Урок истории в 5 классе : "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
Урок истории в 5 классе : "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
Урок истории в 5 классе по теме "Древнейшая Греция. Греки и критяне"способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории, активизации их познавательной активности. Тип урока - комбинированный. На уроке применяются информационно-коммуникационные,здоровьесберегающие технологии. Урок на всех его этапах сопровождается презентацией. Урок содержит интересные приемы актуализации знаний учащихся (мотивационный блок), работу с исторической каhтой, рабочей тетрадью, физкультминутку, задания для закрепления нового материала. Материал урока соответствует новым образовательным стандартам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе : "Древнейшая Греция. Греки и критяне" »
Тема урока:
« Древнейшая Греция. Греки и критяне».
Цели:
Дать учащимся представление о местоположении, природных условиях, занятиях населения Древней Греции.
Продолжить формировать умение работать с исторической картой, текстом учебника, сравнивать природные условия разных стран.
Ознакомить учащихся с мифами о «Тесее и Минотавре», о «Дедале и Икаре». Показать значение мифа как источника знаний о прошлом.
Способствовать формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории Древней Греции. Активизировать их познавательные интересы.
Оборудование:
1.Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. «История Древнего мира», М.: Просвещение, 2013 г.
2. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. А.А.Вигасин, Г.И.Годер,
М.: Просвещение, 2013 г.
3.Историческая карта «Древняя Греция».
4. проектор, экран, презентация.
План урока:
Организационный момент
Мотивационный блок. Актуализация знаний учащихся.
Географическое положение, природные условия, занятия жителей Древней Греции.
Физкультминутка.
Миф о «Тесее и Минотавре», о «Дедале и Икаре»
. Гибель Критского царства.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим нашу подготовку к уроку.
- тетради на месте?
-ручки на месте?
-учебники на месте?
-дневник на месте?
-настроение отличное?
Мотивационный блок. Актуализация знаний.
Ребята, к нам на урок пришли две гостьи.
Муза истории – Клио и муза поэзии-Каллиопа.
Как вы думаете, из какой страны они прибыли?
- Ребята, какие у вас возникают образы, ассоциации о Древней Греции?
-Что вы знаете об этой стране? Чтобы вы хотели узнать?
А сейчас наши греческие гостьи расскажут вам о своей стране.
Клио: Ко мне, музе истории, мудрые относятся с почтением, а недалекие стараются не замечать меня. Горе народам и странам, которые не извлекают уроков из истории.
Каллиопа: ЯКаллиопа, муза эпической поэзии. Эллада славилась поэтами. Среди них самый великий – Гомер.
Попробуйте наше угощение (виноград, оливки) и послушайте нас.
Презентация .
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Нарцисс , и Геракл.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили.
И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли бы общаться.
Физика, космос, медуза, стратег –
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «Асфальт», «стадион», и «динамо»-
Скажешь ты это по -гречески прямо.
Учитель :
Ребята , вы знаете ,что такие слова как тетрадь, школа, ботаника, история тоже имеют греческое происхождение. Отцом истории называют греческого ученого-Геродота. Даже некоторые наши имена произошли от греческих.
Например:
Ангелина –«ангел, вестница»
Ксения-«гостья, чужестранка»
Татьяна-«устроительница»
Зинаида – «из рода Зевса»
Ирина –«мир»
Ребята, а какой символ Древней Греции находится сейчас в нашей стране и почему?
Это олимпийский огонь. Он прибыл к нам и Греции – родины олимпийских игр. 7 октября он начал эстафету по нашей стране. Огонь пронесут через 2014 населенных пунктов. Он побывал у нас в Туле, на северном полюсе и даже в космосе. А 7 февраля 2014 года он откроет зимние олимпийские игры в
г. Сочи.
Ребята на доске написан план урока. Сформулируйте, пожалуйста, наши цели и задачи.
1.Географическое положение, природные условия, занятия жителей Древней Греции.
2.Миф о «Тесее и Минотавре»,
3.Миф о «Дедале и Икаре»
4. Гибель Критского царства.
3. Географическое положение, природные условия, занятия жителей Древней Греции.
Работа с картой и рабочей тетрадью (задание №4)
Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря , как лягушки вокруг озера. Свою страну они называли Эллада, а себя эллинами.
-какое море омывало Грецию с востока, с запада, с юга?
-какой остров был самый крупный?
- какие города существовали в Древней Греции?
-найдите на карте самую высокую гору в Греции.
(отметьте на контурной карте)
В жизни греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. Ещё будучи детьми греки учились плавать, грести и ставить парус.
Греция - горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для землепашества и пастбищ здесь немного. Греки разводили мелкий рогатый скот , свиней, выращивали оливки, виноград и зерно. Вино не пили, пьянство осуждали. Охотились на кабанов, оленей и лисиц.
Греция богата полезными ископаемыми. Это медная , железная, серебряная руда, запасы глины, разнообразные породы камня.
Лесов в Греции было мало, каменистые горы были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями. В Греции нет полноводных рек. Горные реки, когда в марте тают снега, переполняются, клокочут, но уже в мае реки мелеют. В июле стоит сильная жара +40 в тени.
-Подумайте как эти природные условия могли повлиять на занятия греков?
Идет запись на доске.
Мореплавание
Рыболовство
Торговля
Ремесло
Охота
Скотоводство
Оливководство
Виноградарство.
4.Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз — согнуться-разогнуться.
Два — встать ровно, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте)
5. Миф о «Тесее и Минотавре», о «Дедале и Икаре».
Презентация.
А сейчас мы совершим путешествие на остров Крит.
Крит - прекраснейший остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся более чем на 200 км. Греки считали это остров – родиной Зевса – бога грома и молнии. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бух. Города Крита не были окружены крепостными стенами. Почему? Могущество Крита было основано на силе его флота. Никто бы не осмелился нападать на могущественный Крит. По свидетельству историков греческие города были подвластны правителю Крита и платили ему дань. Критский дворец был похож на лабиринт. В нем было множество парадных залов, жилых комнат, лестниц, дворов и портиков, мастерские и кладовые с запасами продовольствия и оружия.
На занятии исторического кружка мы с вами смотрели мультфильм о Тесее и Минотавре. (можно изучить миф на уроке или посмотреть отрывок мультфильма)
Знаменитый афинский мастер, построивший лабиринт - Д_ _ _ л
Восстанови последовательность событий
Гибель царя Эгея
Решение Тесея отправиться на Крит
Поединок Тесея с Минотавром
Уплата Афинами дани царю Эгею
4.Что означает крылатое выражение «Нить Ариадны»?
«Миф о Дедале и Икаре».
Ребята, давайте оживим картинку . (слайд )
Выходят два мальчика.
Дедал: Царь Минос угрожает расправой!
Икар: Мы погибли, отец, путей к спасанию нет: суша и море принадлежит Миносу.
Дедал: ты забыл про воздух, сын мой1 из перьев, крыльев и воска сделал я огромные крылья! Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.
- ребята, чем закончилась эта история?
-почему оба мифа имеют трагический характер?
6. Гибель Критского царства.
Рефлексия.
Ребята, что вы узнали нового на уроке?
Что вам понравилось на уроке, что не понравилось?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание. Изучить параграф №,выполнить задания в рабочей тетради № 1,2,4.