kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Целинная эпопея

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока по истории для учащихся 9 класса. На тему: Целинная эпопея. урок нетрадиционный, планирование виде пресс-конференции. Рефлексия урока виде дискуссии. Класс делятся на три группы, по трем позициям: "Согласен", "Частично согласен", "не согласен". домашнее задание виде эссе, по пройденной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Целинная эпопея»

Тема: Целинная эпопея

Цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о процессе освоения целинных и залежных земель в Казахстане.

Задачи: - продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания.

- Сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги.

- Прививать интерес к героическому прошлому страны, воспитывать  чувство уважительного отношения к  людям  труда.

Результаты учебной деятельности:

Учащиеся узнают о процессе освоения целинных земель в Казахстане, выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины, как повлияло освоение целины на духовную жизнь  казахов, узнают о жизни первоцелинников.

Ключевая идея: Работа в парах способствует  аргуменированному обмену мнениями 

Учитель: Целина….Исполнилось более шестидесяти лет, как это слово впервые появилось на страницах газет и журналов, прозвучало по радио. Вначале о целине говорили восторженно, о ней слагались стихи и песни, слово «целина» звучало паролем для рискованных и смелых парней и девушек. Потом заговорили о проблемах целины и ее негативных последствиях для республики…. Вокруг этой темы по сей день разгораются споры и дискуссии. Сегодня мы проводим пресс-конференцию, чтобы из первых уст услышать правду о целине. Перед вами выступят историк, первоцелинники, эколог, экономист, демограф.

Вопрос: зачем поднимали целину?

Историк: Валов Вадим

Начало 1950-х годов. Только недавно закончилась Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней. В стране, не успевшей залечить раны, нанесенные страшной войной, не хватало зерна и других продуктов питания. В то же время в Казахстане и ряде районов России было много неосвоенных земель, веками копивших свое плодородие. Их освоение позволило бы очень быстро улучшить обеспечение населения продуктами питания, а промышленность- сельскохозяйственным сырьем.

В 1954 году было принято постановление партии об освоении целинных и залежных земель в Казахстане. По призыву партии в районы освоения целины направились сотни тысяч энтузиастов, из них свыше 500 тыс. человек – по комсомольским путевкам. Не считаясь ни с какими трудностями, бросив налаженный быт, молодые парни и девушки поехали обживать степные просторы.

В те годы гордое слова «целинник» было синонимом мужества, стойкости. На целину ехали из Омска, Вятки, Москвы, Ленинграда, Ярославля и других мест.

Вопрос: ради чего вы оставили свои обжитые места, благополучную жизнь и приехали в степь? С какими трудностями вы встретились на целине?

Говорят первоцелинники……

2. Евгений Дмитриевич Старовойтов: (Гречухин Александр)

- в 1954 году по комсомольской путевке прибыли сюда из Белоруссии в двумя друзьями осваивать целину. Вместе с нами приехали сотни парней и девушек из Сызрани, Ульяновска, Москвы и других городов. На целину ехали добровольно, по зову сердца. Просто хотелось работать, делать что-то новое и полезное. Мы шли на целину, чтобы одновременно и обживать и застраивать ее, и брать хлеб.

Жили деревянных бараках или палатках. Первая целинная весна запомнилась по-разному: и радостной, и торжественной, и до предела напряженной, трудной. Степь оказалось крепким орешком, более крепким, чем представлялось сначала. С первых дней нас всех распределили по бригадам, и мы принялись пахать. Трудно ли было? Кто тогда об этом думал? Люди по сменам работали от зари до зари. Испытание целиной выдерживали не все. Некоторые возвращались обратно………..


3. Николай Васильевич Степанов: Аришин Максим

- в числе первых я откликнулся на призыв партии и правительства поехать на освоение новых земель. Многие сослуживцы по работе, родные, близкие не понимали меня и говорили: «Менять город Донбасс на глухомань- это неумно». На что я отвечал : « я механик и мое место ни здесь, в городе, а там, на бескрайних просторах целины». Так, 1954 году с группой первоцелинников из Украины я прибыл в Казахстан.

Немало трудностей выпало на нашу долю: не хватало жилья, жили в палатках, случались перебои со снабжением, приходилось в мороз и пургу перегонять километров тракторы и другую технику, перевозить семена, стройматериалы. Но мы выстояли…

4. Анатолий Иванович Старков: Штефан Владимир

- звала романтика дальних дорог, тянуло изведать неизведанное, применить свои знания и силу на пользу людям. На всю страну тогда гремела целина с ее новостройками. Знать об этом и сидеть дома было стыдно. Приехал строить новый город, оставив привычную, хорошо устроенную жизнь. Устроился работать шофером, перевозил плиты, кирпич, доски, железо. Бытовые условия были очень тяжелые, но они волновали меньше всего. Главной была работа. Перевыполняли план, делали по несколько норм, работая по ночам, без выходных. Ни деньги, ни стремление заработать двигали нами. Всеми руководило желание быть первыми. Мы знали, что нужны целине! Что это были за годы? Удивительные и неповторимые, трудные и славные, незабываемые и героические. Работали, не жалея себя. Часто без выходных, в несколько смен.

5. Мария Артемовна Дементьева: Дворных Анастасия

- есть такое слово- «надо». Родина нам сказала: «Надо!», а комсомол ответил: «Есть!». Я – дочь фронтовиков. Воевать мне пришлось, а пользу своей стране принести хотелось.

Первые годы освоения целины было мало техники, поэтому большую часть работы приходилась делать вручную. Зерно загружали и разгружали в машины вручную. Не хватало транспорта для вывозки зерна. Поначалу жили палатках. Позже начали строить жилье из камыша и осиновых жердей, обмазывали глиной. Зимой в таких домах было холодно. Вставать приходилось рано, а ложиться поздно. Сколько труда было вложено, сколько невзгод перенесено: болезни, суровые зимы, «черные бури». Разве все упомнишь? Но мне целина на всю жизнь дала заряд доброты и жизнестойкости, который мне помогает и сегодня.

Светикова Анастасия. Журналист: разные жизни, разные судьбы. Но их всех объединила Целина. Для многих людей она стала судьбой. Трудной, иногда трудной неимоверно, но счастливой . Ведь битва за хлеб – ни чем несравнимое ощущение познания счастья.

Многие остались жить на нашей земле, находили свою любовь, обзаводились семьями, получали трудовую закалку. Труд первоцелинников был настоящим подвигом. И если руководителей страны того периода мы сейчас можем критиковать за ошибки, то рядовые целинники не заслуживает ни малейшего упрека. Они действительно совершили подвиг – во имя жизни на земле, во имя Родины. Лучше поэта не скажешь:

Целина – это тысячи сильных людей и гудящие трактора,

Ожидание крупных дождей, бездорожье, грозы, жара!

Это труд и сегодня и завтра,

Напряжение как на войне.

Вопрос: что дала целина в стране?

6. Экономист: Даленко Надежда

За годы освоения целины в Казахстане было распахано 25.5 млн га земли, создано 337 совхозов. Это способствовало укреплению экономики страны.

Благодаря целине в Казахстане стало производиться на душу населения от 1.5 и более тысяч кг зерна. Между тем, для снятия продовольственной проблемы достаточно иметь показатель в пределах 1 тыс кг. Таких стран насчитывается в мире немного: США, Канада, Австралия, Франция и др.

Кроме того, целинной регион Казахстана производит преимущественно твердую пшеницу, ее сильные сорта, которые отличаются высоким содержанием белка. Например, из ста кг муки из сильного зерна выпекает 115 кг хлеба, а из такого же количества муки из мягкого зерна получает 91 кг хлеба. Целинный хлеб в буквальном смысле слова накормил послевоенную страну. Целину дала стране не только большой хлеб. На месте дремавшей, некогда ковыльной степи появились новые совхозы, города, ее опоясали линии электропередач, шоссейных дорог. Строились школы, больницы, детсады, элеваторы, склады, заводы. Все это способствовало нормальной жизни населения.

Учитель: прошли годы. Целина ….. сейчас, спустя десятилетия, это страница в истории государства расценивается далеко неоднозначно. Наряду с положительными последствиями, целина породило множество проблем. Вопрос: Что такое «черные бури» на целине?

7. Панин Александр.

Эколог: освоение целины привело к нарушению экологического равновесия и эрозии почв. Когда было распахано большое количество гектаров целины, в Казахстане случились страшные пыльные бури. Поднимались в воздух тучи земли, почва выветривалось.

Вопрос: почему происходили черные бури на целине?

Эколог: громадные степные просторы Казахстана и Сибири отличаются суровым засушливым климатом с сильными ветрами. Достигая ураганной скорости - более 150 км\ч, ветер уносил с полей практически весь распаханной слой почвы вместе с удобрениями, поднимал его высоту 1-3 километра, мчал над широкими степными просторами и переносил на огромные расстояния. Пыльные бури неделями подряд закрывали солнце, засыпая оросительные каналы и поселки, часть которых оказалось буквально погребена под почти двухметровым слоем рыхлого грунта. Пшеничные поля превратились в бесплодную пустыню. Дороги, деревья, крыши домов – все было под слоем пыли. Гибли посевы и сады. Это была катастрофа – природная и в то же время рукотворная. В начале 1960-х годов череда пыльных бурь буквально слизывало черноземный слой. Так, в 1962 году в Казахстане было подвержено ветровой эрозии почвы около семи миллионов гектаров. В 1965 году ветровая эрозия захватило не только казахстанские земли, но Алтайский край, Башкирию, Калмыкию, Поволжье и другие области России. Людям пришлось считаться с природными процессами и приспосабливаться к ним, продумать систему безотвальной обработки почвы. Ученые разрабатывали плоскорезы, рыхлители , специальные сеялки. Именно умелая защита почвы спасла распаханные просторы и стала надежным щитом от пыльных бурь, эрозии.

Вопрос: как освоение целины повлияло на демографическую ситуацию в республике?

8. Демограф: (Корчагин Павел). Освоение целины привело к существенному изменению демографической ситуации в Казахстане. Общая численность населения нашей страны за 1954-1960 годы возросла почти на 2.9 миллиона человек. Многие люди, приехавшие с других земель, остались здесь. Они нашли на нашей земле свое место, свою дорогу, призвание и счастье. Помимо этого, каждый из них считает своей родиной – благодатную, гостеприимную казахскую землю, а своей судьбой – целину.

Рефлексия: Дискуссия.

«согласен»

«не согласен»

«частично согласен»

Домашнее задание: написать эссе « Освоение целина».












Историк


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Целинная эпопея

Автор: Кабышева Акбота Тусупкановна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок "Целинная эпопея""
    ["seo_title"] => string(25) "urok_tsielinnaia_epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "416000"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494951734"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Освоение целинных и залежных земель в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(59) "osvoieniie-tsielinnykh-i-zaliezhnykh-ziemiel-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "133400"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416502697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по теме "Целинная эпопея" "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-tiemie-tsielinnaia-epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "165131"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422775636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация открытого  урока по истории на тему: "Целинная эпопея" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-istorii-na-tiemu-tsielinnaia-epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "185138"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426151621"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) ""Целинная эпопея""
    ["seo_title"] => string(20) "tsielinnaia_epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "349153"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476446383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства