Цель урока: Выделить основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II. Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.
Задачи урока:
развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Оборудование урока: карта «Россия в XVIII
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II» »
ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.
В. Г. Белинский
Цель урока:Выделить основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II. Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.
Задачи урока:
развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Оборудование урока:карта «Россия в XVIII веке»; портреты Екатерины II,иллюстрации: памятник Петру I от Екатерины II, памятник Екатерины II; схема династии Романовых; краски, кисти.
I Оргмомент. Определение целей и задач урока.
Учитель: задумайтесь над словами В.Г. Белинского. Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в понимании и оценке современных событий. К эпиграфу мы вернёмся в конце урока.
II. Опрос
Задание: в течение урока выделяйте опорные слова, характеризующие эпоху ЕкатериныII.
Задание: Вспомните предшественников ЕкатериныII. Почему эпоха после Петра I получила название дворцовых переворотов? Чем это было вызвано?
III. Изучение нового материала.
После смерти Елизаветы положение Екатерины стало критическим. Петр III собирался расторгнуть брак и жениться на своей фаворитке М. Воронцовой. Он публично оскорблял Екатерину, чем вызвал общее недовольство двора. В такой ситуации Екатерине не составляло труда поднять гвардейцев на новый дворцовый переворот. ПетрIII находился у власти всего полгода, он даже не успел короноваться и вскоре был убит в драке. Так Екатерина стала императрицей. Правление ЕкатериныII продолжалось более трёх с половиной десятилетий – 1762-1796.
Вопрос: как характеризуют ЕкатериныII следующие слова: «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей. Или умру, или буду царствовать»?
Вопрос: что вам ещё известно о ЕкатериныII из курса 7 класса?
Время ЕкатериныII наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, продолжением замыслов Петра I.
«ПетруI от Екатерины II» - такие слова выбиты на постаменте памятника первому императору России работы Фальконе. Она имела право на подобное сравнение. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечатки её личного участия.
«Среди чужих и противных людей жить по их правилам, но думать по-своему»
Задание: Прочитайте отрывок из работы известного русского историка В.О. Ключевского. Что было характерно для общения ЕкатериныII со своим окружением?
Отрывок: «Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством, которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»
Ей пишут оды, её прославляя:
Блажен, блажен народ, живущий
В пространной области твоей!
Блажен певец, тебя поющий
В жару, в огне души своей!
Доколе Милостию будешь,
Доколе права не забудешь,
С которым человек рожден;
Доколе гражданин довольный
Без страха может засыпать
И дети-подданные вольны
По мыслям жизнь располагать,
Везде природой наслаждаться,
Везде наукой украшаться
И славить прелести твои.
(Отрывок «К милости» Н.М. Карамзин, 1792 год)
Ей был поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. Подножие памятника окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.
Она получат титул «Великой, Премудрой и матери Отечества».
Вопрос: за что она была удостоена такого титула и похвал?
Характеристика её правления:
XVIIIвек – эпоха «просвещённого абсолютизма».
восстановила в прежних правах Сенат;
лично стала присутствовать на заседаниях Сената;
поездки по стране—впечатления—начало преобразований;
централизация;
бюрократизация;
непременный совет при Екатерине;
ликвидация Запорожской Сечи;
ликвидация гетманства Левобережной Украины;
1775г. – «Учреждение о губерниях»;
1767г. – комиссия для составления нового Уложения.
Екатерина II: «Моё желание и моё удовольствие было бы всех делать счастливыми, но так как всякий хочет быть счастливым лишь сообразно со своим характером или разумением, то мои желания часто встречали в том препятствие, в которых я ничего не могла понять».
«Если я посмею сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, то я рискую, что в меня станут бросать каменьями…».
Работа с документами: «Наказ ЕкатериныII по составлению проекта нового Уложения», «О дворянстве», «С.Е. Десницкий о крестьянском вопросе», «Влияние крепостного права на помещичье хозяйство и на народное хозяйство».
Вопросы к документам: Какие цели преследовала ЕкатериныII издавая наказы? Каким видела ЕкатеринаII государственный строй России? Почему было необходимо отменить крепостное право?
Работа с учебником: параграф 47, пункт 2, 3; параграф 51 (учебник- П.И. Зырянов, В.И. Буганов).
Задание: составьте требование дворян и крестьян.
Итог: за полгода работы комиссии была готова только одна глава – о положении дворян. Когда началась война с Турцией, комиссия была распущена.
После крестьянской войны Е.И. Пугачёва 1773-1775 г.г. начинается закат либерализма, укрепление абсолютизма, для дворян наступает «золотой век», усиливается крепостное право. 1785 год – «Жалованная грамота дворянству».
Задание: Определите основные направления внешней политики ЕкатериныII, используя карту.
Россия получила выход в Южные моря, Крым стал российским.
В результате раздела Речи Посполитой к России отошли Белоруссия, Литва, северо-запад Украины, Курляндия.
Авторитет России поднят на небывалую высоту.
Создан мощный Черноморский флот.
Русская армия – одна из лучших в Европе.
IV. Закрепление.
Назовите опорные слова, словосочетания, предложения характеризующие эпоху Екатерины II.
Вопрос: почему политика Екатерины II была двойственной, противоречивой? Зачем Екатерина II расширяет привилегии дворян?
Задание в парах: Охарактеризуйте эпоху Екатерины II через рисунок или схему, цветом передайте своё отношение к происходящим переменам в России.