Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ясенецкая средняя общеобразовательная школа
Павловского района Нижегородской области
Предмет - история России
Класс - 8
Тема : «Золотой век» культуры первой половины 19 века»
Программа: История России 19 века: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина,- М. : «Просвещение», 2008г.
Тип урока: учебный исследовательский проект
Проект
учителя истории и обществознания
МБОУ Ясенецкой СОШ
Лукояновой Ирины Михайловны.
Образование – высшее
Педагогический стаж - 22 года
2013г
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Золотой век культуры первой половины 19 века»
Вопрос о преподавании культуры в современной школе – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах , которые перечисляют авторы учебников, ничего не значат для учащихся и трудно ими запоминаются. При этом знания учеников фрагментарны, поверхностны. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия. Ведь такие виды культуры как архитектура, скульптура, киноискусство изучаются только на уроках истории и не всегда хватает времени изучить их в полном объеме. В современных условиях главной задачей образования является не столько получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений, навыков и ценностных отношений. Опыт работы показал, что у учащихся активно работающих с компьютером формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Роль учителя в этих условиях это роль направляющего координатора. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе представления своей работы ученики приобретают опыт публичных выступлений, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, повышается самооценка ученика. Все это можно попробовать решить использованием на таких уроках различных методик, позволяющих задействовать разные каналы получения учащимися информации, развивать их творческие способности. К таким технологиям метод учебно-исследовательского проекта с использованием проблемных ситуаций и ИКТ.
Тема проекта | «Золотой век» культуры первой половины 19 века» |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | История России 19 века: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина,- М. : «Просвещение», 2009г. |
Классификация урока | Урок по теме художественная культура, которая завершает изучение большого раздела курса 8 класса первой половины 19 века |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса | Психологические исследования на основе тестов показали, что класс подразделяется на три группы развития: высокий уровень развития, средний уровень развития, низкий уровень развития. Первая группа- 5 человек (что составляет 28 %) Они имеют хорошую подготовку, владеют неплохой аналитико-синтетической умственной деятельностью и проявляют самостоятельность в обучении. Отличаются настойчивостью в достижении поставленных целей. Определяющими, у этой группы ребят выступают познавательные мотивы, наряду с социальными и эмоциональными. Они быстро включаются в работу, у них достаточно высокая концентрация и устойчивость внимания, они также могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, характеризуются высокой работоспособностью. У этой группы ребят неплохо о развиты все виды памяти. Они удовольствием выполняют сложные и творческие задания, при этом, зачастую выдвигая свои варианты и гипотезы, составляют собственные схемы и предлагают варианты решения проблем. Учебный материал усваивают легко, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, делают собственные выводы. Вторая группа – 7 человек (что составило – 39 %) характеризуется средними учебными возможностями. Они не владеют такой, какой хотелось бы аналитико-синтетической умственной деятельностью и не проявляют должной самостоятельности в учении, Особо не отличаются настойчивостью в достижении учебных целей. Эта Мышление практическое, репродуктивное, наглядно-образное. Ребята используют отработанные приемы, хорошо выполняют упражнения по образцу. Усложненные и творческие задания даются им не без труда. Они с внешней помощью могут выделять признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять причинно-следственные связи. Умеют работать с учебником, отвечать на вопросы и давать ответы, но нуждаются при ответах в наводящих вопросах. Третья группа - 6 человек (что составляет 33 %). . Это дети с низкой работоспособностью, подвижны, неусидчивы, быстро утомляются, не способны к волевому усилию. Периодами у них появляется положительное отношение к учебе, но, в целом, они не имеют устойчивых интересов и склонностей. Мотивы учебной деятельности – узкие социальные и мотивы прессом. Внимание этой группы ребят непроизвольное, рассеянное, концентрация его невысокая, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостаточно развита зрительная и слуховая память, и она кратковременная. При работе с ними требуется частое повторение, объяснение и комментирование. Эти ребята нуждаются в постоянном внимании, в индивидуальной помощи со стороны учителя и сильных учащихся. В ходе урока учитель составляет группы, в которых присутствуют учащиеся из всех трех категорий. Это стимулирует работу аутсайдеров, а так же учит их самостоятельно мыслить и доказывать свою точку зрения. А учащихся из первой группы приводит к высокому уровню саморегуляции и ответственности за группу, развивает умение планировать свои действия и нести ответственность за принятое решение. |
Цели проекта | Образовательные: - Сформировать целостное представление о развитии культуры России 1 половины 19 века о выдающихся деятелях, об их произведениях, о наиболее значимых исторических памятниках этого периода. - Сформировать понимание у учащихся, период русской культуры первой половины 19 в. называют «золотым веком». Развивающие: - Развитие критического мышления, умений и навыков по работе с источниками, текстами, презентацией. Воспитательные: - Воспитание чувства ответственности, дисциплины и самодисциплины. |
Задачи проекта | Образовательные - Изучить культуру России первой половины 19 в. - Формировать опыт (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству. - Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов. Развивающие: - Развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему. - Развивать навыки групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости. - Развивать критическое мышление. - Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки. Воспитательные: - Воспитывать патриотизм - Стимулировать развитие устойчивого интереса к истории - Формирование духовно – нравственных качеств личности. - Воспитывать дисциплину и самодисциплину. |
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики | Проект построен таким образом, что на всех его этапах происходит развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей и психологических характеристик учащихся (внимание, память, мышление, волевая сфера). Учащиеся знают что такое культура и какое влияние оказывает на нее политическое и экономическое развитее и общества. Понимают необходимость изучения вопросов культуры, как исторического наследия России. Ученики отрабатывают умения выявлять причинно-следственные связи, обобщать, делать самостоятельные умозаключения. Так же умеют ставить цели проекта и планировать свою деятельность по их достижению. Владеют навыками отбора материала и создания презентации. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Материал предыдущих уроков. Социально-экономическое и политическое развитие России первой половины XIX в.. Общественные движения первой половины XIX в.. Наука и образование в России первой половины XIX в |
УУД, которые формируются при использовании данного проекта: Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
участие в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД:
умение извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, другой дополнительной литературе, Интернет;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
получение и закрепление навыков работы с программой PowerPoint,Excel, Paint.
Регулятивные УУД:
ставит цель для своей познавательной деятельности и удерживает её;
самостоятельно формулирует задание и выбирает для выполнения определённый материал;
планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебник и другие источники информации;
адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками;
регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:
Интеракция -процесс взаимодействия обучающихся с друг другом и педагогом. Во время подготовки проекта работа проводится в группах. Группы малочисленные по 3-4 человека. Поэтому интеракция происходит очень эффективно. Сотрудничество в групповой работе обеспечивает качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитие социальных, теоретических, и практических навыков у обучающихся.
Визуализация – процесс наглядного представления учебного материала, результатов выполненной работы, обсуждения, мнений, идей, оценок с использованием различных визуальных средств подачи информации (презентации, кроссворд, творческие задания)
Коммуникация - представлена различными методами стимулирования, которые позволили обеспечить эффективность взаимодействия участников образовательного процесса. Выступление учащихся на уроке с представлением своей работы, обмен мнениями.
Рефлексия – Все учащиеся получают за проект отметки. Происходит осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.
Ожидаемые результаты проекта:
Получение новых знаний о культуре России XIXв, как «золотом веке» культуры.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов.
Формирование у учащихся оценочных, критических суждений.
Развитие способности к творчеству.
Формируются следующие компетентности:
1. Образовательная метапредметная компетентность. Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся по истории при подготовке к ЕГЭ И ГИА
2. Информационная компетентность - учащиеся обмениваются полученной информацией, отстаивают собственную точку зрения.
3. Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения.
Данный исследовательский проект является групповым. Мы разделили время работы (один месяц) на пять этапов.
Основные этапы проведения учебного проекта.
этапы | Действия учителя | Действия учащегося | Сроки | результат |
Информационный | Определяет тему, проблему, цели проекта. Мотивирует учащихся. | Обсуждают проблему с учителем | 11 ноября | Класс делиться на группы и приступают к определению плана работы для каждой группы . |
Планирование | Определение конкретной темы и цели индивидуально проекта Формулируют задачи и критерии оценки итогового продукта | Составление плана работы и критериев выполнения. |
Реализация | Советует, консультирует, направляет. Следит за выполнением планов. | Собирает и анализирует информацию, решают поставленные задачи, корректируют свои действия, формулируют выводы, готовят продукт, сверяют его с критериями. | 12 ноября -6 декабря | Создание презентации в программе |
Представление итогов Практический результат | Организует публичное представление итого, определяет регламент выступления. | Представляют итоговый продукт. Отвечают на вопросы. Подводят коллективные итоги. | 11 декабря | Публичное выступление на уроке с защитой индивидуального проекта. (Урок –конференция) Делятся на группы и работают над проблемными вопросами. Презентации по теме. |
Оценивание / рефлексия | Дает оценку с комментариями, оценивает работу учащихся, выставляет оценки. | Оценивают работу в своей группе. Осуществляют индивидуальную рефлексию. | 11 декабря | Оценка |
1 этап ( Информационный). Проводится установочное занятие с учащимися, на котором учитель задает вопросы учащимся.
Что по-вашему означает выражение «золотой век» ?
( наивысшее развитие, большое значение, высокая ценность чего-либо).
В какой период российской истории мы встречали уже такое название?
( «Золотой век дворянства» - период правления Екатерины II.)
Какой период можно назвать золотым веком и почему?
( период 1 пол. XIX в. в России)
А если период развития культуры называют «золотым веком», что это по-вашему обозначает? ( предположения учащихся).
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны изучить данную тему по нескольким направлениям.
Назовите основные направления культуры? (живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, наука).
Учитель совместно в с учениками определяют тему проекта, его цель и задачи, совместно разделились на группы, исходя из интересов и психологических особенностей и способностей, а также дружеских отношений в классе.
Тема: «Золотой век « русской культуры.
Цель: исследовать и доказать, что период первой половины XIX в. в России, является «золотым веком».
Задачи проекта:
Изучить основные направления и художественные стили культуры ;
2. Выделить общие черты и закономерности развития культуры этого периода;
3. Определить вклад русской культуры в мировую;
4. Составить наглядную презентацию своей работы в PowerPoint,.
На этом этапе ребята разделились на 4 группы и выбрали тему мини -проекта каждой группы, лидера группы и сроки выполнения проекта.
группа – «Живопись» – лидер группы Борисова Вера, занимается в художественной школе и хорошо рисует. (группа: Шкарина Е., Волков А.)
группа – «Музыка и театр» - лидер группы Васцына Надежда интересуется современной музыкой. ( группа: Ягодина А, Шерстнев А.,)
группа «Литература» - ребята выбрали лидера группы Ломтеву Алену, которая
увлечена этим предметом в школе и в будущем хочет стать журналистом.
(группа: Бурмакина А., Агапов А. )
группа –«Архитектура» - лидер группы и его помощник Курнавин Никита и Балынин Иван в будущем хотят связать свою жизнь со строительным бизнесом. ( группа: Жуков А, Лушина Д.)
Учитель мотивировала учащихся, защита проектов групп будет в виде конференции и все за свою работу получат положительные оценки.
2 этап ( Плановый): Проводиться коллективное обсуждение проекта, «мозговой штурм». Определяются планы работы над индивидуальными проектами. (В ходе работы над своей темой, надо обязательно обратить внимание на следующие вопросы.
Какие художественные стили были в этом направлении культуры?
Какие черты, особенности проявления этого стиля?
Основные представители и их работы.
Вклад в мировую культуру. (Все эти надо отразить в своей презентации –выступлении). Обговорили правила и критерии составления презентации.
3 этап: (Реализация). Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (работа с литературой, словарями, учебниками. Интернетом, проводится отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации. Производится обработка полученной информации, делаются выводы, формируются собственные суждения автора. Корректируется структура исследования, осуществляются консультации ( по графику : каждый вторник и четверг), выявляются проблемы и пути их решения.
4 этап: (Представление итогов работы) учащиеся представляют и защищают свои проекты. (Урок –конференция).
1 группа : «Живопись первой половины XIX в» (Презентация. Приложение №1.)
2 группа: «Архитектура первой половины XIX в» (Презентация. Приложение №2.)
3 группа: «Литература первой половины XIX в» (Презентация. Приложение №3.)
4 группа: «Театр и музыка первой половины XIX в» (Презентация. Приложение №4.)
Учитель после выступления просит сформировать новые группы так, чтобы в каждой был по одному представителю от каждого направления. И на доску выводится задание с вопросами , которые ставились в начале работы над проектом:
Задание по группам: (Итоговая презентация Приложение №4.)
Первая группа: Какие основные художественные стили культуры первой половины XIX в.?
Ответы: (Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, бытовой жанр)
Вторая группа: Проявляются ли эти стили в разных направлениях культуры? (показать на примерах) (Итоговая презентация Приложение №4.)
Третья группа: Выделить общие черты и закономерности развития культуры этого периода.
Ответы:
Одновременное существование разных художественных стилей.
Быстрая смена художественных направлений.
Взаимовлияние различных областей культуры.(литература –живопись, театр, музыка-театр, живопись-театр и.т.д.)
Ярко прослеживается идея патриотизма и национального самосознания народа.
Четвертая группа: Определить вклад русской культуры в мировую.
Ответы: Вклад в мировую культуру несомнен, ведь без великих имен и их произведений не представляем ни отечественной, ни мировой культуры. Значит, первая половина XIXв. –это «золотой век « культуры.
Практический результат исследовательского проекта: Создание пяти демонстрационных презентаций, которые можно использовать на уроках и внеурочной деятельности.
5 этап (аналитический). Анализируются результаты работы над проектом и результаты выступления. Определяются самостоятельно и совместно с учителем результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований. Выставляются оценки, на основании вставленных оценок товарищей по группе и самооценки.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
Балакина Т.И История русской культуры. М.: Издательский центр АЗ, 1996.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М.: Центр, 1998.
Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003.
Мартюшов Л.Н. История России: вторая половина XIX-XX в. Курс лекций под редакцией проф. Личмана Б.В. Екатеринбург: УрГТУ, 1995.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. М., 1970.
Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века/Под ред. А. Леонова. М., 1952.
Савицкая Л.К Русское искусство XI-XX веков. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997.
Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.
Шульгин В.С., Кошман Л.В, Зезина М.Р Культура России. М.: Простор, 1996.
Приложения. ( в электронном виде)
Приложение №1.
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4.
Приложение №5