kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                               Пудваль Г.А., Легаева О.П.

                                                                                                            учителя начальных классов

                                                                                                            Свердловская область,

                                                                                                                          г. Екатеринбург,

                                                                                                                          Кировский район,

                                                                                                                          МАОУ Лицей № 88

 

РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Цель проведения занятия: создание педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных, личностно значимых установок и ценностей.
  • Задачи:
  • Предметно-информационная:  продолжить формирование представлений о семье как об источнике духовно-нравственных ценностей на примере своей семьи.
  • Деятельностно-коммуникативная: развивать мышление, творческие способности на основе работы с различными источниками информации; развивать грамотную речь.
  • Ценностно-ориентационная: воспитывать любовь к Родине; чувство патриотизма; уважение к людям других национальностей и вероисповеданий; почтение к старшим поколениям.

ЦЕЛЬ  ДЛЯ УЧЕНИКА:  создать в ходе проектной деятельности свой «Семейный альбом».

  • ЗАДАЧИ:
  • Провести поисково-исследовательскую работу по сбору материалов о своей семье (фотографии, степень семейного родства, семейные традиции, легенды и т.д.) – подготовительный этап;
  • Проанализировать и систематизировать собранные материалы и результат представить в виде своеобразного «Семейного альбома» – основной этап;
  • Результат работы: презентация «Семейного альбома, в который могут войти: фотографии, родословное древо, записи семейных традиций и т.д.), проведение «Семейного праздника».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  • 1. Организационный момент: звучит песня  в исполнении Э.Пьехи «Семейный альбом»
  • 2. Актуализация представлений: ? О чем поется в этой песне? А у вас есть семейный альбом? О чем он может рассказать?
  • 3. Сообщение темы и цели занятия: ? Как вы думаете , о чем пойдет речь на нашем занятии? Для чего нужно вести разговор о своей семье, родственниках.
  • Дети показывают свои семейные фотографии, рассказывают об изображенных на них людях. (В ходе обсуждения уточняются понятия «Род», «Семья», «Поколение»).

РОД – ряд поколений, происходящих от одного предка.

ПОКОЛЕНИЕ – люди, которые родились и живут в одно время.

СЕМЬЯ – группа живущих вместе близких родственников.

? О чем может рассказать этот  рисунок?
(об именах, отчествах,  фамилиях предков, датах рождения национальностях, родственных связях)

  • ? А откуда у человека имя, отчество, фамилия?
  • Имя дают родители, отчество каждый получает от имени отца,  а фамилия – это особое имя, которое объединяет родственников и передается по наследству.
  • Работа с текстом о происхождении фамилий.
  • В переводе с латинского «Фамилия» означает «Семья». Цель Фамилии – указать единое родовое имя всей семьи и родственников, как ближних, так и дальних.
  • Сейчас каждый живущий в России человек имеет фамилию, имя и отчество, но так было не всегда. Сначала у человека было только имя, затем появилось отчество и последним образовалась фамилия. Этот процесс образования проходил в течении нескольких веков. В России слово «Фамилия» появилось во времена царствования Петра I, одной из реформ которого стало внедрение фамилий в быт русского человека. К тому времени у большинства людей помимо имени и отчества были прозвища или прозвания, которые позднее легли в основы множества фамилий.
  • В разных социальных слоях населения появление фамилий происходило в разное время, разница между некоторыми слоями составляет несколько веков.
  • Самая многочисленная на тот момент часть русского населения – крестьяне – не имели фамилий до XIX века, причем окончательно обрели фамилии только  в  XX веке, во времена паспортизации. Самыми первыми же были конечно русские бояре и князья, гордиться своей фамилией они начали с XIV века. Формировались фамилии чаще из названий их владений – Московский, Тверской и т.д. Веком позднее стали формироваться дворянские фамилии. В те времена на службе у царя, были дворяне, прибывшие на службу из других земель. Что также отразилось в формировании фамилий, например фамилия Кантемиров, казалось бы не воспринимается как иноземная, в основе своей имеет тюркские корни, Хан Железо – Хан Темир.
  • Начиная с XVIII века стали обретать фамилии так называемые «торговые» и «служивые» люди. В основе их фамилий чаще всего отражалось их географическое место рождения: Москвитин, Смоленский, Архангельский и т.д. В XIX веке, стали образовываться фамилии в русском духовенстве. В основу фамилий часто входили слова из церковнославянского, русского и латинского языка, а нередко и из арабского и греческого. Часто фамилии образовывались на основе названия церквей и праздников: Успенский, Троицкий, Попов и т.д.
  • Во всех вышеперечисленных общественных слоях населения образование фамилий также происходило и от прозвищ. Во все времена в России находились приметливые и завистливые люди, любящие давать прозвища, и получив таковое прозвище, отделаться от него было очень не просто, часто оно и образовывало будущую фамилию.
  • Часто правильно распознать происхождение фамилии, очень сложно. Например: Помещиков, эта фамилия могла быть и у самого помещика и у его слуги или крепостного. Или Лакеев, фамилия могла принадлежать и лакею-отцу и лакею-сыну, который в свою очередь уже мог не относиться к службе лакея, а быть например торговцем или солдатом. Кстати о армии. В русских фамилиях очень четко прослеживается история армии. Встречаются такие фамилии как Драгунов, Кадетов, Корнетов, Сержантов.
  • И конечно фамилии не могли не отразить в себе национальный вопрос. Керимов, Гулиев, Каримов – фамилии разных наций, но образованы они от русских фамилий, и часто значение фамилий совпадает. И вот например фамилии Самойлов, Моисеев, Абрамов и т.д., хоть и имеют еврейские корни, принадлежат в основном русским. И таких примеров множество.
  • Происхождение фамилии в России отражает в себе  и быт и историю, географию и ремесло, профессии и чины. Но даже используя труды В.И. Даля, Л.В. Успенского, П.А. Флоренского и многих других, до сих пор сложно точно определить значение фамилии: Тарантасов, Сбитеньков, Бочаров и многих других. Значение диалектизмов использованное в основе фамилий сейчас точно определить невозможно.
  • Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке владевшим этой фамилией. Тайну это разгадать не просто, в помощь вам и сделан данный сайт, который поможет вам найти правильное толкование фамилии, расскажет все о происхождении фамилии, и истории ее формирования.

? О чем не может рассказать родословное древо? (о семейных ценностях и традициях)

  • ? Что можно назвать семейными ценностями? (Реликвия – ценность, свято хранимая в память о прошлом)

? Чем отличаются семейные ценности от семейных национальных традиций?   (Традиции – обычаи, установившийся порядок, взгляды, вкусы и т. д, переходящие от одного поколения к другому).

? А какие традиции есть в вашей семье? (Дети рассказывают о традициях своей семьи).

Наши семейные национальные традиции (праздники)

Наши семейные национальные традиции  (кухня)

Наши семейные традиции (семейный праздник)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Начать создание «семейного альбома, в который войдут:

      -родословное древо;

- история фамилии;

- летописи и хроники семьи;

- фотографии членов семьи разных поколений;

- семейные реликвии и национальные традиции.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» »

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».  МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»  Составители: Пудваль Г.А., Легаева О.П. (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, (учителя начальных классов) Свердловская область, г. Екатеринбург, Кировский район, МАОУ Лицей № 88

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

  • РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
  • «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

  • Составители: Пудваль Г.А., Легаева О.П.
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов) Свердловская область,
  • (учителя начальных классов)
  • Свердловская область,

г. Екатеринбург,

Кировский район,

МАОУ Лицей № 88

РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА  ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Цель проведения занятия:  создание педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных, личностно значимых установок и ценностей. Задачи: Предметно-информационная:  продолжить формирование представлений о семье как об источнике духовно-нравственных ценностей на примере своей семьи. Деятельностно-коммуникативная:  развивать мышление, творческие способности на основе работы с различными источниками информации; развивать грамотную речь. Ценностно-ориентационная:  воспитывать любовь к Родине; чувство патриотизма; уважение к людям других национальностей и вероисповеданий; почтение к старшим поколениям.

РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

  • ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Цель проведения занятия: создание педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных, личностно значимых установок и ценностей.
  • Задачи:
  • Предметно-информационная: продолжить формирование представлений о семье как об источнике духовно-нравственных ценностей на примере своей семьи.
  • Деятельностно-коммуникативная: развивать мышление, творческие способности на основе работы с различными источниками информации; развивать грамотную речь.
  • Ценностно-ориентационная: воспитывать любовь к Родине; чувство патриотизма; уважение к людям других национальностей и вероисповеданий; почтение к старшим поколениям.

ЦЕЛЬ ДЛЯ УЧЕНИКА: создать в ходе проектной деятельности свой «Семейный альбом»

ЦЕЛЬ ДЛЯ УЧЕНИКА: создать в ходе проектной деятельности свой «Семейный альбом»

  • ЗАДАЧИ:
  • Провести поисково-исследовательскую работу по сбору материалов о своей семье (фотографии, степень семейного родства, семейные традиции, легенды и т.д.) – подготовительный этап;
  • Проанализировать и систематизировать собранные материалы и результат представить в виде своеобразного «Семейного альбома» – основной этап;
  • Результат работы: презентация «Семейного альбома, в который могут войти: фотографии, родословное древо, записи семейных традиций и т.д.), проведение «Семейного праздника».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  • 1 . Организационный момент: звучит песня в исполнении Э.Пьехи «Семейный альбом»
  • 2. Актуализация представлений: ? О чем поется в этой песне? А у вас есть семейный альбом? О чем он может рассказать?
  • 3. Сообщение темы и цели занятия: ? Как вы думаете , о чем пойдет речь на нашем занятии? Для чего нужно вести разговор о своей семье, родственниках
СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ Дети показывают свои семейные фотографии, рассказывают об изображенных на них людях. (В ходе обсуждения уточняются понятия «Род», «Семья», «Поколение»). РОД – ряд поколений, происходящих от одного предка. ПОКОЛЕНИЕ – люди, которые родились и живут в одно время. СЕМЬЯ – группа живущих вместе близких родственников.

СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ

Дети показывают свои семейные фотографии, рассказывают об изображенных на них людях. (В ходе обсуждения уточняются понятия «Род», «Семья», «Поколение»).

РОД – ряд поколений, происходящих от одного предка.

ПОКОЛЕНИЕ – люди, которые родились и живут в одно время.

СЕМЬЯ – группа живущих вместе близких родственников.

  • ? Сколько поколений родственников мы можем увидеть одновременно на одной фотографии? Сколько всего поколений наших предков жило на земле? Как можно узнать о далеких предках? РОДОСЛОВНОЕ (генеалогическое) ДРЕВО – изображение истории рода в виде разветвленного дерева.
?  О чем может рассказать этот рисунок?  (об именах, отчествах, фамилиях предков, датах рождения национальностях, родственных связях)

? О чем может рассказать этот рисунок? (об именах, отчествах, фамилиях предков, датах рождения национальностях, родственных связях)

? А откуда у человека имя, отчество, фамилия? Имя дают родители, отчество каждый получает от имени отца, а фамилия – это особое имя, которое объединяет родственников и передается по наследству.
  • ? А откуда у человека имя, отчество, фамилия?
  • Имя дают родители, отчество каждый получает от имени отца, а фамилия – это особое имя, которое объединяет родственников и передается по наследству.
  • Работа с текстом о происхождении фамилий.
  • В переводе с латинского «Фамилия» означает «Семья». Цель Фамилии – указать единое родовое имя всей семьи и родственников, как ближних, так и дальних.
  • Сейчас каждый живущий в России человек имеет фамилию, имя и отчество, но так было не всегда. Сначала у человека было только имя, затем появилось отчество и последним образовалась фамилия. Этот процесс образования проходил в течении нескольких веков. В России слово «Фамилия» появилось во времена царствования Петра I, одной из реформ которого стало внедрение фамилий в быт русского человека. К тому времени у большинства людей помимо имени и отчества были прозвища или прозвания, которые позднее легли в основы множества фамилий.
  • В разных социальных слоях населения появление фамилий происходило в разное время, разница между некоторыми слоями составляет несколько веков.
  • Самая многочисленная на тот момент часть русского населения – крестьяне – не имели фамилий до XIX века, причем окончательно обрели фамилии только в XX веке, во времена паспортизации. Самыми первыми же были конечно русские бояре и князья, гордиться своей фамилией они начали с XIV века. Формировались фамилии чаще из названий их владений – Московский, Тверской и т.д. Веком позднее стали формироваться дворянские фамилии. В те времена на службе у царя, были дворяне, прибывшие на службу из других земель. Что также отразилось в формировании фамилий, например фамилия Кантемиров, казалось бы не воспринимается как иноземная, в основе своей имеет тюркские корни, Хан Железо – Хан Темир.
  • Начиная с XVIII века стали обретать фамилии так называемые «торговые» и «служивые» люди. В основе их фамилий чаще всего отражалось их географическое место рождения: Москвитин, Смоленский, Архангельский и т.д. В XIX веке, стали образовываться фамилии в русском духовенстве. В основу фамилий часто входили слова из церковнославянского, русского и латинского языка, а нередко и из арабского и греческого. Часто фамилии образовывались на основе названия церквей и праздников: Успенский, Троицкий, Попов и т.д.
  • Во всех вышеперечисленных общественных слоях населения образование фамилий также происходило и от прозвищ. Во все времена в России находились приметливые и завистливые люди, любящие давать прозвища, и получив таковое прозвище, отделаться от него было очень не просто, часто оно и образовывало будущую фамилию.
  • Часто правильно распознать происхождение фамилии, очень сложно. Например: Помещиков, эта фамилия могла быть и у самого помещика и у его слуги или крепостного. Или Лакеев, фамилия могла принадлежать и лакею-отцу и лакею-сыну, который в свою очередь уже мог не относиться к службе лакея, а быть например торговцем или солдатом. Кстати о армии. В русских фамилиях очень четко прослеживается история армии. Встречаются такие фамилии как Драгунов, Кадетов, Корнетов, Сержантов.
  • И конечно фамилии не могли не отразить в себе национальный вопрос. Керимов, Гулиев, Каримов – фамилии разных наций, но образованы они от русских фамилий, и часто значение фамилий совпадает. И вот например фамилии Самойлов, Моисеев, Абрамов и т.д., хоть и имеют еврейские корни, принадлежат в основном русским. И таких примеров множество.
  • Происхождение фамилии в России отражает в себе и быт и историю, географию и ремесло, профессии и чины. Но даже используя труды В.И. Даля, Л.В. Успенского, П.А. Флоренского и многих других, до сих пор сложно точно определить значение фамилии: Тарантасов, Сбитеньков, Бочаров и многих других. Значение диалектизмов использованное в основе фамилий сейчас точно определить невозможно.
  • Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке владевшим этой фамилией. Тайну это разгадать не просто, в помощь вам и сделан данный сайт, который поможет вам найти правильное толкование фамилии, расскажет все о происхождении фамилии, и истории ее формирования.
? Как же получали люди фамилии на Руси?  (Как пример – текст о происхождении фамилии Иванов

? Как же получали люди фамилии на Руси? (Как пример – текст о происхождении фамилии Иванов

  • Отчество от общераспространенной формы Иван из канонического мужского личного имени Иоанн. Иванов - самая распространенная фамилия русских, так как имя на протяжении нескольких столетий (с XVI по XIX в.) оставалось самым частым у русских: среди крестьянства оно охватывало от 15 до 25% всех мужчин. В Москве (1964) 90 тыс. Ивановых (из них - 1000 Иваны Ивановичи). Характерно, что на этой территории фамилия Иванов обычно не слишком часта, уступая многим другим, но зато она распространена повсеместно и поэтому в крупных центрах и целом по стране занимает первое место. Относительная же редкость ее в отдельных местностях обусловлена тем, что имя употребляли во множестве различных форм, отчества от которых и стали фамилиями. Форм этих значительно больше ста, соответственно многочисленны и фамилии от отчеств, образованных их этих форм. Самое распространенное на Руси мужское имя Иван ('Иванов - как грибов поганых', - шутил народ) породило десятки производных форм. Уверенно вношу в этот список и фамилию Ивин, так как большинство Ивиных - не от названия дерева, а от Ива - сокращенной формы имени Иван. Ивша тоже одна из форм этого имени. Ицко, Ишко - уменьшительные формы имени Иван. Ицко более свойствен белорусскому языку и смоленским говорам, Ишко - украинскому языку и южнорусским говорам. Ишуня, Ишута - старинные уменьшительные формы имени Иван. В XIX в. фамилия употреблялась с ударением на а. Сейчас она чаще используется с ударением на последнем слоге. Характерно, что некоторые носители фамилии настаивают на форме с ударением на а, которая представляется им более благородной чем привычная с ударением на последнем слоге.
  •  
? О чем не может рассказать родословное древо? (о семейных ценностях и традициях) ? Что можно назвать семейными ценностями? (Реликвия – ценность, свято хранимая в память о прошлом) ? Чем отличаются семейные ценности от семейных национальных традиций? (Традиции – обычаи, установившийся порядок, взгляды, вкусы и т. д, переходящие от одного поколения к другому). ? А какие традиции есть в вашей семье? (Дети рассказывают о традициях своей семьи).

? О чем не может рассказать родословное древо? (о семейных ценностях и традициях)

  • ? Что можно назвать семейными ценностями? (Реликвия – ценность, свято хранимая в память о прошлом)

? Чем отличаются семейные ценности от семейных национальных традиций? (Традиции – обычаи, установившийся порядок, взгляды, вкусы и т. д, переходящие от одного поколения к другому).

? А какие традиции есть в вашей семье? (Дети рассказывают о традициях своей семьи).

Наши семейные национальные традиции (праздники)

Наши семейные национальные традиции (праздники)

Наши семейные национальные традиции (праздники)

Наши семейные национальные традиции (праздники)

Наши семейные национальные традиции (кухня)

Наши семейные национальные традиции (кухня)

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ  (СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК)

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ (СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Начать создание «семейного альбома, в который войдут:
  • -родословное древо;
  • - история фамилии;
  • - летописи и хроники семьи;
  • - фотографии членов семьи разных поколений;
  • - семейные реликвии и национальные традиции.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Пудваль Галина Анатольевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства