Тема урока «Культура страны Советов в 1917—1922 гг».
Тема урока «Культура страны Советов в 1917—1922 гг».
ЦЕЛИ:
Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны, об основных тенденциях искусства в 1917- 1922 гг.
Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;
Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Культура страны Советов в 1917—1922 гг».»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» при исправительном учреждении
Открытый урок к неделе гуманитарного цикла по теме: «Культура страны Советов в 1917—1922 гг».
10 класс.
Провела учитель истории
ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
Овсянникова Инна Анатольевна
Январь 2023 г.
Открытый урок к неделе гуманитарного цикла по теме: «Культура страны Советов в 1917—1922 гг».
Класс 10
Тема урока «Культура страны Советов в 1917—1922 гг». ЦЕЛИ:
Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны, об основных тенденциях искусства в 1917- 1922 гг.
Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;
Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Задачи:
Образовательные - обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий политики в указанный период. Познакомить учащихся с хроникой событий, историческими деятелями эпохи;
работы с различными источниками информации, анализ и обработка ее;
Развивающие – развитие речевых способностей, развивать умение работать с с учебником и документами, поиска информации, а так же продолжать формирование умений работать с текстом.
Воспитательные - воспитание уважительного бережного отношения к истории своей страны, стремление к объективной оценки острых, сложных исторических периодов.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Средства обучения (УМК): Учебник, § 15; раздаточный материал, компьютер, презентация.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Предметные:
- овладение и оперирование понятиями «рабфак», «культурная революция»,«сменовеховство»»;
- формирование умения работать с историческими источниками.
Метапредметные:
Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
Анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы;
Решать творческие задачи;
Предоставлять результаты своей деятельности;
Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
Личностные:
Осознавать свою идентичность как граждан страны;
Осваивать гуманистические традиции и ценности общества;
Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: урок с элементами беседы и самостоятельной работы
Методы обучения: совестный, наглядный, частично-поисковый
Технологии урока: мозговой штурм, информационно - коммуникативные технологи, технология обучения в сотрудничестве.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент (1 мин)
II. Актуализация знаний. (5 мин). Фронтальный опрос: вопросы к §.
III. Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы. (5 мин).
Деятельность учителя.
Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции».
Задание. Слайд. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:
1-я точка зрения - наркома просвещения А.В.Луначарского:
«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»
Человек - хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.
2 точка зрения - Л.Д.Троцкого. Слайд
В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?
- Как вы думаете, кто был прав в этом споре?
ПЛАН УРОКА.
Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.
Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»
Власть и интеллегенция.
«Сменовеховство»
Большевики и церковь.
IV. Изложение новой темы (20 мин). Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
Деятельность учителя. Просмотр учебного фильма «Культурная революция».
Работа в группах. Деятельность учащихся.
Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.
Задание 1 группы. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.
Ликвидация неграмотности.
С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.
В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.
К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.
Строительство советской школы.
В эти годы закладывались основы единой для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.
Луначарский считал: там, где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»
Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.
Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс. студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.
- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?
- Какова была главная задача в области просвещения?
- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования
Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»
Задание 2 группы. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.
Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед, напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю. Трифонова. Была одна мелочь - не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?
Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?
В 1925-1932 гг. в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»
Даже «Муха-цокотуха» К. Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком - это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский - на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!
В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.
Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не все…
Часть, уйдя в глубокую духовную оппозицию к большевикам, продолжала традиции русской словесности - Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.
Власть и интеллигенция.
Задание 3 группы. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений. К началу 20-х гг. в России вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно, в каждом случае причины отъезда могли быть различные:
А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски, а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;
Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;
В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева - летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.
Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных - ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты - профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.
Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности, высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.
О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники - К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.
Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину. Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».
- Что заставило большевиков принять такое решение?
«Сменовеховство»
Задание 4 группы. Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало возможность сотрудничества между интеллигенцией и властью.
В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»
Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.
Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.
Дело интеллигенции- способствовать реализации программы по созданию великой России.
- Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды?
Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:
- позволяла расколоть эмиграцию;
- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра;
«Сменовеховство» с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн.
Большевики и церковь.
Задание 5 группы. Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания.
В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на уважении религиозных чувств верующих, предполагала создание:
- добровольных антирелигиозных обществ;
- издание атеистической литературы;
- вовлечение трудящихся в атеистическую работу.
Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во время голода. Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви. 1922 г. - декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело к протесту. Апрель-июнь 1922 г. - судебные процессы против церковных иерархов. Внутри церкви-раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь.
- Что заставило большевиков принять такое решение?
V. Физминутка(1 мин)
VI. Первичное применение и закрепление новых знаний. (5 мин.) Цель: Проговаривание и закрепление нового знания.
Задание. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Руководители культурной революции.
Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей, изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.
«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).
Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.
Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все -делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.
- Какие характерные черты вы увидели в личностях тех людей, которые занимались развитием культуры в нашей стране? - Что вам в них особенно понравилось?
VII. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин.) Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Итоги и последствия культурной революции.
Деятельность учеников: с помощью учебника составить таблицу в тетради и записать в таблицу итоги и последствия культурной революции.
Итоги культурной революции
Последствия культурной революции:
Ликвидация неграмотности населения.
Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры — идеологическая изоляция страны.
Создание единой системы народного образования.
Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.
Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.
Неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники.
Значительные достижения в области литературы и искусства.
Развитие национальных культур народов СССР.
Развитие фундаментальной науки.
Домашнее задание. 1.Прочитать п., ответить на вопросы. 2.Дифференцированное творческое задание: написать эссе, рисунок, стихотворение на заданную тему.