kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Феодальная раздробленность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  в 6 классе по теме «Феодальная раздробленность».

Цель урока: определение характерных черт и специфических особенностей феодальной раздробленной Руси в контексте исторического развития.

Урок   с применением системно-деятельностного подхода.

Урок будет интересен  учителям истории, особенно начинающим. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность»

Урок № 17

Тема Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

Цель урока: определение характерных черт и специфических особенностей феодальной раздробленной Руси в контексте исторического развития.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогут назвать причины, последствия, особенности феодальной раздробленности на Руси. -Получат возможность научиться находить, анализировать, оценивать содержащуюся в различных текстовых

источниках информацию, заполнять таблицу, схему (причины и последствия раздробленности), формулировать и обосновывать выводы (почему взаимоотношения южной Руси и Степи складывались сложно), - Назвать и показать на карте, на какие части распалась Русь(работать с исторической картой), - Смогут охарактеризовать типы управления в обособившихся княжествах, - Смогут определить отношения княжеств с соседями (составить кластер Русь и Степь)

Смогут самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности на уроке.

Научатся находить затруднения и пути их преодоления, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи; Научатся находить информацию в тексте, преобразовывать текст в схемы, таблицу; Смогут формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение по проблеме;


Сформируют личностную позицию по историческим проблемам (причины и последствия раздробленности) Смогут выразить положительное отношение к процессу познания. Смогут применять исторические знания для оценивания политических событий.


Межпредметные и внутрикурсовые связи: - всеобщая история- история средних веков -обществознание - политическая сфера.

Тип урока: изучение нового материала.


Учебник И.Л. Андреев, И.Н.Фёдоров «История России с древнейших времен до конца XVI века, М. , Дорофа, 2016 »

Эпиграф урока: «...значение удельных веков не в них самих, а в их последствиях, в том, что из них вышло». В.О. Ключевский

Изучение нового материала

  1. Мотивация

Сравним две карты «Русь в период раздробленности 30-е гг. XII – первая треть XIIIв.» и карта «Древнерусское государство в середине X –XI» (стр53)

? Что общего, в чем различие (единым цветом - карта «Древнерусское государство в середине X –XI», разными цветами - «Русь в период раздробленности 30-е гг. XII – первая треть XIIIв.»

? Чем они отличаются. - территория древнерусского государства увеличилась. Что этому способствовало, как государство может увеличить свою территорию? (подчинение соседних государств) - А теперь обратимся к легенде карты 1 и 2, что на них обозначает зеленая линия. А как вы думаете, почему на первой карте она означает «границы Древнерусского государства», а на второй «Общая граница русских княжеств в первой четверти XIII века». Как вы думаете какое ключевое слово мы можем выделить (слово- отличие) Общая. - А теперь давайте обратим внимание на внутренне строение государства, что изменилось здесь? (появились внутренние границы). Т.е. у каждого княжества теперь были свои границы. А зачем нужны границы внутри одного государства.

Уже вторично обращаясь к средневековой истории Руси, вы вполне можете определить - о каком периоде сегодня пойдет речь, если мы затрагиваем состояние Руси 12-13 веков. (раздробленность)

? Тема урока …..

Тема урока звучит так «Феодальная (удельная) раздробленность Руси 12-13 век» Какова цели и задачи урока?

  1. Удельный период (политическая раздробленность) на Руси


Б.А. Рыбаков: не раздробленность, а обособление русских земель

«Феодальная раздробленность являлась, как это не парадоксально на первый взгляд, результатом не столько дифференциации, сколько исторической интеграции.».

«Боярство XI-XII вв. вполне доросло до интеграции в рамках, близких к древним племенным союзам.».

Что объединяло русских людей (учебник п.1, стр.92)

1. общий язык, общая религия

3) законы Русской правды

4) правящая династия Рюриковичей

5) сохранившаяся в сознании народа идея единства Руси





1097 г –Любеческий съезд (решение)

1125-правление В. Мономаха

1132 –смерть Мстислава Великого


Феодализм

Феод

Натуральное хоз-во

вече



Вспомните термин Раздробленным называется государство….

Признаки феодальной раздробленности


  1. Особенности феодальной раздробленной Руси в контексте исторического развития.

Удельный период (политическая раздробленность) на Руси


Рассмотрим схему

Сравните – что общего? (феодальная раздробленность)

Сделаем вывод – закономерный процесс

В чем различие? (началась позже, длилась дольше)


ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Феодальная раздробленность – это закономерный этап исторического развития человеческого общества, когда на смену политическому единству приходит раздробление государства.

Феодальная раздробленность – не явление, а процесс (длительность во времени) начинающий с Ярослава Мудрого.

Феодальная раздробленность наступила позже, чем в государствах Западной Европы.

  1. Причины феодальной раздробленности на Руси

Вспомним, какие типы обществ существуют (традиционное, инд, постинд). Русь 12 века относится, к какому типу общества, почему (назвать признаки). Как мы можем назвать тип хозяйства характерный для традиционного общества – натуральный.

 Дайте определение понятия «натуральное хозяйство». Натуральное хозяйство – это один из типов хозяйствования, при котором все производство направлено на удовлетворение только собственных потребностей производителя. Могло ли этот тип хозяйства стать ключевой предпосылкой феодальной раздробленности. Если да, то почему и как.


1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?

2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяг в греки»?

3. Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?

4. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого? Учитель отмечает, что с годами род княжеский умножился и определить старшинство было очень трудно. В. О. Ключевский так писал об этом: «Во второй половине XII  в. трудно даже сосчитать по летописи всех наличных князей, и эти князья уже не близкие родственники, а большею частью троюродные, четвероюродные и бог знает какие братья и племянники. Отсюда чуть не при каждой перемене в наличном составе княжеского рода рождались споры. …У Мономаха было восемь сыновей; пятый из них, Вячеслав, раз сказал шестому, Юрию Долгорукому: «Я был уже бородат, когда ты родился». Старший сын этого пятого бородатого брата, а тем более первого — Мстислава, мог родиться прежде своего дяди Юрия Долгорукого. Отсюда возникал вопрос: кто выше на лествице старшинства, младший ли летами дядя или младший по поколению, но старший возрастом племянник?»

1гр. Задание: Работая с текстом учебника, стр. 92, назовите причины феодальной раздробленности: 1- экономические; 2- политические; 3- социальные; 4 – внешнеполитические.

2гр.-создание кластера «Причины феодальной раздробленности»

Причины феодальной раздробленности:

Экономические: 1. Рост крупного землевладения. 2. Натуральный характер хозяйства. 3. Развитие ремесел. 4. Рост и усиление городов.

Политические: 1. Княжеские усобицы (за лучшие княжения и территории). 2. Уменьшение значения Киева как политического центра Руси. 3. Укрепление позиций местного боярства.

Социальные: 1. Усложнение социальной структуры русского общества: а) появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы; б) зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование; 2. В каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

Внешнеполитические: 1. Отсутствие в середине ХII в. серьезной внешней угрозы.


Термины






Натуральное хозяйство








Путь из варяг в греки









Лествичная система





Создание кластера «Причины феодальной раздробленности»

(приложение №1)

  1. Последствия феодальной раздробленности?

Обратимся к учебнику на страницу 92 и выделим последствия положительные и отрицательные.

Последствия:

- (+) подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;

- (-) дробление княжеств между наследниками;

- (-) конфликты между князьями и местным боярством;

- (-) ослабление обороноспособности Руси



Создание и заполнение таблицы

Позитивные последствия

Отрицательные последствия

1. бурное развитие крестьянского хозяйства,

2. освоение новых пахотных земель, 3. расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства;

4. расцвет ремесла;

5. рост городов;

6. развитие торговли в отдельных землях; складывание новых торговых путей;

1. слабая центральная власть

2. борьба между князьями

3. распад государства на отдельные княжества и земли

4. слабая обороноспособность Руси

  1. Три типа государственности в удельный период

? Государство -

?Перечислить по карте основные центры

Учебник стр. 92-93 Составить схему правления. Что было общего?

Используя учебник докажите, что в княжествах южной Руси сложился первый тип государства (монархия с большой ролью боярства)



  1. Южная Русь и Степь – изучение самостоятельно, вопросы учебника

1гр. - Составить кластер «Русь и степь»;

2 гр. – работа с документом (приложение № 2)

  1. Закрепление

Как Вы поняли эпиграф к нашему уроку?


Рефлексия.

Особенностью феодальной раздробленности на Руси было то, что Русь не распалась полностью. Власть великих киевских князей, хоть и ослабевшая, но она существовала; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси; полному отделению препятствовала внешняя опасность со стороны половцев. Таким образом у нас на карте есть условное обозначение «Общая граница русских княжеств в первой четверти XIII века».

Ребята хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Для этого я предлагаю продолжить одну из фраз.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что… теперь я могу…


Д/з: § 13, вопросы и задания.

Термины –государство

Монархия

Республика

Работа с документом стр.98


Составить кластер «Русь и Степь»

Работа с документом



д/з § 13, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение «Князь Игорь Святославич Северский: история жизни и образ в художественной литературе, музыке и изобразительном искусстве».



Литература:

  1. Е.В. Симонова – Методическое пособие «История России с древнейших времен до XVI века»;

  2. В. Ротерштейн – конспект «Феодальная раздробленность на Руси

  3. О.Н. Мельникова, С.П. Мельников «25 вариантов заданий История ВПР, С.П.,2017.



Приложение № 1 кластер Причины феодальной раздробленности (примерный)

Приложение № 2 Документ

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Вот уже Сула не течёт серебряными струями к городу Переяславлю, и Двина болотомтечёт у тех грозных полочан под кликами поганых. Один только Изяслав, сын Васильков, прозвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, поддержал славу деда чвоего Всеслава, а сам под червлёными щитами на кровавой траве литовскими мечами изрублен. (…) И сказал: Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали». Не было тут ни брата Брячислава, ни другого _Всеволода, так он один изронил жемчужную душу из храброго своего тела через золотое ожерелье. Приуныли голоса, сникло веселье. Трубы трубят городенские.

Ярославовы все внуки и Всеславовы! Не вздумайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой»

Задания к документу:

  1. Определите к какому из данных событий (процессов) он относится:

А. усобицы между русскими князьями в конце XI_XIIвв.

Б. война Алой и Белой розы

В. Установление ордынской зависимости русских земель.

Г. собирание русских земель вокруг Москвы в последней четверти XV в.

2. Что говорится в документе о начале раздробленности.

3. Как связаны были князья с половцами?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Феодальная раздробленность

Автор: Гатиятуллина Светлана Ивановна

Дата: 26.03.2018

Номер свидетельства: 463490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Феодальная раздробленность на Руси"
    ["seo_title"] => string(32) "fieodalnaiarazdrobliennostnarusi"
    ["file_id"] => string(6) "298447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456327597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках"
    ["seo_title"] => string(55) "feodalnaia_razdroblennost_zapadnoi_evropy_v_9_11_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "579568"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619669824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка "Феодальная раздробленность""
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-fieodal-naia-razdrobliennost"
    ["file_id"] => string(6) "297004"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456131912"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация "Феодальная раздробленность" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-fieodal-naia-razdrobliennost"
    ["file_id"] => string(6) "232089"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442749072"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Анимированная карта Феодальная раздробленность"
    ["seo_title"] => string(49) "animirovannaia_karta_fieodal_naia_razdrobliennost"
    ["file_id"] => string(6) "384093"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485432023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства