Урок по истории России. 7 класс
Тема урока. Царствование Петра I. Значение его реформ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, определить главные преобразования в стране при Петре I; развивать способности самостоятельно работать с текстом, давать полный ответ на поставленный вопрос и делать выводы; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: портрет Петра I; семейный портрет Петра I; портрет сестры царя Софьи; карточки с датами и событиями того времени; кроссворд.
Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения. «Становление личности Петра I, ее характеристика и оценка»; «Важнейшие государственные дела Петра I»; всем ученикам необходимо выучить наизусть даты основных событий эпохи Петра I.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Время Петра Великого — важнейший рубеж в отечественной истории. Историки пришли к выводу, что программа реформ созревала уже давно, задолго до начала царствования Пет pa I. Он не только продолжил начинания предшественников, но и шагнул далеко вперед. Но осознание необходимости перемен сформировалось у Петра I далеко не сразу. После вступления на престол (1682) и устранения соперницы — сестры Софьи (1689) молодой царь многие годы провел в утехах и забавах. Каков же был путь становления неординарной и многогранной личности царя Петра I?
II. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала
1. Доклады.
Доклад 1
Петр I - русский царь, первый российский император, младший сын Алексея Михайловича и Н.К. Нарышкиной. Государственный, военный и культурный деятель России. В 1682 г. Петр I вступил на престол. Новый правитель поражал своим внешним видом: был невероятно высок (2 м 4 см), физически хорошо развит, но в то же время узок в плечах. Петр I был очень нервным и вспыльчивым. Сказывались потрясения, пережитые в детстве. По своей натуре он был человеком добрым и простым в общении. Но, с другой стороны, Петру I были свойственны такие качества, как грубость, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческому достоинству. Он мог неожиданно вспылить и начать крушить все вокруг. В такие минуты только самые близкие люди были способны успокоить царя.
В первые годы правления Петр I в основном интересовался военными делами и развлечениями.
После смерти матери, царицы Натальи, в 1694 г. Петр становится вполне самостоятельным правителем. Потехи царя заложили основу для дальнейших славных дел. Интерес к лодкам подвигнул его на создание флота на Белом море; игра в солдаты помогла в формировании регулярных полков и в проведении серьезных военных маневров. Игры теряли потешный характер, царь уже не развлекался, он работал. Постепенно в его уме складывались и политические планы.
Уже в 20-летнем возрасте Петр познакомился с военными и математическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили его могучую фигуру.
Характерная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные действия; привлечение к делам талантливых, одаренных, способных людей - полководцев, дипломатов, людей, знающих свое дело. При всем демократизме и шутливости царь в нужные моменты проявлял свою волю, железную и непоколебимую. Окружающие уважали и боялись царя.
Доклад 2
Реформы Петра I проводились путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое в 1698 г., Астраханское в 1705—1706 гг., Булавинское в 1707—1709 гг.), беспощадно подавлявшиеся правительством.
Но, несмотря на это, за время своего правления Петр I провел очень много важных преобразований в России: были созданы Сенат (1711), коллегии, органы высшего государственного контроля, введена политическая ссылка, церковь подчинена государству, страна постепенно делилась на губернии, построена новая столица — Петербург.
Ликвидируя отставание России от передовых стран Западной Европы, Петр I проводил преобразования в области промышленности и торговли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, пристаней, каналов). Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма, он способствовал упрочнению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I было открыто множество учебных заведений, Академия наук, проведены реформы азбуки, календаря и многое другое.
III. Игра с карточками.
(Учитель раздает классу заранее подготовленные карточки с ключевыми датами того времени и карточки с перечнем событий и предлагает ученикам связать их между собой.)
1682—1725 гг. — правление Петра I.
1695, 1696 гг. — Азовские походы.
1696 г. — указ о создании флота в России.
1696-1698 гг. - Великое посольство в Западную Европу.
1699 г. — учреждение первого российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного.
1700-1721 гг. - Северная война.
1700 г. — ликвидация патриаршества.
1703 г. - основание Санкт-Петербурга.
1707-1708 гг. — восстание под предводительством К.А. Булавина.
27 июня 1709 г. — Полтавская битва.
1711 г. — учреждение Сената.
27 июля 1714 г. — Гангутское сражение.
1721 г. — провозглашение России империей.
IV. Словарная работа.
Давайте вспомним следующие понятия и дадим их определение: мануфактура, налог, перепись населения и т. д.
(Термины учащиеся записывают в тетради.)
III. Подведение итогов
(Ученики отвечают на вопросы; задача — самостоятельно сделать выводы по изученному материалу.)
— Охарактеризуйте Петра Великого. В чем проявилась противоречивость этого человека?
— Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?
— Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему бы показались значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашел неизменным?