Проверка домашнего задания | Выявить уровень знаний учащихся, повторить изученный материал через тест по теме «Северная война» | Мотивация, побуждение к выбору правильного ответа | Решения задания (тест «Северная война» см.приложение), взаимопроверка | УУД 1: дети осуществляют выбор правильного ответа в выполнении задания, имеющего несколько вариантов ответа. УУД 2 Дети могут проводить взаимооценку работы с товарищем по парте | 4 мин. |
Переход к изучению новой темы | Определение темы путем эстафеты из словарных исторических терминов по предыдущим темам. Сообщение целей, задач и плана урока | Учитель: - Прежде чем определить тему и цель нашего урока, мы активизируем наш словарный запас. Уже на этой неделе завершаются Олимпийские игры. Мы с гордостью болеем за спортсменов Российских команд. И сегодня мы проведем олимпийскую эстафету между рядами. Перед вами определения словарных исторических терминов. Ваша задача восстановить пробел, вписав в таблицу значимое слово. По очереди из ряда вы вписываете слова. Ряд, первый справившийся со своей работой поднимает флажок. На старт…марш! Молодцы! А теперь для определения темы урока прочтите заглавные буквы. Учитель: Теперь давайте определим цель нашего урока и задачи: - Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока. А как можно судить о человеке? - Откуда можно узнать о делах человека? - У вас на столах пакет с историческими документами, их мы сегодня и будем анализировать. | Работа в группах. Принимают активное участие в эстафете. Определяют тему урока «Петровские реформы» Учащиеся определяют цель урока и формулируют задачи: Цель урока: Охарактеризовать государственные реформы Петра I. задачи урока Выяснить причины реформ Какие реформы были проведены Дать оценку деятельности Петра первого. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления. Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания. Конспект-шаблон урока (см в приложении). | Регулятивные: целеполагание, планирование | 5 мин |
Изучение нового материала | План урока по теме: Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа центрального управления. А) центральное управление Б) местное управление Церковная реформа. Областная реформа. Реформа городского управления. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». . | Работа с учебником – заполнение таблицы по коллегиям совместно учителя с учениками. Рассказ учителя о Петровских преобразованиях во всех сферах общественной жизни России. Показ видеоролика «Петровские реформы» Работа с текстом учебника (параграф 15 ) , с документами. Учитель: - Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы». Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления Личность царя стала одним из главных условий реформ и одной из основных их предпосылок. Петр раньше, чем многие другие, осознал необходимость преобразований и приложил все свои незаурядные силы к делу их осуществления. Одаренный недюжинным умом и несгибаемой волей Петр буквально вколачивал в свой народ новые взгляды. Он стремился изменить устои российской жизни. И это ему во многом удалось. Фильм о правлении Петра 1. (5 мин) Работа с учебником Теперь поработаем с учебником и в группах. Каждому ряду я раздам по реформе и по документу-источнику, по которым вы сделаете вывод о данной реформе. Время на изучение реформы – 5 минут. Регламент выступления –максимум 3-4 минуты. 1 ряд: Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника ) 2 ряд: Реформа центрального управления. (Стр. учебника ) Работа с документом: «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года» 3 ряд: Церковная реформа. Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)» (см. приложение) Рассказ учителя: Областная реформа. В 1708 году, для усиления местного аппарата страна была разделена на губернии, во главе с губернатором. Они отвечали только за судебные и военные функции. Губернии делились на провинции, во главе с воеводами. Городская реформа. (1720 год.) В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. Произошло деление горожан на «регулярных» и «подлых». Эта реформа приводила к поднятию экономики городов. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!) Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея». | Учащиеся слушают учителя. Смотрят видеоролик и знакомятся в вкратце с новой темой. Создание проблемной ситуации. Работа в группах 1 ряд: Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника ) В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии – Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Работа с документом: Указ «О Единонаследии» (см. приложение) Вывод: Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения 2 ряд: Реформа центрального управления. (Стр. учебника ) Работа с документом: «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года» В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров». В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне). «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат. 3 ряд: Церковная реформа. В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём. Церковная власть прекращает работу, как важный государственный аспект и подчиняется светской власти. Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)» (см. приложение) (Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий») Вывод из прочитанного документа : Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви. В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора. | УУД 4: ученик умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно искать ответ путем творческого и поискового характера УУД 5: ученик умеет работать в группе - учитывать позиции других, отстаивать свою позицию. УУД 6, 7: ученик может записывать, фиксировать информацию с источников и ресурсов информации. | 20 минут |
Итоговый | Выявить уровень первичного усвоения нового материала. Итоги реформирования системы управления | Итоги реформирование системы управления государством. Учитель: - Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока? - Они решены? Значение петровских преобразований: Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. Усовершенствовали систему местного управления. Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав. Изменили пережитки местничества, стерев границы и в экономическом, и в служебном положении боярства и дворянства. | Учащиеся совместно с учителем делают вывод о значении Петровских реформ в Российском государстве | УУД :личностные (нравственно-эстетическое, смыслообразование) Познавательные (Общеучебные; логические) Коммуникативные (разрешение вопроса и конфликтов) | 3 минут |
Рефлексия | Синквейн | Учитель: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Петр 1) 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.(Великий, Знаменитый…) 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Создал реформы, укрепил крепостное право…) 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Реформы Петра изменили наше общество) 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Реформатор) | Учащиеся заполняют синквейн | Познавательные | 4 |