kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Целинная эпопея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Целинная эпопея

Класс: 9

Цель урока: изучить итоги освоения целины в Казахстане

Задачи:Рассмотреть положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы, выявить причины освоения целины

Изучить первые итоги целины, проанализировать результаты освоения целины, выявить положительные и негативные последствия освоения целины.

На основе героического труда первоцелинников, воспитывать патриотизм, любовь к труду

Методическая цель: использование инновационных технологий

Форма проведения: пресс-конференция, работа в группах

Методы и приемы: «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Круг радости», «Комментатор»

Использованная литература: Цитата из выступление Н.Назарбаева к 50-летней годовщине целины,«Акмолинская правда»№29,11 марта 2004, сайт: http://www.svoboda.org/, учебник «история Казахстана», изд. Алматы  «Мектеп»2009 г.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают о причинах освоения  целины, последствия освоения целины

Учащиеся умеют работать в сотрудничестве, принимать и предлагать идеи, анализировать и делать выводы

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

прием «Круг радости»

Предлагает встать в круг, поздороваться друг с другом на родном своём языке

– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей, как вы думаете, что нас объединяет?

Здороваются на родном языке: (казахском, русском,  украинском, немецком, татарском).

- Один народ, одна страна, одна судьба.

Актуализация знаний

Работа в группах

-За долгие годы в стране накоплен уникальный опыт мирного проживания разных народов, и к нему все чаще и чаще обращают свое внимание другие государства мира. В этом году страна отмечает 20 летие со дня образования Ассамблеи народа Казахстана

- А задумывались ли вы, когда и по каким причинам на нашей земле началось переселение разных народностей, давайте вспомним,  из курса 8-9 класса

-Со второй половины  XIX века начинается  невиданное ранее  массовое переселение  российских крестьян  на территорию края.

1 группа:Почему  царское правительство решило организовать  массовое переселениересских крестьян на территорию Казахстана?

-На рубеже 70-80-х годов XIX века по инициативе царского правительства начинается переселение уйгур и дунган в Семиречье.

2-группа:Назовите причины переселения?

- В 1930-1950 гг в период правления Сталина  депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР. 

3 группа:За что же Сталин репрессировал целые народы?

4 группа: Какие народы СССР испытали на себе ужасы  депортации?

Работают в группе, находят ответы в процессе диалога, приходят к единому мнению.

Выступление спикеров групп.

Определение целей и задач урока (6 мин)

Мозговой штурм.

Следующей волной переселения принято считать десятилетие 1951-1960 гг., которая  составляет особую страницу в истории формирования многонационального населения  Казахстана. В1954 - 1962 гг. в Казахстан прибыло около 1, 7 млн. человек в основном из европейской части.

Включает видеоролик  «Едут новоселы»

- Определите,  какое слово является ключевым?

-Что  вам известно из видеоролика?

-О чем вы бы хотели узнать?

Просмотр видеоролика  «Едут новоселы»

Определяют тему урока

Определяют цели и задачи урока из просмотренного видеоролика.

Изучение новой темы:

Работа в группах

Пресс-конференция

Сегодня урок пройдет в необычной обстановке, представьте себе, что мы находимся в большом конференц-зале. Здесь много журналистов, представляющих различные печатные издания. Они находятся здесь. Так же много известных политиков, историков и юных историков, гостей.

Эпиграфом сегодняшней конференции будут слова Н.Назарбаева«Освоение целины — это грандиозный социально—экономический проект ХХ века, аналогов которому в мировой истории не было».  Ровно год назад вся наша страна отмечала 55-летие освоения целинных земель. В тех областях, где в 1954 г. освоение целины, состоялась встреча первоцелинников. Много об этом публиковались в газетах и журналах. На примерах  материала газеты  и учебников  сегодня мы попытаемся выяснить причины освоения целины и роль первоцелинников в этой эпопее.

Задача:

Разноуровневое задание:

1 группа: Корреспонденты- подготовить вопросы (Прием: «Толстые и тонкие вопросы)

2  группа: Юные  историки-подготовиться к ответу на вопросы.

3 группа: Журналисты подготовить сообщение о героях целины, используя дополнительные материалы из газеты «Акмолинская правда»№29,11 марта 2004

4 группа: Аналитики подвести  итоги освоения целины «+» и «-».

Учитель-ведущий.

Изучают текст и дополнительный материал.

Каждый индивидуально изучает текст, а затем в группе выполняет ту задачу, которая задана им.

Корреспонденты и журналисты  задают  вопросы историкам, последние отвечают.

Аналитики подводят итоги освоения целины

Взаимооценивание

Наблюдатели дают оценку работе групп.

6.Рефлексия

Прием «Комментатор»

Ставит видеоролик

Комментирование видеоролика  «Едут новоселы», начинают со слов «Я узнал…»

7.Домашнее задание:

П.21, ТиО: подготовить сообщение о героях-целинниках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Целинная эпопея"»

Тема: Целинная эпопея

Класс: 9

Цель урока: изучить итоги освоения целины в Казахстане

Задачи: Рассмотреть положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы, выявить причины освоения целины

Изучить первые итоги целины, проанализировать результаты освоения целины, выявить положительные и негативные последствия освоения целины.

На основе героического труда первоцелинников, воспитывать патриотизм, любовь к труду

Методическая цель: использование инновационных технологий

Форма проведения: пресс-конференция, работа в группах

Методы и приемы: «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Круг радости», «Комментатор»

Использованная литература: Цитата из выступление Н.Назарбаева к 50-летней годовщине целины,«Акмолинская правда»№29,11 марта 2004, сайт: http://www.svoboda.org/, учебник «история Казахстана», изд. Алматы «Мектеп»2009 г.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают о причинах освоения целины, последствия освоения целины

Учащиеся умеют работать в сотрудничестве, принимать и предлагать идеи, анализировать и делать выводы



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Организационный момент

прием «Круг радости»

Предлагает встать в круг, поздороваться друг с другом на родном своём языке





– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей, как вы думаете, что нас объединяет?



Здороваются на родном языке: (казахском, русском, украинском, немецком, татарском).






- Один народ, одна страна, одна судьба.


Актуализация знаний











Работа в группах

























-За долгие годы в стране накоплен уникальный опыт мирного проживания разных народов, и к нему все чаще и чаще обращают свое внимание другие государства мира. В этом году страна отмечает 20 летие со дня образования Ассамблеи народа Казахстана

- А задумывались ли вы, когда и по каким причинам на нашей земле началось переселение разных народностей, давайте вспомним, из курса 8-9 класса

-Со второй половины XIX века начинается невиданное ранее массовое переселение российских крестьян на территорию края.

1 группа: Почему царское правительство решило организовать массовое переселение ресских крестьян на территорию Казахстана?


-На рубеже 70-80-х годов XIX века по инициативе царского правительства начинается переселение уйгур и дунган в Семиречье.

2-группа: Назовите причины переселения?


- В 1930-1950 гг в период правления Сталина депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР.

3 группа: За что же Сталин репрессировал целые народы?


4 группа: Какие народы СССР испытали на себе ужасы депортации?



















Работают в группе, находят ответы в процессе диалога, приходят к единому мнению.
















Выступление спикеров групп.

Определение целей и задач урока (6 мин)

Мозговой штурм.


Следующей волной переселения принято считать десятилетие 1951--1960 гг., которая составляет особую страницу в истории формирования многонационального населения Казахстана. В1954 - 1962 гг. в Казахстан прибыло около 1, 7 млн. человек в основном из европейской части.

Включает видеоролик «Едут новоселы»


- Определите, какое слово является ключевым?

-Что вам известно из видеоролика?

-О чем вы бы хотели узнать?









Просмотр видеоролика «Едут новоселы»


Определяют тему урока


Определяют цели и задачи урока из просмотренного видеоролика.

Изучение новой темы:
























Работа в группах














Пресс-конференция





Сегодня урок пройдет в необычной обстановке, представьте себе, что мы находимся в большом конференц-зале. Здесь много журналистов, представляющих различные печатные издания. Они находятся здесь. Так же много известных политиков, историков и юных историков, гостей.

Эпиграфом сегодняшней конференции будут слова Н.Назарбаева «Освоение целины — это грандиозный социально—экономический проект ХХ века, аналогов которому в мировой истории не было». Ровно год назад вся наша страна отмечала 55-летие освоения целинных земель. В тех областях, где в 1954 г. освоение целины, состоялась встреча первоцелинников. Много об этом публиковались в газетах и журналах. На примерах  материала газеты и учебников сегодня мы попытаемся выяснить причины освоения целины и роль первоцелинников в этой эпопее.


Задача:

Разноуровневое задание:

1 группа: Корреспонденты- подготовить вопросы (Прием: «Толстые и тонкие вопросы)

2 группа: Юные историки-подготовиться к ответу на вопросы.

3 группа: Журналисты подготовить сообщение о героях целины, используя дополнительные материалы из газеты «Акмолинская правда»№29,11 марта 2004

4 группа: Аналитики подвести итоги освоения целины «+» и «-».


Учитель-ведущий.














Изучают текст и дополнительный материал.














Каждый индивидуально изучает текст, а затем в группе выполняет ту задачу, которая задана им.













Корреспонденты и журналисты задают вопросы историкам, последние отвечают.

Аналитики подводят итоги освоения целины

Взаимооценивание


Наблюдатели дают оценку работе групп.

6.Рефлексия

Прием «Комментатор»

Ставит видеоролик


Комментирование видеоролика «Едут новоселы», начинают со слов «Я узнал…»


7.Домашнее задание:


П.21, ТиО: подготовить сообщение о героях-целинниках















Приложение 1. Переселение русских

Существовал ряд причин, способствовавших массовому крестьянскому переселению на территорию Казахстана. Во-первых, в 1861 году в России было отменено крепостное право. Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Но они в массе своей оказались безземельными или малоземельными. Это вызвало волну крестьянских выступлений. Чтобы снять накал крестьянских бунтов, царское правительство решило организовать их массовое переселение на территорию Казахстана и Сибири. Во-вторых, Российская империя решила создать себе из переселяемых крестьян надежный оплот на территории края. Беспрерывная череда восстаний казахов вынудила самодержавие пойти на эти меры. В-третьих, путем переселения крестьян царизм думал и о переводе казахов на оседлый, земледельческий образ жизни. В этом случае высвобождалось большое количество земли. К тому же появлялась прекрасная возможность для лучшего контроля за номадами. В-четвертых, со стороны царской администрации был план проведения через крестьян политики христианизации и русификации местного населения. В-пятых, крестьяне должны были превратить Казахстан в хлебную житницу империи. Казаки, находящиеся на военной службе, не смогли полностью обеспечить продовольствием военные гарнизоны, чиновничье население края. В России распространялись слухи и письма переселившихся крестьян о привольной жизни на новом месте. Они также привели к массовым переселениям на восток, в «зауральскую окраину».

Пересление уйгур и дунган.

Ранее они проживали на территории Илийского края Китая. В течение XVIII века и первой половины XIX века, проживавшие на территории Китая уйгуры и дунгане, неоднократно поднимали восстания против китайского правительства. Они боролись за обретение национальной независимости (в одном из таких восстаний погиб отец Вали Ахуна). Восстания жестоко подавлялись китайскими войсками. В ходе борьбы уйгур и дунган в Илийском крае образовался Илийский султанат. Это государственное объединение раздирали внутренние противоречия. В 1871 г. российские войска захватили этот регион. Царское правительство проводило политику невмешательства в семейные и имущественные отношения жителей края. Были созданы местные органы власти под наблюдением царской администрации. Обстановка несколько стабилизировалась. Однако под давлением мировой общественности начались переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгур и дунган. В 1881 г. был заключён Петербургский мирный договор между двумя империями. Уйгуры и дунгане получили право в течение года принять решение о переселении на территорию Семиреченской области. По этому поводу был проведён опрос среди местного населения. Перейти на территорию Казахстана изъявили желание около 100 тысяч уйгуров, дунган и небольшая часть казахов. Сотни тысяч семей, оставляя дома, хозяйство, возделанные упорным, многолетним трудом поля, огороды, захватив лишь носильные вещи, порой с маленькими детьми на руках, переходили на левый берег р. Или и устремлялись в пределы России, ища укрытия и спасения.


Какие народы СССР испытали на себе ужасы депортации?

1.Финны. Первыми попали под репрессии, так называемые, «некоренные» народы СССР: сначала, еще в 1935 году, все финны были выселены из 100-километровой полосы в Ленинградской области и из 50-километровой полосы в Карелии. Уехали они довольно далеко – в Таджикистан и Казахстан.

2. Поляки и немцы. В конце февраля того же 1935 года с территории приграничных Киевской и Винницкой областей вглубь Украины было переселено более 40 тысяч поляков и немцев. «Иностранцев» планировалось выселить из 800-киллометровой приграничной зоны и из мест, где планировалось строить стратегические объекты.

3. Курды. В 1937 году советское руководство приступило к «очистке» приграничных территорий на Кавказе. Оттуда в Казахстан в спешном порядке были выселены все курды.

4. Корейцы и китайцы. В том же году из приграничных районов на Дальнем Востоке были выселены все местные корейцы и китайцы.

5. Иранцы. В 1938 году из находящихся возле границы районов Азербайджана в Казахстан депортировали иранцев.

6. Поляки. После раздела Польши в 1939 году с новоприсоединенных территорий на север России были переселены несколько сотен поляков.


Довоенная волна депортаций: что характерно для подобного выселения?


Для нее было характерно:

• удар наносился по диаспорам, имеющим свои национальные государства за пределами СССР или компактно проживающим на территории другой страны;

• люди выселялись только из приграничных районов;

• выселение не напоминало спецоперацию, не проводилось молниеносно, как правило, людям давалось на сборы около 10 дней (это предполагало возможность незаметно уехать, чем и воспользовалась часть людей);
• все довоенные выселения были лишь превентивной мерой и не имели под собой никаких оснований, кроме надуманных опасений высшего руководства в Москве в вопросе "укрепления обороноспособности государства". То есть репрессированные граждане СССР, с точки зрения УК не совершили ни какого преступления, т.е. само наказание последовало еще до самого факта преступления.


Вторая волна массовых депортаций приходится на Великую Отечественную Войну

1. Немцы Поволжья. Первыми пострадали советские немцы. Они в полном составе были отнесены к потенциальным «коллаборантам». Всего в Советском Союзе насчитывалось 1 427 222 немцев, и в течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР. Автономная ССР Не́мцев Пово́лжья (существовала с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года) была срочным образом ликвидирована, ее столица город Энгельс и 22 кантона бывшей АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. были разделены и включены в состав Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (Волгоградской) (7 кантонов) областей РФ.

2. Греки, румыны, болгары и финны.  Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР).

3. Калмыки и карачаевцы.  В конце 1943 - начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы. Они были первыми, кого репрессировали в наказание за реальные действия.

4. Чеченцы и ингуши.  21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали кабардинцы. 
5. Крымские татары.  В мае-июне 1944 года преимущественно в Узбекистан были переселены крымские татары.
6. Турки, курды и хемшили.  Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи этих народностей.

7. Украинцы. После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.

Что было характерным для второй волны депортаций?

• внезапность. Люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят;

• молниеносность. Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления;

• всеобщность. Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность;

• жестокость. Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали всем необходимым,

а в новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи;
• высокая смертность. По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте.


За что же Сталин репрессировал целые народы?

Инициатором большинства депортаций был нарком НКВД Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями. Но решение принимал Иосиф Сталин и ответственность за все, что происходило в стране, нес лично он. Какие же причины считались достаточными, чтобы лишить родины целый народ, бросив его вместе с детьми и стариками в безлюдной, холодной степи?

1.Шпионаж. В этом обвиняли без исключения все репрессированные народы. «Некоренные» шпионили в пользу своих метрополий. Корейцы с китайцами в пользу Японии. А коренные сообщали информацию немцам. 
2. Коллаборационизм. Касается выселенных во время войны. Имеется в виду служба в армии, полиции и других структурах, организованных немцами. Например, немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал:"…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан". В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. К ноябрю 1942 г было создано 8 батальонов, в 1943 г еще 2. Численность крымских татар в составе фашистских войск в Крыму, по данным Н.Ф. Бугая, состояла более 20 тыс. человек.

Аналогичная ситуация прослеживается по ряду других депортированных народов:

• Массовое дезертирство из рядов Красной Армии. Добровольный переход на сторону противника. 
• Помощь в борьбе с советскими партизанами и армией. Могли служить у немцев проводниками, снабжать информацией и продовольствием, всячески помогать. Выдавать врагу коммунистов и антифашистов. 
• Диверсии или подготовка диверсий на стратегических объектах или коммуникациях.

• Организация вооруженных отрядов с целью нападения на советских граждан и военнослужащих.

• Предатели. Причем процент предателей среди представителей депортированного народа должен быть очень высок – намного выше 50-60%. Только тогда имелись достаточные основания для его принудительного выселения.

Естественно, это не касается наказанных до войны народов. Их репрессировали только за то, что они в принципе могли бы совершить все вышеперечисленные преступления.














«Возвращаясь к целине»

Корреспонденты и юные историки

В сентябре 1953 года на пленуме ЦК Хрущев прямо заявил, что сельскому хозяйству грозит катастрофа, и завоевал репутацию человека, который не боится смотреть горькой правде в глаза. Это выступление сделало Никиту Сергеевича главным специалистом по сельскому хозяйству и активным реформатором. На одном из собраний Хрущев сказал: «Народ говорит нам: «Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?» Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили (Смех, аплодисменты)».

Принимая за средний урожай 10—11 центнеров с гектара, Хрущев полагал, что новые земли уже в 1954 году дадут не менее 70 млн. пудов дополнительно. Вот через призму этих задач и было спущено «планов громадье» на республики, области и районы. В Алма—Ате в феврале 1954 года состоялся VII съезд Компартии республики, который одобрил программу освоения целины. Но решать ее предстояло уже новым руководителям Казахстана.

Дело в том, что казахстанское руководство, с которым консультировался Хрущев, старалось оттянуть этот вопрос от решения, убедить руководителя партии в том, что целина — дело неперспективное, Шаяхметов убеждал Хрущева: «Казахстан — область скотоводческая, а не земледельческая. Не стоит развивать целину». Это стоило Жумабаю Шаяхметову должности. Ему на смену пришел Пономаренко, а вторым секретарем ЦК стал Леонид Брежнев.

Казахстан шел в числе первых по объемам намечаемых работ. Достаточно сказать, что в республике в 1954—1955 годах нужно было освоить 6,4 млн. гектаров новых земель и в целом по стране — 13 млн. га. Для того чтобы это выполнить, по поручению ЦК КПСС со всего Союза в Казахстан прибыло свыше 300 тысяч механизаторов, организовано 90 новых зерновых совхозов. К освоению новых земель было привлечено 283 МТС, 1697 колхозов и 247 совхозов. Только весной 1954 года было вспахано 1545 тысяч гектаров целинных и залежных земель. А всего же за первые два года целины капитальные вложения в сельское хозяйство Казахстана с учетом общесоюзных источников составили 6 млрд. 105 млн. рублей, или в четыре раза больше, чем за всю 4—ю пятилетку (1946—1950 гг.), направленных на все народное хозяйство 
Казахстана. Около 500 тысяч юношей и девушек заявили о своем желании поехать в далекие и необжитые места поднимать целину. 150 тысяч комсомольцев прибыли в целинные районы Казахстана. Весной 1954 года тысячи тракторов двинулись по непаханой веками земле. В этом году было поднято и засеяно 14 млн. га целинной земли - из-за засухи урожай собрали небольшой. 
Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков - тракторы; Ростов-на-Дону и Запорожск - комбайны; Армения, Грузия и Эстония - строительные материалы. 
Из разных республик и городов шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь. 

В течение 1954-1955 годов из городов и районных центров Казахстана, других республик непосредственно в совхозы и колхозы было послано более 6 тысяч агрономов, зоотехников, инженеров, механиков и дру­гих специалистов; свыше тысячи опытных организаторов сельскохозяйственного производства направлены на работу ди­ректорами совхозов и МТС. председате­лями колхозов. На целину Хрущев по­ставил весь свой авторитет и считал ее своим детищем. Прежде всего он хотел доказать капиталистическому миру, что советский народ может за короткий срок осуществить целинную эпопею, догнать и перегнать Америку по многим показателям. Находясь у власти, Никита Сергеевич шесть раз посещал целинные земли Казахстана. Хрущев не давал спокойно жить партийным, советским и хозяйственным органам. В решениях ЦК, Совмина, различных письмах и телеграммах недостатка не было.Более того, Хрущев решил лично проверить, как исполняются его указания по освоению целинных и залежных земель в Казахстане. В середине мая 1954 года Никита Сергеевич с рабочей поездкой посетил целинные области КазССР. Итогом его визита стала записка в президиум ЦК КПСС от 5 июня 1954 года «Некоторые замечания о поездке в Казахстан». На Хрущева, как говорится в записке, неизгладимое впечатление произвели просторы Казахстана: «Это сплошная равнина, которой не видно конца края». Никита Сергеевич дал оценку качеству вспашки целинных земель и отметил, что в большинстве случаев качество удовлетворительное, но и обратил внимание на нарушения агротехники подъема целинных земель, назвал виновных. Хрущева порадовало настроение рабочих — боевое, приподнятое. В пример привел коллектив нового совхоза в Орджоникидзевском районе Кустанайской области. Руководитель компартии назвал и конкретные недостатки: невысокие заработки, плохие условия проживания и питания, отсутствие необходимого количества тракторов. Хрущев пишет: «Я сам лично наблюдал на станциях большие штабеля всевозможного оборудования и инвентаря, предназначенного для районов освоения новых земель, однако доставка на место плохо организована». Главное — целина как эпохальное событие состоялась, она позволила накормить страну в тяжелые годы. Зерновое хозяйство Казахстана в 50—60—х годах достигло устойчивости.






