Разработка урока
СОШ№42имени М. Ауэзова
Учитель истории : Касенова Ж.Ж.
Учитель казахского языка и литературы :Абенова Г.К.
Предмет: История Казахстана (7 полиязычный класс)
Тема : «Казахское ханство при Тауке хане».
Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.
Задачи:Образовательные: дать характеристику личности хана Тауке,основным направлениям внутренней и внешней политики, рассмотреть систему государственности в конце 17 века, раскрыть значение законодательного акта «Жеті Жар?ы».
Развивающие:
- Сформировать объективное понимание эпохи Тауке хана на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
- Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
- Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
- Развивать умения систематизировать материал.
Воспитательные:
- Возбудить интерес учащихся к прошлому;
- Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
- Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
- Оборудование урока
Видеоролик: Тележурнал «Наша история» на тему: «Тауке хан».
Интерактивная доска. - Карта по теме: «Казахское ханство во ІІ-ой половине Х?ІІ в».
- Портреты биев трех жузов.
- ФСТ № 1 по теме: «Казахское ханство при правлении Тауке».
- Тезарусы по теме.
- Модель-схема по теме.
- Учебник «История средневекового Казахстана» под редакцией Бакина Н.С., Жанакова Н.Т.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие.Психологический настрой учащихся к уроку
II. Актуализация знаний через экспресс беседу с классом.
- Какой период истории Казахстана мы изучаем?Годы образования Казахского ханства
- Первоначальная территория Казахского ханства (карта)
- С какими государствами связана история Казахского ханства (карта)
- Основатели Казахского ханства
- Главная задача политики первых ханов (карта) ( 2мин)
6.Используя ФСТ и тезарусы составьте исторический портрет ханов на казахском языке: (Приложения № 2-3)
І топ-Т?уекел хан
ІІ топ-Есім хан
ІІІ топ- Жа?гір хан ( 3 мин.)
III.Изучение новой темы:Учитель: Тема нашего урока – «Казахское ханство при правлении Тауке хана». Данная тема изучалась известными историками разных времен, таких как, русские историки-востоковеды Моисеев, Левшин, Спасский. Много интересных сведений есть в арабских и китайских источниках.
Главная задача сегодняшнего урока: погружение в историю государственности 17 века, период правления Хана Тауке, определение внутренней и внешней политики ханства,познакомиться с законами Тауке «Жеті Жар?ы».
1.Мотивационный этап: Проблемное задание: «Почему время царствования Тауке хана называют Золотым веком»?
Просмотр видеоролика. ( 5 мин.)
Задание1 : Групповая работа. Заполнить модель по координатам. (5 мин.) Приложение № 1
Выступление групп с заполненными схемами. (3 мин.)
Задание 2. Составление кластера на казахском языке: «Золотой век Тауке хана». (3 мин)
Задание 3.Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, каждая группа в ответах должна отразить:
- Каково было внутреннее и внешнее положение государства при правлении хана Тауке?
- Что было сделано для укрепления внутреннего положения в стране?
- Какова роль Тауке хана в истории Казахстана?
Ученики каждой группы имеют свою роль: корреспонденты, биографы, историки, политологи. Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, дополнительную информацию, учащиеся готовятся в группах к исполнению своих ролей. Корреспонденты готовят вопросы биографам, историкам, политологам.
1.Внешняя политика хана Тауке. 1 группа
2 Внутренняя политика хана Тауке. 2 группа
3 Исторический портрет Тауке хана как видного государственного и политического деятеля. 3 группа 5 мин.
Вопросы корреспондентов: 1 группа.(диалог)
–Тауке хан ?мір бойы ?андай сырт?ы саясат ж?ргізді?
-Б??ара мен ?аза? ханды?ыны? ?арым-?атынасы ?андай болды?
-Ойраттар мен ?аза? арасы ?андай болды?
-Неліктен ?аза? ханды?ыны? Ресеймен жа?ындасуы басталды?
-1710 жылы ?ара??м ауданында Тауке хан ?аза? ж?здеріні? ?кілдерін не ?шін жинады? Политологи делают обобщение (монолог) ( 3 мин.)
2 группа: (диалог)
-17 ?асырда Таукені? билігі ?андай болды?
-Таукені? т?сында ?алалар саны ?анша болды??ай ?алада т?рды?
-Таукені? т?сында?ы жо?ар?ы биліктін ны?аюын д?лелдендер –
-«Жеті Жар?ы» дегеніміз не? Оны? ма?ызы неде? Политологи делают обобщение (монолог) (3 мин.)
3 группа :(диалог)
-Тауке туралы ?андай деректер білесіндер?
-Таукені? ?асиеттерін сипаттап беріндер
-Не ?шін хан болып сайланды?
-Т?уке ханны? ?аза?стан тарихында?ы р?лі ?андай?. Политологи делают обобщение (монолог) 3 мин.
4.Ролевая игра: 4 учащихся играют роль хана Тауке,Айтеке би,Толе би, Казбек би. Показывается процесс принятия свода законов «Жеті Жар?ы». (5 мин.)
После выступления уч-ся учитель дает задание на дом по ролевой игре: Сравните Уложение Тауке хане «Жеты жаргы» с Конституцией РК. Что бы вы внесли в нашу Конституцию из законов Тауке?
IV.Рефлексия: Напишите эссе по теме: «Легенда или правда: « Век Тауке –Золотой век».
( 2 мин.)
V.Домашнее задание:
1. §39 выполнить тесты (открытые и закрытые).
2.Найдите и подготовьте сведения о законах Тауке хана «Жеті Жар?ы»
Приложение № 1
Приложение № 2
Тезарусы по теме: «Казахское ханство при правлении хана Тауке»
Умный полководец
А?ылды ?олбасшы
Уважаемый
Сыйлы
Ораторское мастерство
Шешендік тап?ырла?
Сохранял государство от распада
Мемлекетті ыдыраудан са?тады
Байланыстар
Связи
От внешних врагов
Сырт?ы жаудан
В борьбу
К?реске
Удостоен
Ие болды
Сближение
Жа?ындасуы
Ситуация
Жа?дай?а
Представителей
?кілдерін
Власть
Билік
Обезопасить
?ауіпсіздендіру
Единство и целостность
Бірлігі мен т?тасты?ын
Деректер
Источники
Собрание законов
За? жина?ы
???ы?
Право
В Уложении «Жеті Жар?ы»
«Жеті Жар?ы» жина?ында
?кімшілік
Административный
Уголовное и гражданское право
?ылмысты? ж?не азаматты? ???ы?
Салы?
Налоги
Дін
Религия
Приложение № 3
Функционально-семантическая таблица
по блоку « Ханство Тауке» (1680-1718 жылдары)
Тарихи суреті
«Жеті жар?ы» за?ны? ма?ызы
Т?уке ханны? сырт?ы саясаты
Т?уке ханны? ішкі саясаты
Ресеймен ж?не Жо??ария мемлекеттермен ?арым-
?атынас
Т?уке ханны? ?аза?стан тарихында?ы р?лі
-?мір с?рген жылдары:
- ?аза? ханды?ын бас?ар?ан жылдары: 1670-1718 ж ;
-Сал?ан Ж??гір ханны? ?лы болды;
Ата?ты,умный полководец болды;
-Халы? арасында уважаемый ж?не абыройлы оратор адам болды;
-«Жеті жар?ы» за?ны? жасаушы.
«Алтын ?асыр» заманы
-Мемлекетті я?ни казахское ханство от распада са?тады;
-Ж?здер арасында связи ж?нге келтірді;
- Елді? к?шін от внешних врагов бірігіп ?ор?ау?а ж?мылдырды;
-Келіспеушіліктер ?арулы в борьбу ?лас?ан жо?.
- ?мір бойы белсенді сырт?ы саясат жіргізді.
( вел активную внешнюю политику)
- Оны? т?сында Бухар мен ?аза? ханды?ы арасында ?лкен войны бол?ан жо?;
- Ал ойраттармен воевал білгірлікпен бас?арды;
- «Батыр» лауазым?а удостоен;
-Ресеймен біртіндеп сближение басталды;
-Себебі ?за? жыл?ы к?рес елді ауыр саяси ж?не экономикалы? ситуация ?кеп тіреді;
Жой?ын со?ыс ?аза? ханды?ын ?лсіретті;
1710ж. ?ара??м ауданында барлы? ?аза? ж?здеріні? представителей жинады;
??рылтай-съезд
Ма?саты:жо??арлар?а ?арсылы?ты ?йымдастыру.
- Х?ІІ ?. власть к?шейді;
- ?з хал?ын біріктіруге,?з еліні? сырт?ы бас?ыншылардан обезапасить ?мтылды;
-«Жеті жар?ы» деген за? жина?ын жасайды.
-Х?ІІ ?.80 ж. Ресейге 5 елші(посол) жіберді.
-
-?аза? ханды?ыны?
единство мен целостность
са?тауды ?амтамасыз
етті;
-«Жеті жар?ы» негізін ?алаушы
-Билігі б?кіл мемлекетке таныл?ан со??ы ?аза? ханы.
- Таби?ат жарат?ан правитель болды.