kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

Цель урока: Выделить основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II.  Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.

Задачи урока:

раз­вивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Оборудование урока: карта «Россия в XVIII

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II» »

ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Г. Белинский

Цель урока: Выделить основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II. Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.

Задачи урока:

раз­вивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Оборудование урока: карта «Россия в XVIII веке»; портреты Екатерины II,иллюстрации: памятник Петру I от Екатерины II, памятник Екатерины II; схема династии Романовых; краски, кисти.

I Оргмомент. Определение целей и задач урока.

Учитель: задумайтесь над словами В.Г. Белинского. Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в понимании и оценке современных событий. К эпиграфу мы вернёмся в конце урока.

II. Опрос

Задание: в течение урока выделяйте опорные слова, характеризующие эпоху ЕкатериныII.

Задание: Вспомните предшественников ЕкатериныII. Почему эпоха после Петра I получила название дворцовых переворотов? Чем это было вызвано?

III. Изучение нового материала.

После смерти Елизаветы положение Екатерины стало критическим. Петр III собирался расторгнуть брак и жениться на своей фаворитке М. Воронцовой. Он публично оскорблял Екатерину, чем вызвал общее недовольство двора. В такой ситуации Екатерине не составляло труда поднять гвардейцев на новый дворцовый переворот. ПетрIII находился у власти всего полгода, он даже не успел короноваться и вскоре был убит в драке. Так Екатерина стала императрицей. Правление ЕкатериныII продолжалось более трёх с половиной десятилетий – 1762-1796.

Вопрос: как характеризуют ЕкатериныII следующие слова: «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей. Или умру, или буду царствовать»?

Вопрос: что вам ещё известно о ЕкатериныII из курса 7 класса?

Время ЕкатериныII наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, продолжением замыслов Петра I.

«ПетруI от Екатерины II» - такие слова выбиты на постаменте памятника первому императору России работы Фальконе. Она имела право на подобное сравнение. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечатки её личного участия.

Слова, характеризующие Екатерину: деятельная, неординарная правительница, талантливая, образованная, литературно одарённая, мудрая, начитанная, дар внушения, вежливая, простая в общении.

«Среди чужих и противных людей жить по их правилам, но думать по-своему»

Задание: Прочитайте отрывок из работы известного русского историка В.О. Ключевского. Что было характерно для общения ЕкатериныII со своим окружением?

Отрывок: «Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством, которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»

Ей пишут оды, её прославляя:



Блажен, блажен народ, живущий

В пространной области твоей!

Блажен певец, тебя поющий

В жару, в огне души своей!

Доколе Милостию будешь,

Доколе права не забудешь,

С которым человек рожден;



Доколе гражданин довольный

Без страха может засыпать

И дети-подданные вольны

По мыслям жизнь располагать,

Везде природой наслаждаться,

Везде наукой украшаться

И славить прелести твои.

(Отрывок «К милости» Н.М. Карамзин, 1792 год)



Ей был поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. Подножие памятника окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.

Она получат титул «Великой, Премудрой и матери Отечества».

Вопрос: за что она была удостоена такого титула и похвал?

Характеристика её правления:

  • XVIIIвек – эпоха «просвещённого абсолютизма».

  • восстановила в прежних правах Сенат;

  • лично стала присутствовать на заседаниях Сената;

  • поездки по стране—впечатления—начало преобразований;

  • централизация;

  • бюрократизация;

  • непременный совет при Екатерине;

  • ликвидация Запорожской Сечи;

  • ликвидация гетманства Левобережной Украины;

  • 1775г. – «Учреждение о губерниях»;

  • 1767г. – комиссия для составления нового Уложения.

Екатерина II: «Моё желание и моё удовольствие было бы всех делать счастливыми, но так как всякий хочет быть счастливым лишь сообразно со своим характером или разумением, то мои желания часто встречали в том препятствие, в которых я ничего не могла понять».

«Если я посмею сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, то я рискую, что в меня станут бросать каменьями…».

Работа с документами: «Наказ ЕкатериныII по составлению проекта нового Уложения», «О дворянстве», «С.Е. Десницкий о крестьянском вопросе», «Влияние крепостного права на помещичье хозяйство и на народное хозяйство».

Вопросы к документам: Какие цели преследовала ЕкатериныII издавая наказы? Каким видела ЕкатеринаII государственный строй России? Почему было необходимо отменить крепостное право?

Работа с учебником: параграф 47, пункт 2, 3; параграф 51 (учебник- П.И. Зырянов, В.И. Буганов).

Задание: составьте требование дворян и крестьян.

Итог: за полгода работы комиссии была готова только одна глава – о положении дворян. Когда началась война с Турцией, комиссия была распущена.

После крестьянской войны Е.И. Пугачёва 1773-1775 г.г. начинается закат либерализма, укрепление абсолютизма, для дворян наступает «золотой век», усиливается крепостное право. 1785 год – «Жалованная грамота дворянству».

Задание: Определите основные направления внешней политики ЕкатериныII, используя карту.

  • Россия получила выход в Южные моря, Крым стал российским.

  • В результате раздела Речи Посполитой к России отошли Белоруссия, Литва, северо-запад Украины, Курляндия.

  • Авторитет России поднят на небывалую высоту.

  • Создан мощный Черноморский флот.

  • Русская армия – одна из лучших в Европе.

IV. Закрепление.

Назовите опорные слова, словосочетания, предложения характеризующие эпоху Екатерины II.

Вопрос: почему политика Екатерины II была двойственной, противоречивой? Зачем Екатерина II расширяет привилегии дворян?

Задание в парах: Охарактеризуйте эпоху Екатерины II через рисунок или схему, цветом передайте своё отношение к происходящим переменам в России.

Возвращаемся к эпиграфу, рассуждаем.

Урок можно завершить словами поэта В.Я. Брюсова:

Не надо несбыточных грёз,

Не надо красивых утопий.

Мы снова решаем вопрос,

Кто мы в этой Европе?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

Автор: Воронцова Татьяна Николаевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(56) "plan-konspiekt-uroka-vnutriennia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "107413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403250926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок-презентация. Внутренняя политика Екатерины II"
    ["seo_title"] => string(53) "urokpriezientatsiiavnutrienniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "317032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460230500"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Учебный проект для 8 класса "Золотой век" культуры первой половине 19 века. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebnyi-proiekt-dlia-8-klassa-zolotoi-viek-kul-tury-piervoi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "107101"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403167238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему:Продолжение преобразований России после Петра I. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prodolzhieniie-prieobrazovanii-rossii-poslie-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "188181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426619349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства