kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царствование Петра I. Значение его реформ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по истории России.  7 класс

Тема урока. Царствование Петра I.  Значение его реформ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, определить главные  преобразования в стране при Петре I; развивать способности самостоятельно работать с текстом, давать полный ответ на поставленный вопрос и делать выводы; воспитывать чувство гордости  за свою страну.

Оборудование: портрет Петра I; семейный портрет Петра I; портрет сестры царя Софьи; карточки с датами и событиями того  времени; кроссворд.       

Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения. «Становление личности Петра I, ее характеристика и оценка»;  «Важнейшие государственные дела Петра I»; всем ученикам не­обходимо выучить наизусть даты основных событий эпохи Петра I.

Ход  урока

I.                    Вступительное слово учителя       

Время Петра Великого — важнейший рубеж в отечественной истории. Историки пришли к выводу, что программа реформ  созревала уже давно, задолго до начала царствования Пет pa I. Он не только продолжил начинания предшественников,  но и шагнул далеко вперед. Но осознание необходимости пе­ремен сформировалось у Петра I далеко не сразу. После вступления на престол (1682) и устранения соперницы — сестры Софьи (1689) молодой царь многие годы провел в утехах и забавах.  Каков же был путь становления неординарной и многогранной  личности царя Петра I?      

II.                   Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

1. Доклады.

Доклад 1

Петр I - русский царь, первый российский император, младший сын Алексея Михайловича и Н.К. Нарышкиной. Государственный, военный и культурный деятель России. В 1682 г. Петр I вступил на престол. Но­вый правитель поражал своим внешним видом: был невероятно высок (2 м 4 см), физически хорошо развит, но в то же время узок в плечах. Петр I был очень нервным и вспыльчивым. Сказывались потрясения, пережитые в детстве. По своей натуре он был человеком добрым и про­стым в общении. Но, с другой стороны, Петру I были свойственны та­кие качества, как грубость, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческому достоинству. Он мог неожиданно вспылить и начать крушить все вокруг. В такие минуты только самые близкие люди были способны успокоить царя.

В первые годы правления Петр I в основном интересовался военны­ми делами и развлечениями.

После смерти матери, царицы Натальи, в 1694 г. Петр становится вполне самостоятельным правителем. Потехи царя заложили основу для дальнейших славных дел. Интерес к лодкам подвигнул его на создание флота на Белом море; игра в солдаты помогла в формировании регуляр­ных полков и в проведении серьезных военных маневров. Игры теряли потешный характер, царь уже не развлекался, он работал. Постепенно в его уме складывались и политические планы.

Уже в 20-летнем возрасте Петр познакомился с военными и матема­тическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили его могучую фигуру.              

Характерная черта Петра Великого как правителя, абсолютного мо­нарха - огромный личный вклад в управление государством, его внеш­неполитические, военные действия; привлечение к делам талантливых, одаренных, способных людей - полководцев, дипломатов, людей, знаю­щих свое дело. При всем демократизме и шутливости царь в нужные мо­менты проявлял свою волю, железную и непоколебимую. Окружающие уважали и боялись царя.

Доклад 2

Реформы Петра I проводились путем крайнего напряжения мате­риальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое в 1698 г., Астраханское в 1705—1706 гг., Булавинское в 1707—1709 гг.), беспощадно подавляв­шиеся правительством.

Но, несмотря на это, за время своего правления Петр I провел очень много важных преобразований в России: были созданы Сенат (1711), коллегии, органы высшего государственного контроля, введена политическая ссылка, церковь подчинена государству, страна посте­пенно делилась на губернии, построена новая столица — Петербург.

Ликвидируя отставание России от передовых стран Западной Европы, Петр I проводил преобразования в области промышленности и торгов­ли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, пристаней, каналов). Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма, он способствовал упрочнению экономического и политического положе­ния дворянства. По инициативе Петра I было открыто множество учеб­ных заведений, Академия наук, проведены реформы азбуки, календаря и многое другое.

III.                 Игра с карточками.

(Учитель раздает классу заранее подготовленные карточки с ключевыми датами того времени и карточки с перечнем собы­тий и предлагает ученикам связать их между собой.)

1682—1725 гг. — правление Петра I.

1695, 1696 гг. — Азовские походы.

1696 г. — указ о создании флота в России.

1696-1698 гг. - Великое посольство в Западную Европу.

1699          г. — учреждение первого российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного.

1700-1721 гг. - Северная война.

1700          г. — ликвидация патриаршества.

1703 г. - основание Санкт-Петербурга.

1707-1708 гг. — восстание под предводительством К.А. Бу­лавина.

27 июня 1709 г. — Полтавская битва.

1711 г. — учреждение Сената.

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение.

1721 г. — провозглашение России империей.

IV.                 Словарная работа.

Давайте вспомним следующие понятия и дадим их определе­ние: мануфактура, налог, перепись населения и т. д.

(Термины учащиеся записывают в тетради.)

III. Подведение итогов

(Ученики отвечают на вопросы; задача — самостоятельно сде­лать выводы по изученному материалу.)

—                 Охарактеризуйте Петра Великого. В чем проявилась про­тиворечивость этого человека?

—                 Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на ис­торию России?

—                 Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему бы показались значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашел неизменным?

Просмотр содержимого документа
«Царствование Петра I. Значение его реформ »

Урок по истории России. 7 класс

Тема урока. Царствование Петра I. Значение его реформ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, определить главные преобразования в стране при Петре I; развивать способности самостоятельно работать с текстом, давать полный ответ на поставленный вопрос и делать выводы; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: портрет Петра I; семейный портрет Петра I; портрет сестры царя Софьи; карточки с датами и событиями того времени; кроссворд.

Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения . «Становление личности Петра I, ее характеристика и оценка»; «Важнейшие государственные дела Петра I»; всем ученикам не­обходимо выучить наизусть даты основных событий эпохи Петра I.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Время Петра Великого — важнейший рубеж в отечественной истории. Историки пришли к выводу, что программа реформ созревала уже давно, задолго до начала царствования Пет pa I. Он не только продолжил начинания предшественников, но и шагнул далеко вперед. Но осознание необходимости пе­ремен сформировалось у Петра I далеко не сразу. После вступления на престол (1682) и устранения соперницы — сестры Софьи (1689) молодой царь многие годы провел в утехах и забавах. Каков же был путь становления неординарной и многогранной личности царя Петра I?

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

1. Доклады.

Доклад 1

Петр I - русский царь, первый российский император, младший сын Алексея Михайловича и Н.К. Нарышкиной. Государственный, военный и культурный деятель России. В 1682 г. Петр I вступил на престол. Но­вый правитель поражал своим внешним видом: был невероятно высок (2 м 4 см), физически хорошо развит, но в то же время узок в плечах. Петр I был очень нервным и вспыльчивым. Сказывались потрясения, пережитые в детстве. По своей натуре он был человеком добрым и про­стым в общении. Но, с другой стороны, Петру I были свойственны та­кие качества, как грубость, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческому достоинству. Он мог неожиданно вспылить и начать крушить все вокруг. В такие минуты только самые близкие люди были способны успокоить царя.

В первые годы правления Петр I в основном интересовался военны­ми делами и развлечениями.

После смерти матери, царицы Натальи, в 1694 г. Петр становится вполне самостоятельным правителем. Потехи царя заложили основу для дальнейших славных дел. Интерес к лодкам подвигнул его на создание флота на Белом море; игра в солдаты помогла в формировании регуляр­ных полков и в проведении серьезных военных маневров. Игры теряли потешный характер, царь уже не развлекался, он работал. Постепенно в его уме складывались и политические планы.

Уже в 20-летнем возрасте Петр познакомился с военными и матема­тическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили его могучую фигуру.

Характерная черта Петра Великого как правителя, абсолютного мо­нарха - огромный личный вклад в управление государством, его внеш­неполитические, военные действия; привлечение к делам талантливых, одаренных, способных людей - полководцев, дипломатов, людей, знаю­щих свое дело. При всем демократизме и шутливости царь в нужные мо­менты проявлял свою волю, железную и непоколебимую. Окружающие уважали и боялись царя.

Доклад 2

Реформы Петра I проводились путем крайнего напряжения мате­риальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое в 1698 г., Астраханское в 1705—1706 гг., Булавинское в 1707—1709 гг.), беспощадно подавляв­шиеся правительством.

Но, несмотря на это, за время своего правления Петр I провел очень много важных преобразований в России: были созданы Сенат (1711), коллегии, органы высшего государственного контроля, введена политическая ссылка, церковь подчинена государству, страна посте­пенно делилась на губернии, построена новая столица — Петербург.

Ликвидируя отставание России от передовых стран Западной Европы, Петр I проводил преобразования в области промышленности и торгов­ли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, пристаней, каналов). Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма, он способствовал упрочнению экономического и политического положе­ния дворянства. По инициативе Петра I было открыто множество учеб­ных заведений, Академия наук, проведены реформы азбуки, календаря и многое другое.

  1. Игра с карточками.

(Учитель раздает классу заранее подготовленные карточки с ключевыми датами того времени и карточки с перечнем собы­тий и предлагает ученикам связать их между собой.)

1682—1725 гг. — правление Петра I.

1695, 1696 гг. — Азовские походы.

1696 г. — указ о создании флота в России.

1696-1698 гг. - Великое посольство в Западную Европу.

  1. г. — учреждение первого российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного.

1700-1721 гг. - Северная война.

  1. г. — ликвидация патриаршества.

1703 г. - основание Санкт-Петербурга.

1707-1708 гг. — восстание под предводительством К.А. Бу­лавина.

27 июня 1709 г. — Полтавская битва.

1711 г. — учреждение Сената.

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение.

1721 г. — провозглашение России империей.

  1. Словарная работа.

Давайте вспомним следующие понятия и дадим их определе­ние: мануфактура, налог, перепись населения и т. д.

(Термины учащиеся записывают в тетради.)

III. Подведение итогов

(Ученики отвечают на вопросы; задача — самостоятельно сде­лать выводы по изученному материалу.)

  • Охарактеризуйте Петра Великого. В чем проявилась про­тиворечивость этого человека?

  • Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на ис­торию России?

  • Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему бы показались значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашел неизменным?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Царствование Петра I. Значение его реформ

Автор: Банкетова Светлана Александровна

Дата: 07.05.2015

Номер свидетельства: 209159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Открытый урок по теме:Начало  славных дел Петра. "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-po-tiemie-nachalo-slavnykh-diel-pietra"
    ["file_id"] => string(6) "184333"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043662"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-tvorchieskogo-proiekta-rod-i-siem-ia-istoki-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "124639"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414757147"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(65) "proiekt-uroka-po-tiemie-priedposylki-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "261640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449161488"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(12) "Павел 1"
    ["seo_title"] => string(8) "paviel-1"
    ["file_id"] => string(6) "254099"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447695260"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства