kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по истории 7 класса "Петровские реформы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории по теме «Реформы Петра Великого»

преподавателя МОБУ «Знаменская СОШ»

учитель истории: Ведерникова  Н.В.

Тип: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Литература

  • Учебник “История России. Конец 16 -18 век” Данилов А.А, Л.Г. Косулина
  • Школьная энциклопедия. История России XVIII век.
  • Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Оборудование: Доска, мел,  мультимедийная установка,.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта урока истории по теме»

Информационная карта урока истории по теме «Петровские реформы»

Этап урока

Дидактическая цель

методы

Виды деятельности учащихся

Виды УУД

Время

  1. Организационный

Включить учащихся в деловой режим. Подготовить класс к работе.

Учитель дает настрой на урок:

Проверка готовности к уроку

Эмоциональный настрой –картинка для позитивного настроения

Настрой на продуктивную деятельность


1 мин

  1. Проверка домашнего задания

Выявить уровень знаний учащихся, повторить изученный материал через тест по теме «Северная война»

Мотивация, побуждение к выбору правильного ответа

Решения задания (тест «Северная война» см.приложение),

взаимопроверка

УУД 1: дети осуществляют выбор правильного ответа в выполнении задания, имеющего несколько вариантов ответа.

УУД 2 Дети могут проводить взаимооценку работы с товарищем по парте

4 мин.

  1. Переход к изучению новой темы

Определение темы путем эстафеты из словарных исторических терминов по предыдущим темам.

Сообщение целей, задач и плана урока

  1. Учитель: - Прежде чем определить тему и цель нашего урока, мы активизируем наш словарный запас. Уже на этой неделе завершаются Олимпийские игры. Мы с гордостью болеем за спортсменов Российских команд. И сегодня мы проведем олимпийскую эстафету между рядами. Перед вами определения словарных исторических терминов. Ваша задача восстановить пробел, вписав в таблицу значимое слово. По очереди из ряда вы вписываете слова. Ряд, первый справившийся со своей работой поднимает флажок. На старт…марш!

Молодцы! А теперь для определения темы урока прочтите заглавные буквы.

  1. Учитель: Теперь давайте определим цель нашего урока и задачи:

  2. - Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

А как можно судить о человеке?

- Откуда можно узнать о делах человека?

- У вас на столах пакет с историческими документами, их мы сегодня и будем анализировать.

  1. Работа в группах.

Принимают активное участие в эстафете. Определяют тему урока «Петровские реформы»

  1. Учащиеся определяют цель урока и формулируют задачи: Цель урока: Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

задачи урока

  • Выяснить причины реформ

  • Какие реформы были проведены

  • Дать оценку деятельности Петра первого.

  • Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.

  1. Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

Конспект-шаблон урока (см в приложении).

Регулятивные: целеполагание, планирование


5 мин


  1. Изучение нового материала

План урока по теме:

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  2. Реформа центрального управления.

А) центральное управление

Б) местное управление

  1. Церковная реформа.

  2. Областная реформа.

  3. Реформа городского управления.

  4. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

.


Работа с учебником – заполнение таблицы по коллегиям совместно учителя с учениками.

  1. Рассказ учителя о Петровских преобразованиях во всех сферах общественной жизни России.

  2. Показ видеоролика «Петровские реформы»

  3. Работа с текстом учебника (параграф 15 ) , с документами.

Учитель:

- Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы».

Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления

Личность царя стала одним из главных условий реформ и одной из основных их предпосылок. Петр раньше, чем многие другие, осознал необходимость преобразований и приложил все свои незаурядные силы к делу их осуществления. Одаренный недюжинным умом и несгибаемой волей Петр буквально вколачивал в свой народ новые взгляды. Он стремился изменить устои российской жизни. И это ему во многом удалось.

Фильм о правлении Петра 1. (5 мин)

Работа с учебником

Теперь поработаем с учебником и в группах. Каждому ряду я раздам по реформе и по документу-источнику, по которым вы сделаете вывод о данной реформе. Время на изучение реформы – 5 минут. Регламент выступления –максимум 3-4 минуты.

1 ряд: Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника )

2 ряд: Реформа центрального управления. (Стр. учебника )

Работа с документом: «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года»

3 ряд: Церковная реформа.

Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)» (см. приложение)

Рассказ учителя:

Областная реформа.

В 1708 году, для усиления местного аппарата страна была разделена на губернии, во главе с губернатором. Они отвечали только за судебные и военные функции. Губернии делились на провинции, во главе с воеводами.

Городская реформа. (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. Произошло деление горожан на «регулярных» и «подлых». Эта реформа приводила к поднятию экономики городов. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».

  1. Учащиеся слушают учителя.

  2. Смотрят видеоролик и знакомятся в вкратце с новой темой.

Создание проблемной ситуации. Работа в группах

1 ряд: Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника )

В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии – Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Работа с документом: Указ «О Единонаследии» (см. приложение)

Вывод: Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения

2 ряд: Реформа центрального управления. (Стр. учебника )

Работа с документом: «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года»

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

3 ряд: Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

Церковная власть прекращает работу, как важный государственный аспект и подчиняется светской власти.

Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)» (см. приложение)

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Вывод из прочитанного документа : Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.


УУД 4: ученик умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно искать ответ путем творческого и поискового характера

УУД 5: ученик умеет работать в группе - учитывать позиции других, отстаивать свою позицию.

УУД 6, 7: ученик может записывать, фиксировать информацию с источников и ресурсов информации.

20 минут

  1. Физкультминутка

Массаж для пальцев и рук

Учитель проводит массаж рук и пальцев для снятия усталости и восстановления сил.

Учащиеся делают разминку с помощью массажного шарика


2 мин

  1. Итоговый

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

Итоги реформирования системы управления

Итоги реформирование системы управления государством.

Учитель: - Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?

- Они решены?

Значение петровских преобразований:

  1. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов.

  2. Усовершенствовали систему местного управления.

  3. Реформы значительно укрепили Российское

  4. государство, поставили его в ряд великих

  5. европейских держав.

  6. Изменили пережитки местничества, стерев границы и в экономическом, и в служебном положении боярства и дворянства.

Учащиеся совместно с учителем делают вывод о значении Петровских реформ в Российском государстве

УУД :личностные (нравственно-эстетическое, смыслообразование)

Познавательные (Общеучебные; логические)

Коммуникативные (разрешение вопроса и конфликтов)

3 минут

  1. Рефлексия


Синквейн

Учитель: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Петр 1)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.(Великий, Знаменитый…)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Создал реформы, укрепил крепостное право…)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Реформы Петра изменили наше общество)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Реформатор)

Учащиеся заполняют синквейн

Познавательные

4

  1. Домашнее задание

Дать информацию по домашнему заданию

Домашнее задание параграф 15, доработать маршрутный лист



1


Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 7 классе»

Методическая разработка урока истории по теме «Реформы Петра Великого»

преподавателя МОБУ «Знаменская СОШ»

учитель истории: Ведерникова Н.В.

Тип: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Литература

  • Учебник “История России. Конец 16 -18 век” Данилов А.А, Л.Г. Косулина

  • Школьная энциклопедия. История России XVIII век.

  • Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Оборудование: Доска, мел, мультимедийная установка,.

1 Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать учебники, тетради, ручки, свою копилку знаний.

2 Проверка домашнего задания: (5 мин)

- Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке- «Северная война». Теперь проверим, как вы усвоили изученный материал. Проведём тестирование.(тест-приложение).

Теперь обменяйтесь своими работами и проведите взаимопроверку, оцените своего товарища. Количество правильных ответов составляет результат оценки.


3 Изучение нового материала. (25 мин)

Прежде чем определить тему и цель нашего урока, мы активизируем наш словарный запас. Проведем олимпийскую эстафету между рядами. Перед вами определения словарных слов. Ваша задача восстановить пробел, вписав в таблицу значимое слово. По очереди из ряда вы вписываете слова. Ряд, первый справившийся со своей работой поднимает флажок. На старт…марш!

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ЛИЦО, ВЛОЖИВШЕЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРЕДПРИЯТИЯ

ЕПИСКОП

ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ДУХОВЕНСТВА В 17 ВЕКЕ

ТЕАТР

НОВОЕ ОТКРЫТИЕ В 1672 ГОДУ ПРИ ДВОРЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА

РЕГЕНСТВО

ВРЕМЕННОЕ ПОЛНОМОЧИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД МАЛОЛЕТСТВА ИЛИ ЗДОРОВЬЯ МОНАРХА

ОРДИН-НАЩЕКИН

СТОРОННИК ВНЕШНИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ Европы. Ввел рекрутскую повинность. Почтовая связь –Москва-Рига-Вильно

ВОЛОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА, МЕЖДУ СТАНОМ И УЕЗДОМ

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

ПРОСВЕЩЕННЫЙ МОНАХ, ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ, ПРОСЛАВЛЯВШИЙ ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ И САМОДЕРЖАВИЕ.

КРЕПОСТНИЧЕСТВО

НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН

ИВАН СУСАНИН

КОСТРОМСКОЙ КРЕСТЬЯНИН, ЗАВЕЛ ПОЛЬСКИЙ ОТРЯД В НЕПРОХОДИМЫЕ БОЛОТА

ЕРЕТИК

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЕРЕСИ

РАСКОЛ

КОНФЛИКТ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

ЕДИНОНАСЛЕДИЕ

ПРИНЦИП НАСЛЕДОВАНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В МОНАРХИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ФЕОДАЛЫ

ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО

ОБРОК

ОДНА ИЗ ПОВИННОСТЕЙ ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН, ДАНЬ ПОМЕЩИКУ ПРОДУКТАМИ ИЛИ ДЕНЬГАМИ

РАЗИН СТЕПАН

ПРЕДВОДИТЕЛЬ ВОССТАНИЯ КАЗАКОВ И КРЕСТЬЯН, САМОЕ КРУПНОЕ НАРОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 17 ВЕКА

МАНУФАКТУРА

ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ТИПА

Ы

29-Я БУКВА РУССКОГО АЛФАВИТА, ВОСХОДИТ К КИРИЛЛИЧЕСКОЙ БУКВЕ U – «ЕРЫ»


Молодцы! Общая победа! А теперь прочтите заглавные буквы, и вы узнаете тему нашего урока… «Петровские реформы»


Цель урока: Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Давайте вместе попытаемся сформулировать учебные задачи урока

Ответы детей:

  1. Выяснить причины реформ

  2. Какие реформы были проведены

  3. Дать оценку деятельности Петра первого.

  4. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.


- А как можно судить о человеке?

- Откуда можно узнать о делах человека?

- У вас на столах пакет с историческими документами, их то мы сегодня и будем анализировать.

Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

Конспект-шаблон урока (см в приложении).

План урока по теме:

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  2. Реформа центрального управления.

  3. Церковная реформа.

  4. Областная реформа.

  5. Реформа городского управления.

  6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».


- Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы».

Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления

Личность царя стала одним из главных условий реформ и одной из основных их предпосылок. Петр раньше, чем многие другие, осознал необходимость преобразований и приложил все свои незаурядные силы к делу их осуществления. Одаренный недюжинным умом и несгибаемой волей Петр буквально вколачивал в свой народ новые взгляды. Он стремился изменить устои российской жизни. И это ему во многом удалось.

Фильм о правлении Петра 1. (5 мин)

Работа с учебником

Теперь поработаем с учебником и в группах. Каждому ряду я раздам по реформе и по документу-источнику, по которым вы сделаете вывод о данной реформе. Время на изучение реформы – 5 минут. Регламент выступления –максимум 5 минут.


1 ряд: Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника )

В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии – Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Работа с документом: Указ «О Единонаследии» (см. приложение)

Вывод: Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения


В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении..

Вывод: Собственность передавалась по наследству. Ранги уравнивали все чины. Ранги были гражданские и военные.


2 ряд: Реформа центрального управления. (Стр. учебника )

Работа с документом: «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года»


В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

Работа с учебником – заполнение таблицы по коллегиям совместно учителя с учениками.

Название коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.


3 ряд: Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

Церковная власть прекращает работу, как важный государственный аспект и подчиняется светской власти.

Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)» (см. приложение)

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Вывод из прочитанного документа : Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.


Областная реформа.

В 1708 году, для усиления местного аппарата страна была разделена на губернии, во главе с губернатором. Они отвечали только за судебные и военные функции. Губернии делились на провинции, во главе с воеводами.

Губернии (1708 год) – 8 (во главе с губернаторами):

Московская,

Ингерманландская (позже – Петербургская),

Смоленская,

Киевская,

Азовская,

Казанская,

Архангелогородская,

Сибирская

Провинции (1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы)






Городская реформа. (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. Произошло деление горожан на «регулярных» и «подлых». Эта реформа приводила к поднятию экономики городов. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)


Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».

- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.

Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.

По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.

Недовольные реформой были наказаны: сестра Софья заточена в монастырь, разногласия с сыном Алексеем, приговорив его к смертной казне. «Дело царевича Алексея» побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году был подписан указ, где царь мог назначить на престол любого преемника, не зависимо от родства.

- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

4 Разминка «Ладошки»


Подведение итогов. (5 мин)

- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?

- Они решены?


Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Петр 1)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.(Великий, Знаменитый…)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Создал реформы, укрепил крепостное право…)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Реформы Петра изменили наше общество)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Реформатор)


Домашнее задание § 15, заполнить лист-шаблон


Оценки за урок вы заработали, пополнили свою копилку знаний. Подсчитайте свой накопленный результат за этот урок. Если вы набрали свыше 5 камней знаний –оценка «ОТЛИЧНО», если набрали менее 5-ти, оценка «ХОРОШО».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.

На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.

Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет “гордый конь”?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк?
- Как бы вы ответили на вопрос поэта:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.




















Приложение


Тема: Реформы Петра I.

1 Реформа центрального управления.

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен ___________

_______________________________. Им был _____________________

____________________________________________________________.

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсужде-ние дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.

Название коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел


Воинская


Адмиралтейств-колл.


Юстиц-коллегия


Берг-коллегия


Мануфактур-коллегия


Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-колл.

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат


В каждую коллегию входили: ________________________________________

_________________________________________________________________.

Создана Тайная канцелярия – занималась делами ______________________

_________________________________________________________________.

2 Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До указа

Указ Петра I от 1714 г.

После указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несе-ния военной службы.


Поместье передаёт-ся по наследству.

Обязательность слу-жбы для дворян со-хранялась.


В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

I

Генералиссимус, Фельмарш.

Канцлер


II

Генерал от артиллерии…

Действит. тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действит. статский советн.

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник


X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (?) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3. Областная реформа.



Губернии (1708 год) – 8 (во главе с _________________________):

Московская, Ингерманландская, _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________





Провинции (1719 году) – их было ____________



4. Городская реформа. (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

5. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________


ВЫВОД: БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ – ЭТО _______________________________











Тест «Северная война»

1 вариант


А1 причины Северной войны явилось стремление России:

  1. Получить выход к Балтийскому морю

  2. Расширить территорию на севере

  3. Завоевать побережье Северного моря

  4. Не допустить вступления Швеции в Северный союз


А2 Земляные четырехугольные укрепления, впервые использованные русскими в ходе Полтавской битвы:

  1. Рекруты

  2. Редуты

  3. Галеры

  4. Верфи


А3 Какую битву Петр 1 назвал «Матерью Полтавской баталии»?

  1. Сражение под Нарвой

  2. Битву у острова Гренгам

  3. Взятие крепости Нотенбург

  4. Сражение у деревни Лесной


А4 Стремление улучшить вооруженные силы России заставило Петра 1:

  1. Приступить к созданию регулярной армии

  2. Ввести всеобщую воинскую повинность

  3. Отменить в армии чины и звания

  4. Ограничить срок службы 25 годами


А5 К чему привела победа России в Северной войне?

  1. К выходу к берегам Северного моря

  2. К укреплению международного авторитета России

  3. К господству на Черном море

  4. К потере Швецией независимости
















Тест «Северная война»

2 вариант


А1 Причины Северной войны было стремление России:

  1. Упрочить свое господство на Балтике

  2. Получить выход к Северному морю

  3. Вернуть территории, потерянные во время Смуты

  4. Присоединить территорию Речи Посполитой


А2 Как называли воинов, проходивших службу по найму?

  1. Стрельцами

  2. Рекрутами

  3. Воеводами

  4. Редутами


А3 К какому сражению относятся слова:

Серьезное поражение поднимающейся нации, умевшей даже поражение превращать в победу

  1. К Полтавской битве

  2. К битве у мыса Гангут

  3. К сражению у деревни Лесной

  4. К сражению под Нарвой


А4 С целью повышения боеспособности армии Петр 1:

  1. Увеличил стрелецкое войско

  2. Увеличил закупку железа и пороха

  3. Увеличил срок службы до 25 лет

  4. Создает военный и морской уставы


А5 Чему способствовала победа России в Северной войне?

  1. Присоединению земель по берегам Северного моря

  2. Разгрому союзника Швеции_ Речи Посполитой

  3. Завоеванию побережья Балтики

  4. Ослаблению могущества Англии на Балтике



Ответы:


1

2

3

4

5







1 вар

1

2

4

1

2

2вар

3

2

4

4

3







Указ «О Единонаследии»

Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский, и проч., и проч., и проч., объявляем сей указ всем подданным Нашего государства, какого чина и достоинства оные ни есть.

Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а именно:

I. О податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов — имел дом довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов достанется, которые, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждой ясно (хотя и не так), то уже с бедных подданных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а государственные подати податьми), от чего не разоренья ль людям, и вред интересам государственным? Ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше написано) с тысячи один господин (а не с двухсот дворов), который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам, которые исправнее в казну и господину подати платить могут. И от того разделения казне государственной великой есть вред и людям подлым разорение.

II. О фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех экземпляров есть в российском народе.

Ill, О непотребности. Сверх обеих сих вредительных делаете и сие есть, что каждый, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться жить в праздности, которая (по св. писанию) материю есть всех злых дел.

На противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всегда господин довольнее будет хотя по мало возьмет, и один дом будет, а не пять (как выше написано), и может лучше льготить подданных, а не разорять.

На вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие домы.

На третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть: чего ради за благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать, не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимым имением, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частяю разделено будет; то же разумеется и о дочерях.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом...

Цит. по: Указ о единонаследии // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 63-64.































Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года

1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне поведено и впредь повелено будет, сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, который бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до бригадира, и почтут его сесть; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть не возможно, того для оной в дирекции быть у генерала-прокурора.

2. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в сенате, и оное решить в сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад.

3. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, и какого заметания, или каких припадков.

4. Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам, и когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках наших, то предлагать ему сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже, бы в другом не упоминалось (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела), и сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать, и в сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступит, и о том чинить генерал-прокурору по должности его.

5. В чины в вышние выбирать балотированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балотирования.

6. В сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные а именно: в чины сказывать из военного всему генералитету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и комендантам, ассесорам, камерирам, рентмейстерам и земским и судным коммисарам, також коллежским членам, включая секретаря и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям.

7. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое былое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных сенату, определять достойных

Цит. по: Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 72-75.

 



 Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 генваря 1721 г.)

Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченьми о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарни вышнему, аще толикая от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление и чина духовного. И когда нелицемерный он судия воспросит от нас ответа о таком нам от него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в ветхом, так и в новом завете, благочестивых царей, восприяв попечение о исправлении чина духовного, а не видя лучшего к тому способа, паче соборного правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому же не наследственная власть, того ради вящше не берегут. Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующим где регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайний дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий...

Цит. по: Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 генваря 1721 г.) // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 78-79.

 

 













Методическая разработка урока истории по теме

«Реформы Петра Великого»

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания –

Тестирование «Северная война», взаимопроверка


  1. Изучение нового материала


  • Определения темы – эстафета «Петровские реформы»

  • Постановка целей и задач

  • Заполнение листа-шаблона

  • Видеоролик

  • Работа с учебником и с историческими документами (по группам)

  • Дополнения учителя


  1. Разминка


  1. Итоги урока -


  1. Синквейн


  1. Домашнее задание параграф 15


  1. Заключительный этап урока

Просмотр содержимого документа
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ЛИЦО, ВЛОЖИВШЕЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРЕДПРИЯТИЯ



ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ДУХОВЕНСТВА В 17 ВЕКЕ


НОВОЕ ОТКРЫТИЕ В 1672 ГОДУ ПРИ ДВОРЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА


ВРЕМЕННОЕ ПОЛНОМОЧИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД МАЛОЛЕТСТВА ИЛИ ЗДОРОВЬЯ МОНАРХА


СТОРОННИК ВНЕШНИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ Европы. Ввел рекрутскую повинность. Почтовая связь –Москва-Рига-Вильно


АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА, МЕЖДУ СТАНОМ И УЕЗДОМ



ПРОСВЕЩЕННЫЙ МОНАХ, ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ, ПРОСЛАВЛЯВШИЙ ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ И САМОДЕРЖАВИЕ.


НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН


КОСТРОМСКОЙ КРЕСТЬЯНИН, ЗАВЕЛ ПОЛЬСКИЙ ОТРЯД В НЕПРОХОДИМЫЕ БОЛОТА


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЕРЕСИ


КОНФЛИКТ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ



ПРИНЦИП НАСЛЕДОВАНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В МОНАРХИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ


ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО


ОДНА ИЗ ПОВИННОСТЕЙ ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН, ДАНЬ ПОМЕЩИКУ ПРОДУКТАМИ ИЛИ ДЕНЬГАМИ


ПРЕДВОДИТЕЛЬ ВОССТАНИЯ КАЗАКОВ И КРЕСТЬЯН, САМОЕ КРУПНОЕ НАРОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 17 ВЕКА


ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ТИПА


Ы

29-Я БУКВА РУССКОГО АЛФАВИТА, ВОСХОДИТ К КИРИЛЛИЧЕСКОЙ БУКВЕ U – «ЕРЫ»


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ЛИЦО, ВЛОЖИВШЕЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРЕДПРИЯТИЯ



ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ДУХОВЕНСТВА В 17 ВЕКЕ


НОВОЕ ОТКРЫТИЕ В 1672 ГОДУ ПРИ ДВОРЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА


ВРЕМЕННОЕ ПОЛНОМОЧИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД МАЛОЛЕТСТВА ИЛИ ЗДОРОВЬЯ МОНАРХА


СТОРОННИК ВНЕШНИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ Европы. Ввел рекрутскую повинность. Почтовая связь –Москва-Рига-Вильно


АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА, МЕЖДУ СТАНОМ И УЕЗДОМ



ПРОСВЕЩЕННЫЙ МОНАХ, ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ, ПРОСЛАВЛЯВШИЙ ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ И САМОДЕРЖАВИЕ.


НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН


КОСТРОМСКОЙ КРЕСТЬЯНИН, ЗАВЕЛ ПОЛЬСКИЙ ОТРЯД В НЕПРОХОДИМЫЕ БОЛОТА


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЕРЕСИ


КОНФЛИКТ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ



ПРИНЦИП НАСЛЕДОВАНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В МОНАРХИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ


ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО


ОДНА ИЗ ПОВИННОСТЕЙ ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН, ДАНЬ ПОМЕЩИКУ ПРОДУКТАМИ ИЛИ ДЕНЬГАМИ


ПРЕДВОДИТЕЛЬ ВОССТАНИЯ КАЗАКОВ И КРЕСТЬЯН, САМОЕ КРУПНОЕ НАРОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 17 ВЕКА


ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ТИПА


Ы

29-Я БУКВА РУССКОГО АЛФАВИТА, ВОСХОДИТ К КИРИЛЛИЧЕСКОЙ БУКВЕ U – «ЕРЫ»











Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока истории 7 а класса»

Самоанализ урока истории 7 а класса

Учитель: Ведерникова Надежда Владимировна, учитель истории, географии и обществознания, МОБУ «Знаменская СОШ»

Тема урока: «Петровские реформы»

Урок: изучение нового материала

Цель урока: формирование у учащихся образа преобразований (реформ) Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

Урок ориентирован на решение задач коммуникативного развития учащихся, а именно сотрудничество с учителем и сверстниками.

Я определила задачи урока:

Предметные :

- знать о преобразованиях Петра I, связанных с его правлением

- передавать содержание текста о реформах Петра I

- выделять главную мысль прочитанного текста

- построение системы знаний о России при Петре I.

Метапредметные :

- вести диалог с учителем

Личностные :

- сотрудничать с учителем и сверстниками через решение проблемных вопросов, активно работать в малой группе

- творчески подходить к заданиям урока

- выражать интерес к истории страны

-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;

- осмысление опыта российской истории как части мировой истории;

– формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности;

Регулятивные развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;

– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные- развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- развитие умений работать с книгой;

Коммуникативные - развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе).

Методы ведения урока: частично-поисковый, проблемный.

По источнику знаний: словесные, практические, мультимедийные

По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, индивидуальная работа, в группах.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковые, творческие, объяснительные.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование: Мультимедийная установка, доска, мел.

Оснащение урока: проектор, презентация в программе Power Point, учебник “История России. Конец 16 -18 век” Данилов А.А, Л.Г. Косулина. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.


Данный урок является четвертым в изучении раздела «Россия при Петре 1».

В начале урока была проведена актуализация знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация,

побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали тему урока и задачи. Тема урока установлена через работу в игровой форме- эстафеты, а задача через работу с наводящими вопросами учителя.

Главный этап урока – это формулировка реформ Петра I. Он начался после повторения имеющихся знаний у учащихся. Все предыдущие этапы урока подготавливали учащихся к изучению новой темы. А последующие за новой темой этапы закрепляли изученный на уроке материал.

При оценивании степени достижения результатов урока применялись: индивидуальные маршрутные листы, карточки для проверки знаний по пройденному материалу, компьютер.

Были использованы: прием соревнования, приём сравнения, задания поискового характера – это (формулирование темы урока, изучение нового материала, выполнение заданий разной степени сложности), игровые (при самооценке себя и товарища).

В ходе урока преобладали:

Технология развивающего обучения. Это задания на развитие ассоциативных данных, формулировку реформ из информационной справки.

Технология проблемного обучения. К каждому этапу урока были поставлены проблемные вопросы.

Технология сотрудничества. (Работа в парах, в группах, беседа, коллективный вывод, подведение итогов).

Технология коммуникативного обучения (умение учащихся выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей)

На уроке использовалась историческая терминология и символика. Работала над развитием речи учащихся.

Для снятия физической и умственной нагрузки использовала физкультминутку.

Содержание этапов урока предусматривают смену разных видов деятельности учащихся (просмотр слайдов, работа в группах, работа с тестами, маршрутными листами).

Обеспечение работоспособности учащихся поддерживалось здоровьесберегающими технологиями, постановкой проблемных ситуаций, самооценкой, содержанием учебного материала и его логикой построения.

Контроль на уроке осуществлялся в виде заданий разной степени сложности.

Судя по конспекту, удачные моменты на уроке: работа в малых группах, выполнение заданий разной степени сложности, самооценка деятельности учащихся.


Я думаю, мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация2»

В «знании» - сила!!!

В «знании» - сила!!!

Ответы:  № вопроса 1 2 1 вар-т 3 1 2вар-т 4 2 3 2 5 4 1 4 4 2 3 1 правильный ответ – 1 2 правильных ответа - 2 3 правильных ответа - 3 4 правильных ответа - 4 5 правильных ответа - 5

Ответы:

вопроса

1

2

1 вар-т

3

1

2вар-т

4

2

3

2

5

4

1

4

4

2

3

1 правильный ответ – 1

2 правильных ответа - 2

3 правильных ответа - 3

4 правильных ответа - 4

5 правильных ответа - 5

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Лицо, вложившее средства в развитие предприятия

Высшее сословие духовенства в 17 веке

Новое открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича Романова

Временное полномочие главы государства на период малолетства или здоровья монарха

сторонник внешних, экономических и культурных связей со странами Европы. ввел рекрутскую повинность. почтовая связь –МОСКВА-РИГА-ВИЛЬНО

Административно-территориальная единица, между станом и уездом

Просвещенный монах, первый придворный поэт, прославлявший царскую фамилию и самодержавие.

Наиболее тяжелая форма зависимости крестьян

Костромской крестьянин, завел польский отряд в непроходимые болота

Последователь ереси

Конфликт церковной и светской власти

Принцип наследования царской власти в монархическом государстве

Господствующее общество

Одна из повинностей зависимых крестьян, дань помещику продуктами или деньгами

Предводитель восстания казаков и крестьян, самое крупное народное выступление 17 века

Предприятие нового типа

Ы

29-я буква русского алфавита, восходит к кириллической букве u – «еры»

П РЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Лицо, вложившее средства в развитие предприятия

Е ПИСКОП

Высшее сословие духовенства в 17 веке

Т ЕАТР

Новое открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича Романова

Р ЕГЕНТСТВО

О РДИН-НАЩЕКИН

Временное полномочие главы государства на период малолетства или здоровья монарха

сторонник внешних, экономических и культурных связей со странами Европы. ввел рекрутскую повинность. почтовая связь –МОСКВА-РИГА-ВИЛЬНО

В ОЛОСТЬ

Административно-территориальная единица, между станом и уездом

С ИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Просвещенный монах, первый придворный поэт, прославлявший царскую фамилию и самодержавие.

К РЕПОСТНИЧЕСТВО

Наиболее тяжелая форма зависимости крестьян

И ВАН СУСАНИН

Костромской крестьянин, завел польский отряд в непроходимые болота

Е РЕТИК

Последователь ереси

Р АСКОЛ

Конфликт церковной и светской власти

Е ДИНОНАСЛЕДИЕ

Принцип наследования царской власти в монархическом государстве

Ф ЕОДАЛЫ

Господствующее общество

О БРОК

Одна из повинностей зависимых крестьян, дань помещику продуктами или деньгами

Р АЗИН СТЕПАН

Предводитель восстания казаков и крестьян, самое крупное народное выступление 17 века

М АНУФАКТУРА

Предприятие нового типа

Ы

29-я буква русского алфавита, восходит к кириллической букве u – «еры»

Петровские реформы

Петровские реформы

Цель урока:  Охарактеризовать государственные реформы Петра I .  Задачи урока:

Цель урока:

Охарактеризовать государственные реформы Петра I .

Задачи урока:

  • Выяснить причины реформ
  • Какие реформы были проведены
  • Дать оценку деятельности Петра первого.
  • Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
План урока по теме:

План урока по теме:

  • Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  • Реформа центрального управления.
  • Церковная реформа.
  • Областная реформа.
  • Реформа городского управления.
  • Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Указ о единонаследии (1714 год). Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Документ был направлен на стирание граней между родовой и дворянской знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

Указ о единонаследии (1714 год).

Поместья дворян

оказались приравнены

к боярским вотчинам.

Документ был направлен

на стирание

граней между родовой

и дворянской знатью.

Теперь не существовало разницы

между дворянским и боярским землевладением.

Табель о рангах (1722 год). Классы Чины военные сухопутные I II Чины гражданские Генералиссимус, Фельдмаршал Канцлер Генерал от артиллерии III Что давало? Действительный тайный советник Генерал-лейтенант IV Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги. V Генерал-майор Тайный советник Действительный статский советник Бригадир VI Статский советник Полковник VII VIII Подполковник Коллежский советник Майор Надворный советник IX Капитан X Коллежский асессор XI Титулярный советник Штабс-капитан XII Коллежский секретарь Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги – Сенатский секретарь Поручик XIII Губернский секретарь Подпоручик XIV Сенатский регистратор Прапорщик Коллежский регистратор

Табель о рангах (1722 год).

Классы

Чины военные сухопутные

I

II

Чины гражданские

Генералиссимус, Фельдмаршал

Канцлер

Генерал от артиллерии

III

Что давало?

Действительный тайный советник

Генерал-лейтенант

IV

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

V

Генерал-майор

Тайный советник

Действительный статский советник

Бригадир

VI

Статский советник

Полковник

VII

VIII

Подполковник

Коллежский советник

Майор

Надворный советник

IX

Капитан

X

Коллежский асессор

XI

Титулярный советник

Штабс-капитан

XII

Коллежский секретарь

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

Сенатский секретарь

Поручик

XIII

Губернский секретарь

Подпоручик

XIV

Сенатский регистратор

Прапорщик

Коллежский регистратор

Реформа центрального управления. Коллегии 1718-1720 Правительствующий сенат (1711г.) Тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора. В 1699 году Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров». Причина: тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.

Реформа центрального управления.

Коллегии

1718-1720

Правительствующий

сенат (1711г.)

Тайная полиция.

Делами о государственных

преступлениях ведал

Преображенский приказ,

а затем Тайная канцелярия.

Они находились в

ведении самого императора.

В 1699 году Боярская дума

была заменена царём

Ближней канцелярией,

переименованной в 1708 году

в «консилию министров».

Причина: тенденция к

абсолютизму потребовала ещё большей

централизации власти в условиях

Северной войны.

Адмиралтейств- коллегия Коллегия иностранных дел Воинская Коллегии Берг-коллегия Юстиц-коллегия Мануфактур- коллегия

Адмиралтейств-

коллегия

Коллегия

иностранных дел

Воинская

Коллегии

Берг-коллегия

Юстиц-коллегия

Мануфактур-

коллегия

Коллегии возглавляли Был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии.  Замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.  Президент Вице-президент Советники Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Коллегии возглавляли

Был первым лицом в

коллегии,

но он ничего не мог

постановить без согласия

членов коллегии.

Замещал президента во время

его отсутствия; обычно же

помогал ему в исполнении его

обязанностей как

председателя коллегии.

Президент

Вице-президент

Советники

Для руководства деятельностью коллегий были

изданы Генеральный регламент и

регламенты каждой коллегии.

Церковная реформа Царь Обер-прокурор Упразднение патриаршества. Духовный регламент. 1721г. Учреждение Святейшего синода 1721г (Состав из высшего духовенства)

Церковная реформа

Царь

Обер-прокурор

Упразднение патриаршества. Духовный регламент.

1721г.

Учреждение Святейшего синода

1721г

(Состав из высшего духовенства)

Областная реформа 1708 год. Смоленская Московская Архангелогородская Губернии Азовская Сибирская Киевская Ингерманландская (Петербургская) Казанская Причина: для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления.

Областная реформа

1708 год.

Смоленская

Московская

Архангелогородская

Губернии

Азовская

Сибирская

Киевская

Ингерманландская

(Петербургская)

Казанская

Причина: для усиления местного аппарата

власти и повышения

его авторитета и роли в деле управления.

Областная реформа

Областная реформа

Городское население

Городское население

Реформа городского управления. Горожане «Регулярные» (высшие) «Подлые» (низшие) Богатые купцы и лица «свободных профессий» Ремесленники и торговцы Регулярные пользовались особой государственной поддержкой и льготами.

Реформа городского управления.

Горожане

«Регулярные»

(высшие)

«Подлые»

(низшие)

Богатые купцы и

лица «свободных

профессий»

Ремесленники и

торговцы

Регулярные

пользовались

особой государственной

поддержкой

и льготами.

Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея» Реформы вызывали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии.  Недовольные реформами нуждались в лидере. Таковым оказался сын Петра I царевич Алексей.  Расхождения между отцом и сыном становились всё более очевидными. В 1716 году Алексей бежал в Австрию, но был возвращён П. А. Толстым. Царевич предстал перед судом. Под пытками Алексей признался в заговоре против отца и был приговорён к смертной казни, однако он умер в тюрьме.

Выступление против реформ.

«Дело царевича Алексея»

Реформы вызывали неприятие у многих, главным образом

у патриархальной аристократии.

Недовольные реформами

нуждались в лидере.

Таковым оказался сын Петра I

царевич Алексей.

Расхождения между отцом и сыном

становились всё более очевидными.

В 1716 году Алексей бежал в Австрию,

но был возвращён П. А. Толстым.

Царевич предстал перед судом.

Под пытками Алексей

признался в заговоре против

отца и был приговорён к смертной

казни, однако он умер в тюрьме.

Значение петровских преобразований. Усовершенствовали систему местного управления. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. Изменили пережитки местничества, стерев границы и в экономическом, и в служебном положении боярства и дворянства. Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав.

Значение петровских преобразований.

Усовершенствовали

систему местного

управления.

Церковь окончательно

превратилась в один из

государственных

инструментов.

Изменили пережитки

местничества, стерев границы

и в экономическом, и в

служебном положении

боярства и дворянства.

Реформы значительно

укрепили Российское

государство, поставили

его в ряд великих

европейских держав.

Термины.

Термины.

  • Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
  • Аристократия – родовая знать.
Использованная литература: Данилов А. А. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.

Использованная литература:

  • Данилов А. А.

История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.

  • http://hronos.km.ru/dokum/tabel.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок по истории 7 класса "Петровские реформы"

Автор: Ведерникова Надежда Владимировна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Реформы Петра I "
    ["seo_title"] => string(17) "rieformy-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "112894"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408974866"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(65) "proiekt-uroka-po-tiemie-priedposylki-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "261640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449161488"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства