kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории и культуре Башкортостана в 9 классе.

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства».

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Выявить причины, усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне».

Основные знания: причины перехода к политике сплошной коллективизации, политика ликвидации кулачества как класса, результаты коллективизации.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание.

Оборудование к уроку:

  1. Карта: Экономическое развитие СССР к 1940г».
  2. Презентация.
  3. Музыкальное сопровождение
  4. Педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, прием «лекция со стопами» (лекция читается дозировано, после каждой смысловой части ставится проблемный вопрос, дается какое либо задание во время «стопа»).

Ход урока

  1. Организационный момент: звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» Слайд 1
  2. Проверка домашнего задания по теме «Индустриализация» организуется в форме самопроверки учащимися (класс разделен на варианты, один вариант задает другому вопросы, второй вариант отвечает)
  3. Возможные вопросы:
  1. Почему индустриализация стала первоочередной задачей экономического развития СССР?
  2.  Каковы были возможные пути проведения индустриализации?
  3. В чем заключались особенности индустриализации в Советском Союзе?
  4. Каковы были главные средства проведения форсированной индустриализации
  5. С какими социальными проблемами столкнулась страна?
  6. Каковы были итоги индустриализации, выделите положительные и отрицательные.

3. Переход к изучению нового материала. Учитель: Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе», о «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для этого необходимы были средства. Давайте подумаем, откуда их можно было взять?

Выступление ученика «Хлебозаготовительный кризис» Слайд 4

4. Причины коллективизации - учащиеся получают задание выписать причины коллективизации из учебника в тетрадь.

Возможные варианты ответов:

1. Необходимость средств, для проведения индустриализации.

2. Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний», т.е. деревни

Учитель: Цели коллективизации: Слайд 3

  • Централизованное управление сельским хозяйством
  • Обобществление средств производства
  • Передача земли в коллективную собственность крестьян
  • Повышение эффективности сельскохозяйственного труда
  • Применение в сельском хозяйстве машинного труда
  • «ликвидация кулачества как класса»

5 января 1930 года выходит постановление ЦК ВКПб «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»  

1.Страна делилась на три региона.  Слайд7

Регионы

Сроки завершения

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга,Украина,ЦЧР

Осень1930-весна1931

Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

Остальные районы

Осень 19321- весна1933

2.Основной формой объединения становилась с/х артель

3. Провозглашалась «политика ликвидации кулачества как класса». Слайд 8

Сообщение учащегося: Слайд 10

Средства и методы борьбы с кулаками. Слайд 9

- Административное принуждение к вступлению в колхозы

- Конфискация имущества, построек, средств в  пользу колхоза

- Выселение кулачества из родных мест

- Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз  

Сообщение учащегося Слайд11

Какую цель имело раскулачивание?

Учащиеся: Раскулаченные были бесплатной рабочей силой для строек первых пятилеток, материальная база колхозов.

Слайд 12

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Увеличение поставок хлеба государству
  • Приток в город рабочих рук
  • Ликвидация аграрного перенаселения
  • Созданы условия для индустриализации
  • Сокращение сельскохозяйственного производства
  • Голод 1932-1933 годов

Закрепление пройденного материала Проблемный вопрос: почем крестьяне были не довольны организацией колхозов?

Тест

Тест «Коллективизация» 1 вариант

1. Сущностью коллективизации было:

а) огосударствление сельского хозяйства

б) создание частного крестьянского хозяйства

в) возрождение крестьянской общины

г) продажа за рубли дешёвого хлеба

2. С чем был связан кризис хлебозаготовок в 1927 году?

а) с товарным и финансовым кризисом

б) с нежеланием крестьян сдавать хлеб по низким ценам

в) с неумелой организацией закупки хлеба государством у крестьян

3. Как называлась статья Сталина, ставшая «теоретическим» обоснованием насильственной коллективизации?

а) «Год великого перелома»

б) «Головокружение от успехов»

в) «Основы Ленинизма»

4. Кого в советской деревне на рубеже 20-30 годов причисляли к кулакам?

а) всех, кто имел более трёх коров

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины

в) всех, кто имел двух лошадей

г) не было чётких критериев, действовал произвол местных властей

5. Какая единица расчёта использовалась для оплаты труда советского крестьянина?

а) пай, б) рубль, в) трудодень

6.За счёт чего планировалось проведение индустриализацию?

а) за счёт иностранных займов

б) за счёт сельского хозяйства

Тест «Коллективизация» 2 вариант

1. Кому принадлежали в СССР машинно-тракторные станции (МТС)?

а) государству

б) колхозам

в) кооперативам

2. С какой целью И.В.Сталин опубликовал в марте 1930 года статью «Головокружение от успехов»?

а) чтобы возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти

б) чтобы признать вину ЦК и свою личную в деле коллективизации

в) чтобы предостеречь крестьян от преждевременного вступления в колхозы

3. Итогом коллективизации является:

а) уничтожение крестьянского хозяйства

б) подъём сельскохозяйственного производства

в) всенародная поддержка коллективизации

г) резкое повышение жизненного уровня населения

4. Экономическая цель политики раскулачивания:

а) обеспечить продуктами городское население

б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис

в) создать материальную базу коллективных хозяйств

5. Какая форма колхозов была самой распространённой?

а) ТОЗ, 

б) артель,

 в) коммуна

Постановка Д/З: параграф 24 написать сочинение-эссе «Коллективизация и раскулачивание –рукотворная трагедия»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства »

Сибаева Г.Ю. учитель истории, обществознания, ИКБ

МОБУ СОШ с. Старый Сибай МР Баймакский район РБ


Урок по истории и культуре Башкортостана в 9 классе.


Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства».

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Выявить причины, усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне».

Основные знания: причины перехода к политике сплошной коллективизации, политика ликвидации кулачества как класса, результаты коллективизации.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание.

Оборудование к уроку:

  1. Карта: Экономическое развитие СССР к 1940г».

  2. Презентация.

  3. Музыкальное сопровождение

  4. Педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, прием «лекция со стопами» (лекция читается дозировано, после каждой смысловой части ставится проблемный вопрос, дается какое либо задание во время «стопа»).

Ход урока

  1. Организационный момент: звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» Слайд 1

  2. Проверка домашнего задания по теме «Индустриализация» организуется в форме самопроверки учащимися (класс разделен на варианты, один вариант задает другому вопросы, второй вариант отвечает)

  3. Возможные вопросы:

  1. Почему индустриализация стала первоочередной задачей экономического развития СССР?

  2. Каковы были возможные пути проведения индустриализации?

  3. В чем заключались особенности индустриализации в Советском Союзе?

  4. Каковы были главные средства проведения форсированной индустриализации

  5. С какими социальными проблемами столкнулась страна?

  6. Каковы были итоги индустриализации, выделите положительные и отрицательные.

3. Переход к изучению нового материала. Учитель: Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе», о «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для этого необходимы были средства. Давайте подумаем, откуда их можно было взять?

Выступление ученика «Хлебозаготовительный кризис» Слайд 4

«В 1927 году резко ощутилась нехватка промышленных товаров для обмена на зерно. Низкие цены государства на сельскохозяйственную продукцию, неурожай привели к сокращению поставок зерна и других продуктов в город. Горожане раскупают продукты, крестьяне прячут хлеб. Очереди, пустые прилавки становятся обычной картиной. Государство идет на чрезвычайные меры - в деревню для «выколачивания» хлеба отправлены 30 тысяч членов партии, сам Сталин первый и последний раз отправился в сельскохозяйственные районы Сибири. Местным партработникам разрешили применять чрезвычайные меры к укрывателям хлеба - уголовное воздействие. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций: слабый крестьянин кулак-саботажник. Сталин предлагает все ресурсы бросить на переустройство сельского хозяйства в коллективные хозяйства, т.е. колхозы, более соответствующие социалистическому идеалу. Другая точка зрения принадлежала Н.И. Бухарину, который был не против колхозов, но еще долго основой сельского хозяйства должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства».

Учитель: В1927 году хлеб не добрали, продавать заграницу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, т.к. с коллективных хозяйств хлеб собрать было легче, чем с крестьянина-единоличника.

Коллективизация - это объединение единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, осуществлявшаяся в к.20-ых-н.30-ых по решению ВКП(б) форсированными методам с широким применением принудительных и репрессивных методов. Слайд 2

Причины коллективизации - учащиеся получают задание выписать причины коллективизации из учебника в тетрадь.

Возможные варианты ответов:

1. Необходимость средств, для проведения индустриализации.

2. Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний», т.е. деревни

Учитель: Цели коллективизации: Слайд 3

  • Централизованное управление сельским хозяйством

  • Обобществление средств производства

  • Передача земли в коллективную собственность крестьян

  • Повышение эффективности сельскохозяйственного труда

  • Применение в сельском хозяйстве машинного труда

  • «ликвидация кулачества как класса»

- Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу, т.о. НЭП Слайд 5 свертывается. 7 ноября 1929 года в газете «Правда» выходит сталинская статья «Год великого перелома», в которой говорилось о «коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого к крупному и передовому коллективному земледелию». В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к «политике ликвидации кулачества как класса». В деревне происходили два взаимосвязанных процесса: образование колхозов и раскулачивание.

Колхозы начали создавать еще в 1917-1918 годах. Давайте подумаем, кто шел в колхозы? Для чего?

Было определено 3 формы коллективных хозяйств:

ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли (единый посев обрабатываемый совместно)

Артель – в общем пользовании: земля, тягловый скот, инвентарь

Коммуна – полное обобществление, уравнительное распределение Слайд 6

К1926 году колхозы составляли 1% от всех хозяйств, были крайне слабы. К 1929 году 4%, к октябрю 1929 года 8%. Ноябрь 1929 г- начало сплошной коллективизации, в колхозы пошел середняк.

5 января 1930 года выходит постановление ЦК ВКПб «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»

1.Страна делилась на три региона. Слайд7

Регионы

Сроки завершения

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга,Украина,ЦЧР

Осень1930-весна1931

Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

Остальные районы

Осень 19321- весна1933

2.Основной формой объединения становилась с/х артель

3. Провозглашалась «политика ликвидации кулачества как класса». Слайд 8

Раскулачивание имело цель - обеспечить колхозы материальной базой. С к. 1929 года до сер. 1930 раскулачено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, имущество стоимостью 75 млн. руб. было передано колхозам. Не существовало четкого определения кулака: это и те, кто применял наемный труд, и те, у кого было 2 коровы,2 лошади, хороший дом. Зачастую раскулачивали середняка, для оправдания ввели термин «подкулачник». За 1,5-2 года власти при помощи ОГПУ изъяли из деревни все опасные слои. Норма раскулачивания 5-7 %, на деле раскулачивали15-20%. Кулаки делились на категории с соответствующими мерами наказания: первая категория - организаторы терактов, восстаний - заключались в концлагеря или расстреливались, вторая категория из наиболее богатых кулаков и полупомещиков - выселялись в отдаленные районы, третья категория- большинство кулацких хозяйств - переселялись в пределах района, но за землями колхозов. На помощь местным властям направлены 25 тысяч членов партии для организации колхозов. Мой дед рассказывал как у них, в Ярославской, записывали в колхоз: из города приехали трое, собрание устроили, наган на стол положили и стали агитировать записываться…

Сообщение учащегося: Слайд 10

«Разумеется, коллективизацию начинают проводить в ударном порядке, и к январю 1930 г. уже существовало более 1000 районов сплошной коллективизации. Рабочий из Белоруссии написал К. Е. Ворошилову: " секретарь райкома в городке (Витебский округ) так запарился, что в страхе не отстать и в желании "догнать и перегнать" бухнул весьма срочную телеграмму в округ, что у него коллективизация проведена на целых 100% и 6 десятых – так и напечатано 100,6%. Попробуй его догнать". 18 июня 1929 г. из станицы Раменская пишет Сталину М. Шолохов: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие умело проведенного нажима на кулака, является тот факт, (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд. Дошло до того, что курей стали обобществлять... в одном селе, мужики... зарезали 125 кур, и поели курей. Хоть напоследок поесть курочки". Партийные работники, уполномоченные прибегали к следующим уговорам: Колхозница М.В. Нестеренко из колхоза им. Кирова вспоминает: - какую цифру выберешь 24 или 350? - спрашивает уполномоченный. Отец молчит. –«Ты я вижу, прикинулся непонимающим. разъясняю: в колхозе полог 24 рубля в год. а не пойдешь в колхоз - плати сразу 350 руб.... Утром если не прейдешь, мы явимся с описью»

Средства и методы борьбы с кулаками. Слайд 9

- Административное принуждение к вступлению в колхозы

- Конфискация имущества, построек, средств в пользу колхоза

- Выселение кулачества из родных мест

- Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз

Сообщение учащегося Слайд11

«Как же производилось переселение кулацких семей? В малозаселённый край прибывали мужчины, которые строили жильё. На первый случай выдавались «голодные нормы». Люди должны были иметь свой инвентарь и хотя бы одну лошадь на 10 хозяйств. Для перевозки людей наркомат путей сообщения должен был выделить 172 эшелона по 50 вагонов в каждом. Раскулаченный крестьянин прибывал на сборный пункт с личной карточкой (Ф.И.О., год и место рождения, национальность, семья, род занятий, судимости, политическая характеристика и прочее). Для этих пунктов использовались сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей и т. д…. В обязанности ОГПУ входила организация пунктов, обеспечение охраны, учёт кулаков. Вагоны были оборудованы печью, окнами, 3 вёдрами. На вагон приходился староста и помощник, для обеспечения порядка. На станции двери вагона плотно закрывали, но во время движения приоткрывались. Комендант эшелона мог без предупреждения, проводить обыски, а в случае побега охрана открывала огонь. Сборные пункты и эшелоны были забиты репрессированными до предела, а местные власти всё требовали и требовали эшелоны для выселения кулаков.

Какую цель имело раскулачивание?

Учащиеся: Раскулаченные были бесплатной рабочей силой для строек первых пятилеток, материальная база колхозов.

Слайд 12

1 марта 1930года был утвержден примерный устав сельхоз артели (обобществлялась земля, но в единоличном пользовании дом, приусадебный участок, мелкий скот, птица) От колхоза требовалось выполнение обязательств перед государством (натурпоставки, госзакупки (плановые обязательства колхоза перед государством, в поставках сельхозпродукции), оплата работ МТС (машинно-тракторные станции), принадлежавших государству, подоходный налог) и лишь остатки денежных средств и сельхозпродуктов распределялись между колхозниками по трудодням Трудодень, мера затрат труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевого участия в распределяемых доходах. В целом эпопея коллективизации закончилась к сер 30-х гг. В 1932-33 гг. голод охватил 25030 млн. человек, не смотря на него 18 млн. центнеров зерна было вывезено за границу. (Валюта для индустриализации) Недовольство крестьян колхозами было явным, дело доходило до открытых выступлений…

Стало ясно, что возможна катастрофа и Сталин идет на хорошо обдуманный тактический шаг.2 марта в «Правде» появляется статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся тяжелое положение Сталин переложил на местное руководство «нельзя насаждать колхозы силой». Слайд13

"Прилив" в колхозы сменился "отливом" из них в августе 1930 г. Колхозы объединяли только 21,4% крестьянских хозяйств. Но уже1932 г. был объявлен "годом завершения сплошной коллективизации". Осенью в колхозах значилось 62,4% крестьянских хозяйств.

Самой трагической страницей в истории коллективизации стал голод 1932-1933 гг. В целом урожаи этих лет были лишь немного ниже средних многолетних и сами по себе голодом не грозили. Но для закупки промышленного оборудования требовалась валюта. Получить ее можно было только в обмен на хлеб. Хлебозаготовки 1931 г. обрекли крестьян на голодание. К лету 1932 г. деревня зерновой полосы России и Украины после полуголодной зимы оказалась ослабленной и обессиленной. На еще не вызревших полях появились "парикмахеры" - крестьяне, которые срезали ножницами колосья; когда началась уборка, появились "несуны". Зерно несли с токов в карманах и за пазухой.

7 августа 1932 г. был принят закон об охране социалистической собственности, написанный собственноручно Сталиным. Он вводил в качестве меры судебной репрессии за хищение колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества. "Закон о пяти колосках" - так называли его в деревне. К началу 1933 г. в РСФСР по этому закону было осуждено 54 645 человек, из них 2110 - к высшей мере наказания. Приговоры были приведены в исполнение примерно в 1000 случаев.

Последствия коллективизации: музыкальный фрагмент «прокати нас Петруша на тракторе…» Слайд14 Работа с учебником стр. 179 (заполнение таблицы)

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Увеличение поставок хлеба государству

  • Приток в город рабочих рук

  • Ликвидация аграрного перенаселения

  • Созданы условия для индустриализации

  • Сокращение сельскохозяйственного производства

  • Голод 1932-1933 годов



Закрепление пройденного материала Проблемный вопрос: почем крестьяне были не довольны организацией колхозов?

Тест

Тест «Коллективизация» 1 вариант

1. Сущностью коллективизации было:

а) огосударствление сельского хозяйства

б) создание частного крестьянского хозяйства

в) возрождение крестьянской общины

г) продажа за рубли дешёвого хлеба

2. С чем был связан кризис хлебозаготовок в 1927 году?

а) с товарным и финансовым кризисом

б) с нежеланием крестьян сдавать хлеб по низким ценам

в) с неумелой организацией закупки хлеба государством у крестьян

3. Как называлась статья Сталина, ставшая «теоретическим» обоснованием насильственной коллективизации?

а) «Год великого перелома»

б) «Головокружение от успехов»

в) «Основы Ленинизма»

4. Кого в советской деревне на рубеже 20-30 годов причисляли к кулакам?

а) всех, кто имел более трёх коров

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины

в) всех, кто имел двух лошадей

г) не было чётких критериев, действовал произвол местных властей

5. Какая единица расчёта использовалась для оплаты труда советского крестьянина?

а) пай, б) рубль, в) трудодень

6.За счёт чего планировалось проведение индустриализацию?

а) за счёт иностранных займов

б) за счёт сельского хозяйства

Тест «Коллективизация» 2 вариант

1. Кому принадлежали в СССР машинно-тракторные станции (МТС)?

а) государству

б) колхозам

в) кооперативам

2. С какой целью И.В.Сталин опубликовал в марте 1930 года статью «Головокружение от успехов»?

а) чтобы возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти

б) чтобы признать вину ЦК и свою личную в деле коллективизации

в) чтобы предостеречь крестьян от преждевременного вступления в колхозы

3. Итогом коллективизации является:

а) уничтожение крестьянского хозяйства

б) подъём сельскохозяйственного производства

в) всенародная поддержка коллективизации

г) резкое повышение жизненного уровня населения

4. Экономическая цель политики раскулачивания:

а) обеспечить продуктами городское население

б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис

в) создать материальную базу коллективных хозяйств

5. Какая форма колхозов была самой распространённой?

а) ТОЗ,

б) артель,

в) коммуна


Постановка Д/З: параграф 24 написать сочинение-эссе «Коллективизация и раскулачивание –рукотворная трагедия»


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства

Автор: Сибаева Гульсина Юлаевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства