урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс
Урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс
целью урока : дать представление об источниках исторических знаний; рассмотреть их виды и как они возникают; ознакомить учащихся с науками археология, этнография; научить учащихся выражать свои мысли.
Урок начинается с фронтального опроса. Согалсно новому учебному материалу на доске пишется план темы. Учитывая, что эти термины и понятия не были ранее знакомы детям вывешивается подготовленный плакат " Исторические источники"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок истории Казахстана " Основные исторические источники" 10 класс »
Урок № 9
10 класс история Казахстана дата
Тема: Основные исторические источники.
Цели урока: Дать представление об источниках исторических знаний.
Обучающая: Что такое исторические источники; их виды, как они возникают. Что изучают науки археология, этнография? Их роль в постижении истории.
Развивающая: Научить учащихся свободно выражать свои мысли и мнения. Сформировать навыки правильного заключения своих рассуждений и сравнения их с мнениями других одноклассников. Развить в себе способности к различению особенностей и общего в источниках, при этом использовать материалы предыдущего занятия.
Воспитательная: Воспитать у учащихся уважение к труду историков, научить важности написания истории для различных исторических отраслей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: смешанный
Наглядные материалы:
Рисунки археологических раскопок на месте древних городов (например, Бузок).
Изображения каменных стел с древними письменами в честь Культегина и Тоныкока.
3.Карта «Казахстан в древности».
4.Таблицы, начерченные на плакатах.
5. Презентация PowerPoint. Флипчарт. Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие класса. Проверка готовности, отсутствующих. Сообщение темы, цели, задачи урока.
Далее провидится фронтальная беседа, с использованием флипчарта.
- Каково значение слова «история»?
- Кто первым использовал его?
- Кого мы называем «отцом истории»? Почему?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать историю?
- Из каких периодов состоит история Казахстана?
- Почему история Казахстана считается частью всемирной истории?
Подобными вопросами, можно у детей научить правильно, формулировать свои умозаключения и доводы.
III Объяснение нового материала
Учитель пишет на доске тему: «Источники исторических знаний». Обращает внимание учащихся на вышеназванный наглядный материал (для того чтобы ребята не отвлекались во время опроса домашнего задания, можно с самого начала урока спрятать его на внутреннюю стенку раскрывающейся доски).
По рисункам, вывешенным на доске, учащимся задается вопрос: «Что вы видите на рисунках?» Тем самым учитель открывает новую тему урока.
Согласно новому учебному материалу на доске пишется план темы.
План темы:
1. Источники исторических знаний:
а) письменные источники;
б) устные источники;
в) археологические источники;
г) этнографические источники.
Учитывая, что эти термины и понятия не были ранее знакомы детям, вывешивается заранее подготовленный плакат «Исторические источники».
Исторические источники
Устные
Письменные
Археологические
Этнографические
Учитель рассказывает особенности данной темы:
«До сегодняшнего дня история нашего отечества изучалась по вещественным данным и письменным сведениям на других языках. Однако у казахского народа существовала традиция устной передачи истории, от отца к потомкам, посредством речи и памяти. Для полного понимания исторического прошлого нужно изучать все эти источники вместе, взаимно сравнивая их сведения».
Теперь учитель обращает внимание учащихся на заполненный столбец, где указаны виды устных источников.
Следует отметить, что кроме устных источников у древних предков казахского народа - тюрков - имелась традиция письма, о чем свидетельствуют древнетюркские письмена на каменных стелах (демонстрируются рисунки). Учитель обращает внимание на различие надписей на каменных стелах с современным письмом.
Здесь задает вопрос учащимся: «Что мы относим к письменным историческим источникам?»
С целью дополнения полученного ответа учитель просит ребят найти в тексте учебника место, где указаны виды письменных источников, и один из учеников читает его вслух. Таким образом, в итоге работы с письменными источниками учащиеся заполняют столбец в таблице.
Во время заполнения таблицы учитель разъясняет детям, кто первым изобрел письмо, почему возникла потребность в письме и т.д. Это должно заинтересовать некоторых одаренных детей и вызвать тем самым у них желание самостоятельно изучить данную тему дома или в библиотеке.
Далее учитель обращает внимание учащихся на археологические источники исторических знаний. Используя наглядные рисунки, учащиеся самостоятельно заполняют данный столбец.
После того, как учащиеся закончат самостоятельно заполнять столбцы, учитель просит 1-2 учеников прочитать вслух их содержание, а остальные в это время находят в тексте материал и дополняют столбцы информацией.
Уместным будет сказать, что археологию называют «наукой, вооруженной лопатой». Также не лишним был бы рассказ об археологических экспедициях, если учитель сам принимал в них участие в студенческие годы.
Для формирования у учащихся представления об этнографической науке можно сказать о том, что на Земле существует около 3000 этносов, но только 200 из них имеют свои государственные образования. Нужно отметить об их различных уровнях развития и быта, традициях и обычаях.
Учитель пишет на доске: «Этнография - наука, изучающая жизнь и быт различных народов». Учащиеся переписывают это определение себе в тетрадь. Здесь можно поговорить с учащимися об особенностях жизни и быта различных народов, о которых ребята знают из телепередач.
Проблемный вопрос:
Если позволит время, с целью развития мышления у ребят можно обсудить следующий проблемный вопрос: «В чем причина различия в общественном и социальном развитии народов мира: некоторые народы до сих пор живут в условиях первобытнообщинного строя, в то время как другие проходят этап научно-технического прогресса?» Учащиеся также записывают в тетрадь определение термина «этнос».
IV Закрепление нового материала учитель проводит фронтальный опрос
- Что относится к основным историческим источникам?
- Назовите виды исторических источников
- Что относится к устным историческим источникам?
- Приведите доказательства важности устных источников в написании истории, используя текст параграфа.
- Что относится к письменным историческим источникам?
- Что мы относим к археологическим и этнографическим источникам?
Вывод. Историческая наука объективно развивается только благодаря источникам. Для их изучения необходим скрупулезный и нелегкий труд многих ученых различных направлений науки.
Рефлексия: выставление оценок. Что понравилось на уроке?
Итог урока: Что нового узнали на уроке? Домашнее задание.Прочитать §2 и осмыслить его содержание.
Каждому ученику предлагается подготовить 1—3 вопроса по материалу параграфа, а также записать на них ответы.