Конспект урока на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне."
Конспект урока на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне."
ЗАДАЧИ УРОКА:Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий (Метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, в 2-х частях, 5 класс. Г.И. Годер., - М.: Просвещение. 2014.
Историческая карта «Древняя Греция», оценочный лист, авторская презентация с иллюстративным рядом; раздаточный материал с заданиями для работы в парах.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
(1 мин.)Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.
Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.
(5 мин)Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать понятия и их суть.
- И так, ребята, изучая страны Древнего мира, мы с вами познакомились с историей многих государств, ранее существовавших в древнем мире и это составляет 1/3 часть пути, который мы уже прошли при изучении истории стран Древнего Востока. Они дали миру много выдающихся имен и достижений.
- Помните ли вы их? (на доске висят 7 названий городов, пять из них относится к истории Древнего Востока, две – к истории Древней Греции). (См. Приложение 1)
- Давайте с вами посмотрим, насколько хорошо вы их помните и по пути рассмотрения обсудим их.
Вопросы к классу:
- Какие города вам уже знакомы?
- С какими возникли затруднения? (Двумя) - Почему? (они нам не знакомы).
Задание №1: - Предлагаю вам сейчас разделить их. Те, что относятся к истории Древнего Востока, мы повесим слева, а те, что мы не знаем, прикрепим справа.
Проверка по эталону: на слайде презентации.
- О какой стране идет речь? Как вы думаете? (Древняя Греция)
(мотивация учеников на изучение нового материала).
Определение темы урока:
- Наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”, учебник на стр. 116.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.- С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы. (запись на доске)
План:
1.Географическое положение.
2.Миф о Тесее и Минотавре.
3.На Древнем Крите.
4. Гибель Критского царства.
(Один из учеников выходит к доске и записывает тему урока и главные вопросы, а так же учащиеся записывают в тетрадь).
Актуализация знаний.
(3 мин)
- Вспомните, что такое карта? ответы учащихся
Алгоритм чтения исторической карты: (выводится на слайд презентации)
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
- Молодцы! Помните! Повторили!
Вопрос к классу: Как вы думаете, с чем нам сейчас предстоит работать для ответа на первый вопрос плана урока? ответы учащихся
IV. Первичное усвоение новых знаний.
(7 мин)- Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Давайте с вами откроем стр. 115 нашего учебника, и поработаем с картой (фронтальная работа).
Задание 2. Внимательно изучите карту и ее легенду.
- Древняя Греция занимает юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье западной Малой Азии.
- Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. ( Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция).
- В Южной и Средней Греции выделялись области. Каким условным значком они
обозначены? (красной линией)
- Назовите эти области ( Средняя Греция - Беотия, Аттика; Южная Греция -
Мессения, Лакония)- показать на карте
-Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите некоторые из
них ( Розовой точкой. Афины, Спарта, Тиринф и т.д.) Почти все крупные города стоят
у моря.
- Назовите: моря, омывающие Грецию; крупнейший остров, расположенный рядом с
Грецией. (Ионические, Средиземное, Эгейское моря; о. Крит.)
- Смотрим, а в чем отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (отсутствие полноводных рек, близость моря, природные возвышенности).
Задание №3. Самостоятельная работа в рабочей тетради, стр. 4-5, выполнить №4. (в учебнике стр. 116.). Учащиеся работают с рабочими тетрадями и картой, выборочная проверка.
V. Физкультминутка (2 мин) Физминутка «Капуста». Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.(сидя)
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
VI. Первичная проверка понимания. (9 мин)
- Молодцы, ребята, все справились! Продолжаем курс на Балканский полуостров!
- На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис)
Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!
Работа в парах.
Задание №4. Продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), работая в парах, заполнить таблицу, которая находится на ваших партах. (См. приложение №2)
Вопросы:
Ответы:
1. Кто такой Минотавр? Кто такой Эгей?3. А как звали сына царя Эгея?4. Какой подвиг совершил Тесей?
5. Что такое лабиринт?
6. Кто такой Минос?
7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?
8. К кому за помощью обратилась девушка?
Взаимопроверка в парах после выполнения по эталону на слайде (в случае неверных ответов, учащиеся вносят исправления, на полях указывают количество ошибок.
Оценивание по итогам выполнения 3-х заданий:
- выполнено без ошибок «5»
- при наличии 1, 2 ошибки «4»
- 3 и более – «3».
Оценки озвучиваются и выставляются в журнал учителем.
- Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?
Дети выдвигают свои гипотезы.
- Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.
- И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».
- представьте себе как зрители наблюдали такие игры с быком, основываясь на иллюстрации! (ответы учащихся).
- В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.
VII. Первичное закрепление. (4 мин)
- Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Для этого откроем вновь наши рабочие тетради и выполним задания №1,2,3, вместе проговаривая. (Задания одновременно выводятся на экран проектора).
Задание №5. Рабочая тетрадь на печатной основе, №3.
№1. Впишите недостающие слова.Греция расположена в Европе, в южной части
_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________.
№2. Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
№ 3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
1.М_ _ _ с – царь Крита 3. А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
2.Э __ _ й – царь Афин. 4. М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.
Проверка по эталону: на слайде презентации.
VIII. Рефлексия. (4 мин)
- Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ с предложения "Древняя Греция. "
(слушаем ответы учащихся)
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин.)
Базовый: §24,пересказ, р.т. стр. 6 № 6.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».
Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - (2 мин).
Давайте подведем итог урока:
Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
Выставление и комментирование оценок за урок.
Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом в виде цветовой реакции. Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета.
Желтый цвет – радостное настроение; Синий – плохое, унылое настроение;
После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.
XI. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. - (1 мин).
" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне."»
ТЕМА УРОКА: Древнейшая Греция. Греки и критяне.
ТИП УРОКА: Урок введения нового знания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы, технологий: ИКТ, дифференцированного обучения, продуктивного чтения и здоровье сбережения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.
Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий (
Метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:
Учебник:Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, в 2-х частях, 5 класс. Г.И. Годер., - М.: Просвещение. 2014.
Историческая карта «Древняя Греция», оценочный лист, авторская презентация с иллюстративным рядом; раздаточный материал с заданиями для работы в парах.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
(1 мин.)
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.
Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.
(5 мин)
Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать понятия и их суть.
- И так, ребята, изучая страны Древнего мира, мы с вами познакомились с историей многих государств, ранее существовавших в древнем мире и это составляет 1/3 часть пути, который мы уже прошли при изучении истории стран Древнего Востока. Они дали миру много выдающихся имен и достижений.
- Помните ли вы их? (на доске висят 7 названий городов, пять из них относится к истории Древнего Востока, две – к истории Древней Греции). (См. Приложение 1)
- Давайте с вами посмотрим, насколько хорошо вы их помните и по пути рассмотрения обсудим их.
Вопросы к классу:
- Какие города вам уже знакомы?
- С какими возникли затруднения? (Двумя) - Почему? (они нам не знакомы).
Задание №1: - Предлагаю вам сейчас разделить их. Те, что относятся к истории Древнего Востока, мы повесим слева, а те, что мы не знаем, прикрепим справа.
Проверка по эталону: на слайде презентации.
- О какой стране идет речь? Как вы думаете? (Древняя Греция)
(мотивация учеников на изучение нового материала).
Определение темы урока:
- Наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”, учебник на стр. 116.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.
- С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы. (запись на доске)
План:
1.Географическое положение.
2.Миф о Тесее и Минотавре.
3.На Древнем Крите.
4. Гибель Критского царства.
(Один из учеников выходит к доске и записывает тему урока и главные вопросы, а так же учащиеся записывают в тетрадь).
Актуализация знаний.
(3 мин)
- Вспомните, что такоекарта? ответы учащихся
Алгоритм чтения исторической карты: (выводится на слайд презентации)
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
- Молодцы! Помните! Повторили!
Вопрос к классу: Как вы думаете, с чем нам сейчас предстоит работать для ответа на первый вопрос плана урока? ответы учащихся
IV. Первичное усвоение новых знаний.
(7 мин)
- Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Давайте с вами откроем стр. 115 нашего учебника, и поработаем с картой(фронтальная работа).
Задание 2. Внимательно изучите карту и ее легенду.
- Древняя Греция занимает юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье западной Малой Азии.
- Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. ( Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция).
- В Южной и Средней Грециивыделялись области. Каким условным значком они
обозначены? (красной линией)
- Назовите эти области ( Средняя Греция - Беотия, Аттика; Южная Греция -
Мессения, Лакония)- показать на карте
-Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите некоторые из
них ( Розовой точкой. Афины, Спарта, Тиринф и т.д.) Почти все крупные города стоят
у моря.
- Назовите: моря, омывающие Грецию; крупнейший остров, расположенный рядом с
Грецией. (Ионические, Средиземное, Эгейское моря; о. Крит.)
- Смотрим, а в чем отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (отсутствие полноводных рек, близость моря, природные возвышенности).
Задание №3. Самостоятельная работа в рабочей тетради, стр. 4-5, выполнить №4. (в учебнике стр. 116.). Учащиеся работают с рабочими тетрадями и картой, выборочная проверка.
V. Физкультминутка (2 мин)
Физминутка «Капуста». Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.(сидя)
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
VI. Первичная проверка понимания. (9 мин)
- Молодцы, ребята, все справились!! Продолжаем курс на Балканскийполуостров!
- На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис)
Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!
Работа в парах.
Задание №4. Продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.
Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), работая в парах, заполнить таблицу, которая находится на ваших партах. (См. приложение №2)
Вопросы:
Ответы:
1. Кто такой Минотавр?
2. Кто такой Эгей?
3. А как звали сына царя Эгея?
4. Какой подвиг совершил Тесей?
5. Что такое лабиринт?
6. Кто такой Минос?
7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?
8. К кому за помощью обратилась девушка?
Взаимопроверка в парах после выполнения по эталону на слайде (в случае неверных ответов, учащиеся вносят исправления, на полях указывают количество ошибок.
Оценивание по итогам выполнения 3-х заданий:
- выполнено без ошибок «5»
- при наличии 1, 2 ошибки «4»
- 3 и более – «3».
Оценки озвучиваются и выставляются в журнал учителем.
- Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?
Дети выдвигают свои гипотезы.
- Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.
- И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».
- представьте себе как зрители наблюдали такие игры с быком, основываясь на иллюстрации! (ответы учащихся).
- В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.
VII. Первичное закрепление. (4 мин)
- Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Для этого откроем вновь наши рабочие тетради и выполним задания №1,2,3, вместе проговаривая. (Задания одновременно выводятся на экран проектора).
Задание №5. Рабочая тетрадь на печатной основе, №3.
№1. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части
_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .
№2. Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
№ 3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
1.М_ _ _ с – царь Крита 3. А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
2.Э __ _ й – царь Афин. 4. М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.
Проверка по эталону: на слайде презентации.
VIII. Рефлексия. (4 мин)
- Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ с предложения "Древняя Греция.. "
(слушаем ответы учащихся)
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин.)
Базовый: §24,пересказ, р.т. стр. 6 № 6.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».
Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - (2 мин).
Давайте подведем итог урока:
Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
Выставление и комментирование оценок за урок.
Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом в виде цветовой реакции. Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета.
Желтый цвет – радостное настроение; Синий – плохое, унылое настроение;
После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.
XI. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. - (1 мин).
" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"