3 группа: Журналисты- из рассказов очевидцев, подготовить сообщение взяв, на себя роль очевидца

Рассказ очевидца Леонид Андреевич и Елена Васильевна

Вьется дорога длинная,

Здравствуй,земля целинная,
Здравствуй, простор широкий
Весну и молодость встречай свою…

Это песня - “Едут новоселы”, написанная свердловским композитором Евгением Родыгиным и поэтессой Н.Солохиной. Это была песня-гимн целинников. Перевелся на целинные группы, а до этого учился от колхоза. Много людей эта мелодия и слова привели в Казахстан. И вот отъезд в незнакомую страну на целину. В 1957 году прибыли эшелоном в «Пески Целинные» - с автомобилями, тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой – огромный состав, железнодорожники. Разгрузка техники продолжалась круглыми сутками. Отсюда они направились в совхоз «Привольный», Рузаевский район, Кокчетавской области (построен на реке Ишим). Прибыли перед уборкой, колхозы нуждались в кадрах – особенно комбайнеры. Поселили в землянке. Выдали комбайн С-4 карбюраторный, сейчас дизельные. Работали от рассвета и до рассвета, пока машины сгружали с бункеров зерно. Не имели права раньше покинуть поле, да и каждый хотел заработать (ежемесячно отсылал по возможности деньги своей семье – маме, сестрам и братьям). Во время уборки на комбайне работал, затем пахал зябь. Зимой на бульдозере снег убирал, мотористом – приводил технику в порядок, готовил к посевной. Если нехватка рабочих рук зимой посылали и в животноводство – ухаживать за скотом. В 1962 году к дедушке в бригаду приехала новая группа целинников из Белоруссии. Вот они - новоселы-целинники! Ни трескучие морозы, ни предстоящая огромная работа и трудности - ничто не испугало их. И среди них моя будущая бабушка Елена Васильевна из деревни Мотча, Новогрудского района, Гродненской области. Она училась на машиниста тракториста широкого профиля. Ее группу провожали комсомольцы. 16 вагонов отправили из Белоруссии. Молодая и очень красивая, она вскоре познакомилась со своим будущим мужем – Леонидом Андреевичем. Девушек было очень мало, но бабушка выбрала именно моего дедушку – самого лучшего, трудолюбивого.
Осенью они поженились. В Кустанайскую область переехали в 1967 году. Жизнь по-прежнему была нелёгкой, но постепенно происходили изменения в лучшую сторону. 47 лет совместной жизни и рождение трех сыновей: Дмитрия, Александра и Виталия. 
На данный момент Леонид Андреевич и Елена Васильевна проживают в посёлке Октябрьский, находятся на заслуженном отдыхе. За спиной много лет работы. Имеется много медалей, дипломов – за плодотворный труд, добросовестность и чёткое выполнение своих обязанностей. Победитель социалистического соревнования; ударник 9, 10 пятилетки; бронзовая медаль ВДНХ; Орден Октябрьской революции; Орден Трудового Красного знамени; серебряная медаль ВДНХ; орден Славы 3 степени – это награды дедушки и бабушки. Дедушка неустанно повторяет, что нельзя забывать то, что хлеб - это история нашей страны. Наконец, хлеб - это наше сытное время, когда забыто чувство голода, когда на просторах наших полей можно собрать хороший урожай. И все-таки хлеб остается трудным. Потом как он достается - и тем больший вес имеет. 


Рассказ очевидца

Алексей Цветков: Это был, если я правильно помню, 73-й год, я прибыл в город Аркалык, центр Тургайской области, она была отрезана от Акмолинской области в свое время, которая потом стала Целиноградской, сейчас, естественно, Астана. И это было как бы самое сердце целины. Я ехал туда работать в областную газету "Тургайская новь". Единственное, что я знал, что Аркалык - это всесоюзная комсомольская стройка. Я прибыл из Тюмени, поэтому я не был совсем уже одуванчик, но что я увидел там, меня немножко поразило. Начнем с того, что меня поселили в общежитие для "химиков", то есть не тех химиков, которые химией занимаются, а расконвоированием заключенных. Под окном у меня была просто зона, которую я наблюдал, как с утра приезжали туда в вагончиках люди, разводили костры. Что такое целина? Город, естественно в основном с русским населением. Естественно, когда посевная или уборочная, все занимаются сельским хозяйством. Я ездил по... в основном это совхозы, то есть мы сейчас говорим о севере области, где вот это было покорение целины, в основном совхозы - потому что, естественно, это не местное население, это все люди, прибывшие по комсомольским путевкам и большинство из них, тех, кого я видел, это потомки этих людей. Выращивали они, как мне там объясняли, твердые сорта пшеницы, которые котировались на международном рынке, естественно, их продавали для пасты, которой тогда еще в России не было, были макароны серенькие. Но что меня поразило и что мне говорили все, естественно, что в газетах мы об этом не сообщали, урожайность была просто ничтожная, то есть это было, грубо говоря, в десяток или больше раз, ниже, чем аналогичные сорта, выращиваемые на Западе. Это потому, то условия были неподходящие, совершенно не тот климат, видимо, с водой катастрофически было плохо. И вот боролись так, 7 центнеров, 10 центнеров с гектара, если я правильно помню эти цифры.



Баян Жангалов, ветеран, Герой Социалистического Труда

Целинная эпопея - большое событие в нашей жизни. И символично, что героический труд первопроходцев не пропал даром.

Мне вспоминаются далекое босоногое детство и разговоры аксакалов аула о людях, приехавших издалека осваивать новые земли. Они говорили, что поселившиеся здесь не так давно крестьяне за короткое время построили прекрасные дома, обзавелись хозяйством, у них в огородах растет все необходимое. Но почему мы, коренные жители, в одиночку должны прозябать под каждой сопкой? Давайте объединяться и налаживать свою жизнь. Но, когда начали распахивать родную степь, у мужиков для работы не нашлось ни техники, ни тягловой силы. Я хорошо помню и тот момент, когда старики на сходе решали, а затем давали задание одному купить обоз с волами, а другому - плуг и борону. Хозяева позажиточнее сеяли с помощью наемных крестьян, убирали хлеб серпами, а обмолачивали снопы каждый по отдельности.

Пережившие такие трудности, голод и холод в 1932-33 годах, люди с восторгом и радостью восприняли в 1954 году решение партии и правительства об освоении целинных и залежных земель. Народ с большим гостеприимством принял прибывших в наши края первопроходцев. За короткое время наше хозяйство вышло в число миллионеров, а колхозники впервые стали получать деньги на трудодни.

Василий Акуленко,Герой Социалистического Труда

Для людей моего поколения целина – это, прежде всего, наша звездная молодость, молодость, наполненная тяжелым, имеющим высокий смысл, нужным стране трудом. Молодость, полная настоящего энтузиазма и горения.

На целине, сверхзадачей освоения которой было накормить народ, поднять ослабленную войной экономику, - ярко проявились интернационализм и дружба людей. В палатках и хлебных загонках, на строительных площадках и фермах бок о бок жили и трудились сыновья и дочери Казахстана, России, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских и других братских республик. Их силами созданы десятки колхозов и совхозов, которые и сегодня составляют основу зернового производства нашей страны. Сейчас каждая из этих республик - самостоятельная суверенная страна, нас разделяют границы и таможенные посты. Однако для настоящей дружбы нет преград. Об этом наш Президент недавно говорил на торжественном открытии Года России в Казахстане. Наши страны вместе поднимали целину, вместе они отмечают и ее полувековой юбилей.

Восхищаюсь казахским народом. Ведь подъем целины, по сути, изменил в корне уклад жизни степняков, сломал сложившийся веками образ жизни. Тем не менее к распашке земель коренные жители относились с пониманием. Более того, многие казахи, которые прежде занимались скотоводством, становились отличными хлеборобами, механизаторами. Первоцелинникам не забыть вкус хлеба, тепло крова, которыми делились с нами братья-казахи.

Целина воспитала в нашем поколении ни с чем не сравнимое братство, в основе которого лежат искренняя дружба, взаимовыручка, и эти лучшие человеческие качества мы передаем своим детям, внукам. Они, как и мы, стали полноправными гражданами Казахстана. Мы отдаем им в руки судьбу нашей молодой, суверенной страны.

Юрий Савченко в своё время работавший в Поддорской школе директором и учителем биологии.


— В тот период, когда был объявлен клич на освоение целины, я был военнослужащим. Вместе со своими товарищами из Киева отправились в Северный Казахстан, Кустанайский район, Кокчитавской области. Нас было двадцать человек. Когда прибыли на место, то узнали, что жить негде, но это нас не очень расстроило. Мы делали «норы» в скирдах сена и там ночевали, а днём работали, как все. На территории совхоза, где мы работали, было много техники. Если что-то ломалось, то даже не ремонтировали — бросали и садились на другую. Для питания нам привозили бидонами кислое молоко — айран

Зинаида Ефремова уроженка Эстонии, которая также по призыву комсомола в 1959 году уехала на целину. Там она прожила двенадцать лет, трудилась, вышла замуж и родила детей. В Поддорье семья приехала по призыву «освоения Нечерноземья».

— Когда я получила комсомольскую путёвку на целину, то, как и все, ехала с энтузиазмом, не боясь трудностей, ведь была ещё очень молода. От комсомола нам дали подъёмные и купили чемоданы. Вот так, с одинаковыми чемоданами мы и садились в вагоны поезда. Прибыв на место, разместились в клубе. На пол настелили солому и так спали, а потом уже нас расформировали по отделениям. Работали на сеялках, а я занималась замером совхозных полей. В хозяйстве было 35 тысяч гектаров пашни. Мне нужно было пройти всё с «колышком» и размерить. Затем работала учётчиком и агрономом. Успевали и отдыхать. Собирались в клубе, танцевали под гармонь. Многие так и остались жить в тех краях


Юрий Лабутин уроженец Украины

— Мне было 17 лет, когда я отправился вместе с другими комсомольцами на целину. С Украины были отправлены 25 эшелонов с добровольцами. Райкомы комсомола ломились от желающих получить путёвку на целину. В военных частях проходила мобилизация войск для участия в освоении залежных земель. Работа подразумевалась неоплачиваемая, но это никого не останавливало. Нас везли в товарных вагонах, без малейших удобств, но мы были молоды и полны сил, поэтому ехали с приподнятым настроением и жаждой ударно потрудиться на благо Родины. Приехали в Казахстан, Павлодарскую область. Во время Великой Отечественной войны на территорию Казахстана были в большом количестве департированы жители Чечни и Ингушетии, находилось там и много немцев. В зоне проживания иногда складывалась сложная, порой опасная обстановка. Но, несмотря на это, все целинники готовились к большому урожаю, строили зернотоки.

Люди работали самоотверженно, не жалея сил. Нужно знать и помнить об этом. Я горжусь тем, что причастен к этому историческому периоду, горжусь, что работал на целине и даже награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». В 1954 году на целине было всего 90 усадеб, а в 1960–331 совхоз — представьте себе, какой размах имело это целинное движение. По названию совхозов можно было определить географию нашей страны

Целина! Сколько горьких и сладких слез пролито здесь. "Помню, как всех на целине потрясла гибель студента-заочника Львовского строительного института Василия Рагузова. В один из ясных дней в составе колонны Рагузов вёз со станции сборные дома. Неожиданно начался буран. Колонна остановилась. Василий решил идти за помощью. Пошёл один, заблудился и погиб... Письмо, найден­ное у него в кармане, стало обращением ко всем живущим".

 

Дорогая, родная жена,

Сыновья мои, Вова и Саша.

Быстро лето закончилось наше.

Если можно, простите меня.

Мой отец уходил на войну,

Защищая живое от смерти.

Я ушел поднимать целину,

Чтобы жили богаче мы.

Верьте этим строкам, как верите мне.

В жизни главное — быть человеком.

Я умру, но цвести целине,

И пшеничным не вылиться рекам.

Трудно будет — крепите сердца,

Обо мне прошу долго не плакать.

Жизнь и степь не имеют конца —

Ваш навечно, целую всех, папа".

Двадцать шесть пролетело лет

— Город вырос, колос окреп.

В благодарность за жизнь и хлеб

     Вспомни тех, кого больше нет —

Каждый подвиг будет воспет.

Степь направо, налево степь...



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Целинная эпопея"

Автор: Отегенова Гулшат Избасаровна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Целинная эпопея"
    ["seo_title"] => string(19) "tsielinnaiaepopieia"
    ["file_id"] => string(6) "287614"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454509315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Освоение целинных и залежных земель в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(59) "osvoieniie-tsielinnykh-i-zaliezhnykh-ziemiel-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "133400"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416502697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по теме "Целинная эпопея" "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-tiemie-tsielinnaia-epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "165131"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422775636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация открытого  урока по истории на тему: "Целинная эпопея" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-istorii-na-tiemu-tsielinnaia-epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "185138"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426151621"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку в 9 -м классе по теме "Целинная эпопея""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia_k_uroku_v_9_m_klassie_po_tiemie_tsielinnaia_epopieia"
    ["file_id"] => string(6) "395704"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488095732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства