«ПРУГГЕРОВСКАЯ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ» КММ
ШЕМОНАИХА АУДАНЫ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІ
КГУ «ПРУГГЕРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ШЕМОНАИХИНСКОГО РАЙОНА»
Разработка открытого урока по истории Казахстана
Тема: « Целинная эпопея»
9 класс
Учитель Агафонова М.И.
2014-2015 учебный год
с. Пруггерово
История Казахстана 9 класс
Тема: « Целинная эпопея»
Цель урока: | Через восприятие информации (текст, слово учителя, наглядный материал) и составлением опорных листов при помощи комментируемого чтения, учащиеся познакомятся с особенностью освоения целинных и залежных земель в 50-е годы |
Задачи: | Оценка: |
Образовательная | Рассказать особенности освоения целинных и залежных земель в 50-е годы | Читая текст, слушая учителя, составляя опорные листы, делая записи в тетрадях |
Развивающая | Развитие критического мышления, умения говорить исторический текст, отстаивать свою точку зрения, искать и выделять в тексте учебника главную мысль | Составляя опорные листы по своему направлению, отвечая на вопросы защищать свою позицию |
Воспитательная | Умение работать в команде, умение выслушать своего оппонента, воспитание казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, познавательного интереса к предмету, истории своего села через региональный компонент | Наблюдение учителя за работой групп, дальнейшее отношение учащихся к предмету история |
Методы и стратегии | Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (стратегии «Займите позицию», «Ассоциативный ряд», «Ассоциативная карта», «Эссе»). |
Оборудование | Презентация «Освоение целины», портреты политических деятелей (Хрущева Н.С., Пономаренко П.К., Шаяхметова Ж.), карта Казахстана, листы А-4, фломастеры |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат |
Назовите, в какой местности мы живем. Какой тип хозяйства присутствует. (Учитель формулирует задание, не участвуя в самом процессе припоминания информации и целеполагания) | Вспоминают информацию методом составления ассоциативного ряда Формулируют цель урока | На доске появляется ассоциативный ряд, который можно будет использовать в дальнейшем при прохождении нового материала |
Учитель помещает на доске опорные понятия, кратко объясняя их лексическое значение формулирует задания к теме, формирует группы При обсуждении в группах учитель участвует как слушатель. | Каждый индивидуально выбирает информацию по своей проблеме, читает тексты, отвечая на поставленные вопросы, составляет опорные листы. Выступают попеременно с оппонентами Обсуждают информацию в группе и в классе. | У учеников в тетради остается та нужная информация, которая пригодится им для повторения дома. Работая затем в группе, ученики могут дополнить или исправить свои ответы. |
Учитель предлагает дополнить ассоциативный ряд новыми словами, понятиями, которые учащиеся узнали в ходе работы в группах | Обсуждают всю собранную информацию , пишут на доске и в тетрадях | Ученики вспоминают пройденное на уроке, закрепляют информацию в памяти, составляют ассоциативную карту |
I. Орг.момент.
II. Вызов
Здравствуйте ребята! Прежде чем озвучить тему нашего урока я хочу задать вам несколько вопросов:
в какой местности мы живем? (село, сельская). Правильно.
Какой вид хозяйства присутствует в нашем селе? Сельское.
Какие ассоциации у вас возникают при этом словосочетании?
Составление ассоциативного ряда.
Ребята, с 1946 с каждого гектара посевных земель собирали всего по 5-6 центнеров зерна, и к началу 1954 года в стране наступил аграрный кризис, не хватало хлеба. Как вы думаете, как можно было добиться увеличения запасов хлеба, увеличения урожайности? – Распахать больше земель и посадить. Правильно. Так какая цель была перед страной для преодоления кризиса? - Распахать больше земли. Вот это и стало главной задачей нашей страны в 50-годы. Подумайте и сформулируйте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы рассмотрим, как происходил этот процесс у нас, в Казахстане. Правильно. И тема нашего урока «Целинная эпопея»
На доску – Опорные понятия. Эти понятия мы будем использовать в течение всего урока. Краткое объяснение понятий. Запишите число, тему урока и опорные понятия.
Краткую информацию о политических деятелях нам расскажут ребята. Пономаренко П.К
Шаяхметов Жумабай –
Хрущев Н.С. –
III. Реализация
1. Слово учителя. Московское руководство считало, что Казахстан располагает огромными возможностями для резкого увеличения производства зерна за счет вовлечения в хозяйственный оборот огромных массивов целинных и залежных земель. После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 года к власти пришел Н.С.Хрущев, который для успешной реализации этих задач решил укрепить руководство республикой и снял Шаяхметова Жумабая, который, кстати, не поддерживал идею освоения целинных земель и Первым Секретарем в феврале 1954 года в Казахстане был избран Пономаренко П.К. Весной 1954 года было принято Постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель», по которому было решено резко расширить посевы зерновых культур в Сибири, на Урале, Северном Кавказе. В Казахстане освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-казахстанской, Тургайской областях.
Показ на карте. Планировалось распахать всего 13 млн. га земли и получить с них в 1955 году 1100-1200 млн пудов зерна.
2. Сегодня мы будем изучать тему необычным способом. Сейчас класс разделится на 3 группы:
1 группа «Позиция «да» отстаивает свою позицию и утверждает, что освоение целины было исторически оправданным шагом и приводит хорошие и положительные последствия освоения.
Леша - рассматривает вопросы социального характера, быта
Витя - рассматривает вопросы производства
Саша - ищет аргументы по духовному и культурному развитию
2 группа «Позиция «нет» доказывает, что освоение целины было непродуманным шагом, приводит в аргументы отрицательные последствия.
Яна оппонирует Леше (быт, социум)
Юра – оппонент Вите (производство)
Лиза – оппонент Саше (духовное и культурное развитие).
У вас на столах находятся листы, учебники, дополнительная информация по теме урока. Параграфы учебников 21 – старый учебник, 36 – новый. Заполняете опорные листы той информацией, которая вам необходима для отстаивания своей позиции.
3 группа – слушатели. Их задача выслушать обе позиции, делать пометки в тетрадях. Настя – тебе задание начертить схему-итог
Время на подготовку 7 мин.
Напоминаю правила работы в группах
3. Физминутка – валеопауза
Пока группы готовятся, я хотела бы напомнить, что и в нашем селе живут первоцелинники. О них нам расскажет Вадим.
6. Учащиеся заполняют опорные листы по теме урока и попеременно защищают у доски свою позицию.
А теперь я попрошу Настю (а у нее было сложное задание – подвести итог выступлений) вывесить на доске свою схему.)
IV. Рефлексия
А теперь я попрошу слушателей выбрать, кто более аргументировано защитил свою позицию и присоединиться к этой группе.
Какие новые слова-ассоциации можете добавить к нашему ряду, составленному в начале урока? Давайте закончим ассоциативную карту.
Выставление оценок
Д\З. Написать эссе на тему «Целина в жизни моей семьи»
Самоанализ урока
Урок по теме «Целинная эпопея» в 9 классе проходил в соответствии с Госстандартами и учебной программой. В 9 классе 9 учащихся, присутствовало ________% качества составляет 66 Форма урока - изучение нового материала.
Использовала интерактивную технологию «Займите позицию» совместно с технологией критического мышления, элементы которой были представлены в виде ассоциативного ряда, ассоциативной карты, комментируемого чтения, эссе.
Цель урока: | Через восприятие информации (текст, слово учителя, наглядный материал) и составлением опорных листов при помощи комментируемого чтения, учащиеся познакомятся с особенностью освоения целинных и залежных земель в 50-е годы |
Задачи: | Оценка: |
Образовательная | Рассказать особенности освоения целинных и залежных земель в 50-е годы | Читая текст, слушая учителя, составляя опорные листы, делая записи в тетрадях |
Развивающая | Развитие критического мышления, умения говорить исторический текст, отстаивать свою точку зрения, искать и выделять в тексте учебника главную мысль | Составляя опорные листы по своему направлению, отвечая на вопросы защищать свою позицию |
Воспитательная | Умение работать в команде, умение выслушать своего оппонента, воспитание казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, познавательного интереса к предмету, истории своего села через региональный компонент | Наблюдение учителя за работой групп, дальнейшее отношение учащихся к предмету истории |
Вы сами увидели, что на уроке соблюдены все этапы, а именно:
Мотивация (вызов) – ассоциативный ряд, целеполагание
Реализация – стратегия «Займите позицию»
Рефлексия. Составление ассоциативной карты
На этапе побуждения, при составлении ассоциативного ряда, произошел вызов уже имеющихся знаний, активизация учащихся, мотивация их для дальнейшей работы. Учащиеся смогли сформулировать цель урока и были готовы к дальнейшему получению новой для них информации.
На этапе реализации происходило сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Учащиеся, работая с текстом учебника, дополнительными материалами, составляли опорные листы по своей проблеме, защищали и отстаивали свою позицию перед оппонентами.
На этапе рефлексии ребята, на основе полученных знаний, дополнив ассоциативный ряд, составили ассоциативную карту, тем самым еще раз анализируя тему, изученную на уроке.
Считаю, что урок цели достиг.
Чтоб выполнить домашнее задание, ребятам предстоит побеседовать с родителями, тем самым не только окунуться в тему со страниц учебника, но и проанализировать историческое событие с точки зрения своих родителей и их жизненного опыта.
Экстенсивное земледелие
Интенсивный путь развития
Кризис аграрный
Совхоз (советское хозяйство)
Хрущев Никита Сергеевич
Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич
Шаяхметов Жумабай
1954 – 1956 гг.
ЦЕЛИНА
Эрозия почвы
КОЛХОЗ (коллективное хозяйство)
«Целинная эпопея»
Позиция «Да»
Позиция «Нет»
Опорные понятия
Экстенсивный - направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения, развития. Экстенсивное земледелие развивается прежде всего благодаря использованию дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса.
ИНТЕНСИВНЫЙ путь развития - дающий высокую производительность
ЦЕЛИНА, земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не распахивались.
Эрозия - процесс полного или частичного разрушения, повреждения поверхности чего-нибудь. Эрозия почвы - смыв или размыв наиболее плодородного слоя почвы талыми или ливневыми водами, выдувание его ветрами. Эрозия почвы в Казахстане в результате непродуманной вспашки целинных земель, несоблюдения агротехнических способов земледелия привела к катастрофическим экологическим последствиям, многие земельные массивы на долгие годы стали бесплодными.
КОЛХОЗ (коллективное хозяйство) форма организации сельскохозяйственного труда, созданная в СССР в ходе коллективизации; объединение крестьян.
Совхоз (советское хозяйство) - сельскохозяйственное государственное предприятие. В СССР первые совхозы были созданы в 1918 году. Имущество совхозов являлось государственной собственностью, оно закреплялось за совхозами и принадлежало им на праве хозяйственного ведения.
Кризис аграрный - кризис перепроизводства или недопроизводства в сельском хозяйстве. Проявляется в росте нереализуемых запасов сельскохозяйственных товаров, падения цен на них, уничтожении части не находящих спроса сельскохозяйственных товаров, ускорении процесса разорения мелких и средних сельскохозяйственных производителей.
Хрущев Никита Сергеевич
Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич
Шаяхметов Жумабек
1954 – 1956 гг.
ЭПОПЕЯ
Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
Освоение целинных и залежных земель в 1954 году началось главным образом с создания совхозов. Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны, мобилизовывали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.
плюсы | минусы |
·Поднятие уровня производства комбайнов и сельхозмашин. Область получила мощное техническое подкрепление.·Казахстанская почва была очень плодородная, легко поддающаяся вспашке.·Отмечалась хорошая работа на полях и стройках Урнекского, Славянского, Орджоникидзевского, Краснопресненского, Комсомольского, Урицкого и других совхозов. По инициативе комсомольцев силами молодёжи в основном на воскресниках были построены здания общественного пользования. ·В 1955 году колхозам дали дополнительное задание освоить сверх государственного плана 159 тыс. га целинных и залежных земель, которое было выполнено. Распашку производили все артели области. В первую очередь осваивались пустовавшие земли в северном регионе. На свободных землях госземфонда, а также на неиспользуемых землях колхозов весной 1954 года было организовано 19 новых совхозов, а в конце 1954 года и в начале 1955 года – ещё 75 совхозов. В 1954 по 1955 годы в Казахстане было поднято 18 миллионов гектар земель. | ·Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры. ·В летний период и в начале 1955 года неудовлетворительным было бытовое обслуживание, питание и торговля. ·В 1955 году сложились тяжелейшие погодные условия. После малоснежной зимы на протяжении весны и первой половины лета установилась редкостная даже для этих мест жара со свирепыми суховеями и пыльными бурями. Область оказалась в зоне тяжелейшей засухи. В результате разразилась катастрофа. Общий валовой сбор зерна в 1955 году составил по колхозам – 22,1 и по совхозам 17,6 млн. пудов, что почти на 30 % меньше чем в прошлый год. Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводства. |
ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