Просмотр содержимого документа
«"Целинная эпопея"»
Цель: Сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги. Задачи: 1. Выяснить положение сельского хозяйства в Казахстане в послевоенные годы, определить положительные результаты и негативные последствия освоения целинных земель, характеризовать положение в животноводстве и обострение демографичекой ситуации в стране 2. Развивать у учащихся умение объективно оценивать исторические факты,высказывать оценочные суждения; 3.Формирование личных принципов нравственной оценки общественных явлений, воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма;
Вид урока: урок изучения новых знаний. Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в ППС; Методы: словесный, наглядный, практический Оснащение: Презентация, включающая в себя иллюстративный материал, физическая карта Казахстана, учебник по истории Казахстана 9 класс п.36. М.К.Козыбаев, ЦОР, таблица; Ход урока: 1.Организационный момент – 1 мин (цели и задачи урока) План (слайд №1) 1.Положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы. 2.Освоение целины. 3.Первые итоги целины. 4.Результаты освоения целины. 5.Резкое изменение демографической ситуации и её негативные последствия. 6.Положение в животноводстве. 2.Изучение нового материала: Опорные знания: -Даты и события: 1954 – курс на освоение целинных и залежных земель 1954-55,1956-1958 – целина -Личности: Н.С.Хрущёв, Д. А.Кунаев, Ж.Ш.Шаяхметов, П.К.Пономаренко, Л.И.Брежнев. -Понятия: целина, романтика, ассигнования, интенсивный путь, экстенсивный путь, эрозия, русификация. - Мозговой штурм анализ цитаты: (слайд №2) прочитав высказывание,определите: -Какое слово является ключевым? «Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было» Н.А.Назарбаев (учащиеся читают, делают вывод, называют тему, цели и задачи урока) работа с таблицей: (слайд № 3) -Какое положение было в сельском хозяйстве в 50-е годы? -Как вы думаете почему, текст в таблице разного цвета?
Положение в сельском хозяйстве до освоения целины
1.Утверждена программа развития по управлению сельским хозяйством. 2.В 1949г принят план развития с/х. 3.Сокращено число административно-хозяйственных работников. 4.Подготавливали сельскохозяйственные кадры 5.Развитие совхозов животноводческого направления. 1.Нехватка хлеба в стране. 2.Дети рождались с дистрофией. 3.Нехватка техники, МТС. 4.Допускались просчёты и ошибки в деятельности председателей совхозов. 5.Дефицит продовольствия. 6.Развитие экстенсивного хозяйства.
Вывод: « Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей» В послевоенной политике страны встал вопрос о том, как вдоволь накормить народ хлебом. В связи с чем было принято Постановление «Об увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель (1954) Работа в тетрадях с понятийным аппаратом: (слайд № 4) Целина – никогда не паханная, так же много лет не подвергавшаяся обработке земля. Экстенсивный путь – основанный на привлечении дополнительных материальных и людских ресурсов. Интенсивный путь – основанный на привнесении качественных изменений (НТП) Работа с картой: (слайд № 5) Предполагалось освоить: - Урал - Северный Кавказ - Поволжье - Казахстан------------- ОБЛАСТИ: - Кустанайская - Акмолинская - Северо-Казахстанская - Кокчетавская - Тургайская Выступление учащихся получивших опережающее задание (слайд № 6) (о механизаторах, животноводах, о первых руководителях страны, о научных работниках) -М.Довжик -Н.Геллерт -К.Донентаева -П.Пономаренко -Л.Брежнев -А.Бараев Работа в ППС: -Изучить заданную часть п.36 ; - Составить кластер; -Защита работы у доски; 1.Особенности освоения целинных и залежных земель в Казахстане (часть 2) 2.Первые итоги целины (часть3) 3.Влияние освоения целины на экономику Казахстана (часть 4) 4.Влияние освоения целины на демографические процессы в республике (часть5) 5.Положение в животноводстве (часть 6) Репортаж о Целинограде: (слайд № 7) Указ об образовании Целинного края от 26.12.1960г центр – Целиноград (Акмолинск) – 1961г 3.Контроль знаний: -Выделите положительные и отрицательные последствия освоения целины в Казахстане
Положительные: 1.Казахстан – крупная зерновая база СССР 2.Новые населённые пункты 3.Увеличилось население республики 4.Расширение инфраструктуры страны (больницы, школы, д/с, кинотеатры, Дома культуры, магазины и.т.п.) 5.Развитие других отраслей народного хозяйства: лёгкой и пищевой промышленности, ж/д и автомобильного транспорта, дорог,связи, производства электроэнергии и линии передач, элеваторно-складского хозяйства. 6.Выросла численность национальных кадров, особенно в с/х. 7.Обогатилась культура Казахстана Отрицательные: 1.Эрозия почвы 9 млн га; 2.Уменьшилось поголовье скота, появился дефицит мясо-молочной продукции 3.Целина – экстенсивные методы 4.Удельный вес коренного населения сократился, в 1962г казахи – 29% населения республики 5.Утрата значения казахского языка в обществе 6.Русификация 7.Игнорировалась руководящая роль национальных кадров
4.Рефлексия: Заполните листы выхода: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…