kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Отечественная война 1812 г.»

Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне; продолжить воспитание школьников в духе патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, сумевший отстоять независимость и сокрушить военную мощь Французской империи.

Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны.                                                         

 Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.

   Оборудование урока:  учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2007;Карта, разноуровневые карточки, раздаточный материал, портреты

План:

1. Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

 4. Бородино.

5. Тарутинский маневр.

6. Партизанское движение.

 7. Гибель «великой армии». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."»

4 урок 8 класс Данилов

Тема: «Отечественная война 1812 г.»

Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне; продолжить воспитание школьников в духе патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, сумевший отстоять независимость и сокрушить военную мощь Французской империи.

Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны.

Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2007;Карта, разноуровневые карточки, раздаточный материал, портреты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

Беседа по вопросам параграфа 3.

3) Введение новых знаний.

План:

1. Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

4. Бородино.

5. Тарутинский маневр.

6. Партизанское движение.

7. Гибель «великой армии».

Беседа и работа с учебником ( с. 24)

- Назовите причины войны 1812г. между Россией и Францией.

- Используя учебник, найдите и запишите данные о численно­сти армий России и Франции.

Запись на доске и в тетради: К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования

- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вто­рую половину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудитель­ному принципу — жажде славы и денег, она теряла свою надеж­ность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воин­ская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского насе­ления страны не были обучены военному делу.)

- Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Ро­дины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)

Запись на доске и в тетради: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России.

С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там -мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, ко­торая была им представлена такой угрожающей.

Работа с каргой

- Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра 1 подписания мирного дого­вора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за но­ги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».)

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполео­на? (Армиям необходимо было соединиться, для этого при­шлось отступать.)

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей зна­чительно сократили те средства, которые могла дать страна, распо­лагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его.

Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось.

В Смоленске, 22 мая (3 августа) 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру.
Вывод: план Наполеона сорван.

Запись на доске и в тетради: 8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение -военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созыва­лось в начале XVIII в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.

Один из учеников зачитывает определения терминов:

Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укре­пление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия - конное войско.

Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия.

Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.

- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мне­нию, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колос­сальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские -45 тыс. человек.)

Цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска не­сколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону фран­цузам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е. ЕЗ. Тарле.). Но от Бородина русские войска отошли к Москве.

Запись на доске и в тетради: Военный совет в Филях. Цель: принять решение, оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.

- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не ре­шался дать сражение. «Пока цела армия, есть надежда с че­стью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»')

итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон всту­пил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и ма­родерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые на­ходились в городе.

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?

Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне вой­ны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Боро­динском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал за­вершить военную кампанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и нена­дежны в виду действия русских партизан.

Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасы, и воо­ружения, дать новое сражение. Известны также слова Александра I, сказанные им накануне войны с Наполеоном: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет ос­таваться в России». В стране разрасталось партизанское движение.

- Кто такие партизаны? (Партизан ~ член народного вооружен­ного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)

Партизанское движение, как и народ­ное ополчение, свидетельствовало о неродном характере войны. Ко­гда не только армия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться мате­риального и численного превосходства над противником. Ополчен­цев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Напо­леона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возмож­ное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к не­затронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути сле­дования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, во­семь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграж­давшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)

Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась парал­лельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкнове­ния с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии, а маршал Даву едва избежал плена.

В районе р. Березины в Западной Белоруссии остатки армии На­полеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие не­которой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся огромные потери.. Наполеон бросает остатки соей армии и тайно отправляется во Францию, чтобы собрать новую армию. 6 (18) декабря 1812г. Он был в Париже. 6 января 1813г. Александр издает манифест об окончании войны.

4) Закрепления материала.

1. Почему война России и Франции была неизбежной? 2. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»? 3. Каковы были планы Наполеона в отношении военной кампании в России? 4. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России после окончания войны? 5. Почему русская армия оказалась разделенной на три части? 6. Насколько оправданным был приказ М. Б. Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано? 7. Почему Александр I не спешил с назначением М. И. Кутузова главнокомандующим армией? 8. Чем можно объяснить большой размах партизанского движения в годы войны? 9. Кого из партизан вы знаете? Расскажите о них. 10. Чем можно объяснить поражение Наполеона в войне? 11. Какое значение имела победа русской армии над Наполеоном? 12. Какие последствия имел разгром армии Наполеона для судеб Европы? 13. Какую роль в Отечественной войне сыграло Бородинское сражение? Кто в нем победил? Почему?

5) Подведение итогов урока.

6). Выставление оценок за урок.

7) Домашнее задание:

Для всех учащихся:

прочитать § 4, ответить на вопросы и за­дания

Учебно-исследовательский уровень:

  1. Используя дополнительный материал, выскажите мнение, был ли крах империи Наполеона Бонапарта неизбежен.

  2. Творческое задание:

Темы докладов и сообщений: 1. М. И. Кутузов — главнокомандующий русской армией в 1812 г. 2. Бородинское сражение. 3. Смоленское сражение. 4. Партизанское движение в годы войны. 5. Герои-партизаны Отечественной войны. 6. Мой край в годы Отечественной войны. 7. Народы России в борьбе с нашествием Наполеона.




К июню 1812 г.:

французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия;

российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования



















12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России.



8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.



26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.




Военный совет в Филях. Цель: принять решение, оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 г."

Автор: Позняк Болеслава Николаевна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Повторительно – обобщающий урока по теме:   «Отечественная война 1812 года» "
    ["seo_title"] => string(84) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-uroka-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "161957"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422289857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока истории тема Отечественная война 1812 года "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-istorii-tiema-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "116237"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412346307"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-istorii-v-8-klassie-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "108857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403882169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства