урока по истории «Борьба саков за независимость»
Класс: 6
Тема: Борьба саков за независимость.
Тип урока: комбинированный.
ТЦУ:
1. Сформировать глубокие знания о борьбе сакских племен за независимость в эпоху раннего железа.
2. развивать умения анализировать: выделять главное, формулировать вывод, слушать и быть услышанным; развивать речь, память, внимание; умений работать с картой.
3. Воспитание высокого чувства патриотизма, на примерах героизма и и патриотизма саков, уважения к истории предков.
Средства обучения: 1. текст учебника параграф 14
2. Карты «Древний Казахстан», «Походы Александра
Македонского».
3. Иллюстрации, схемы, таблицы.
4. Видеофрагмент «Походы А.Македонского на Восток»
Ход урока:
I.Оргмомент: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Проверка домашнего задания:
2.1. Перечислите название сакских племен и покажите территорию расселения.
2.2. Предложить 2-3 учащимся рассказать о саках используя кластер.
2.3. Игра «Да-нет»
1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да)
2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да)
3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да)
4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет)
5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет)
6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да)
7. Часть саков занималась земледелием. (да)
8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да)
9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)
10. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. (да)
III. Переход к новой теме. Оглашение темы и цели урока. Сегодня мы с вами узнаем о великой сакской царице Томирис, воинской доблести и стратегии сакских воинов, с кем воевали саки в борьбе за независимость.
Обратить внимание учащихся на цитату Музафара Алимбаева:
«Несчетных героев рождает народ,
В часы испытаний и грозных невзгод,
На смерть из них каждый пойдет, если надо,
Поэтому вечно бессмертен народ».
IV. Усвоение новых знаний.
4.1. - Вспомните как относились саки к врагам и друзьям?
Саки «к врагам беспощадны, к друзьям - верны»
- Каково было положение воинов в сакском обществе?
Саки больше всех почитали воинов. Место человека в обществе определялось его воинскими достижениями. Саки первыми стали заковывать в броню и всадников и коней. Своим вооружением они удивили даже Александра Македонского.
- Какое положение занимала женщина в сакском обществе?
Сообщение ученика о сакской царице Томирис.
Запись на доске и в тетради: Томирис жила в 570-520 гг. до н.э. Иллюстрация «Томирис».
Комментарии учителя: О применении боевых колесниц, свидетиельствуют многочисленные петроглифы на территории Казахстана. На них изображены вооруженные луком всадники, управляющие двухколесными телегами, запряженные парой лошадей. Сохранялись и соединения из пеших воинов. Привычным способом ведения войны у саков был прием внезапного нападения и ложного отступления, с целью заманить врага на свою территорию. В бою саки использовали лук и стрелы, копье, топоры, а также короткие мечи-акинаки. Защитными средствами служили деревянный, обтянутый кожей щит, доспехи и бронзовый шлем. Броня была и у лошадей.
Демонстрация иллюстраций.
4.2. Слово учителя:
В VIв. до н.э. персидский цари из династии Ахеменидов три раза направляли свои воиска против саков, в 540, 530 и 519 оды до н.э. Позже саков пытался завоевать великий завоеватель Александр Македонский.
Задание: Работа с текстом на стр.67 «Вторжение Кира» Чтение с пометами (v-знаю, -не согласен, +узнал, ?поразило или вызывает вопрос). Далее выступление учащихся, проверка совместно с классом и учителем.
Запись на доске и в тетради: 530г. до н.э. - вторжение персов во главе с Киром.
Сообщение ученика о подвиге Ширака.
Вопрос к учащимся: Подумайте, что побудило Ширака совершить подвиг?
Запись на доске и в тетради: 519г. до н.э. вторжение Дария.
Рассказ учителя о борьбе саков против Александра Македонского( видео «Поход А.Македонского на Восток): Сейчас предлагаю вашему вниманию небольшое видео о походах А.Македонского на Восток, с тем чтобы понять насколько велико было значение того, что саки устояли и не позволили Македонскому захватить их земли.
Комментарии учителя после просмотра видео: В Средней Азии греко-македонским войскам пришлось столкнуться со значительными трудностями и затратить на ее покорение почти три года (330-327гг. до н.э.). Воинственные племена в ожесточенной борьбе отстаивали свою независимость, снова и снова поднимая восстание. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Македонский переправил через Сырдарью, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонцев.
Запись на доске и в тетради: 330-327гг. до н.э. вторжение А.Македонского.
Вывод по теме:
А теперь ребята давайте с вами сформулируем вывод, по теме используя следующие ключевые слова: Освободительная борьба, независимость, саки, отстояли, родина.
V. Закрепление.
Историческая мозаика. Необходимо сложить историческую мозаику из событий, дат и имен участников этих событий.
События:
1. Повторное вторжение персов.
2. Борьба саков с греко-македонцами.
3. Вторжение персов.
4. Годы жизни сакской царицы.
Даты:
1. 519г. до н.э.
2. 530г. до н.э.
3. IV в. до н.э.
4. 570-520гг. до н.э.
Имена:
1. Кир, Томирис, Спаргапис.
2. Александр Македонский, Спитамен.
3. Дарий, Ширак.
4. Томирис.
Закончите предложение:
1. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был… (убит)
2. Представившись обиженным сородичами, Ширак заявил, что готов…(помочь персам)
3. В 336г. до н.э. царем Македонии стал 20-летний…(Александр)
4. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак … (Спитамен)
5. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою … (независимость)
Сегодняшний открытый урок хотелось бы закончить следующими словами нашего президента Н.А.Назарбаева:
«За то, что мы сохранились как народ,
За то, что удалось удержать землю отцов,
За то, что обретя свободу,
Мы подняли знамя независимости,
За все это поколение ныне живущих
благодарно склоняет головы перед памятью предков»
VI Дом.задание: Параграф 14 читать, знать ответы на вопросы к параграфу.