Тема: «Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане»
Цель: создать наиболее благоприятные условия для наилучшего усвоения учебного материала о реформах 1967-1968 гг. в Казахстане.
Задачи: - формировать у учащихся целостное представление о содержании, характере и значении реформ, подготовленных с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в.;
- развивать у учащихся навыки анализа реформ, развивать умения учащихся определять позитивные и негативные стороны реформ и их последствий;
- воспитывать гуманность, любовь к родной земле.
На изучение данного материала отводится 2 часа. Первый час в виде урока-лекции, второй — в виде семинара.
Литература: Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т. История Казахстана (18век – 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атам?ра, 2008.
План первого урока, проводимого в виде лекции.
Ход урока: 1. Организация урока, целеполагание, мотивация: ? Кто будет управлять Казахстаном после присоединения его к России? /на доске записать ответы учащихся и сохранить до завершения изучения темы/.
2. Проверка домашнего задания и закрепление знаний учащихся: 1) ответы на вопросы к параграфу 27 письменно (индивидуально-уровневые задания) - № *3, **4, *** 5; устно (фронтально) - № 1,2,6,7,8.
3. Изучение нового материала по плану:
1. Причины проведения реформ (учащиеся запишут не менее 5 причин)
2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе (рассмотреть таблицы на стр.162-163 и карту на стр.171).
3. Фискальная система, повинности и Судебное дело.
4. Колониальная сущность реформы.
Лекция. Предпосылки, для изменения управления национальными окраинами России:
- Султанская власть мешала активной колонизации Южного Казахстана;
- Существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития;
- Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах;
- Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.
- Безземельных крестьян из европейской части России необходимо было переселить в Казахстан.
До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
"Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном.
В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с министром внутренних дел Ф. К. Гирсом (*** перечислить членов, входивших в данную комиссию).
В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы, царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.
(Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой). - Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов
- Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством.
- В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов. Волостью управляли волостные султаны. Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.
В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным").
Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды.
Фискальная система, повинности и Судебное дело
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
Положительное влияние реформ 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана: развивались здравоохранение и сеть светских школ, стали распространяться капиталистические отношения, строились города и железные дороги, по Иртышу организовано пароходство, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.
Колониальная сущность реформ.
- Земля Казахстана объявлялась государственной собственностью России
- Этими реформами процесс присоединения Казахстана к России завершен
- В управлении Казахстаном казахи принимали участие только на двух нижних ступенях (уезды и аулы), т.о. ликвидированы остатки казахской государственности.
- Права казахов ущемлялись во всех сферах жизнедеятельности.
- Введение новых повинностей и податей ухудшало материальное положение казахов.
Казахстан превращался в сырьевой придаток экономики России.
4. Оценка знаний учащихся:
- В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
- Через какие ступени проходила новая система управления? ( управляли: 1) аулом - аульный старшина, 2) волостью - волостной управляющий 3) уездом - уездный начальник 4) областью – военный губернатор 5) генерал-губернаторством - генерал-губернатор)
- Какой характер имело административное управление? (колониальный)
- На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.? (Оренбургское, Западно-Сибирское, Туркестанское генерал-губернаторства)
- Какие изменения претерпели судебные дела? (урезаны права традиц. суда биев).
- Домашнее задание: 1) параграф 28 читать и пересказывать; 2) выучить значение новых слов; 3) на контурной карте отметить новые административно-территориальные единицы.
План второго урока, проводимого в виде семинара.
1. Выступления учащихся по следующим вопросам:
1. Причины преобразований в Казахстане в 60-е гг. 19 века.
- Какие цели преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?
- В каком году были приняты реформы и на какие области управления делилась территорию Казахстана?
- Перестройка судебной и фискальной системы.
- Значение реформ 1867—1868 гг.
- Позитивные и негативные стороны реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.
2. Изучение отрывка из «Краткого исторического очерка Семипалатинского края" автора Коншина Н. и выполнение задания на стр. 167.
3. Домашнее задание: 1) § 28 читать, ответить на вопросы устно и письменно;
2) творческое задание: * Докажи, что реформы 1967-68 гг. имели колониальный характер.
** Создать презентации на данную тему.
*** Дайте сравнительный анализ реформ 1822-24 гг. и 1867-68 гг.
4. Итоги урока.