kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане»

Цель: создать наиболее благоприятные условия для наилучшего усвоения учебного материала   о реформах 1967-1968 гг. в Казахстане.

Задачи:  - формировать у учащихся целостное представление о содержании, характере и значении реформ, подготовленных с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в.;

 - развивать у учащихся навыки анализа  реформ, развивать умения учащихся  определять позитивные и негативные стороны реформ и их последствий;

- воспитывать гуманность, любовь к родной земле. 

На изучение данного материала отводится 2 часа. Первый час в виде урока-лекции, второй — в виде семинара.

Литература: Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т. История Казахстана (18век – 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атам?ра, 2008.

           План первого урока, проводимого в виде лекции.

Ход урока: 1. Организация урока, целеполагание, мотивация:   ? Кто будет управлять Казахстаном после присоединения его к России? /на доске записать ответы учащихся и сохранить до завершения изучения темы/.

2. Проверка домашнего задания и закрепление знаний учащихся:  1) ответы на вопросы к параграфу 27  письменно (индивидуально-уровневые задания)  -  № *3, **4, *** 5; устно (фронтально) - № 1,2,6,7,8. 

3. Изучение нового материала по плану:
   1. Причины проведения реформ  (учащиеся запишут не менее 5 причин)
   2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе  (рассмотреть таблицы на стр.162-163 и карту на стр.171)

3. Фискальная  система, повинности и Судебное дело.
  4. Колониальная сущность реформы.

Лекция.      Предпосылки,  для изменения управления национальными окраинами России:

  -  Султанская власть мешала активной колонизации Южного Казахстана;

-  Существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития;

  -  Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах; 

  -  Широкое распространение нашли капиталистические отношения.  Царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья. 

  -  Безземельных крестьян из европейской части России необходимо было переселить в Казахстан.
     До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
     "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном.

 В 60-е годы XIX в.  была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и   Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
     Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с  министром внутренних дел Ф. К. Гирсом  (*** перечислить членов, входивших в данную комиссию).
     В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
     Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
       После завершения проекта реформы,  царь Александр II   11 июля 1867 г. утвердил  "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях",  21 октября 1868 г. — "Временное  положение об управлении в Тургайской, Уральской,  Акмолинской, Семипалатинской областях".
    Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.

(Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой).                                                                                                                                                      - Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов

  - Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством.

- В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов.  Волостью управляли волостные султаны.  Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.
         В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
    Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным").

Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии  и уездные суды.

Фискальная  система, повинности и Судебное дело
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
     Положительное влияние реформ 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана: развивались здравоохранение и сеть светских школ, стали распространяться капиталистические отношения, строились города и железные дороги, по Иртышу организовано пароходство, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.

 Колониальная сущность реформ.

-  Земля Казахстана объявлялась государственной собственностью России

  -  Этими реформами  процесс присоединения Казахстана к России завершен

   -  В управлении Казахстаном казахи принимали участие только на двух нижних ступенях (уезды и аулы), т.о. ликвидированы остатки казахской государственности.

-  Права казахов ущемлялись во всех сферах жизнедеятельности.

  -  Введение новых повинностей и податей ухудшало материальное положение казахов. 

Казахстан превращался в сырьевой придаток экономики России.

4. Оценка знаний учащихся:

  1. В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
  2. Через какие ступени проходила новая система управления? (  управляли:  1) аулом - аульный старшина, 2) волостью - волостной управляющий 3) уездом - уездный начальник  4) областью – военный губернатор  5) генерал-губернаторством - генерал-губернатор)
  3. Какой характер имело административное управление? (колониальный)
  4. На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.? (Оренбургское, Западно-Сибирское, Туркестанское генерал-губернаторства)
  5. Какие изменения претерпели судебные дела? (урезаны  права  традиц.  суда  биев).
  6. Домашнее задание: 1) параграф 28 читать и пересказывать; 2) выучить значение новых слов; 3) на контурной карте отметить новые административно-территориальные единицы.

  План второго урока, проводимого в виде семинара.

1.      Выступления учащихся по следующим вопросам:  

     1.   Причины преобразований в Казахстане в 60-е гг. 19 века.

  1. Какие цели преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?
  2. В каком году были приняты реформы  и на какие области управления делилась территорию Казахстана?
  3. Перестройка судебной и фискальной системы.
  4. Значение реформ 1867—1868 гг.
  5. Позитивные и негативные стороны  реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.

2. Изучение отрывка из «Краткого исторического очерка Семипалатинского края" автора Коншина Н. и выполнение задания на стр. 167.

3. Домашнее задание: 1) § 28 читать, ответить на вопросы устно и письменно;

2) творческое задание: * Докажи, что реформы 1967-68 гг. имели колониальный характер.

** Создать презентации на данную тему.

 *** Дайте сравнительный анализ реформ 1822-24 гг. и 1867-68 гг.

4. Итоги урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" »

История Казахстана 8 класс Уроки 42-43  Дата________________

Тема: «Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане»

 

Цель: создать наиболее благоприятные условия для наилучшего усвоения учебного материала о реформах 1967-1968 гг. в Казахстане.

Задачи: - формировать у учащихся целостное представление о содержании, характере и значении реформ, подготовленных с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в.;

- развивать у учащихся навыки анализа реформ, развивать умения учащихся определять позитивные и негативные стороны реформ и их последствий;

- воспитывать гуманность, любовь к родной земле. 

На изучение данного материала отводится 2 часа. Первый час в виде урока-лекции, второй — в виде семинара.

Литература: Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т. История Казахстана (18век – 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2008.

 План первого урока, проводимого в виде лекции.

Ход урока: 1. Организация урока, целеполагание, мотивация: ? Кто будет управлять Казахстаном после присоединения его к России? /на доске записать ответы учащихся и сохранить до завершения изучения темы/.

2. Проверка домашнего задания и закрепление знаний учащихся: 1) ответы на вопросы к параграфу 27 письменно (индивидуально-уровневые задания) - № *3, **4, *** 5; устно (фронтально) - № 1,2,6,7,8. 

3. Изучение нового материала по плану:
   1. Причины проведения реформ (учащиеся запишут не менее 5 причин)
   2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе (рассмотреть таблицы на стр.162-163 и карту на стр.171). 3. Фискальная система, повинности и Судебное дело.
  4. Колониальная сущность реформы. Лекция.    Предпосылки, для изменения управления национальными окраинами России: - Султанская власть мешала активной колонизации Южного Казахстана; - Существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития; - Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах; - Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья. - Безземельных крестьян из европейской части России необходимо было переселить в Казахстан.
     До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
     "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и   Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
     Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с министром внутренних дел Ф. К. Гирсом (*** перечислить членов, входивших в данную комиссию).
     В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
     Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы, царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
    Административно-территориальное деление Казахстана по реформе. (Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой). - Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов. - Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством. - В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов. Волостью управляли волостные султаны. Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.
         В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
    Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды.    Фискальная система, повинности и Судебное дело
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
     Положительное влияние реформ 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана: развивались здравоохранение и сеть светских школ, стали распространяться капиталистические отношения, строились города и железные дороги, по Иртышу организовано пароходство, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.

 Колониальная сущность реформ. - Земля Казахстана объявлялась государственной собственностью России. - Этими реформами процесс присоединения Казахстана к России завершен. - В управлении Казахстаном казахи принимали участие только на двух нижних ступенях (уезды и аулы), т.о. ликвидированы остатки казахской государственности. - Права казахов ущемлялись во всех сферах жизнедеятельности. - Введение новых повинностей и податей ухудшало материальное положение казахов. - Казахстан превращался в сырьевой придаток экономики России.

4. Оценка знаний учащихся:

 

  1. В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)

  2. Через какие ступени проходила новая система управления? ( управляли: 1) аулом - аульный старшина, 2) волостью - волостной управляющий 3) уездом - уездный начальник 4) областью – военный губернатор 5) генерал-губернаторством - генерал-губернатор)

  3. Какой характер имело административное управление? (колониальный)

  4. На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.? (Оренбургское, Западно-Сибирское, Туркестанское генерал-губернаторства)

  5. Какие изменения претерпели судебные дела? (урезаны права традиц. суда биев).

  6. Домашнее задание: 1) параграф 28 читать и пересказывать; 2) выучить значение новых слов; 3) на контурной карте отметить новые административно-территориальные единицы.


  План второго урока, проводимого в виде семинара.

1.      Выступления учащихся по следующим вопросам:

1. Причины преобразований в Казахстане в 60-е гг. 19 века.

  1. Какие цели преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?

  2. В каком году были приняты реформы и на какие области управления делилась территорию Казахстана?

  3. Перестройка судебной и фискальной системы.

  4. Значение реформ 1867—1868 гг.

  5. Позитивные и негативные стороны реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.

2. Изучение отрывка из «Краткого исторического очерка Семипалатинского края" автора Коншина Н. и выполнение задания на стр. 167.

3. Домашнее задание: 1) § 28 читать, ответить на вопросы устно и письменно;

2) творческое задание: * Докажи, что реформы 1967-68 гг. имели колониальный характер. ** Создать презентации на данную тему. *** Дайте сравнительный анализ реформ 1822-24 гг. и 1867-68 гг.


4. Итоги урока.

















Терминологический диктант по теме «Культура Казахстана в первой половине 19 века».

1. Поселение казахов из нескольких юрт 1. аул

2. Почетное место в юрте против входа 2. төр

3. Материал для строительства жилища на кыстау 3. камень. дерево, дерн, саман

4. Добыча корма из-под снега 4. тебеневка

5. Одногорбый верблюд 5. нар

6. Инфекционные болезни скота 6. сибирская язва, оспа, чума, ящур, чесотка

7. Инструменты казахов- 7. косы-литовки, сенокосилки, земледельцев конные грабли, железные плуги и бороны

8. Водоподъемные приспособления 8. атпа, чигирь

9. Как называют бесполивное земледелие 9. богарное

10. День весеннего равноденствия 10. Наурыз

11. Ритуальное блюдо в День весеннего равноденствия 11. наурыз-коже

12. Название казахской игры, суть которой 12. кокпар сводится к раздиранию туши козла. 13. Название казахской спортивной борьбы 13. казахша курес

14. Лекарь, исцеляющий травами 14. даригер

15. Перечисли фамилии известных 15. Нурмагамбет Баймырзаулы, казахских спортсменов Хаджимукан Мунайтпасулы

16. Обычай казахов, по которому пришедшему в дом надо отведать угощение 16. ауыз тию

17. Благословение 17. бата

18. Совместная безвозмездная помощь родственникам, соседям, друзьям 18. асар

19. Подарок из поездки 19. базарлык

20. Обычай дружбы-побратимства 20. тамырство



ОТВЕТЫ к терминологическому диктанту: 1. аул, 2. төр, 3. камень. дерево, дерн, саман, 4. тебеневка, 5. нар, 6. сибирская язва, оспа, чума, ящур, чесотка, 7. косы-литовки, сенокосилки, конные грабли, железные плуги и бороны, 8. атпа, чигирь, 9. богарное, 10. Наурыз, 11. наурыз-коже, 12. кокпар, 13. казахша курес, 14. даригер, 15. Нурмагамбет Баймырзаулы, Хаджимукан Мунайтпасулы, 16. ауыз тию, 17. бата, 18. асар, 19. базарлык, 20. тамырство

Терминологический диктант по теме «Культура Казахстана в первой половине 19 века».

1. Поселение казахов из нескольких юрт 2. Почетное место в юрте против входа 3. Материал для строительства жилища на кыстау 4. Добыча корма из-под снега 5. Одногорбый верблюд 6. Инфекционные болезни скота 7. Инструменты казахов-земледельцев 8. Водоподъемные приспособления 9. Как называют бесполивное земледелие 10. День весеннего равноденствия 11. Ритуальное блюдо в День весеннего равноденствия 12. Название казахской игры, суть которой сводится к раздиранию туши козла. 13. Название казахской спортивной борьбы 14. Лекарь, исцеляющий травами 15. Перечисли фамилии известных казахских спортсменов 16. Обычай казахов, по которому пришедшему в дом надо отведать угощение 17. Благословение 18. Совместная безвозмездная помощь родственникам, соседям, друзьям 19. Подарок из поездки 20. Обычай дружбы-побратимства

Терминологический диктант по теме «Культура Казахстана в первой половине 19 века».

1. Поселение казахов из нескольких юрт 2. Почетное место в юрте против входа 3. Материал для строительства жилища на кыстау 4. Добыча корма из-под снега 5. Одногорбый верблюд 6. Инфекционные болезни скота 7. Инструменты казахов-земледельцев 8. Водоподъемные приспособления 9. Как называют бесполивное земледелие 10. День весеннего равноденствия 11. Ритуальное блюдо в День весеннего равноденствия 12. Название казахской игры, суть которой сводится к раздиранию туши козла. 13. Название казахской спортивной борьбы 14. Лекарь, исцеляющий травами 15. Перечисли фамилии известных казахских спортсменов 16. Обычай казахов, по которому пришедшему в дом надо отведать угощение 17. Благословение 18. Совместная безвозмездная помощь родственникам, соседям, друзьям 19. Подарок из поездки 20. Обычай дружбы-побратимства



ОТВЕТЫ к терминологическому диктанту по теме «Культура Казахстана в первой половине 19 века»:

1. аул, 2. төр, 3. камень. дерево, дерн, саман, 4. тебеневка, 5. нар, 6. сибирская язва, оспа, чума, ящур, чесотка, 7. косы-литовки, сенокосилки, конные грабли, железные плуги и бороны, 8. атпа, чигирь, 9. богарное, 10. Наурыз, 11. наурыз-коже, 12. кокпар, 13. казахша курес, 14. даригер, 15. Нурмагамбет Баймырзаулы, Хаджимукан Мунайтпасулы, 16. ауыз тию, 17. бата, 18. асар, 19. базарлык, 20. тамырство


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане"

Автор: Тюрюшкина Наталья Михайловна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Разработка плана урока по истории Казахстана в 8 классе на тему «Подготовка и проведение реформ 1867-1868 годов в Казахстане»"
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotkaplanaurokapoistoriikazakhstanav8klassienatiemupodghotovkaiproviedieniierieform18671868ghodovvkazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "280681"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453398757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства