Тема: «Защита растений».
Цели: Обучающая: познакомить детей с правилами защиты растений
природы.
Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес,
внимание.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход урока.
- Организационный момент. Готовность к уроку. Настрой.
II. Проверка домашнего задания.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях:
об их разнообразии, строении, размножении и развитии.
- Сегодня предстоит изучить ещё одну тему, посвящённую миру растений.
Но сначала вспомним предыдущий материал.
- Вам нужно было дома рассмотреть рисунки и объяснить, какое значение
для человека имеют растения.
- Расскажите о значении зерновых культур в жизни человека.
1 ученик. Из зерновых культур люди получают гречку, рис, пшеницу, рожь,
овёс. Всё это человек использует в пищу. Из пшеницы делают муку
и пекут хлеб. Гречка, рис и овёс полезны для нашего организма.
Их них варят каши. Они сытные и питательные. Из зёрен кофе
Получают бодрящий напиток. Значит, зерновые культуры имеют
большое значение в жизни человека.
- Поиграем в игру: «Чудесный мешочек».
-Как одним словом можно назвать? Правильно, это овощи. Какую пользу приносят овощи для человека ?
2 ученик. А я расскажу об овощах. Картошку, морковку, капусту, помидоры,
свёклу, огурцы выращивают на грядке. Эти овощи богаты
витаминами. Их употребляют в сыром, варёном,
консервированном виде. Из овощей делают салаты. Неоценима
роль овощей в жизни человека.
- А что вы знаете о грибах? О них нам расскажет…
3 ученик. Осенью и весной люди собирают грибы. Их можно засушить,
сварить ароматный грибной суп, пожарить, сделать грибной салат.
А ещё люди консервируют их на зиму. Но нужно быть очень
осторожными, потому что грибы бывают съедобные и не съедобные.
- Поиграем в игру: «Угадай на вкус».
4 ученик. А вы знаете как вкусны и полезны фрукты и ягоды? Это малина,
вишня, клубника, смородина, клюква. Их очень очень много, всех не
перечислить. Из фруктов и ягод варят варенье, компоты, делают соки.
Витамины, которые содержатся в них, помогают нам бороться с раз-
ными болезнями. Советую вам пить натуральные соки каждый день.
- Какие лекарственные растения вы знаете? Расскажите об их пользе.
5 ученик. В горах, на лугах, в степях растёт много растений. Среди них есть
ромашки, зверобой, подорожник, мята, календула. Это лекарствен-
ные растения. Из них изготавливают лекарства, сиропы, настойки,
отвары. Если заболит горло – можно прополоскать его отваром
ромашки. При заболевании желудка и печени пьют отвар
календулы. Кровь поможет остановить подорожник. И совет
учителям и мамам: пейте чай с мятой, для успокоения нервов.
- Что получают из дерева? Вспомните и расскажите.
6 ученик. С давних времён человек понял, что из дерева можно построить
дом, согреть его, сделать из дерева удобную мебель: стол, стул,
кровать и многое другое. Из прутьев плели корзины. При обработке
дерева можно получить музыкальные инструменты, посуду,
настольные игры, игрушки, бумагу. Поэтому люди стараются не
только вырубать деревья, но и сажать их.
- Давайте подведём итог. Смогли бы люди жить без растений?
«Дары природы»
-Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают настроение своей красотой и
приятным запахом. Другие – готовы накормить нас сочными ягодами и
вкусными плодами. А третьи – помогают нам избавиться от болезней.
- Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое:
строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные
лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота. Материал для
мебели и т. д. Всего перечислить просто не возможно. Чтобы этот источник
никогда не закончился, очень важно защищать растения.
- . Новая тема урока.
- Тема нашего урока «Защита растений».
- Сегодня на урок в гости к нам придут растения. Давайте послушаем, что они хотят нам рассказать. Кто первый, догадайтесь сами.
- Загадка. Заходит берёзка ( девочка в костюме берёзы и читает стихотворение).
- О каком горе поведала нам берёзонька?
- Как вы оцениваете поведение мальчика?
( Мальчик поступил очень жестоко, ведь берёзка живая, нельзя её было
резать, поджигать. Растение – это друг человека, а с другом надо
дружить. Защищать растения наш долг.)
- Правильно говорите, ребята. Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается
сердце, когда видишь покалеченное дерево. – ведь оно живое! Что же станет с
с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет
иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве. Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином.
- Посмотрим, кто ещё к нам торопится.
Загадки.
- Чем же так обеспокоены цветы? ( люди рвут цветы без надобности)
- Что-то засиделись мы, проведём физминутку.
3. Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению,
не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик
( выходит берёзка и мальчик садится под ней) . Берёзка читает стих-е.
4. Физминутка.
5. Чтение текста учителем. Стр. 58-59
- .Закрепление новой темы.
1.Аналитическая беседа. (работа по тексту)
-От чего растения очищают воздух?
-Что создают растения в жаркие дни? -Чем служат растения для животных?
-А для человека?
-Какие правила поведения в природе вы запомнили из прослушанного текста?
- Какой закон принят в нашей стране? (Закон «Об охране окружающей среды».)
- О чём говорится в этом законе?
2.Работа по картинке. Стр. 58
3. Самостоятельная работа
ВЫВОД: ТЫ, ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯ ПРИРОДУ, ХОТЬ ИНОГДА ЕЁ ЖАЛЕЙ.
В УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫХ ПОХОДАХ НЕ РАСТОПЧИ ЕЁ ПОЛЕЙ.
НЕ ЖГИ ЕЁ НАПРОПАЛУЮ И НЕ ИСЧЕРПЫВАЙ ДО ДНА,
И ПОМНИ ИСТИНУ ПРОСТУЮ – НАС МНОГО, А ОНА ОДНА!
- . Подведение итогов урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Давайте споём «Песню защитников природы»
- . Домашнее задание. Стр.58-59 выучить правила поведения в природе.