – общая, колхозная.

2.      Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню.

3.      Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность.

4.      Запасы зерна переходят в общественный фонд.

5.      В колхозе трудимся сообща и на равных условиях.

(принципы обозначаются на доске или презентации)

Делятся условно на 4 группы и получаем ресурсы которыми располагали крестьяне.

Каждая группа получает пакет карточек.

Первая группа – «кулаки» (5 человек)

Вторая группа – «середняки»(7 человек)

Третья группа – «бедняки»(7 человек)

Четвёртая группа – «батраки»(5 человек)

Отвечают на вопросы, делают выводы

8. Включение в систему знаний и повторение

Поднимите, руки кто пойдёт в колхоз? Почему?

Поднимите, руки кто не пойдёт в колхоз? Почему? А каких крестьян больше?

 В ком больше заинтересованно государство и Вы что бы они вступили в колхоз? Как их заставить -  разберём чуть позднее.

А пока изберём местную власть – председателя сельского совета и председателя колхоза? Из числа каких крестьян их изберут?

Проголосуйте кто за вступление в колхоз.

Итак, колхоз на ранее названных принципах создан.

Теперь из села Вы оказываетесь на заседании политбюро ЦК ВКП (б),

где необходимо продумать как получить с колхоза прибыль и рабочую силу на нужды индустриализации.

Как либо, поможем колхозу?

А как крестьяне будут получать плату за свой труд? Пояснение учителя.

 Оплата по трудодням -  добавить к принципам.

Учитывая вышесказанное, все крестьяне пойдут в колхоз?

 Куда деваться крестьянам не желающим идти в колхоз?

Добавляем к средствам.

А как сделать чтобы все крестьяне не разбежались из колхозов?

добавить к принципам.

Как это сделать? Методы раскулачивания

А что сделать что бы односельчане не возмущались и не жалели соседей?

Создать образ врага. Как?

Как назвать меры принимаемые против кулаков?

1.      Дадим ссуду.

2.      Поможем техникой (МТС)

3.      Спишем долги

Но власть приняла план 100 % коллективизации

В город на предприятие, появятся свободная рабочая сила для строек индустриализации привлечение рабочей силы

Отобрать паспорта –

1.      Арест.

2.      Изъятие земли.

3.      Конфискация имущество

 4. Создание образа врага через СМИ (газеты)

     5. Выселение.

Запись в тетрадь

Раскулачивание – уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.

Записи хронологии коллективизации

1928г.- начало форсированного создания колхозов

1929- сплошная коллективизация. «Год великого перелома»

( показ №3. Статья И.В.Сталина «Год великого перелома»)

1930 г.- ликвидация кулачества.

( показ №4 Статья И.В. Сталина «Головокружение от

успехов»)

1934г.- начало завершающего этапа создания колхозов.

1935 – принятие нового устава колхозов

1937г.- завершение коллективизации.

9.  Рефлексия деятельности

«Блиц – опрос»

1.      Понятие индустриализация и коллективизация.

2.      Цели индустриализации и коллективизации.

3.      Итоги индустриализации и коллективизации.

4.      Какими методами и средствами они проводились.

5.      Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации

6.      Какими методами эта политика проводилась?

7.      Оправдали ли эти методы цели?

10. Домашнее задание 

Составить таблицу

1. столбик Принципы создания колхоза

2. столбик Получение средств

З столбик Итоги коллективизации.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индустриализация и коллективизация в СССР »


Конспект урока

Предмет _история___________________________________________________ Класс ___9_____________________

Базовый учебник История России, XX век, 9 класс, Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., 2010

Тема урока Индустриализация и коллективизация в СССР _

Цель урока сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы _______________________

Задачи урока: обучающие: уяснить причины и сущность сталинской модернизации; Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма.

Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами

Воспитательные: расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению

Тип урока _____ Комбинированный урок ___________________________________________________

Необходимое оборудование Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер ________________________

Метапредметные достижения:

1. Способность организовать свою деятельность и регулирование ее при работе в парах.

2. Способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).

3. Владеть умениями преобразовывать информацию (на примере работы с картой)

Предметные достижения:

1. Знание хронологии и периодизации проводимых реформ. (на примере определения дат важнейших сражений)

2. Рассказывать об основных способах проведения реформ

3. Проводить поиск информации по нескольким источникам (причины и особенности проведения индустриализации и коллективизации, готовность населения к таким изменениям)

4. Владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников.

Личностные достижения:

1. Коммуникативные умения (на примере работы в парах, публичных выступлениях)











СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент (1 мин.)



Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть!

Включение в работу, самоопределение



личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2

Мотивация к учебной деятельности


Учитель: Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?


Обучающиеся делают подсчет сколько лет прошло с утверждения советской власти в стране.

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание



3





































































4















































5






















6

















































7

































Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости


Ребята, давайте вспомним, что происходило за этот период.

• назовите темы, изученные с момента прихода к власти большевиков?

• Какая тема последняя?

• Как расшифровывается НЭП?

• Что нового появилось в стране в период НЭПа?

• Принёс ли пользу стране НЭП?

• Каковы результаты НЭПа?


Отвечают на вопросы, д

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

Постановка цели деятельности. Изучение нового материала.

Причины реформ


































Цели и особенности индустриализации

Первичное закрепление










































Коллективизация

А) Цели коллективизации


















Б) Осуществление коллективизации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону









































Включение в систему знаний и повторение


На доске признаки кризиса НЭПа.

• Кризис хлебозаготовок (недостаток продовольственной продукции)

• Противоречия в обществе – негативное отношение к новой буржуазии – «нэпманам»

• Безработица.

• Кризис сбыта и торговли.

Какой из названных признаков Вам кажется наиболее опасным?

Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.

1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.

2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.

3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.

• Какой из вариантов на ваш взгляд не мог быть принят большевистским правительством и почему?

• Какой был принят?

• Какой вариант наиболее близок Вам и почему?

Исторически сложилось так, что прошёл вариант Сталина, который устранил соперников в первую очередь Бухарина и в 1929 году правительство СССР берёт курс на индустриализацию и коллективизацию.

- преодоление технико-экономической отсталости страны

- достижение экономической независимости

-создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

-формирование машино-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации

Особенности:

- сжатые исторические сроки

- развитие тяжелой промышленности, в ущерб легкой и пищевой

- осуществление за счет внутренних источников накопления.















Сделайте вывод что такое индустриализация, каковы её цели и где взять средства на неё.

- создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок.

- обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни

- ликвидация кулачества как класса

- перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный

Вопрос учителя: Как коллективизация была тесно связана с индустриализацией?


Встаёт вопрос как эти средства получить и как создать колхоз.

Рассмотрим ситуацию на селе.

Выясним какими средствами располагали крестьяне в своём частном хозяйстве.


Перечень ресурсов оглашается и выясняется имущественное положение разных групп крестьян.

Теперь поставьте себя на место крестьян и представьте ситуацию.

В ваше село приехал уполномоченный, созвал сельский сход и предложил объединить все ваши ресурсы по принципу.

1. Земля – общая, колхозная.

2. Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню.

3. Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность.

4. Запасы зерна переходят в общественный фонд.

5. В колхозе трудимся сообща и на равных условиях.

(принципы обозначаются на доске или презентации)

Поднимите, руки кто пойдёт в колхоз? Почему?

Поднимите, руки кто не пойдёт в колхоз? Почему? А каких крестьян больше?

В ком больше заинтересованно государство и Вы что бы они вступили в колхоз? Как их заставить - разберём чуть позднее.

А пока изберём местную власть – председателя сельского совета и председателя колхоза? Из числа каких крестьян их изберут?

Проголосуйте кто за вступление в колхоз.

Итак, колхоз на ранее названных принципах создан.


Теперь из села Вы оказываетесь на заседании политбюро ЦК ВКП (б),

где необходимо продумать как получить с колхоза прибыль и рабочую силу на нужды индустриализации.

Как либо, поможем колхозу?

А как крестьяне будут получать плату за свой труд? Пояснение учителя.

Оплата по трудодням - добавить к принципам.

Учитывая вышесказанное, все крестьяне пойдут в колхоз?

Куда деваться крестьянам не желающим идти в колхоз?

Добавляем к средствам.

А как сделать чтобы все крестьяне не разбежались из колхозов?

добавить к принципам.

Как это сделать? Методы раскулачивания


А что сделать что бы односельчане не возмущались и не жалели соседей?

Создать образ врага. Как?




Как назвать меры принимаемые против кулаков?



Работа с вопросами, поиск цели урока, формулирование темы.


Запишите в тетрадь.

Год «Великого перелома» - 1929.

1. Курс на индустриализацию – принят первый пятилетний план.

2. Коллективизация деревни.

































Запись целей индустриализации в тетрадь

Задание: подберите источник и средство, найдите те которые неприемлемы для советского правительства.


Источники

Средства

Национальные ценности

Продажа произведений искусства

Население, нэпманы

Налоги и государственные займы

Государственная монополия на внешнюю торговлю

Валюта, закупка за границей оборудования и сырья

Главное управление лагерей (ГУЛаг)

Бесплатный труд

Устаревшее оборудование

Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование

Сельское хозяйство

Получение людских и материальных ресурсов с колхозов

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранного капитала

Иностранные банки

Кредиты

Свобода рыночной торговли и предпринимательства

Налоги

Индустриализация – это создание отраслей тяжёлой промышленности



Запись в тетрадь.

Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию.





Ответ: Для развития индустриализации нужны были средства.





















Делятся условно на 4 группы и получаем ресурсы которыми располагали крестьяне.

Каждая группа получает пакет карточек.

Первая группа – «кулаки» (5 человек)

• 51 - 20 десятин пахотной, разработанной земли

• Покосы и выпасы

• Наёмные работники

• Тягловый скот (3 лошади)

• Домашний скот (коровы, козы, овцы, куры)

• Зерновой фонд

• Сельскохозяйственная техника (сеялки, веялки, молотилки)

• Крепкая усадьба (жилой дом, хозяйственные постройки)

• Орудия сельхоз труда (косы, грабли и пр.)

• Огород

Вторая группа – «середняки»(7 человек)

• 5 десятин пахотной земли

• 5 десятин целинной земли (не обработанной)

• Покосы и выпасы

• Одна лошадь

• Домашний скот (куры, овцы и корова с телёнком)

• Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

• Усадьба средних размеров (дом и не большие хозяйственные постройки)

• Огород

Третья группа – «бедняки»(7 человек)

• 1 десятина пахотной земли

• 6 десятин заброшенной земли

• Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

• Домашний скот (куры, овцы)

• Небольшая усадьба (дом и пара сараев)

• Огород


Четвёртая группа – «батраки»(5 человек)

• Огород

• Куры

• Дом с сараем

• Рабочие руки

• Заброшенная и заросшая сорняком земля

Отвечают на вопросы, делают выводы.










1. Дадим ссуду.

2. Поможем техникой (МТС)

3. Спишем долги

Но власть приняла план 100 % коллективизации

В город на предприятие, появятся свободная рабочая сила для строек индустриализации привлечение рабочей силы


Отобрать паспорта –


1. Арест.

2. Изъятие земли.

3. Конфискация имущество

4. Создание образа врага через СМИ (газеты)

5. Выселение.

Запись в тетрадь


Раскулачивание – уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.

Записи хронологии коллективизации

1928г.- начало форсированного создания колхозов

1929- сплошная коллективизация. «Год великого перелома»

( показ №3. Статья И.В.Сталина «Год великого перелома»)

1930 г.- ликвидация кулачества.

( показ №4 Статья И.В. Сталина «Головокружение от

успехов»)

1934г.- начало завершающего этапа создания колхозов.

1935 – принятие нового устава колхозов

1937г.- завершение коллективизации.


постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)






























познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)
















































регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера



































познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,


логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,



8

Рефлексия деятельности.(7 мин)

«Блиц – опрос»

1. Понятие индустриализация и коллективизация.

2. Цели индустриализации и коллективизации.

3. Итоги индустриализации и коллективизации.

4. Какими методами и средствами они проводились.

5. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации

6. Какими методами эта политика проводилась?

7. Оправдали ли эти методы цели?

Ответы на вопросы

личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация

9. Домашнее задание (2мин.)

Составить таблицу

Принципы создания колхоза

Получение средств

Итоги коллективизации.

1. Земля – общая, колхозная.

2. Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню.

3.Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность.

4.Запасы зерна переходят в общественный фонд.

5. В колхозе трудятся сообща и на равных условиях

6. Оплата по трудодням

7. Отсутствие паспортов.





1. Обязать крестьян сдавать продукцию государству.

2. Дать план сколько сдавать.

3.Установить цену закупки (заниженную)

4. Государство продаёт сельхоз продукцию по высокой цене («ножницы цен»)

5. Рабочая сила – в города.

6. Средства на коллективизацию полученные с кулаков.

1. Получены средства на

индустриализацию.

2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство.

3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства.

4. Голод 1932 – 1933 гг.

5. Фактическое прикрепление крестьян к земле.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индустриализация и коллективизация в СССР

Автор: Бубнов Александр Владимирович

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. СССР "
    ["seo_title"] => string(24) "sovietskaia-rossiia-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "135059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416847998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Строительство социализма в 20-30-е годы.Великий перелом. "
    ["seo_title"] => string(62) "stroitiel-stvo-sotsializma-v-20-30-ie-ghody-vielikii-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "238477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444573332"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-po-istorii-i-kul-turie-bashkortostana-na-tiemu-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "240523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445026266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Индустрализация в СССР"
    ["seo_title"] => string(24) "industralizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "252185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447341619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок истории в 9 классе "Социалистическая индустриализация""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-istorii-v-9-klassie-sotsialistichieskaia-industrializatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "301357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456910491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства