Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II
Цель. Формирование знаний о предпосылках и содержании внутренней политики Екатерины II.
Формирование умения давать общую характеристику внутренней политики Екатерины II; работать по обобщающей схеме.
Формирование понятий «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству.
Оборудование. Компьютер, проектор, экран,презентация «Внутренняя политика Екатерины II., карта
Ход урока.
1. Организационный момент.(2 мин)
2. Повторение. Контрольный тест.(8мин).
1. Соотнесите годы правления и имена монархов:
1) 1725 - 1727 гг. а) Петр 2
2) 1727 – 1730 гг. б) Петр 3
3) 1730 – 1740 гг. в) Екатерина 1
4) 1740 – 1741 гг. г) Анна Иоановна
5) 1541 – 1761 гг. д) Иван Антонович
6) 1761 – 1762 гг. е) Елизавета Петровна
2. Соотнесите монархов и их фаворитов:
1) Екатерина 1 а) Алексей Разумовский
2) Петр 2 б) Александр Меньшиков
3) Анна Иоановна в) Иван Долгорукий
4) Елизавета Петровна г) Эрнст Бирон
3. Соотнесите монархов и органы власти, которые играли важную роль во время их правления:
1) Петр 2 а) Верховный тайный совет
2) Анна Иоановна б) Сенат
3) Елизавета Петровна в) Кабинет министров
4. Дайте определения понятий «фаворит», «кондиции»,«привилегии».
5. Документ, сделавший российское дворянство самым привилегированным сословием назывался … и был издан в … году.
6. Соотнесите войны, которые вела Россия в 1725 – 1762 гг. и их хронологические рамки:
1) Русско – турецкая война а) 1756 – 1762 гг.
2) Русско – шведская война б) 1735 – 1739 гг.
3) Семилетняя война в) 1741 – 1743 гг.
7. Основными направлениями внешней политики России в 1725 – 1762 гг. являлись:
а) усиление борьбы за выход к Черному морю;
б) вмешательство в польские дела для воссоединения украинских и белорусских земель с Россией;
в) сохранение позиций России в Прибалтике;
г) продвижение на Восток;
д) установление союзнических отношений с Англией.
3. Изучение нового материала.
План урока.
1. Особенности внутренней политики Екатерины II.
2. Политика «просвещенного абсолютизма».
3. «Золотой век» российского дворянства.
4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.
Проблема. В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?
1. Особенности внутренней политики Екатерины II.
Знакомство с личностью Екатерины 2.
Немецкая принцесса София Августа Фридерика Анхальт-Цербстская, после крещения по православному обряду получила имя – Екатерина. Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. В результате дворцового переворота вступила на российский престол на долгие 34 года. Вошла в историю как Екатерина Великая.
Работа со схемой «Особенности внутренней политики Екатерины II».
Комментарии. Каковы были предпосылки внутренней политики Екатерины2?
Екатерина 2 пришла к власти в результате дворцового переворота. Для укрепления своих позиций российские императоры эпохи дворцовых переворотов сделали немало для укрепления позиций дворянства, сделав его привилегированным сословием.
- Какие указы подтверждающие это вам известны?
( Екатерина 1 – денежные пожалования, земли, крепостные; Анна Иоанновна – ограничение срока службы до 25 лет, отмена указа о единонаследии, запись в полки с младенчества; Елизавета – освобождение от наказаний розгами и кнутом, право ссылать крепостных в Сибирь; Петр 3 – «Манифест о вольности дворянской», 1762 год, освобождал дворян от обязательной службы). Все это привело к упадку экономической жизни и нарастанию народного недовольства.
Екатерина, как могла, пыталась бороться с экономическими трудностями в стране. Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чем проявилось это противоречие? Учащиеся должны прийти к выводу, что с одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.
2. Политика «просвещенного абсолютизма».
Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещенный монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма».
Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий.
Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 года.
Привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий.
Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей.
Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.
Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.
Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.
Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.
О крепостном крестьянстве – дворянин Григорий Коробьин.
Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.
3. «Золотой век» российского дворянства.
Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она повела немало мероприятий.
«Жалованная грамота дворянству» стала главным документом, где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 1. Согласно ей дворяне могли создавать дворянские общества в губерниях и уездах, один раз в 3 года собирать дворянские собрания, обращаться к императрице с ходатайствами.
Тогда же была издана «Жалованная грамота городам», подтверждающая права и привилегии городского населения.
4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.
Крестьянская война в России и революция во Франции заставили императрицу пересмотреть внутреннюю политику. Была проведена губернская реформа, передававшая власть на местах в руки дворян и приведшая к усилению контроля властей над населением страны. Впервые создавались сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян ( кто судил крепостных?)
Была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.
Вводилась строгая цензура, закрывались вольные типографии. Русские просветители Н.И.Новиков и А.Н.Радищев за пропаганду свободолюбивых идей строго наказывались. Радищев за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорен к смертной казни, заменена 10-годами сибирской ссылки. Новиков был заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.
Все это говорило о том, что политика «просвещенного абсолютизма» завершилась.
4. Закрепление.
Подводя итог сегодняшнего урока давайте выполним задание 1, 4 на стр. 64.
Выделив либеральные и репрессивные стороны внутренней политики Екатерины II, мы сможем ответить на вопрос: «В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?»
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерин II бала попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к укреплению привилегированному положению дворянства.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. 24, зад.