То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей рукой
На троне вечный был работник.
(А.С.Пушкин)
Тема урока: Начало славных дел Петра.
Цели урока: характеристика начального этапа правления Петра I, установление целей и задач его политики; определение взаимосвязи преобразований Петра с политикой предшествовавших ему правителей; выявление необычности преобразований, осуществляемых им в этот период царствования.
Основные даты и события
1682—1725 гг. — правление Петра I.
1695—1696 гг. — Азовские походы.
1696 г. — установление единоличного правления Петра I.
1696 г. — начало создания русского флота.
1697—1698 гг. — Великое посольство России в Европе.
1699 г. — указ о введении нового летосчисления.
Термины и понятия урока
Великое посольство — посольство 1697—1698 гг. из России в Западную Европу (Кенигсберг, Курляндия, Голландия, Англия, Вена) для создания антитурецкого военного союза, приглашения специалистов на русскую службу и закупки вооружения. Руководитель — Петр I (под именем Петра Михайлова). Волонтеры: Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын и др. Свита составляла 250 человек. Подготовило почву для борьбы за Прибалтику.
Земские избы — орган городского самоуправления с 1699 г. В 1721—1724 гг. заменены магистратами и ратушами.
Ратуша — орган самоуправления в городах России в XVIII—XIX вв.
Персоналии: Петр I Великий, Ф. А. Головин, Г. И. Головкин, П. Гордон, Н. М. Зотов, Ф. Я. Лефорт, А. Д. Меншиков, Ф. Ю. Ромодановский, А. С. Шеин.
Оборудование урока: карта «Российское государство в первой половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.» (М.: Коминфо, 1999—2001), CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей» (М.: «Аванта+»/Кордис&Медиа, 1999), фрагменты фильма «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров, 1937 г.), фрагменты фильма «Россия молодая» (режиссер И. Я. Гурин,1982 г.).
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний студентов по предыдущей теме:Студентам раздаётся кроссворд который они должны сделать в течении 5-7 минут.
2.Формирование новых понятий и навыков по плану:
План изучения нового материала: 1. Петр и его «кумпания». 2. Потешные игры и серьезные дела. 3. Азовские походы. 4. Великое посольство. 5. Первые новшества.
1. Начиная урок, учитель предлагает студентам вспомнить, какие знаковые события XVII в. предшествовали правлению Петра I. Отвечая на поставленный вопрос, студенты могут вспомнить принятие Соборного уложения в 1649 г., ознаменовавшее окончательное закрепощение крестьян, сильнейшие социальные потрясения (Медный, Чумной, Соляной бунты, восстание под руководством Степана Разина, выступления стрельцов), прекращение деятельности Земских соборов, церковную реформу середины XVII в., повлекшую за собой раскол Русской православной церкви.
Характеризуя начало правления Петра I и его первые преобразования, учитель предлагает студентам дать определение понятия «модернизация». В широком смысле этого слова под модернизацией понимают переход от традиционного (аграрного) общества к обществу индустриальному. Модернизация охватывает достаточно длительный отрезок времени, который начался примерно с XVI в. и продолжается по сегодняшний день (в некоторых странах). Модернизация комплексно охватывает все сферы жизни общества — экономику, политику, право, социальную сферу и культуру. В экономике она означает повышение производительности труда в сельском хозяйстве, индустриализацию в промышленности, развитие внутреннего и мирового рынка. В социальной сфере модернизация выражается в росте социальной мобильности и социальной дифференциации. В политике она влечет за собой расширение функций государства. В сфере культуры приводит к трансформации ценностей традиционной культуры.
Роль сподвижников Петра I в формировании его взглядов студенты могут изучить самостоятельно по учебнику. Если класс оборудован компьютерами, желательно использовать материалы CD (см. оборудование урока). Студенты должны отметить, что Петра связывала тесная дружба с людьми неординарными и талантливыми, каждый из которых делился своими знаниями и опытом с любознательным молодым царем. Возможно, именно в этом кругу людей Петр стал осознавать отсталость России, необходимость перемен, европеизации и в то же время знал о наличии практически неограниченных ресурсов для преобразований.
2. Кроме сподвижников Петра, на его дальнейшую деятельность повлияли и так называемые потешные забавы, которым он любил предаваться в Преображенском и на Переяславском озере. Реальную пользу потешных забав студенты определяют самостоятельно, используя материал учебника и выполняя следующее задание: охарактеризуйте значение потешных забав для «славных дел» Петра. Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ. Для иллюстрации своих ответов ученики могут использовать фрагменты видеофильма «Петр Первый».
3. Переходя к рассмотрению Азовских походов, учитель отмечает, что достижение основной цели Петра I — превращение России в мощную военную державу — предполагало в первую очередь необходимость выхода к незамерзающим морям. Первым шагом на пути к достижению этой цели стали Азовские походы. Кроме того, молодому царю был необходим внешнеполитический успех для укрепления своего положения на троне. Крымские походы 1687 и 1689 гг. показали бесперспективность атаки Крыма с суши. Собственно походы 1695—1696 гг. учащиеся рассматривают самостоятельно, составляя их схему с использованием материалов учебника, фрагментов видеофильмов и карты. Вывод, который они должны сделать в результате этой работы, можно сформулировать в виде ответов на вопросы: «Какое влияние на дальнейшую политику Петра оказал успех Азовских походов? Решал ли выход в Азовское море вопрос о превращении страны в морскую державу? Свой ответ обоснуйте». Студенты должны отметить, что военный успех лишь укрепил царя в мнении о необходимости военных преобразований. Во многом для того, чтобы приобрести опыт в этом вопросе, Петр отправляется в Европу в составе Великого посольства. Этот тезис подтверждает и мнение Е. В. Анисимова, который считает, что дипломатические цели посольства были «прикрытием учебно-ознакомительной поездки».
4. Характеристику Великого посольства России в Европу студенты дают самостоятельно на основе материалов учебника, при этом они должны отметить, что трудно найти другое столь значимое в мировой дипломатической практике мероприятие.
Для активизации работы студентов над этим заданием учитель может предложить им ответить на следующие вопросы: 1. Какие цели стояли перед Великим посольством? 2. Кто вошел в состав посольства? 3. В каких странах оно побывало? 4. Как Великое посольство повлияло на внешнеполитическую линию Петра I? 5. Удалось ли Великому посольству достичь поставленных целей?
5. Рассмотрение первых преобразований можно организовать в виде самостоятельной работы студентам по вопросам 4—5 после § 41.
Студенты могут выделить следующие преобразования Петра: бритье бород, введение ассамблей, обучение юношей-недорослей политесу, введение коротких кафтанов европейского покроя, начало кораблестроения и мореплавания, развитие артиллерийского дела, строительство крепостей, открытие Навигацкой школы, замена летосчисления, городская реформа. Перечисленные новшества свидетельствовали о том, что четкого плана преобразований у Петра не было. Государство становилось мощным рычагом в процессе модернизации.
Дополнить материал параграфа можно выдержкой из Полного собрания законов Российской империи, приведенной ниже.
О введении нового календаря
20 декабря 1699 г.
.Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве. по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрав пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках ставить по одной или по 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, а перед Бурмистерскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же.
Завершая урок, учитель предлагает студентам ответить на вопрос: какие факторы определили направление политики молодого Петра I? Студенты могут отметить, что политику молодого Петра во многом определяли внешнеполитические задачи, а также нараставшее экономическое и культурное отставание России от передовых буржуазных государств.
Также на закрепление полученных знаний студентам в начале урока были розданы листы самоконтроля и они должны ответить на поставленные вопросы, каждый ответ на вопрос оценивается оценкой по пятибалльной системе.
Учитель подводит итоги и озвучивает оценки.
Домашнее задание: § 41, ответить на вопросы после параграфа.