Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."
Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."
Тема: «Отечественная война 1812 г.»
Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне; продолжить воспитание школьников в духе патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, сумевший отстоять независимость и сокрушить военную мощь Французской империи.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2007;Карта, разноуровневые карточки, раздаточный материал, портреты
План:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский маневр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «великой армии».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."»
4 урок 8 класс Данилов
Тема: «Отечественная война 1812 г.»
Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне; продолжить воспитание школьников в духе патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, сумевший отстоять независимость и сокрушить военную мощь Французской империи.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2007;Карта, разноуровневые карточки, раздаточный материал, портреты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
Беседа по вопросам параграфа 3.
3) Введение новых знаний.
План:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский маневр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «великой армии».
Беседа и работа с учебником ( с. 24)
- Назовите причины войны 1812г. между Россией и Францией.
- Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий России и Франции.
Запись на доске и в тетради:К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования
- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу — жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)
- Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)
- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)
Запись на доске и в тетради:12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России.
С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там -мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей.
Работа с каргой
- Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра 1 подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».)
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)
Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.
Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его.
Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось.
В Смоленске, 22 мая (3 августа) 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. Вывод: план Наполеона сорван.
Запись на доске и в тетради:8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
В городах шло формирование ополчений в помощь армии.
- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение -военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVIII в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)
Запись на доске и в тетради:
26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.
Один из учеников зачитывает определения терминов:
Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;
Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.
Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия - конное войско.
Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия.
Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские -45 тыс. человек.)
Цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е. ЕЗ. Тарле.). Но от Бородина русские войска отошли к Москве.
Запись на доске и в тетради:Военный совет в Филях. Цель: принять решение, оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»')
итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.
Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.
- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?
Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны в виду действия русских партизан.
Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасы, и вооружения, дать новое сражение. Известны также слова Александра I, сказанные им накануне войны с Наполеоном: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России». В стране разрасталось партизанское движение.
- Кто такие партизаны? (Партизан ~ член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)
Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о неродном характере войны. Когда не только армия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.
Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)
Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии, а маршал Даву едва избежал плена.
В районе р. Березины в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся огромные потери.. Наполеон бросает остатки соей армии и тайно отправляется во Францию, чтобы собрать новую армию. 6 (18) декабря 1812г. Он был в Париже. 6 января 1813г. Александр издает манифест об окончании войны.
4) Закрепления материала.
1. Почему война России и Франции была неизбежной? 2. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»? 3. Каковы были планы Наполеона в отношении военной кампании в России? 4. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России после окончания войны? 5. Почему русская армия оказалась разделенной на три части? 6. Насколько оправданным был приказ М. Б. Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано? 7. Почему Александр I не спешил с назначением М. И. Кутузова главнокомандующим армией? 8. Чем можно объяснить большой размах партизанского движения в годы войны? 9. Кого из партизан вы знаете? Расскажите о них. 10. Чем можно объяснить поражение Наполеона в войне? 11. Какое значение имела победа русской армии над Наполеоном? 12. Какие последствия имел разгром армии Наполеона для судеб Европы? 13. Какую роль в Отечественной войне сыграло Бородинское сражение? Кто в нем победил? Почему?
5) Подведение итогов урока.
6). Выставление оценок за урок.
7) Домашнее задание:
Для всех учащихся:
прочитать § 4, ответить на вопросы и задания
Учебно-исследовательский уровень:
Используя дополнительный материал, выскажите мнение, был ли крах империи Наполеона Бонапарта неизбежен.
Творческое задание:
Темы докладов и сообщений: 1. М. И. Кутузов — главнокомандующий русской армией в 1812 г. 2. Бородинское сражение. 3. Смоленское сражение. 4. Партизанское движение в годы войны. 5. Герои-партизаны Отечественной войны. 6. Мой край в годы Отечественной войны. 7. Народы России в борьбе с нашествием Наполеона.
К июню 1812 г.:
французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия;
российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования
12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России.
8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
26 августа 1812 г. -Бородинское сражение.
Военный совет в Филях.Цель: принять решение, оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.