kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Освоение целинных и залежных земель в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводное слово учителя:

2009 г.—50-летие освоения целины. В целинном хлебе—труд поколений. Целина стала школой жизни, самоотверженности и дружбы людей.

Эпиграф нашего урока:

«Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей». Ос­воение целины — это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить народ хлебом.

 

3. Актуализация:

1. Назовите причины отставания сельскохозяйственного производства в послевоенные годы?

2. Какие меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства были пред­приняты в начале 50-х годов?

 

4. Изучение нового материала:

Понятия: Целина, экстенсивный путь развития, интенсивный путь раз­вития, эрозия почвы.

 

План:

1. Причины и начало освоения целины.

2. Целина — это люди.

3. Подвиг целинников.

4. Целина и современность.

 

Материалы пресс-конференции «Освоение целины и залежных земель»

 

Вопросы корреспондента журнала «Сельская жизнь»

Назовите причины освоения целины?

 

Ответ юного историка (1)

В 1953 г. в стране было заготовлено чуть больше 31 млн тонн зерна, а израс­ходовано 32 млн тонн. Для решения проблемы был избран экстенсивный путь: курс на распашку гигантских земельных массивов на востоке страны.

Февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Началась целинная эпопея. На призыв партии принять участие в освоении новых земель в короткие сроки откликнулись сотни тысяч молодых людей.

 

Зазвучала песня

«В край родимый шел

Юный комсомол,

Ехать в степь далекую

И наш черед пришел.

Едем мы, друзья, в дальние края.

Станем новоселами и ты, и я.

 

Только за два первых года подъема целины в Северный Казахстан прибы­ло 650 тысяч новоселов. В их числе 130 тысяч механизаторов и более 15 тысяч специалистов сельского хозяйства.

Уже весной 1954 г. тысячи тракторов двинулись по непаханной веками земле. Было поднято и засеяно 13,4 млн га новых земель, в том числе в Ка­захстане — 6,5 млн га, то есть почти 59%.

Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Моск­ва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков — трактора; Ростов-на Дону и Запорожье — комбайны; Армения, Грузия, Эс­тония — строительные материалы. Из разных городов и республик шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь.

Только за год—с марта 1954 г. по март 1955 г. в Казахстане было органи­зовано 337 совхозов, названия которых говорят сами за себя: Московский, Ленинградский, Киевский, Кубанский, Ростовский, Одесский и Грузия. На целинных просторах были проложены шоссейные и железные дороги, ли­нии электропередачи, построены групповые водопроводы, школы, больни­цы, дома культуры, не говоря уже о производственных зданиях—мастерс­ких, гаражах, машинных дворках, торговых точках.

За семь напряженных лет С 1954 г. по 1960 г. — в Казахстане было распахано и освоено более 25 млн гектаров целинных и залежных земель. Товарность зерна в республике составляла 60% против 41% в России и 35% на Украине, а в союзном каравае доля Казахстана была не меньше четверти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Освоение целинных и залежных земель в Казахстане »

Освоение целинных и залежных

земель в Казахстане (1954-1956 гг.)

Пресс-конференция


Задачи:

Образовательная: Формирование знаний о причинах, значении и послед­ствиях освоения целинных и залежных земель. Изучение роли первоцелинников.

Воспитательная: Формирование личных принципов нравственной оцен­ки общественных явлений, воспитание гражданственности и казахстанско­го патриотизма.

Развивающая: Совершенствование навыков и умений давать оценку исто­рических событий, деятельности людей; работа с дополнительной литера­турой и материалами периодической печати.


Тип урока: Усвоение новых знаний.


Форма урока: Пресс-конференция.


Методы обучения: Печатно-словесный, практический, исследовательс­кий.


Оборудование урока: Карта, аудиокассета с записью рассказов первоцелинников, маркировки названий газет, выставка иллюстраций о целине, ци­тата на доске.


Содержание урока:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя:

2009 г.—50-летие освоения целины. В целинном хлебе—труд поколений. Целина стала школой жизни, самоотверженности и дружбы людей.

Эпиграф нашего урока:

«Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей». Ос­воение целины — это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить народ хлебом.


3. Актуализация:

1. Назовите причины отставания сельскохозяйственного производства в послевоенные годы?

2. Какие меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства были пред­приняты в начале 50-х годов?


4. Изучение нового материала:

Понятия: Целина, экстенсивный путь развития, интенсивный путь раз­вития, эрозия почвы.


План:

1. Причины и начало освоения целины.

2. Целина — это люди.

3. Подвиг целинников.

4. Целина и современность.


Материалы пресс-конференции «Освоение целины и залежных земель»


Вопросы корреспондента журнала «Сельская жизнь»

Назовите причины освоения целины?


Ответ юного историка (1)

В 1953 г. в стране было заготовлено чуть больше 31 млн тонн зерна, а израс­ходовано 32 млн тонн. Для решения проблемы был избран экстенсивный путь: курс на распашку гигантских земельных массивов на востоке страны.

Февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Началась целинная эпопея. На призыв партии принять участие в освоении новых земель в короткие сроки откликнулись сотни тысяч молодых людей.


Зазвучала песня

«В край родимый шел

Юный комсомол,

Ехать в степь далекую

И наш черед пришел.

Едем мы, друзья, в дальние края.

Станем новоселами и ты, и я.


Только за два первых года подъема целины в Северный Казахстан прибы­ло 650 тысяч новоселов. В их числе 130 тысяч механизаторов и более 15 тысяч специалистов сельского хозяйства.

Уже весной 1954 г. тысячи тракторов двинулись по непаханной веками земле. Было поднято и засеяно 13,4 млн га новых земель, в том числе в Ка­захстане — 6,5 млн га, то есть почти 59%.

Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Моск­ва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков — трактора; Ростов-на Дону и Запорожье — комбайны; Армения, Грузия, Эс­тония — строительные материалы. Из разных городов и республик шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь.

Только за год—с марта 1954 г. по март 1955 г. в Казахстане было органи­зовано 337 совхозов, названия которых говорят сами за себя: Московский, Ленинградский, Киевский, Кубанский, Ростовский, Одесский и Грузия. На целинных просторах были проложены шоссейные и железные дороги, ли­нии электропередачи, построены групповые водопроводы, школы, больни­цы, дома культуры, не говоря уже о производственных зданиях—мастерс­ких, гаражах, машинных дворках, торговых точках.

За семь напряженных лет С 1954 г. по 1960 г. — в Казахстане было распахано и освоено более 25 млн гектаров целинных и залежных земель. Товарность зерна в республике составляла 60% против 41% в России и 35% на Украине, а в союзном каравае доля Казахстана была не меньше четверти.


Звучит стихотворение.

Когда сравнишь ты с золотом зерно,

Смотри, чтоб не обиделось оно.

А что такое золото? Металл

Зато зерно — начало всех начал!

Скажи мне, с чем зерна сравнишь ты цвет?

Знай, что сравним с ним только солнца свет!

Хоть точность есть в сравнение таком —

Внимательно подумай о другом —

Лишь цвет от солнца зерна обрели,

А внутренняя суть их от земли!

Но этот вывод сделав, не спеши —

Заслугу всю земле не припиши

Зерно мертво до той поры, пока

Его не тронет теплая рука.

(Д.Кугельтинов)


Корреспондент журнала «Простор»

— Расскажите о людях, прославивших целину своим трудом.


Ответ юного историка (2):

Об освоении целины написано много статей, репортажей, книг. Самая известная и распространенная на эту тему была небольшая по объему книга «Целина».

Книгу «Целина» изучали в школе. Книга довольно интересная: писал ее журналист—аграрник Александр Павлович Мурзин. Начинается она сло­вами: «Будет хлеб, будет и песня».


Звучит песня «Едут новоселы».

Среди первопроходцев-целинников было много замечательных людей. Обо всех и не успеешь рассказать. Прослушайте аудиозапись рассказов первоцелинников.: Михаила Довжика, Леонида Картаузова («Славный путь Ленинского комсомола». (Выпуск 7—Грампластинка).

Леонид Михайлович Картаузов мальчишкой, сыном полка, во время вой­ны лишился обеих ног. Да, на фронт Картаузов не опоздал... Но когда в городе формировался после призыва партии первый эшелон добровольцев, он действительно боялся опоздать.

Но — желание, желанием, однако Леонид решительно отправился в по­ликлинику: для получения путевки, кроме направления горкома комсомо­ла, требовалось в обязательном порядке медицинское заключение о здоро­вье. И порядок этот соблюдался строжайшим образом. Врачей Леонид не опасался. Был он по юношески подвижным и выносливым, Лишь одного ему надо было обойти—хирурга, который принимал последним. И здесь, в по­ликлинике, вдруг «осенило»: выставить вместо себя кого-то из знакомых, Но кто согласится? Кого уговорить? Уговорил...

С заключением на руках: «Здоров. К работе на целине годен», — путь Леониду был открыт, чтоб в числе первоцелинников получить звание Героя Социалистического труда.


Выступление юного историка (3)

В книге «Парень из первого эшелона» о знатном механизаторе Иване Ивановиче Иванове сказано немного, но зато как. В блокадном Ленинграде во время войны остался без обеих ног. Чудом выжил. Но на целину все-таки приехал. Стал трактористом, Героем Социалистического труда. Вот какой замечательный момент поражал его товарищей во время целинной эпопеи. Однажды он приехал со своими механизаторами к полям, подлежащим к списанию—400 гектаров. И сказал: «Хлеб не должен приедаться». Несколь­ко дней 13 комбайнеров неторопливо, пядь за пядью как будто ладонями огребая на столе хлебные крошки, взяли-таки полегшее зерно с подлежа­щих списанию гектаров. А Иван Иванович вспомнил: «...Во время войны после госпиталя решил навестить родных в Ленинграде. Стучу в дверь, никто не открывает. Вошел и вижу—лежит мать, почти без движения. Глянул, а на столе хлебные карточки, уже 4 дня как не отоваренные... Вот, что я вспом­нил и не думал, что о собственной цене хлеб напомнит через столько лет.»


Вопрос корреспондента «Комсомольская правда»

— Известно, что на целине погибли некоторые молодые ребята. Вы мо­жете привести примеры, как они погибли?


Ответ юного историка (4)

Я расскажу про Василия Рагузова. Он один из первых приехал работать на целине прорабом. Быстро завоевал уважение первоцелинников. В один из ясных дней в составе колонны автомашин Рагузов вез со станции сборные дома для первой совхозной улицы. Неожиданно начался необычной силы буран, длившийся несколько суток. Колонна остановилась: Василий решил идти за помощью в ближайшее село. Пошел один, заблудился и погиб. В кармане его куртки нашли письмо. Коченеющими руками он успел напи­сать: «Я поехал на целину, чтоб наш народ жил богаче и краше... Самое главное — нужно быть в жизни человеком...»


Ответ юного историка (5)

Я расскажу о Даниле Нестеренко. Весной 1954 г. в совхоз «Дальний» Це­линоградской области прибыл с Украины парень. В правой руке деревян­ный чемодан, в левой — вещевой мешок. В нем из дома привез яблоневые саженцы. Мечтал, когда получит первый урожай с них, на первом месте разбить коллективный сад, чтобы цвели и давали урожай яблони, как на родной Украине. В конце апреля в совхоз «Дальний», только что забивший в степи колышки, надо было срочно с железнодорожной станции перепра­вить тракторы, горючее, сельхозмашины и другие грузы. Переправить че­рез речку Жаныспайку. Ледоход по всем приметам и срокам должен был начаться со дня надень. Помощник бригадира тракторной бригады Даниил Нестеренко добровольно вызвался на рискованную операцию. Хлопцам механизаторам, которые тоже вызвались, сказал между прочим: «Лучше я, кое-какой опыт формирования водной преграды у меня имеется». Нестерен­ко удалось переправить сельхозмашины, тракторы ДТ — 54. И вот после­дний рейс. В середине реки лед, уже покрытый водой, предательски проло­мился.


Вопрос корреспондента газеты «Аргументы и факты»

— Мне известно что подобные подвиги целинников имели место повторе­ния. Можете рассказать, кто повторил эти подвиги?


Ответ юного историка (6)

Павел Жук оказался в такой же ситуации, что и Нестеренко. Вел парень через реку Ишим трактор с грузом. Вел в двадцатый раз и лед провалился. Успел Павел выскочить из машины. Постоял над огромной прорубью, по­дождал, пока вода отбулькает, разделся и нырнул в ледяную воду с тросом в руках. Не удалась первая попытка, повторил еще и и еще, и в третий раз опустился на дно, закрепил трос. Машину вытащили. Груз Павел вовремя доставил в совхоз «Заречный». А опоздал бы он на день, два и начался ледо­ход, разлив. Все обошлось благополучно. И Павел не счел нужным расска­зывать об этом. Узнали товарищи случайно, и то спустя много лет.


Корреспондент журнала «Жизнь»

В известной песне есть такие слова;

«Ты ко мне приедешь раннею весною,

Молодой хозяйкой прямо в новый дом.

С голубым рассветом, тучной целиною

Трактора с тобою мы рядом поведем»

— Можете ли вы подтвердить фактами данную проблему?


Ответ юного историка (7)

Сохранилось письмо Заудалова Анатолия, который пишет: «Мы ехали на целину не в командировку, а на постоянное место жительство. Встала угроза остаться одним на целине. На фоне строившегося совхоза нам нужны были девушки, не только для создания семей, но и для выполнения целого ряда работ, от которых наши парни отказывались. Они не хотели ни коров доить, ни за свиньями, ни за цыплятами ухаживать, ни пищу себе готовить. 27 июля к нам из Ивановекой области приехали сразу 50 девчат. Жизнь из­менилась к лучшему.»


Выступление юного историка (8)

Вспоминает Манап Шакенов—собственный корреспондент Казахского радио: «На освоение целины приехало много молодежи. Особенно было много парней. Они прижились, стали искать подруг. Вопрос об этом был постав­лен перед ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. В 1955 г. приехали 25 тыс. девушек из Москвы и Ленинграда. Потом был клич прославленного механизатора Камшат Доненбаевой: «Девушки, на трактор!» Много у нее было последовате­лей. Среди них — Наталья Геллерт из Кургальдинского района Акмолинс­кой области, которая стала примером для всех на работе и в быту, вышла замуж за казаха... Организовала в совхозе «Амангельдинский» семейное звено «Целинник» по возделыванию зерновых.»


Корреспондент журнала «Мысль».

Освоение целины многими связывалось с мечтой о всеобщем благоден­ствии. Но вскоре после первых восторгов пришло время тревог и разочаро­ваний. Над степью, распаханной вдоль и поперек, закружили пыльные бури. Жадные и шершавые их языки вылизывали миллионы гектаров освобож­денных от многовекового плена целинных земель. Целина оказалась безна­дежно больной. Некоторые даже предлагали прекратить ее освоение. О чем свидетельствуют эти факты, как вы можете объяснить это?


Ответ юного историка (9)

В контексте сегодняшнего дня социально-экономическую роль целины для республики несомненна. Во многом благодаря именно ей Казахстан про­изводил на душу населения в среднем более 2 тысяч килограммов зерна. В мировой практике доказано, что достаточно производить около одной тон­ны зерна, чтобы решить продовольственную проблему. Положительные факторы уже были отмечены в выступлениях.

Но есть и отрицательные последствия: экологическая рациональность, экономическая целесообразность и социальная эффективность.

Во-первых, по данным ученых уже в 1960 г. в Северном Казахстане более 9 млн га почвы, что равняется площади Франции, подвергнуто ветровой эрозии. Произошло глобальное нарастание засушливости: из 26 лет (1960-1985 гг.) двадцать три года оказались подвергнуты засухе целинные районы Казахстана, Нижняя Волга, юг западной Сибири и Урала.

Правда, спасти землю, помочь хлеборобам взялись ученые из поселка Шортанды, вблизи Целинограда. Коллектив Всесоюзного НИИ зернового хозяйства во главе с академиком А.И.Бараевым разработали и внедрили но­вые способы возделывания почвы. Среднегодовое производство зерна на освоенной целине возросло с 22,7 млн тонн в 1977-1953 годах до 67,9 млн тонн в 1974-1978 годах. За успехи в разработке новых технологий земледелия и вклад в повышение урожайности группа ученых во главе с академиком Бара­евым удостоена высокой награды—звание Лауреата Ленинской премии.

Во-вторых, говоря об экономической целесообразности, статистика под­счеты не вела. А если ученые вели, то данные не публиковались. Но извест­но, что целинный гектар засевался при расходе до 2 центнеров зерна, а соби­рали не более 9-11 центнеров. Зато ежегодно привлекалась на уборку огром­ная масса студентов, городских жителей, механизаторы из других респуб­лик и областей, армейские автобатальоны. Огромными были и энергичес­кие затраты (горюче-смазачные материалы).

В третьих, привлечение трудовых ресурсов из других регионов вело к неконтролируемой миграции. Коренное население вынуждено было оста­вить свои обжитые места, поэтому закрывались национальные школы, пре­вращаясь в центральные усадьбы колхозов и совхозов. Удельный вес корен­ного населения составил всего 29% (1962 г.). Порождались взрывоопасные проблемы и напряжение в межнациональных отношениях.

В четвертых, бесконечные реорганизации, цепочка непродуманных ре­шений создавали «головную боль» для не желавшей никаких изменений партийно-государственной номенклатуры. Следствием этого стала кадро­вая чехарда: за хрущевский период сменилось 7 первых секретарей ЦК Ком­партии Казахстана (за 10 лет). Немало было таких, которые абсолютно не знали экономику, культуру, традиции Казахстанского народа. Без учета мнения республики было организовано бюро ЦК КП Казахстана по целин­ным областям с двойным подчинением, затем целинный, Западно-Казах­станский и Южно-Казахстанский края. Передали Узбекистану три хлопко­сеющих района. Переименовали города и области.


V. Способ получения обратной связи. Составление логической схемы.




VI. Итоги урока.

И все-таки, «освоение целины стало решающим условием стремительно­го рывка с развитием сельскохозяйственного производства в Казахстане пол­века назад. Опыт тружеников целины будет полезен сегодня»,—отмечал в своем выступлении Н.А.Назарбаев (Торжественное собрание, посвящен­ное 50-летию целины). Сегодняшние хлеборобы, специалисты высокого клас­са, выходят из целины — это дети тех, кто работал на целине. Началась вторая целинная эпопея. Третий год в нашей Республике продолжается год села. И страна уже продает 5-6 млн тонн зерна, а не только обеспечивает себя.


VII. Домашнее задание:

1. Стр. 37-39 (Состояние животноводства. Реорганизация МТС)

2. Завершить таблицу «Последствия освоения целины»

3. Составить тесты по теме (10).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане

Автор: Сейтжанов Дулат Есимович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Целина в судьбе нашей Родины"
    ["seo_title"] => string(28) "tsielinavsudbienashieirodiny"
    ["file_id"] => string(6) "290564"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454975779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Разработка внеклассного мероприятия на тему "Целина в судьбе нашей Родины""
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsielinavsudbienashieirodiny"
    ["file_id"] => string(6) "290565"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454975888"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Астана - столица Республики Казахстан "
    ["seo_title"] => string(38) "astana-stolitsa-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "157374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421588268"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по познанию мира на тему : "Астана-столица Республики Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-astana-stolitsa-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "113435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410190800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Астана -столица Республики Казахстан. "
    ["seo_title"] => string(40) "astana-stolitsa-riespubliki-kazakhstan-1"
    ["file_id"] => string(6) "244043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445872392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства