kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по литературе на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ ПО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Учитель Рыжикова О.В.

ТЕМА УРОКА: Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет»

ЦЕЛИ  УРОКА:

  1. Характер памятника славянской культуры- «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
  2. Патриотическое    начало «Повести…»
  3. ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»    - начало летописания.

 ХОД УРОКА:

1 Вступительное слово учителя:

“Повесть временных лет” - источник изучения периода феодальной раздробленности на Руси, а сам документ – как исторический памятник. На уроках литературы Вы изучали “Повесть временных лет” как памятник литературы. Сегодня мы попытаемся доказать, что “Повесть временных лет” является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом:

Учитель: Что собой представляет повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и
положенный основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года - хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV - хранится в библиотеке А Н РФ  (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её писца - монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама “Повесть временных лет” и, так называемая “Суздальская летопись”, доведённая до 1305 года.

Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранению - Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, и в том числе “Повесть временных лет”. В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: В чём их отличия?

Ответ: Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110, а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печерского  монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источниками повести?

Ответ: Так как повесть не является единым произведением, а летописном сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печерский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, Придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печерского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь с всемирной историей.

Учитель: О ком вы узнали из повести?

Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.

Учитель: Что вы помните о Владимире Мономахе?

Ответ: В центре внимания одной из редакции повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи.

Ответ: Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу, как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал “Поучение детям”.

Учитель: Чему Мономах учил и к чему призывал в своём “Поучении”?

Ответ: Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.

Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви.

Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Учитель: Что осуждал Мономах?

Ответ: Мономах осуждал междоусобицы, пользование военной помощи чужаков, распри, раздробленность государства: “Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Будем же единодушны и сохраним Русскую землю!” Съезд в Любече в 1097!

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее  княжити, и откуду Русская земля стала есть.”

В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой Повести (зачитываем план с доски).

Учитель: Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?

Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имела слово “земля”?

Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?

Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?

Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”.

Учитель: Идея Повести: “Необходимость мира, и договора, “ряда” между князьями и успешной борьбы с внешними врагами”.

Учениками зачитываются отрывки летописного текста и отрывки из учебников истории об Олеге.

III. Работа с первоисточниками (задания на 4 группы)

Учитель: Давайте постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Учитель: Вывод: в учебнике сухое изложение фактов, в Повести же эти события приобретают занимательный интригующий характер. Это художественное произведение. В нём автор домысливает факты, излагает их с писательским мастерством.

IV. Общий вывод: С какой целью создавалась Повесть?

Учитель: Это было время княжеских междоусобиц, частых набегов на Русь. С болью и тревогой всматривались монахи-летописцы в распадавшееся, терзаемое и своими князьями, и врагами отечество. Необходимо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало на Русской земле и враги осмелели вновь. Для этого надо было вспомнить, какой была Русь при старых князьях, “отцах и дедах”, иже.

Сообщение ученика( доклад приготовлен по материалу распечатки)

Учитель: Повесть - книга преследующая чисто практическую задачу.

Вывод: Итак, интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, что бы “поучить” князей-современников политической государственные мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками

Домашняя работа: Подготовить доклад на тему «Русь глазами летописца»

      
ПРИЛОЖЕНИЕ

      I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
     Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
      В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
      Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето.» (т. е. «В год.») — отсюда и название летопись.
      Отметим на доске и в тетради:
      Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
      В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
      Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ ПО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Учитель Рыжикова О.В.

ТЕМА УРОКА: Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Характер памятника славянской культуры- «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

  2. Патриотическое начало «Повести…»

  3. ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - начало летописания.

ХОД УРОКА:

1 Вступительное слово учителя:

“Повесть временных лет” - источник изучения периода феодальной раздробленности на Руси, а сам документ – как исторический памятник. На уроках литературы Вы изучали “Повесть временных лет” как памятник литературы. Сегодня мы попытаемся доказать, что “Повесть временных лет” является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом:

Учитель: Что собой представляет повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и
положенный основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года - хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV - хранится в библиотеке А Н РФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её писца - монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама “Повесть временных лет” и, так называемая “Суздальская летопись”, доведённая до 1305 года.

Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранению - Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, и в том числе “Повесть временных лет”. В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: В чём их отличия?

Ответ: Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110, а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источниками повести?

Ответ: Так как повесть не является единым произведением, а летописном сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печерский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, Придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печерского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь с всемирной историей.

Учитель: О ком вы узнали из повести?

Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.

Учитель: Что вы помните о Владимире Мономахе?

Ответ: В центре внимания одной из редакции повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи.

Ответ: Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу, как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал “Поучение детям”.

Учитель: Чему Мономах учил и к чему призывал в своём “Поучении”?

Ответ: Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.

Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви.

Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Учитель: Что осуждал Мономах?

Ответ: Мономах осуждал междоусобицы, пользование военной помощи чужаков, распри, раздробленность государства: “Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Будем же единодушны и сохраним Русскую землю!” Съезд в Любече в 1097!

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть.”

В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой Повести (зачитываем план с доски).

Учитель: Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?

Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имела слово “земля”?

Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?

Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?

Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”.

Учитель: Идея Повести: “Необходимость мира, и договора, “ряда” между князьями и успешной борьбы с внешними врагами”.

Учениками зачитываются отрывки летописного текста и отрывки из учебников истории об Олеге.

III. Работа с первоисточниками (задания на 4 группы)

Учитель: Давайте постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Учитель: Вывод: в учебнике сухое изложение фактов, в Повести же эти события приобретают занимательный интригующий характер. Это художественное произведение. В нём автор домысливает факты, излагает их с писательским мастерством.

IV. Общий вывод: С какой целью создавалась Повесть?

Учитель: Это было время княжеских междоусобиц, частых набегов на Русь. С болью и тревогой всматривались монахи-летописцы в распадавшееся, терзаемое и своими князьями, и врагами отечество. Необходимо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало на Русской земле и враги осмелели вновь. Для этого надо было вспомнить, какой была Русь при старых князьях, “отцах и дедах”, иже...

Сообщение ученика( доклад приготовлен по материалу распечатки)

Учитель: Повесть - книга преследующая чисто практическую задачу...

Вывод: Итак, интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, что бы “поучить” князей-современников политической государственные мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками



Домашняя работа: Подготовить доклад на тему «Русь глазами летописца»

      
ПРИЛОЖЕНИЕ

      I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
     Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
      В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
      Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
      Отметим на доске и в тетради:
      Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
      В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
      Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжикова Оксана Владимировна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства