kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории тема Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Отечественная война 1912 года"

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала

Оборудоание урока: 

1, Тексты художественных и публицистических произведений.

2. Компьютер, презентация к уроку, диск CD Уроки Отечественной истории XIX-XX века.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории тема Отечественная война 1812 года »

Тема урока: «Отечественная война 1812г.»

Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала

Оборудование урока:

1. Тексты художественных и публицистических произведений;

2. Компьютер, презентация к уроку, диск CD Уроки Отечественной истории XIX-XX век».

Цели урока:

- познакомить с причинами и ходом Отечественной войны.

- развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное

- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российских солдат и партизан

Основные понятия: Отечественная война, партизаны, флеши, редут, батарея, фураж

Даты:

12 июня 1812г. -25 декабря 1812г.

26 августа 1812г.

Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, организация внимания учащегося.


Включается в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация обучения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация повторения знаний учащегося.

Участвует в работе по повторению: в беседе с учителем отвечает на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащегося, вместе с ним определяет цель урока; внимание на значимость темы.

Записывает дату в тетрадь и тему.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.


4. Изучение нового материала

Сформировать представление о причинах, ходе и результатах войны 1812 г.;познакомить учащегося с историческими деятелями - участниками войны;

Организация и контроль за процессом усвоения материала.

Работает над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


5. Рефлексия (подведение итогов урока)

Сформулировать выводы по теме урока.

Дать оценку работы учащегося.

Формулирование выводов по теме. Подведение итогов работы учащегося .

Учащийся высказывает мнение о собственной деятельности на уроке

Регулятивные: оценивание собственной деятельности уроке.


6. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывает в дневник задание.


Ход урока

2. Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение внешней политики России в начале XIX века. Для начала необходимо вспомнить, как развивались отношения в мире и какую роль во внешнеполитическом развитии играла Россия.

Вопросы:

- Назовите основные направления внешней политики Александра I. (Ближневосточное и Европейское направления)

- В чем причины неудач России в военных компаниях 1805-1807гг?

(Несогласованность действий союзников. Антифранцузская коалиция была непрочной, все ее участники имели свои интересы)

- Основное условие Тильзитского мира? (присоединение к континентальной блокаде против Англии)

- Почему Россия нарушила Тильзитский договор, и Наполеон разорвал дипломатические отношения. Какие действия могли за этим последовать? ( война)

3. Итак, как думаете, что будет темой нашего урока? (Отечественная война 1812 года)

4. Учитель: 12 июня 1812г. более чем 400-тысячная армия Наполеона перешла Неман и вторглась в Россию. Началась Отечественная война 1812 г.

С какой же целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ № 1 Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.

Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Вопрос: Каковы причины и повод войны, по словам Наполеона?

Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее, чем Франция. Повод нарушение Тильзитского договора

Да действительно, Наполеон писал: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.

Наполеон, стремясь к мировому господству, захватив пол Европы, решил захватить Россию. После нарушения Россией условий Тильзитского мира обе страны готовились к войне. С обеих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы.

Давайте познакомимся с планами воюющих сторон и их готовностью к войне (слайд №3).

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте подумаем: каков же должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему. (Ответ: победа французов: 1.Французская армия: в 2 раза превосходила по численности русскую армию. 2. Русская армия состояла из 3-х армий, которые были далеко друг от друга. В таблице наглядно видно, что армия Наполеона была готова к войне лучше, чем русская армия.

Но победу в войне 1812г. одержала Россия. Как это получилось, почему при очевидной слабости и неподготовленности России к войне победа осталось за русским?

Задание (слайд 4) прочитай слова Наполеона и определи, куда он хотел нанести основной удар. ( “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”).

Так как Александр не знал куда Наполеон нанесет первый удар он разделил армию на три части: первая армия Барклая-де-Толли была сосредоточена в Виленской губернии и должна была закрыть дорогу на Петербург, вторая – Багратиона южнее Ковно закрывала дорогу на Москву, на Юге – третья армия генерала Тормосова защищала Киев. Соответственно, сразу после переправы армий Наполеона через Неман, первая и вторая армии, начали, двигаться вглубь территории России для соединения у Смоленска.

На первом этапе войны командование армией взял на себя сам император Александр I , первые неудачи заставили его отказаться от командования и назначить главнокомандующим М.И. Кутузова.

М.И. Кутузов 7 (29) августа прибыл в армию. После поражения под Смоленском русская армия продолжив отступление, остановилась в 10 верстах от Можайска на Бородинской позиции. Армии начали готовиться к генеральному сражению.

Бородинское сражение Просмотр фрагмента битвы с CD носителя 5 минут

Сражение, длившееся, более десяти часов, началось рано утром 26 августа и унесло не менее 50 000 убитыми и ранеными, не принесло Наполеону окончательной победы, армия Наполеона «расшиблась об русскую».

К вечеру 26 августа (7 сентября) основное поле сражения осталось в руках французов, но наша армия не только не бежала, не только не была окончательно разгромлена, а настроена была продолжить сражение на следующий день. Но Кутузов приказал отступать. Дело в том, что наши потери не только были несколько больше французских, но у Кутузова не было никаких свежих резервов, а у Наполеона оставалась в резерве и не была обескровлена 18 000 старая гвардия – лучшие части – а вечером подошли около 6 000 свежих резервов.





Работа с документами: используя фрагменты исторических документов, выскажи свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.







Учитель: «пушки под Бородино прогремели отходную французской армии». Отходная – не смерть, но предвестник неизбежно близкой смерти».

Запись в тетради: Флеши – полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла.

Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью.

Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий.

Кавалерия – конное войско.


1 сентября в деревне Фили на военном совете Кутузов после долгого совещания с другими полководцами принял решение оставить Москву, поскольку потеря Москвы не означала окончательного поражения – главное было сохранить армию. Рано утром 2 сентября почти всё население столицы вместе с армией покинуло Москву, а Наполеон уже стоял на Поклонной горе и напрасно ждал официальной сдачи города. Вместо ключей от Москвы он получил страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Наполеон, вступив в Москву, отдал город на разграбление своим войскам. Мародеры грабили соборы и церкви, усыпальницы русских царей, истребляли запасы продовольствия. Бонапарт трижды предлагал Александру начать переговоры о мире, но ответа не получил. Не мог он найти и Кутузова.

Кутузов совершил знаменитый Тарутинский маневр: отступление русских войск 2-6 сентября шло по рязанской дороге, а потом было повернуто на калужскую дорогу, и 9 сентября армия расположилась лагерем у с. Тарутино в 80 км юго-западнее Москвы. Этим маневром Кутузов прикрыл города Калугу и Тулу, откуда подходили резервы, вооружение, продовольствие, это дало ему возможность к концу сентября сосредоточить в Тарутино уже превосходящие силы и закрыть Наполеону дорогу на юг.

----Одновременно разгоралось пламя народной партизанской войны. На Смоленской и Калужской дорогах действовал знаменитый отряд под командованием полковника гусарского полка Дениса Давыдова.

Учитель: Зимовать в сожженной Москве отдаленной от баз с резервами и продовольствием на тысячи км, подвергаясь постоянно растущей партизанской войне, зная, что русская армия увеличивается и укрепляется в Тарутино было самоубийством.

7 октября Наполеон приказал оставить Москву. Он отправился по Калужской дороге, все ещё надеясь прорваться на юг, но под Малоярославцем 12 октября произошло крупное сражение, в котором армия французов потерпела поражение. Утром 13 октября Наполеон отдал приказ об отступлении по разоренной Смоленской дороге. Отступление французов по старой Смоленской дороге превратилось в гибель великой армии.

Отступление или бегство Наполеона продолжалось с 13 октября (26) по 2 декабря (15) 1812 года. 14 ноября Наполеон подошел к реке Березине, где потерял на берегах замерзающей уже реки более 20 000 человек. Сам Наполеон сумел избегнуть гибели, но армия его погибла в России. Уже 6 декабря он был в Париже, а Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.

4 После победы над Наполеоном Россия была принята мировым сообществом, как полноправный партнер. Эта победа определилась высоким патриотизмом русского народа и талантом российских полководцев- Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толи. Она укрепила авторитет России и Российской монархии.

Значение войны. Отечественная война 1812 г. - величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей. Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены, сильно пострадала Москва. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

Закрепление материала.

Карточка № 9

1. Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:

а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию

б) Превосходством сил Наполеона

в) Неумелым руководством Александра I

2. Из приведённых ниже участников войны 1812 г. партизаном был:

а) П.И.Багратион

б) Н.Н.Раевский

в) Д.В.Давыдов

г) М.Б. Барклай де Толли

3. Название, не связанное с событиями войны 1812 года:

а) р. Березина

б) Тильзит

в) Малоярославец

г) Смоленск

4. Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:

а) Сохранить русскую армию

б) Навязать Наполеону зимнюю компанию

в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону

г) Затянуть войну

5. Дата Бородинского сражения:

а) 7 сентября 1812 г.

б) 26 августа 1812 г.

в) 8 ноября 1812 г.

г) 12 июня 1812г.

6. Текст с ошибками

Зимой 1812 года малочисленная французская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России. Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве. Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска. Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.

5.Подведение итогов урока. (оценка работы учащегося).

6. Домашнее задание & 4 . Выполнить задания в рабочей тетради (заполнить таблицу).


Литература

1. Данилов.А.А., Косулина Л.Г., История России XX век-М.: Просвещение,2009г.

2. «России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX века, т 1,2 - Ленинград: «Художественная литература», 1988г.

3.. http://2mir-istorii.ru/lichnosti-novaya-istoriya/505- otechestvennaya-voyna-1812-goda.html

4. Бородинское сражение: [Электронный ресурс]- Режим доступа:

5. диск CD Уроки Отечественной истории XIX-XX век




7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока истории тема Отечественная война 1812 года

Автор: Легоньких Лидия Павловна

Дата: 03.10.2014

Номер свидетельства: 116237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-istorii-v-8-klassie-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "108857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403882169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства