kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Русские земли в XIIXIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси".»





Тема урока: «Русские земли в XIIXIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

















































Технологическая карта урока.



1.Курс: история России с древнейших времен до конца 19 века.

2.Класс: 10.

3.Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

4.Продолжительность урока: 40 минут.

5.Цели урока:

5.1 образовательная - закрепить и расширить знания учащихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями генезиса княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

5.2 развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками (материалы энциклопедии), извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой ); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);

5.3 воспитательная – продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

6. Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

6.1 Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

6.2 Тип урока – урок изучения нового материала, урок-практикум ;

6.3 Технологии – технология проблемного обучения, технология блочно - модульного обучения, технология развития критического мышления.

7. План изучения нового материала.

1. Предпосылки феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

3. Итоги и последствия феодальной раздробленности.

8. Предметные понятия (ключевые термины).

8.1 Архиепископ – высший православный священнослужитель. В древнем Новгороде обладал значительной властью не только в собственно церковных, но и в светских делах (следил за эталонами мер и весов, что было важно для торгового населения города, скреплял международные договоры).

8.2 Вече – народное собрание на Руси 10-14 в.в. Решало основные вопросы управления в Новгороде, Пскове.

8.3 Древнерусская народность – исторически сложившаяся общность людей, возникшая и оформившаяся в период Киевской Руси и феодальной раздробленности домонгольского времени. Характеризуется общностью языка, обычаев, культуры, религии. После татаро-монгольского завоевания нарушилось единство этнической общности и из нее развились три родственные народности : русская (великорусская), белорусская, украинская.

8.4 «Лествичный» порядок престолонаследия – порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

8.5 Посадник – наместник киевского князя в подвластных ему землях (10-11 в.в.). В Новгородской и Псковской феодальных республиках (12-13 в.в.) – высшая государственная должность, на которую вече избирало знатных бояр.

8.6 Тысяцкий – глава городской администрации в древнем Новгороде (12-13 в.в.). Избирался из небоярского населения, занимался налоговыми делами, вершил торговый суд, вёл дела с иностранными купцами.

8.7 Феодальная (политическая) раздробленность – процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. Хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси – 12 – 15 в.в.

9. Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).

9.1 Форма правления - это организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.

9.2 Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передаётся им по наследству.

9.3 Республика – форма правления, при которой органы власти являются выборными, соблюдаются права и свободы граждан государства.

10.Оновные даты.

1097 – Съезд князей в Любече («каждый да держит отчину свою» - первый шаг на пути к раздробленности).

1113 – 1125 – Правление Владимира Мономаха.

1125 – 1132 – Правление Мстислава Великого.



1132 – начало отсчета периода феодальной раздробленности на Руси («разодралась земля русская»).

1125 – 1157 – Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле (с 1155 – Великий Киевский князь).

1136 – восстание в Новгороде. Изгнание Всеволода Мстиславича. Начало республики в Новгороде.

1147 – первое упоминание Москвы в летописи.

1153 – 1187 – Правление Ярослава Осмомысла в Галицком княжестве.

1157 – 1174 – Правление Андрея Боголюбского (усиление власти князя).

1169 – Перенос столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским (создание Владимиро-Суздальского княжества).

1176 – 1212 – Правление Всеволода Большое Гнездо (политика централизации власти владимирского князя).

1170 – 1205 – Правление Романа Мстиславича (объединение Галицкой земли и Волыни).

1221 – 1264 – Правление Даниила Романовича Галицкого.

11.Основные персоналии.

Владимир Мономах, Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович, Даниил Романович Галицкий.

12. Литература к уроку.

12.1 учебная – Н.С.Борисов «История России с древнейших времён до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.

12.2 справочная – 1. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.,2001 год. 2.Энциклопедия для детей. – М., Аванта+,1995-1997г.г. т.5.

12.3 дополнительная – 1. Хрестоматия по истории России/сост. А.С.Орлов. – М.,2001 г. 2. Б.А.Рыбаков «Мир истории. Начальные века русской истории». – М.,1987 г. 3. Древняя Русь//Родина. – 2002. - №11-12.

13. Оборудование к уроку.

13.1 учебник: Н.С.Борисов «История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва,2010 год, параграф 5 – 6, страница 56 – 70.

13.2 историческая карта «Русские земли и княжества в 12 – начале 13 в.в.».

13.3 мультимедийная авторская презентация.

13.4 информационные листы для учащихся (см. Приложение).

13.5 распечатанные материалы из энциклопедии (см. Приложение).

14. Ход урока.

14.1 Организационный момент (1 минута).

14.2 Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся (3 минуты).

14.3 Этап изучения нового материала (28 минут).

14.4 Этап закрепления знаний (5 минут).

14.5 Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок) (3 минуты).













































Проект урока по истории.

Этап урока. Методы обучения и методические приёмы.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

ММ – сопровождение.

1.Организационный момент. 1 мин.

Приветствие.

Приветствие.


2. Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся. 3 мин.
























Прошлый наш урок был посвящен проблемам образования и развития древнерусского государства Киевская Русь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему – «Феодальная раздробленность на Руси».

В ходе урока нам предстоит решить 3 задачи: 1. Выяснить причины феодальной раздробленности; 2. Проанализировать особенности развития русских земель и княжеств в этот период; 3. Дать оценку последствиям феодальной раздробленности.

В процессе урока мы работаем с информационными листами, составляя свой индивидуальный опорный конспект. Дома вы можете доработать его, привлечь дополнительный материал. О.К. поможет вам в подготовке домашнего задания, а на следующем уроке я поставлю отметки за составление конспекта.

В ходе урока мы должны ответить на следующий проблемный вопрос. К нему мы вернёмся ближе к концу занятия.

Сначала дадим определение. Что такое феодальная раздробленность?


Слушают.



































Записывают определение.

Слайд №1.







Слайд №2.





















Слайд №3 (проблемное задание).

Слайд №4.

3.Этап изучения нового материала. 28 мин. Рассказ-объяснение.

Беседа.

































































































































Работа с исторической картой.







































Объяснение учителя, организация групповой работы. Класс делится на 3 группы, представляющие Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. В группах в свою очередь выделяются подгруппы географов, экономистов, политологов, специалистов по международным отношениям.






















































Итак, обратимся к причинам феодальной раздробленности. Попробуем поразмышлять. На протяжении 11 – 12 вв. мы наблюдаем непрерывную борьбу между князьями, ведущую к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые всё больше превращались в самостоятельные государства. Одной из причин междоусобной борьбы стал очередной («лествичный») порядок престолонаследия. Для прекращения кровопролитных усобиц русские князья собрались на съезд в городе Любече, где было принято решение исторической важности: «Каждый да держит отчину свою», что фактически закрепляло власть князей на местах и явилось первым шагом на пути к распаду Киевской Руси. Однако, при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе единство Руси сохранялось. Окончательно древнерусское государство распалось в 1132 году, когда умирает князь Мстислав. Но только ли княжеские распри вели к распаду Древнерусского государства? Случайно ли, что даже самым талантливым князьям, как, например, Мономаху, удавалось лишь на время затормозить этот процесс, а потом он неизбежно возобновлялся с новой силой? Ведь усобицы случались и прежде, но результат их был иным. Конечно, и прежде существовали препятствия на пути сплочения государства. Прежде всего, не следует забывать, что в средние века господствовало натуральное хозяйство.

Что это такое?





Действительно, при натуральном хозяйстве повседневные нужды удовлетворяются не покупной, а своей же продукцией. При этом торговля нерегулярна и экономические связи между регионами непрочны. Эта ситуация объективно препятствует сохранению и развитию государства. Кроме того, сохранялись и остатки племенной обособленности. Однако, всё это – и натуральное хозяйство, и обособленность не помешали в 9 веке возникновению Древнерусского государства и в течение трёх столетий не приводили к его распаду. Что же изменилось в 11- 12 вв.? А изменилось вот что. Именно в это время начинает формироваться феодальное землевладение. Рассмотрим это явление. Постепенно дружинники князя «оседают» на землю, то есть превращаются в землевладельцев. И для них основой экономического благосостояния выступает уже не дань, получаемая через князя, а доходы с земель и связанная с этим эксплуатация крестьян внутри вотчины. Естественно, что дружинники стремились быть поближе к своим владениям. Прежде любой дружинник мечтал о переходе вместе со своим князем по очереди старшинства на более доходный «стол». Теперь же дружина стала менее подвижной, она как бы «осела» на землю. Поэтому и князья стали думать не только и не столько о продвижении к Киеву, а прежде всего об укреплении собственного княжества. Таким образом, развитие феодального землевладения – это главная причина раздробления Древнерусского государства, разделения его на самостоятельные земли и княжества. Процесс этот был исторически закономерен: Западная Европа переживала такой же этап в развитии. Были и другие причины раздробленности. Например, рост городов как хозяйственно-экономических центров. На смену единому центру – Киеву пришло множество новых. Впрочем, ряд историков полагают, что рост городов – скорее, следствие раздробленности, нежели её причина.

Как вы думаете, почему распад Древнерусского государства мог способствовать росту городов?





Совершенно верно. Есть и ещё одна немаловажная причина феодальной раздробленности Руси – ослабление собственно Киева.

Как вы думаете, почему это происходило? Ответьте на вопрос, исходя из географического положения Киева.





Правильно. Население Киева страдало от постоянных набегов, пожаров. Постепенно люди стали перебираться на жительство в более спокойные лесные и лесостепные районы Руси (на север и северо-восток), начинается отток населения и запустение южных земель, что конечно же не способствовало развитию Киева. Другая причина ослабления – утрата актуальности прежних торговых путей.

Какой древний торговый путь проходил по Днепру?

Действительно, этот торговый путь был основой экономических связей с Византией. Однако, в 12 веке Византия утрачивает свои позиции могущественной державы и вскоре будет завоёвана турками-османами, которые перекроют старые торговые пути. Таким образом, внешнеполитическая составляющая присутствует среди причин раздробленности.

(Учитель показывает по карте дробление Киевской Руси).

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, то есть являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель была в будущем возможность стать центром объединения русских земель.



(Учитель помогает правильно сформулировать запись в таблице, помогает обобщить сведения).

Вопрос для итогового обсуждения: какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?

























Таким образом, мы с вами выяснили причины феодальной раздробленности, рассмотрели, как шло развитие отдельных земель и княжеств, а теперь попробуем дать оценку этому явлению. Вернёмся к тому проблемному заданию, которое ставилось в начале занятия, и попробуем выделить положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности.



Итак, обобщим. Феодальная раздробленность – это закономерный, объективный и прогрессивный этап в развитии общества. Прогрессивный – потому что раздробленность способствовала развитию феодального землевладения, развитию экономики (ремесло, строительное дело, торговля), культура Руси стала богаче и разнообразнее, складывались новые центры летописания. С наступлением раздробленности не исчезали связи между русскими землями (объединяли вера, язык, общекультурные традиции, отчасти законы). Однако, феодальная раздробленность сопровождалась княжескими усобицами, существовала практика дробления княжеств (появление так называемых удельных княжеств), происходило снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств. А это в полной мере проявилось при нашествии монголо-татарских завоевателей.

Слушают, по ходу объяснения конспектируют, при необходимости отвечают на вопросы учителя.











































Отвечают на вопрос: натуральное хозяйство – это экономический уклад, при котором производство ведётся не для продажи, а «для себя».







Слушают.



























































Отвечают на вопрос: Каждый князь хотел создать свою столицу, сделать её экономически сильной, развитой, культурной. Так стали возникать новые города.







Отвечают на вопрос: Возможно, в ослаблении Киева сыграла роковую роль его близость к степи, к южной границе. Это влекло постоянные набеги кочевников, особенно в 12 веке.













Отвечают на вопрос: «путь из варяг в греки».













Рассматривают карту.















Учащиеся работают в группах с материалом энциклопедии, время работы – 4 минуты, затем каждая группа даёт ответы на вопросы, полученные данные оформляются в виде таблицы.







Предполагаемый ответ:

В Новгороде мы отчетливо наблюдаем тенденцию к республиканской форме правления, т.е. такой форме правления, при которой органы власти являются выборными. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества – это пример монархической власти, т.е. такой формы правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству. Во Владимире монархия стремится быть неограниченной, а в Галицко-Волынском княжестве власть князя ограничивает сильное боярство.















Записывают выводы в конспект.


















Слайд №5.











Слайд №6.





Слайд №7.



























Слайд №8 (постепенно по мере рассмотрения появляются причины раздробленности).





























































































































Слайд №9 (карта).













Слайд №10 (таблица).













































Слайд № 11 – 12.







Слайд №13.





Слайд №14 (основные выводы).






















4. Этап закрепления полученных знаний. 5 мин.


Экспресс-опрос для учащихся:

1.Что такое феодальная раздробленность? Объясните суть явления.

2. Назовите дату начала феодальной раздробленности на Руси.

3. Назовите главную причину раздробленности на Руси.

4. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. По какому принципу образован ряд?

5. Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. По какому принципу образован ряд?


Отвечают на вопросы учителя.




5. Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок). 3 мин.

Домашнее задание: параграф 5-6, знать материал О. К., вопрос 5 с.70 (продумать устный ответ).

Записывают домашнее задание, выставляют отметки в дневник.

Слайд №15 (д/з) и №16 (интернет-ресурсы по теме).














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси".

Автор: Шамсудинова Саида Магомедалиевна

Дата: 24.08.2019

Номер свидетельства: 518268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Феодальная раздробленность"
    ["seo_title"] => string(30) "fieodal_naia_razdrobliennost_1"
    ["file_id"] => string(6) "463490"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522035518"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока истории на тему: "Главные политические центры Руси""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaistoriinatiemuglavnyiepolitichieskiietsientryrusi"
    ["file_id"] => string(6) "315933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459991093"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-nashiestviie-mongholov-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "161850"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281481"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miech-i-diplomatiia-alieksandra-nievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "115454"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411993440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства