Урок истории в 9 классе "Социалистическая индустриализация"
Урок истории в 9 классе "Социалистическая индустриализация"
Тема урока: «Социалистическая индустриализация»
Учебник: «История России XX –XXI вв.» 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение» 2011 г.
Цели:
- образовательная: обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий коллективизации страны;
- развивающая: продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой, письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно выводы;
- воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.
Оборудование: карта №5 «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны», рабочая тетрадь.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова - коллективизация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, календарь событий – 1928-1932 – первая пятилетка, 1935, август – начало стахановского движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе "Социалистическая индустриализация"»
Тема урока: «Социалистическая индустриализация»
Учебник: «История России XX –XXI вв.» 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение» 2011 г.
Цели:
- образовательная: обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий коллективизации страны;
- развивающая: продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой, письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно выводы;
- воспитательная:продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.
Оборудование: карта №5 «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны», рабочая тетрадь.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова - коллективизация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, календарь событий – 1928-1932 – первая пятилетка, 1935, август – начало стахановского движения.
Ход урока
Организационный момент
Вы пришли сегодня в класс
Очень рад я видеть вас
Пусть в дневник летят пятёрки
И немножечко четвёртки,
Тройки, двойки – не друзья,
Их в дневнике иметь нельзя.
В классе так заведено,
Все мы вместе заодно,
Все мы дружная семья
Хоть отдельно каждый – я.
Актуализация опорных знаний
по теме «Духовная жизнь в 20-е годы».
Игра «Кросс-вопрос»
Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, предусматривающий изображение советской действительности в идеализированном виде?
Какая наука в 30-е годы была объявлена буржуазной?
Какое название получила в 30-е годы политика повышения образовательного уровня народа с целью утверждения марксистско-ленинской идеологии?
Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть?
Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20-е гг.?
Кто из деятелей культуры в 20-х гг. эмигрировал из России?
О чём свидетельствовало создание в 20-х гг. Главлита и Главреперткома?
Что получило название «сменовеховство»?
Какой митрополит предал большевиков анафеме?
Кто сыграл большую роль в создании агитационного искусства - «Окон РОСТА»?
В каком году выслали из России 160 деятелей культуры?
Какие положительные стороны имела новая советская школа?
Что такое конструктивизм?
Каковы основные черты «нового советского искусства»?
Изучение новой темы.
План
Социалистическая индустриализация в СССР:
причины индустриализации
цель индустриализации
источники индустриализации
особенности индустриализации
Индустриализация в годы первых пятилеток.
Особенности индустриализации в СССР
Причины индустриализации:
технико-экономическая отсталость СССР
зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования (а это приводило к ослаблению обороноспособности страны)
Цель индустриализации: СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование.
Источники индустриализации:
перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;
получение дополнительных доходов за счёт экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров;
повышение прогрессивного налога с НЭПманов и подоходного налога с городского и сельского населения;
проведение государственных займов у населения;
соблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств;
организация соцсоревнования и ударничества.
Индустриализация в годы первых пятилеток
пятилетка
стахановское движение
социалистическое соревнование
1928-1932 – первая пятилетка
1933-1937 – вторая пятилетка
1935, август – начало стахановского движения
5. Особенности индустриализации в СССР:
Главный источник накопления – перекачивания средств из деревни и трудовой энтузиазм советских людей;
Развитие производства средств производства – главное направление индустриализации;
Милитаризация экономики, создание мощного военно-промышленного комплекса
Высокие темпы индустриализации
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Работа учащихся с картой №5 в учебнике
- Внимательно изучите легенду карты.
- Какие отрасли промышленности начали активно развиваться в СССР в ходе индустриализации? (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение)
- Найдите на карте крупнейшие стройки первых пятилеток? (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлические комбинаты, шахты Донбасса и Кузбасса, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога)
2. Проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на их основе об итогах индустриализации?
Некоторые виды продукции
1-я пятилетка
2-я пятилетка
Намеченные задания
Фактически произведено в 1932 г.
Намеченные задания
Фактически произведено в 1937 г.
Электроэнергия (млрд. кВт.ч.)
22
13,5
38
36,2
Уголь (млн. тонн)
75
64,6
152,2
128
Нефть сырая с газом (млн. тонн)
22
45-46
46,8
28,5
Чугун (тыс. шт.)
10
17
16
14,5
Автомашины (тыс. шт.)
100
200
200
199,9
Самостоятельная работа учащихся в тетради.
Заполнить таблицу «Экономические и социальные последствия индустриализации»
Положительные
Отрицательные
Достижение экономической независимости
Создание автаркической экономики
Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу
Создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства
Укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-промышленного комплекса
Замедление развития производства предметов потребления
Развитие новых отраслей промышленности, строительство новых заводов и фабрик
Стимулирование экстенсивного развития экономики, движение к экологической катастрофе