Лебяжинская средняя общеобразовательная школа
Урок на тему:
в 7 русском классе
Учитель истории, экономики и
права: Каменова Ж.М.
с. Акку
Цели урока:
- Раскрыть роль Великого Шелкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования, познакомить учащихся с трассами Великого Шелкового пути; объяснить о влиянии пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных международных отношений.
- Развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности исторических памятников Великого Шелкового пути.
- Воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Знакомим учащихся с темой, целью и планом урока. (Тема и план урока заранее записаны на доске. Презентация.)
План урока:
- Возникновение Великого Шелкового пути.
- Влияние Великого Шелкового пути на развитие торговли, оживление хозяйственной деятельности.
- Великий Шелковый путь и международная культура.
- Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений.
Задаем вопросы: «Почему путь назывался Великим Шелковым?», «Когда этот путь появился?» Так мы вызываем интерес учеников к теме урока. Если придерживаться исторических источников, то путь так был назван из-за основного вида товара. А то, что добавилось определение «Великий», связано с широким охватом торговлей и связей стран Востока со странами Запада. Он связывал далекие друг от друга страны и вовлекал в свою орбиту многие государства на пути следования караванов.
Показываем на карте мира и на карте Казахстана Великий Шелковый путь.
Судя по археологическим раскопкам, шелковая ткань появилась в Китае в I веке до н.э. Уже в VI веке н. э. китайский шелк появился в других странах, затем стал производиться и на Западе. В китайских письменных документах приводятся факты, что во II—I веках до нашей эры Китай имел торговые связи и с Уйсунским государством, а затем с Западнотюркским каганатом. Великий Шелковый путь разветвлялся на южную и северную ветви. Показываем разветвление пути на карте и рассказываем о каждом из них.(Презентация)
Переходим ко второму вопросу и объясняем значение Великого Шелкового пути для развития торговли. Торговля - это не только реализация шелковой ткани. С открытием пути в восточные страны стали поступать различные товары с побережий Средиземного моря, из Малой и Средней Азии. В международную торговлю из восточных стран поступали породистые чистокровные лошади, слоны и носороги, барсы и львы и др., фрукты: изюм, урюк, дыни, арбузы. И хотя Китай держал в тайне выращивание шелкопряда, секрет был выкраден и шелк стали производить в Византии, Согдиане.
Третий вопрос о том, как Великий Шелковый путь отразился на культурном развитии стран и народов, которые находились вдоль его пролегания.
Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры разных народов
Изящные, искусно изготовленные изделия пользовались широким спросом в разных странах, поэтому местные мастера старались перенять искусство изготовления аналогичных изделий. Прекрасно выполненные изделия также воспитывали эстетические вкусы у народов, находившихся на различных стадиях развития культуры.
Взаимообогащение и взаимовлияние культурных связей, складывавшихся вдоль маршрутов Великого Шелкового пути, благотворно влияло на дальнейшее развитие культур разных народов.
В населенных пунктах, городах, находившихся на Великом Шелковом пути, возводились храмы и молитвенные сооружения различных религиозных направлений, что способствовало созданию атмосферы мира и согласия между народами.
Историческое значение Великого Шелкового пути в развитии международных отношений
Укрепление дипломатических отношений между странами Востока и Запада.
Установление и развитие торговых связей между народами.
Китайский шелк, преподносившийся послами в качестве драгоценного и редкого дара правителям разных государств и народов, способствовал укреплению международных политических отношений, торгово-дипломатических связей.
- Закрепление материала
Задаем учащимся вопросы для закрепления новых знаний:
1.Почему путь назвали Великим Шелковым путем?
2.С какого времени им стали пользоваться?
3.По каким направлениям он расходился?
4.Какое влияние он имел в торговом отношении для стран, находящихся на его пути?
5.Почему выращивание шелкопряда китайцы держали в секрете?
6.В какой еще стране, кроме Китая, позднее было налажено производство шелка?
7.Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие международной культуры?
8.Оказал ли Великий Шелковый путь влияние на развитие международных отношений между государствами?
IV. Рефлексия.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. мне захотелось…
- Оценивание. Задание на дом:
Прочитать §15, написать эссе «Великий Шелковый путь»