kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.      Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

2.      Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

3.      Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

 

Ход урока

Тема нашего урока на доске не обозначена, вы должны определить ее сами. Для этого выполним задания. Откройте карты «Русь в XII- начале XIIIв.» стр.82 и «Русь в середине XIIIвека.» стр.101 рассмотрите их внимательно. Что общего вы в них увидели и что особенного.

В 13 веке начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. Этими завоевателями являются монголо-татары. Какую тему вы бы сформулировали, исследуя карту? 

 Представим характеристику русских земель в 13 веке. выдержки из текстов древнерусской летописи.

1.     «О, светло-светлая и украсно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена русская земля!»

2.     «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев»

Что было прогрессивным для Руси, а что отрицательным в этом времени  феодальной раздробленности.

 

Итак, первые годы XIIIвека не предвещали Руси каких либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали  походы на соперников, мирились и снова враждовали. Все это привело к снижению обороноспособности Руси.

 

Казалось,  что ничто не предвещало беды. А тем временем, однако, из восточных стран стали приходить тревожные пугающие известия о появлении какого -то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Русь кочевники монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником – Чингисханом. Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, он покорил много стран.

 В 12 веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелием они не занимались.

Монголы жили в шатрах-юртах. У них также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В 12 веке в одном из таких столкновений победил выходец из знатного рода Тимучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился с врагом.

А какая наша Русь? Посмотрим на карту. Она напоминает лоскутное одеяло, сшитое из разных кусочков. Почему каждое княжество по отдельности было легко завоевать, сломать как отельные прутики?

А в орде все подчиняется одному хану, все беспрекословно выполняют его приказы. Люди связаны едиными для всех законами и соблюдали жесткую дисциплину.

Какое государство Русь или Орда будет иметь преимущество в войне? 

Под ударами монголов пали Китай Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголы заимствовали тактические приемы и стратегии ведения боя. Некоторые страны Средней  Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд 5 дней, города лежали в развалинах.

 

 

Решение проблемного вопроса.

 Ребята, перед вами проблемный вопрос: «Почему монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие у вас будут предложения?»

 

Причины завоевательных походов монголо-татар

·        Наличие многочисленной армии, которая должна сама себя содержать;

·        Поиск новых пастбищ;

·        Стремление знати к обогащению;

·        Желание покорить весь мир.

  

Сравним русского и монгольского воина, 

Перед вами два воина – русский дружинник и монгольский всадник. На чьей стороне преимущество?

Нападение на Русь.

В 1223 году монголо-татары вторглись в половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая  1223 года на берегу Калки началось сражение.

 

В учебнике на стр. 97 прочитайте и ответьте на вопрос: «Почему русские князья потерпели поражение»?

После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году он подошел к границе Руси.

Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь – груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля, заросшие сорняками, кости непохороненных людей.  Пустая голая земля…

Работа с картой 

6 дней – продержалась под натиском татар Рязань

10 – дней – Владимир

А маленький Козельск держал Орду под своими стенами 50 дней.

А если бы такую сплочённость проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?

 

Итак, назовём сильные стороны монголо-татар:

·        Численное превосходство

·        Железная дисциплина

·        Военно-тактическое превосходство

Слабые стороны Руси:

·        Феодальная раздробленность

·        Отсутствие единой армии

·        Техническая отсталость русских дружин

 

После походов Батыя на Русь установилось иго монголо-татар.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь" »

Тема урока: Нашествие монголов на Русь

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

  2. Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

  3. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.



Ход урока

Тема нашего урока на доске не обозначена, вы должны определить ее сами. Для этого выполним задания. Откройте карты «Русь в XII- начале XIIIв.» стр.82 и «Русь в середине XIIIвека.» стр.101 рассмотрите их внимательно. Что общего вы в них увидели и что особенного.

В 13 веке начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. Этими завоевателями являются монголо-татары. Какую тему вы бы сформулировали, исследуя карту? 

 Представим характеристику русских земель в 13 веке. выдержки из текстов древнерусской летописи.

1.     «О, светло-светлая и украсно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена русская земля!»

2.     «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев»

Что было прогрессивным для Руси, а что отрицательным в этом времени  феодальной раздробленности.

 

Итак, первые годы XIIIвека не предвещали Руси каких либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали  походы на соперников, мирились и снова враждовали. Все это привело к снижению обороноспособности Руси.

 

Казалось, что ничто не предвещало беды. А тем временем, однако, из восточных стран стали приходить тревожные пугающие известия о появлении какого -то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Русь кочевники монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником – Чингисханом. Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, он покорил много стран.

 В 12 веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелием они не занимались.

Монголы жили в шатрах-юртах. У них также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В 12 веке в одном из таких столкновений победил выходец из знатного рода Тимучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился с врагом.

А какая наша Русь? Посмотрим на карту. Она напоминает лоскутное одеяло, сшитое из разных кусочков. Почему каждое княжество по отдельности было легко завоевать, сломать как отельные прутики?

А в орде все подчиняется одному хану, все беспрекословно выполняют его приказы. Люди связаны едиными для всех законами и соблюдали жесткую дисциплину.

Какое государство Русь или Орда будет иметь преимущество в войне? 

Под ударами монголов пали Китай Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголы заимствовали тактические приемы и стратегии ведения боя. Некоторые страны Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд 5 дней, города лежали в развалинах.

 



Решение проблемного вопроса.

 Ребята, перед вами проблемный вопрос: «Почему монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие у вас будут предложения?»

 

Причины завоевательных походов монголо-татар

·        Наличие многочисленной армии, которая должна сама себя содержать;

·        Поиск новых пастбищ;

·        Стремление знати к обогащению;

·        Желание покорить весь мир.

  

Сравним русского и монгольского воина, 

Перед вами два воина – русский дружинник и монгольский всадник. На чьей стороне преимущество?

Нападение на Русь.

В 1223 году монголо-татары вторглись в половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая  1223 года на берегу Калки началось сражение.

 

В учебнике на стр. 97 прочитайте и ответьте на вопрос: «Почему русские князья потерпели поражение»?

После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году он подошел к границе Руси.

Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь – груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля, заросшие сорняками, кости непохороненных людей.  Пустая голая земля…

Работа с картой 

6 дней – продержалась под натиском татар Рязань

10 – дней – Владимир

А маленький Козельск держал Орду под своими стенами 50 дней.

А если бы такую сплочённость проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?

 

Итак, назовём сильные стороны монголо-татар:

·        Численное превосходство

·        Железная дисциплина

·        Военно-тактическое превосходство

Слабые стороны Руси:

·        Феодальная раздробленность

·        Отсутствие единой армии

·        Техническая отсталость русских дружин

 

После походов Батыя на Русь установилось иго монголо-татар.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь"

Автор: Гурецкая Елена Григорьевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века "Монгольское нашествие на Русь" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-istorii-rossii-s-drievnieishikh-vriemien-do-kontsa-xvi-vieka-monghol-skoie-nashiestviie-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "223875"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438185893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Нашествие с Востока 6класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(34) "nashiestviie-s-vostoka-6klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "184549"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426066658"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-urok-po-istorii-6-klass-po-tiemie-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "149606"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420260997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства