kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

целью урока : дать представление  об источниках исторических знаний; рассмотреть их виды и как они возникают; ознакомить учащихся с науками археология, этнография; научить учащихся выражать свои мысли.

Урок начинается с фронтального опроса. Согалсно новому учебному  материалу на доске пишется план темы. Учитывая, что эти термины и понятия не были ранее знакомы детям вывешивается подготовленный плакат " Исторические источники"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс »

Урок № 9

10 класс история Казахстана дата

Тема: Основные исторические источники.

Цели урока: Дать представление об источниках исторических знаний.

Обучающая: Что такое исторические источники; их виды, как они возникают. Что изучают науки археология, этнография? Их роль в постижении истории.

Развивающая: Научить учащихся свободно выра­жать свои мысли и мнения. Сформировать навыки пра­вильного заключения своих рассуждений и сравнения их с мнениями других одноклассников. Развить в себе спо­собности к различению особенностей и общего в источ­никах, при этом использовать материалы предыдущего занятия.

Воспитательная: Воспитать у учащихся уважение к труду историков, научить важности написания исто­рии для различных исторических отраслей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: смешанный

Наглядные материалы:

  1. Рисунки археологических раскопок на месте древ­них городов (например, Бузок).

  2. Изображения каменных стел с древними письме­нами в честь Культегина и Тоныкока.

3.Карта «Казахстан в древности».

4.Таблицы, начерченные на плакатах.

5. Презентация PowerPoint. Флипчарт.
Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие класса. Проверка готовности, отсутствующих. Сообщение темы, цели, задачи урока.

II. Опрос домашнего задания.

Домашнее задание: пересказ § 1 по пунктам, выборочно проверить желающих 2-3 учеников,

Далее провидится фронтальная беседа, с использованием флипчарта.

- Каково значение слова «история»?

- Кто первым использовал его?

- Кого мы называем «отцом истории»? Почему?

- Как вы думаете, зачем нужно изучать историю?

- Из каких периодов состоит история Казахстана?

- Почему история Казахстана считается частью всемирной истории?

Подобными вопросами, можно у детей научить правильно, формулировать свои умозаключения и доводы.

III Объяснение нового материала

Учитель пишет на доске тему: «Источники истори­ческих знаний». Обращает внимание уча­щихся на вышеназванный наглядный материал (для того чтобы ребята не отвлекались во время опроса домашне­го задания, можно с самого начала урока спрятать его на внутреннюю стенку раскрывающейся доски).

По ри­сункам, вывешенным на доске, учащимся задается воп­рос: «Что вы видите на рисунках?» Тем самым учитель открывает новую тему урока.

Согласно новому учебному материалу на доске пи­шется план темы.

План темы:

1. Источники исторических знаний:

а) письменные источники;

б) устные источники;

в) археологические источники;

г) этнографические источники.

Учитывая, что эти термины и понятия не были ранее знакомы детям, вывешивается заранее подготовленный плакат «Исторические источники».

Исторические источники

Устные

Письменные

Археологические

Этнографические






Учитель рассказывает осо­бенности данной темы:

«До сегодняшнего дня история нашего отечества изучалась по вещественным данным и письменным сведениям на других языках. Однако у ка­захского народа существовала традиция устной переда­чи истории, от отца к потомкам, посредством речи и па­мяти. Для полного понимания исторического прошлого нужно изучать все эти источники вместе, взаимно срав­нивая их сведения».

Теперь учитель обращает внимание учащихся на заполненный столбец, где указаны виды устных источников.

Следует отметить, что кроме устных источников у древних предков казахского народа - тюрков - имелась традиция письма, о чем свидетельствуют древнетюркские письмена на каменных стелах (демонстрируются рисунки). Учитель обращает внимание на различие над­писей на каменных стелах с современным письмом.

Здесь задает вопрос учащимся: «Что мы относим к пись­менным историческим источникам?»

С целью дополне­ния полученного ответа учитель просит ребят найти в тексте учебника место, где указаны виды письменных источников, и один из учеников читает его вслух. Та­ким образом, в итоге работы с письменными источни­ками учащиеся заполняют столбец в таблице.

Во время заполнения таблицы учитель разъясняет детям, кто пер­вым изобрел письмо, почему возникла потребность в письме и т.д. Это должно заинтересовать некоторых ода­ренных детей и вызвать тем самым у них желание са­мостоятельно изучить данную тему дома или в библио­теке.

Далее учитель обращает внимание учащихся на ар­хеологические источники исторических знаний. Исполь­зуя наглядные рисунки, учащиеся самостоятельно запол­няют данный столбец.

После того, как учащиеся закон­чат самостоятельно заполнять столбцы, учитель просит 1-2 учеников прочитать вслух их содержание, а осталь­ные в это время находят в тексте материал и дополняют столбцы информацией.

Уместным будет сказать, что ар­хеологию называют «наукой, вооруженной лопатой». Также не лишним был бы рассказ об археологических экспедициях, если учитель сам принимал в них участие в студенческие годы.

Для формирования у учащихся представления об эт­нографической науке можно сказать о том, что на Земле существует около 3000 этносов, но только 200 из них имеют свои государственные образования. Нужно отме­тить об их различных уровнях развития и быта, тради­циях и обычаях.

Учитель пишет на доске: «Этнография - наука, изучающая жизнь и быт различных народов». Учащиеся переписывают это определение себе в тетрадь. Здесь можно поговорить с учащимися об особенностях жизни и быта различных народов, о которых ребята зна­ют из телепередач.

Про­блемный вопрос:

Если позволит время, с целью разви­тия мышления у ребят можно обсудить следующий про­блемный вопрос: «В чем причина различия в обществен­ном и социальном развитии народов мира: некоторые народы до сих пор живут в условиях первобытнообщин­ного строя, в то время как другие проходят этап научно-технического прогресса?» Учащиеся также записывают в тетрадь определение термина «этнос».

IV Закрепление нового материала учитель проводит фронтальный опрос

- Что относится к основным историческим источникам?

- Назовите виды исторических источников

- Что относится к устным историческим источникам?

- Приведите доказательства важности устных источников в написании истории, используя текст параграфа.

- Что относится к письменным историческим источникам?

- Что мы относим к археологическим и этнографическим источникам?

Вывод. Историческая наука объективно развивается только благодаря источникам. Для их изучения необхо­дим скрупулезный и нелегкий труд многих ученых раз­личных направлений науки.

Рефлексия: выставление оценок. Что понравилось на уроке?

Итог урока: Что нового узнали на уроке? Домашнее задание. Прочитать §2 и осмыслить его содержание.

  1. Каждому ученику предлагается подготовить 1—3 вопроса по материалу параграфа, а также записать на них ответы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс

Автор: Хамитова Динара Ярулловна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок истории Казахстана на тему " Великий Шелковый путь""
    ["seo_title"] => string(50) "urokistoriikazakhstananatiemuvielikiishielkovyiput"
    ["file_id"] => string(6) "291801"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455188996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-rieformy-1867-1868gh-gh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "171933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423742589"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Разработка  урока истории Казахстана"
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotkaurokaistoriikazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "312477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459344811"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Среднесрочное планирование по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(54) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "130351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415889100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства