"Конспект урока истории Казахстана" в 7 полиязычном классе
"Конспект урока истории Казахстана" в 7 полиязычном классе
Разработка урока
СОШ№42имени М. Ауэзова
Учитель истории : Касенова Ж.Ж.
Учитель казахского языка и литературы :Абенова Г.К.
Предмет: История Казахстана (7 полиязычный класс)
Тема : «Казахское ханство при Тауке хане».
Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.
Задачи:Образовательные: дать характеристику личности хана Тауке,основным направлениям внутренней и внешней политики, рассмотреть систему государственности в конце 17 века, раскрыть значение законодательного акта «Жеті Жар?ы».
Развивающие:
Сформировать объективное понимание эпохи Тауке хана на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
Развивать умения систематизировать материал.
Воспитательные:
Возбудить интерес учащихся к прошлому;
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Оборудование урока
Видеоролик: Тележурнал «Наша история» на тему: «Тауке хан».
Интерактивная доска.
Карта по теме: «Казахское ханство во ІІ-ой половине Х?ІІ в».
Портреты биев трех жузов.
ФСТ № 1 по теме: «Казахское ханство при правлении Тауке».
Тезарусы по теме.
Модель-схема по теме.
Учебник «История средневекового Казахстана» под редакцией Бакина Н.С., Жанакова Н.Т.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие.Психологический настрой учащихся к уроку
II. Актуализация знаний через экспресс беседу с классом.
Какой период истории Казахстана мы изучаем?Годы образования Казахского ханства
Первоначальная территория Казахского ханства (карта)
С какими государствами связана история Казахского ханства (карта)
Основатели Казахского ханства
Главная задача политики первых ханов (карта) ( 2мин)
6.Используя ФСТ и тезарусы составьте исторический портрет ханов на казахском языке: (Приложения № 2-3)
І топ-Т?уекел хан
ІІ топ-Есім хан
ІІІ топ- Жа?гір хан ( 3 мин.)
III.Изучение новой темы:Учитель: Тема нашего урока – «Казахское ханство при правлении Тауке хана». Данная тема изучалась известными историками разных времен, таких как, русские историки-востоковеды Моисеев, Левшин, Спасский. Много интересных сведений есть в арабских и китайских источниках.
Главная задача сегодняшнего урока: погружение в историю государственности 17 века, период правления Хана Тауке, определение внутренней и внешней политики ханства,познакомиться с законами Тауке «Жеті Жар?ы».
1.Мотивационный этап: Проблемное задание: «Почему время царствования Тауке хана называют Золотым веком»?
Просмотр видеоролика. ( 5 мин.)
Задание1 : Групповая работа. Заполнить модель по координатам. (5 мин.) Приложение № 1
Выступление групп с заполненными схемами. (3 мин.)
Задание 2. Составление кластера на казахском языке: «Золотой век Тауке хана». (3 мин)
Задание 3.Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, каждая группа в ответах должна отразить:
Каково было внутреннее и внешнее положение государства при правлении хана Тауке?
Что было сделано для укрепления внутреннего положения в стране?
Какова роль Тауке хана в истории Казахстана?
Ученики каждой группы имеют свою роль: корреспонденты, биографы, историки, политологи. Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, дополнительную информацию, учащиеся готовятся в группах к исполнению своих ролей. Корреспонденты готовят вопросы биографам, историкам, политологам.
1.Внешняя политика хана Тауке. 1 группа
2 Внутренняя политика хана Тауке. 2 группа
3 Исторический портрет Тауке хана как видного государственного и политического деятеля. 3 группа 5 мин.
Вопросы корреспондентов: 1 группа.(диалог)
–Тауке хан ?мір бойы ?андай сырт?ы саясат ж?ргізді?
-Б??ара мен ?аза? ханды?ыны? ?арым-?атынасы ?андай болды?
4.Ролевая игра: 4 учащихся играют роль хана Тауке,Айтеке би,Толе би, Казбек би. Показывается процесс принятия свода законов «Жеті Жар?ы». (5 мин.)
После выступления уч-ся учитель дает задание на дом по ролевой игре: Сравните Уложение Тауке хане «Жеты жаргы» с Конституцией РК. Что бы вы внесли в нашу Конституцию из законов Тауке?
IV.Рефлексия: Напишите эссе по теме: «Легенда или правда: « Век Тауке –Золотой век».
( 2 мин.)
V.Домашнее задание:
1. §39 выполнить тесты (открытые и закрытые).
2.Найдите и подготовьте сведения о законах Тауке хана «Жеті Жар?ы»
Приложение № 1
Приложение № 2
Тезарусы по теме: «Казахское ханство при правлении хана Тауке»
Умный полководец
А?ылды ?олбасшы
Уважаемый
Сыйлы
Ораторское мастерство
Шешендік тап?ырла?
Сохранял государство от распада
Мемлекетті ыдыраудан са?тады
Байланыстар
Связи
От внешних врагов
Сырт?ы жаудан
В борьбу
К?реске
Удостоен
Ие болды
Сближение
Жа?ындасуы
Ситуация
Жа?дай?а
Представителей
?кілдерін
Власть
Билік
Обезопасить
?ауіпсіздендіру
Единство и целостность
Бірлігі мен т?тасты?ын
Деректер
Источники
Собрание законов
За? жина?ы
???ы?
Право
В Уложении «Жеті Жар?ы»
«Жеті Жар?ы» жина?ында
?кімшілік
Административный
Уголовное и гражданское право
?ылмысты? ж?не азаматты? ???ы?
Салы?
Налоги
Дін
Религия
Приложение № 3
Функционально-семантическая таблица
по блоку « Ханство Тауке» (1680-1718 жылдары)
Тарихи суреті
«Жеті жар?ы» за?ны? ма?ызы
Т?уке ханны? сырт?ы саясаты
Т?уке ханны? ішкі саясаты
Ресеймен ж?не Жо??ария мемлекеттермен ?арым-
?атынас
Т?уке ханны? ?аза?стан тарихында?ы р?лі
-?мір с?рген жылдары:
- ?аза? ханды?ын бас?ар?ан жылдары: 1670-1718 ж ;
-Сал?ан Ж??гір ханны? ?лы болды;
Ата?ты,умный полководец болды;
-Халы? арасында уважаемый ж?не абыройлы оратор адам болды;
-«Жеті жар?ы» за?ны? жасаушы.
«Алтын ?асыр» заманы
-Мемлекетті я?ни казахское ханство от распада са?тады;
-Ж?здер арасында связи ж?нге келтірді;
-Елді? к?шін от внешних врагов бірігіп ?ор?ау?а ж?мылдырды;
-Келіспеушіліктер ?арулы в борьбу ?лас?ан жо?.
- ?мір бойы белсенді сырт?ы саясат жіргізді.
( вел активную внешнюю политику)
-Оны? т?сында Бухар мен ?аза? ханды?ы арасында ?лкен войны бол?ан жо?;
-Ал ойраттармен воевал білгірлікпен бас?арды;
- «Батыр» лауазым?а удостоен;
-Ресеймен біртіндеп сближение басталды;
-Себебі ?за? жыл?ы к?рес елді ауыр саяси ж?не экономикалы? ситуация ?кеп тіреді;
Жой?ын со?ыс ?аза? ханды?ын ?лсіретті;
1710ж. ?ара??м ауданында барлы? ?аза? ж?здеріні? представителей жинады;
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока истории Казахстана" в 7 полиязычном классе »
Разработка урока
СОШ№42имени М. Ауэзова
Учитель истории : Касенова Ж.Ж.
Учитель казахского языка и литературы
Предмет: История Казахстана (7 полиязычный класс)
Тема : «Казахское ханство при Тауке хане».
Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.
Задачи:Образовательные: дать характеристику личности хана Тауке,основным направлениям внутренней и внешней политики, рассмотреть систему государственности в конце 17 века, раскрыть значение законодательного акта «Жеті Жарғы».
Развивающие:
Сформировать объективное понимание эпохи Тауке хана на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
Развивать умения систематизировать материал.
Воспитательные:
Возбудить интерес учащихся к прошлому;
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Оборудование урока Видеоролик: Тележурнал «Наша история» на тему: «Тауке хан». Интерактивная доска.
Карта по теме: «Казахское ханство во ІІ-ой половине ХҮІІ в».
Портреты биев трех жузов.
ФСТ № 1 по теме: «Казахское ханство при правлении Тауке».
Тезарусы по теме.
Модель-схема по теме.
Учебник «История средневекового Казахстана» под редакцией Бакина Н.С., Жанакова Н.Т.
Ход урока:
Оргмомент.Приветствие.Психологический настрой учащихся к уроку
II.Актуализация знаний через экспресс беседу с классом.
Какой период истории Казахстана мы изучаем?Годы образования Казахского ханства
Первоначальная территория Казахского ханства (карта)
С какими государствами связана история Казахского ханства (карта)
Основатели Казахского ханства
Главная задача политики первых ханов (карта) ( 2мин)
6.Используя ФСТ и тезарусы составьте исторический портрет ханов на казахском языке: (Приложения № 2-3)
І топ-Тәуекел хан
ІІ топ-Есім хан
ІІІ топ- Жаңгір хан ( 3 мин.)
III.Изучение новой темы:Учитель: Тема нашего урока – «Казахское ханство при правлении Тауке хана». Данная тема изучалась известными историками разных времен, таких как, русские историки-востоковеды Моисеев, Левшин, Спасский. Много интересных сведений есть в арабских и китайских источниках. Главная задача сегодняшнего урока: погружение в историю государственности 17 века, период правления Хана Тауке, определение внутренней и внешней политики ханства,познакомиться с законами Тауке «Жеті Жарғы».
1.Мотивационный этап: Проблемное задание: «Почему время царствования Тауке хана называют Золотым веком»?
Просмотр видеоролика. ( 5 мин.)
Задание1 : Групповая работа. Заполнить модель по координатам. (5 мин.) Приложение № 1
Выступление групп с заполненными схемами. (3 мин.)
Задание 2.Составление кластера на казахском языке: «Золотой век Тауке хана». (3 мин)
Задание 3.Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, каждая группа в ответах должна отразить:
Каково было внутреннее и внешнее положение государства при правлении хана Тауке?
Что было сделано для укрепления внутреннего положения в стране?
Какова роль Тауке хана в истории Казахстана?
Ученики каждой группы имеют свою роль: корреспонденты, биографы, историки, политологи. Используя функционально-семантическую таблицу, тезаурус, учебник, дополнительную информацию, учащиеся готовятся в группах к исполнению своих ролей. Корреспонденты готовят вопросы биографам, историкам, политологам.
1.Внешняя политика хана Тауке. 1 группа
2 Внутренняя политика хана Тауке. 2 группа
3 Исторический портрет Тауке хана как видного государственного и политического деятеля. 3 группа 5 мин.
Вопросы корреспондентов: 1 группа.(диалог)
–Тауке хан өмір бойы қандай сыртқы саясат жүргізді?
--Бұқара мен Қазақ хандығының қарым-қатынасы қандай болды?
--Ойраттар мен қазақ арасы қандай болды?
--Неліктен Қазақ хандығының Ресеймен жақындасуы басталды?
--1710 жылы Қарақұм ауданында Тауке хан қазақ жүздерінің өкілдерін не үшін жинады? Политологи делают обобщение (монолог) ( 3 мин.)
2 группа: (диалог)
--17 ғасырда Таукенің билігі қандай болды?
--Таукенің тұсында қалалар саны қанша болды?Қай қалада түрды?
--Таукенің тұсындағы жоғарғы биліктін нығаюын дәлелдендер –
--«Жеті Жарғы» дегеніміз не? Оның маңызы неде? Политологи делают обобщение (монолог) (3 мин.)
3 группа :(диалог)
--Тауке туралы қандай деректер білесіндер?
--Таукенің қасиеттерін сипаттап беріндер
--Не үшін хан болып сайланды?
--Тәуке ханның Қазақстан тарихындағы рөлі қандай?. Политологи делают обобщение (монолог) 3 мин.
4.Ролевая игра: 4 учащихся играют роль хана Тауке,Айтеке би,Толе би, Казбек би. Показывается процесс принятия свода законов «Жеті Жарғы». (5 мин.)
После выступления уч-ся учитель дает задание на дом по ролевой игре: Сравните Уложение Тауке хане «Жеты жаргы» с Конституцией РК. Что бы вы внесли в нашу Конституцию из законов Тауке?
IV.Рефлексия: Напишите эссе по теме: «Легенда или правда: « Век Тауке –Золотой век».
( 2 мин.)
V.Домашнее задание:
1. §39 выполнить тесты (открытые и закрытые).
2.Найдите и подготовьте сведения о законах Тауке хана «Жеті Жарғы»
Приложение № 1
Приложение № 2
Тезарусы по теме: «Казахское ханство при правлении хана Тауке»
Умный полководец
Ақылды қолбасшы
Уважаемый
Сыйлы
Ораторское мастерство
Шешендік тапқырлақ
Сохранял государство от распада
Мемлекетті ыдыраудан сақтады
Байланыстар
Связи
От внешних врагов
Сыртқы жаудан
В борьбу
Күреске
Удостоен
Ие болды
Сближение
Жақындасуы
Ситуация
Жағдайға
Представителей
Өкілдерін
Власть
Билік
Обезопасить
Қауіпсіздендіру
Единство и целостность
Бірлігі мен тұтастығын
Деректер
Источники
Собрание законов
Заң жинағы
Құқық
Право
В Уложении «Жеті Жарғы»
«Жеті Жарғы» жинағында
Әкімшілік
Административный
Уголовное и гражданское право
Қылмыстық және азаматтық құқық
Салық
Налоги
Дін
Религия
Приложение № 3
Функционально-семантическая таблица
по блоку « Ханство Тауке» (1680-1718 жылдары)
Тарихи суреті
«Жеті жарғы» заңның маңызы
Тәуке ханның сыртқы саясаты
Тәуке ханның ішкі саясаты
Ресеймен және Жоңғария мемлекеттермен қарым-
қатынас
Тәуке ханның Қазақстан тарихындағы рөлі
-Өмір сүрген жылдары:
- Қазақ хандығын басқарған жылдары: 1670-1718 ж ;
-Салқан Жәңгір ханның ұлы болды;
Атақты,умный полководец болды;
-Халық арасында уважаемый және абыройлы оратор адам болды;
-«Жеті жарғы» заңның жасаушы.
«Алтын ғасыр» заманы
-Мемлекетті яғни казахское ханствоот распада сақтады;
-Жүздер арасында связи жөнге келтірді;
-Елдің күшін от внешних врагов бірігіп қорғауға жұмылдырды;
-Келіспеушіліктер қарулы в борьбу ұласқан жоқ.
- Өмір бойы белсенді сыртқы саясат жіргізді.
( вел активную внешнюю политику)
-Оның тұсында Бухар мен қазақ хандығы арасында үлкен войныболған жоқ;
-Ал ойраттармен воевал білгірлікпен басқарды;
- «Батыр» лауазымға удостоен;
-Ресеймен біртіндеп сближение басталды;
-Себебі ұзақ жылғы күрес елді ауыр саяси және экономикалық ситуацияәкеп тіреді;
Жойқын соғыс Қазақ хандығын әлсіретті;
1710ж. Қарақұм ауданында барлық қазақ жүздерінің представителей жинады;
Құрылтай-съезд
Мақсаты:жоңғарларға қарсылықты ұйымдастыру.
- ХҮІІ ғ. властькүшейді;
- Өз халқын біріктіруге ,өз елінің сыртқы басқыншылардан обезапасить ұмтылды;
-«Жеті жарғы» деген заң жинағын жасайды.
-ХҮІІ ғ.80 ж. Ресейге 5 елші(посол) жіберді.
-
-Қазақ хандығының
единство мен целостность
сақтауды қамтамасыз
етті;
-«Жеті жарғы» негізін қалаушы
-Билігі бүкіл мемлекетке танылған соңғы қазақ ханы.