kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОБЖ на тему: «История создания Вооружённых Сил России в дореволюционный период»

Цель: Познакомить учащихся с ходом становления Вооружённых Сил в России в дореволюционный период

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с основными этапами истории создания Вооружённых Сил в России в дореволюционный период

Развивающая: Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы

Воспитательная: Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России

Материально-техническое обеспечение: учебник (Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс), презентация, фильм ("Семь дней истории. Военные реформы Александра Второго")

Метапредметные связи: история

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

1) Вооружённые Силы Московского государства

2) Военные реформы в Российской империи

5. Рефлексия

6. Итоги

7. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их наличие по журналу

Во вступлении к уроку говорит о том, что учащиеся переходят к изучению нового раздела в курсе ОБЖ, посвящённого основам военной службы и обороны государства

Староста сообщает о наличии отсутствующих на уроке

2 мин.

2. Постановка целей и задач урока

Обращает внимание студентов на презентацию, где на каждом отдельном слайде проиллюстрированы различные этапы становления Вооружённых Сил Русского государства в дореволюционный период: Русь, Московское царство, Российская империя. На слайдах показан внешний вид русских воинов, их вооружение, сцены военных баталий. Перед учениками ставится задача на основе увиденного постараться определить тему урока

Спрашивает, каким термином можно объединить высказанные учащимися предположения и просит определить временной отрезок

Просит сформулировать, какие цели и задачи необходимо достичь при изучении данной темы

Спрашивает учащихся, актуально ли изучение истории Вооружённых Сил России для современной молодёжи

Анализируют содержание презентации и по окончании просмотра высказывают предположения, что на уроке будет изучаться история развития вооружения и изменения внешнего облика русского воина

С помощью или без помощи учителя формулируют тему урока

С помощью или без помощи учителя формулируют цели и задачи урока

Говорят, что знание истории является необходимым для современного человека в условиях попыток пересмотра исторического прошлого страны. Без знания своего прошлого у народа нет ни настоящего, ни будущего. Знания о Вооружённых Силах России особенно будут полезны для юношей, как будущих военнослужащих, способствуя воспитанию у них патриотизма и гордости за славную историю своей Родины

3 мин.

3. Актуализация знаний учащихся

Опираясь на пройденный учащимися на уроках истории материал, спрашивает, как выглядел древнерусский воин, чем был вооружён, что из себя представляло древнерусское войско

Хвалит учащихся за ответ и спрашивает, были ли принципиальные изменения в вооружённых силах на Руси в период возвышения Киева, феодальной раздробленности, монголо-татарского ига

Хвалит учащихся за ответы и спрашивает, была ли на Руси чёткая организационно-штатная военная структура со строгой многоступенчатой  иерархией, существованием различных родов войск как в современной России

Подтверждает предположение учащихся и спрашивает ученика, подготовившего сообщение о вооружённых силах Московского государства

Отвечают, что основу древнерусского войска составляла дружина, вооружённая палицами, щитами, мечами и копьями. Дружинники носили шлемы и кольчугу. Первоначально дружина формировалась из окружения князя и возглавлялась им как первым среди равных. В отсутствии князя и его дружины функции обороны брало на себя народное ополчение, не имеющее профессионального вооружения

Отвечают, что принципиальных изменений не было, однако указывают, что во времена Киевской Руси русское войско возглавлял киевский князь как самый старший и главный из русских князей, а в период раздробленности каждый князь со своей дружиной действовали самостоятельно. Последняя тенденция продолжалась и во времена монголо-татарского ига

Отвечают, что таковой организации ещё не существовало. Кроме дружинников, составляющих личной войско князя, профессиональных воинов не существовало.

5 мин.

4. Изучение нового материала

1) Вооружённые Силы Московского государства

2) Военные реформы в Российской империи

Оценивает ответ ученика, обращает внимание на презентацию, где даны название пункта и основные тезисы под запись:

1) Начало военной организации в Русском государстве было положено Иваном III, при котором были организованы дворянские формирования, составляющие поместное войско

Спрашивает, почему войско называлось поместным

2) При Иване IV появилось стрелецкое войско, в состав которого входили служилые люди по найму

Спрашивает, получали ли стрельцы за службу земельные владения

Хвалит учеников за ответ, подытоживая, что несмотря на проведённые преобразования, постоянной регулярной армии, которая занималась бы исключительно военными обязанностями ещё не существовало. Основу поместного войска, не считая немногочисленную дворянскую конницу, составляли крестьяне, основным занятием которых было сельское хозяйство. Стрельцы, жалование которым выплачивалось лишь 2 раза в год, в свободное от службы время занимались торговлей и огородничеством. Изъяны военной организации Московского государства ярко проявились к концу XVII в., когда в ходе Азовских походов 1695-1696 гг. русское войско не смогло решить задачу, поставленную Петром I - выйти к Чёрному морю. Требовалась профессиональная регулярная армия, которая была создана в ходе петровской военной реформы

Обращает внимание учащихся на слайд с таблицей (см. Приложение №1) и просит учащихся на основании учебника (стр. 152) найти материал для заполнения графы "Военная реформа Петра I"

Спрашивает учащихся, какой материал для заполнения удалось найти.

Затем на слайде появляются ответы

Для работы с графой, посвящённой военной реформе Александра II,

выходит из полноэкранного режима показа презентации и включает короткометражный учебный фильм, на основе которого учащиеся должны заполнить оставшуюся часть таблицы

Методом фронтального опроса проверяет ответы учащихся, корректирует их. По возможности спрашивает одного ученика на оценку

Выходит к доске и рассказывает подготовленное сообщение на 5 минут

Записывают в тетрадь

Отвечают, что дворяне за военную службу получали от великого князя земельные владения с крестьянами, которые и назывались поместьями

Записывают в тетрадь

Отвечают, что стрельцы в отличие от дворян получали не поместья, а денежное жалование

Перерисовывают таблицу, читают учебник и находят ответы

Отвечают, какой материал им удалось найти в учебнике

Заполняют графу про военную реформу Петра I

Смотрят фильм, попутно заполняя оставшуюся часть таблицы

Зачитывают учителю графу "Военная реформа Александра II"

28 мин.

10 мин.

18 мин.

5. Рефлексия

Учитель раздаёт карточки с заданием на рефлексию (см. Приложение №2) и просит учащихся закрыть тетради и учебники

На слайде появляются даты, имена, понятия, которые нужно вписать в нужную окружность

Фронтальным опросом проверяет учащихся

Закрывают учебники и тетради

Работают с карточками

5 мин.

6. Итоги

Подытоживая урок, говорит, что военные реформы в Российской империи проводили не только Пётр I и Александр II, однако преобразования других императоров не меняли основ военной структуры Вооружённых Сил России, поэтому в курсе ОБЖ не изучаются.

Октябрьская революция 1917 г. полностью разрушит прежнее государственное устройство России и ликвидирует вооружённые силы, открыв принципиально новую страницу в истории их дальнейшего становления.

Учитель благодарит учащихся за активную работу

Слушают учителя

2 мин.

5. Домашнее задание

Учить конспект

Приложения

Приложение №1

Военная реформа Петра I

Военная реформа Александра II

Период

1¼ XVIII в.

1860-1870-е гг.

Причины

1) неудачные Азовские походы 1695-1696 гг.

2) внешняя угроза (шведы, поляки, турки)

3) устаревшее вооружение

1) поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

2) крепостнические порядки

3) устаревшее вооружение

Вид воинской повинности

рекрутская

всесословная (всеобщая)

Призывной возраст

с 15 лет

с 21 года

Срок службы

сначала пожизненно, затем 25 лет

пехота - 15 лет, флот - 10 лет

Вид стрелкового оружия

гладкоствольное

нарезное

Вид флота

парусный

паровой

Последствия

Победа в Северной войне 1700-1721 гг.

Победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Персоналии

С. Л. Бухвостов - первый русский солдат

Д. А. Милютин - военный министр

Приложение №2

Вооружённые силы                     Военная реформа Петра I       Военная реформа Александра II                                                                                                

Московского государства                                                                    








 

Рекрутская повинность, всесословная повинность, нарезное оружие, паровой флот, парусный флот, 1860-70-е гг., Д. А. Милютин, стрельцы, 1¼ XVIII в., С. Л. Бухвостов, регулярная армия, гладкоствольное оружие, поместное войско

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период"»

Конспект урока по ОБЖ на тему: «История создания Вооружённых Сил России в дореволюционный период»

Цель: Познакомить учащихся с ходом становления Вооружённых Сил в России в дореволюционный период

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с основными этапами истории создания Вооружённых Сил в России в дореволюционный период

Развивающая: Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы

Воспитательная: Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России

Материально-техническое обеспечение: учебник (Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс), презентация, фильм ("Семь дней истории. Военные реформы Александра Второго")

Метапредметные связи: история

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

1) Вооружённые Силы Московского государства

2) Военные реформы в Российской империи

5. Рефлексия

6. Итоги

7. Домашнее задание


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их наличие по журналу




Во вступлении к уроку говорит о том, что учащиеся переходят к изучению нового раздела в курсе ОБЖ, посвящённого основам военной службы и обороны государства




Староста сообщает о наличии отсутствующих на уроке

2 мин.

2. Постановка целей и задач урока






















Обращает внимание студентов на презентацию, где на каждом отдельном слайде проиллюстрированы различные этапы становления Вооружённых Сил Русского государства в дореволюционный период: Русь, Московское царство, Российская империя. На слайдах показан внешний вид русских воинов, их вооружение, сцены военных баталий. Перед учениками ставится задача на основе увиденного постараться определить тему урока











Спрашивает, каким термином можно объединить высказанные учащимися предположения и просит определить временной отрезок




Просит сформулировать, какие цели и задачи необходимо достичь при изучении данной темы





Спрашивает учащихся, актуально ли изучение истории Вооружённых Сил России для современной молодёжи





















Анализируют содержание презентации и по окончании просмотра высказывают предположения, что на уроке будет изучаться история развития вооружения и изменения внешнего облика русского воина







С помощью или без помощи учителя формулируют тему урока





С помощью или без помощи учителя формулируют цели и задачи урока






Говорят, что знание истории является необходимым для современного человека в условиях попыток пересмотра исторического прошлого страны. Без знания своего прошлого у народа нет ни настоящего, ни будущего. Знания о Вооружённых Силах России особенно будут полезны для юношей, как будущих военнослужащих, способствуя воспитанию у них патриотизма и гордости за славную историю своей Родины

3 мин.

3. Актуализация знаний учащихся









































Опираясь на пройденный учащимися на уроках истории материал, спрашивает, как выглядел древнерусский воин, чем был вооружён, что из себя представляло древнерусское войско




















Хвалит учащихся за ответ и спрашивает, были ли принципиальные изменения в вооружённых силах на Руси в период возвышения Киева, феодальной раздробленности, монголо-татарского ига


















Хвалит учащихся за ответы и спрашивает, была ли на Руси чёткая организационно-штатная военная структура со строгой многоступенчатой иерархией, существованием различных родов войск как в современной России









Подтверждает предположение учащихся и спрашивает ученика, подготовившего сообщение о вооружённых силах Московского государства









Отвечают, что основу древнерусского войска составляла дружина, вооружённая палицами, щитами, мечами и копьями. Дружинники носили шлемы и кольчугу. Первоначально дружина формировалась из окружения князя и возглавлялась им как первым среди равных. В отсутствии князя и его дружины функции обороны брало на себя народное ополчение, не имеющее профессионального вооружения









Отвечают, что принципиальных изменений не было, однако указывают, что во времена Киевской Руси русское войско возглавлял киевский князь как самый старший и главный из русских князей, а в период раздробленности каждый князь со своей дружиной действовали самостоятельно. Последняя тенденция продолжалась и во времена монголо-татарского ига










Отвечают, что таковой организации ещё не существовало. Кроме дружинников, составляющих личной войско князя, профессиональных воинов не существовало.







5 мин.















































4. Изучение нового материала

1) Вооружённые Силы Московского государства












































































2) Военные реформы в Российской империи







Оценивает ответ ученика, обращает внимание на презентацию, где даны название пункта и основные тезисы под запись:

1) Начало военной организации в Русском государстве было положено Иваном III, при котором были организованы дворянские формирования, составляющие поместное войско


Спрашивает, почему войско называлось поместным







2) При Иване IV появилось стрелецкое войско, в состав которого входили служилые люди по найму


Спрашивает, получали ли стрельцы за службу земельные владения





Хвалит учеников за ответ, подытоживая, что несмотря на проведённые преобразования, постоянной регулярной армии, которая занималась бы исключительно военными обязанностями ещё не существовало. Основу поместного войска, не считая немногочисленную дворянскую конницу, составляли крестьяне, основным занятием которых было сельское хозяйство. Стрельцы, жалование которым выплачивалось лишь 2 раза в год, в свободное от службы время занимались торговлей и огородничеством. Изъяны военной организации Московского государства ярко проявились к концу XVII в., когда в ходе Азовских походов 1695-1696 гг. русское войско не смогло решить задачу, поставленную Петром I - выйти к Чёрному морю. Требовалась профессиональная регулярная армия, которая была создана в ходе петровской военной реформы


Обращает внимание учащихся на слайд с таблицей (см. Приложение №1) и просит учащихся на основании учебника (стр. 152) найти материал для заполнения графы "Военная реформа Петра I"




Спрашивает учащихся, какой материал для заполнения удалось найти.




Затем на слайде появляются ответы



Для работы с графой, посвящённой военной реформе Александра II,

выходит из полноэкранного режима показа презентации и включает короткометражный учебный фильм, на основе которого учащиеся должны заполнить оставшуюся часть таблицы




Методом фронтального опроса проверяет ответы учащихся, корректирует их. По возможности спрашивает одного ученика на оценку







Выходит к доске и рассказывает подготовленное сообщение на 5 минут















Записывают в тетрадь



Отвечают, что дворяне за военную службу получали от великого князя земельные владения с крестьянами, которые и назывались поместьями





Записывают в тетрадь




Отвечают, что стрельцы в отличие от дворян получали не поместья, а денежное жалование
















































Перерисовывают таблицу, читают учебник и находят ответы




Отвечают, какой материал им удалось найти в учебнике



Заполняют графу про военную реформу Петра I












Смотрят фильм, попутно заполняя оставшуюся часть таблицы







Зачитывают учителю графу "Военная реформа Александра II"

28 мин.

10 мин.













































































18 мин.

5. Рефлексия

Учитель раздаёт карточки с заданием на рефлексию (см. Приложение №2) и просит учащихся закрыть тетради и учебники



На слайде появляются даты, имена, понятия, которые нужно вписать в нужную окружность


Фронтальным опросом проверяет учащихся





Закрывают учебники и тетради






Работают с карточками

5 мин.

6. Итоги

Подытоживая урок, говорит, что военные реформы в Российской империи проводили не только Пётр I и Александр II, однако преобразования других императоров не меняли основ военной структуры Вооружённых Сил России, поэтому в курсе ОБЖ не изучаются.

Октябрьская революция 1917 г. полностью разрушит прежнее государственное устройство России и ликвидирует вооружённые силы, открыв принципиально новую страницу в истории их дальнейшего становления.


Учитель благодарит учащихся за активную работу






















Слушают учителя

2 мин.

5. Домашнее задание

Учить конспект



Приложения

Приложение №1


Военная реформа Петра I

Военная реформа Александра II

Период

1¼ XVIII в.

1860-1870-е гг.

Причины

1) неудачные Азовские походы 1695-1696 гг.

2) внешняя угроза (шведы, поляки, турки)

3) устаревшее вооружение

1) поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

2) крепостнические порядки

3) устаревшее вооружение

Вид воинской повинности

рекрутская

всесословная (всеобщая)

Призывной возраст

с 15 лет

с 21 года

Срок службы

сначала пожизненно, затем 25 лет

пехота - 15 лет, флот - 10 лет

Вид стрелкового оружия

гладкоствольное

нарезное

Вид флота

парусный

паровой

Последствия

Победа в Северной войне 1700-1721 гг.

Победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Персоналии

С. Л. Бухвостов - первый русский солдат

Д. А. Милютин - военный министр



Приложение №2

Вооружённые силы Военная реформа Петра I Военная реформа Александра II

Московского государства















Рекрутская повинность, всесословная повинность, нарезное оружие, паровой флот, парусный флот, 1860-70-е гг., Д. А. Милютин, стрельцы, 1¼ XVIII в., С. Л. Бухвостов, регулярная армия, гладкоствольное оружие, поместное войско






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период"

Автор: Французов Андрей Александрович

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295869

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства