МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ ПО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Учитель Рыжикова О.В.
ТЕМА УРОКА: Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Характер памятника славянской культуры- «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
- Патриотическое начало «Повести…»
- ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - начало летописания.
ХОД УРОКА:
1 Вступительное слово учителя:
“Повесть временных лет” - источник изучения периода феодальной раздробленности на Руси, а сам документ – как исторический памятник. На уроках литературы Вы изучали “Повесть временных лет” как памятник литературы. Сегодня мы попытаемся доказать, что “Повесть временных лет” является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.
II. Фронтальная беседа с классом:
Учитель: Что собой представляет повесть?
Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и
положенный основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.
Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?
Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года - хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV - хранится в библиотеке А Н РФ (Ипатьевская летопись).
Учитель: Почему эти копии так называются?
Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её писца - монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама “Повесть временных лет” и, так называемая “Суздальская летопись”, доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранению - Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, и в том числе “Повесть временных лет”. В данном документе повествование доводится до 1202 года.
Учитель: В чём их отличия?
Ответ: Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110, а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.
Учитель: Кто является автором повести?
Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор, живший в начале XII века.
Учитель: Что является источниками повести?
Ответ: Так как повесть не является единым произведением, а летописном сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печерский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, Придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печерского монастыря и другие.
Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?
Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь с всемирной историей.
Учитель: О ком вы узнали из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.
Учитель: Что вы помните о Владимире Мономахе?
Ответ: В центре внимания одной из редакции повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи.
Ответ: Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу, как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал “Поучение детям”.
Учитель: Чему Мономах учил и к чему призывал в своём “Поучении”?
Ответ: Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.
Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви.
Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.
Большую роль отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”
Учитель: Что осуждал Мономах?
Ответ: Мономах осуждал междоусобицы, пользование военной помощи чужаков, распри, раздробленность государства: “Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Будем же единодушны и сохраним Русскую землю!” Съезд в Любече в 1097!
Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть.”
В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой Повести (зачитываем план с доски).
Учитель: Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?
Ответ: Как возникла Русская земля?
Учитель: Какое значение имела слово “земля”?
Ответ: Территория, народ, государство.
Учитель: Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?
Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?
Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”.
Учитель: Идея Повести: “Необходимость мира, и договора, “ряда” между князьями и успешной борьбы с внешними врагами”.
Учениками зачитываются отрывки летописного текста и отрывки из учебников истории об Олеге.
III. Работа с первоисточниками (задания на 4 группы)
Учитель: Давайте постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.
Учитель: Вывод: в учебнике сухое изложение фактов, в Повести же эти события приобретают занимательный интригующий характер. Это художественное произведение. В нём автор домысливает факты, излагает их с писательским мастерством.
IV. Общий вывод: С какой целью создавалась Повесть?
Учитель: Это было время княжеских междоусобиц, частых набегов на Русь. С болью и тревогой всматривались монахи-летописцы в распадавшееся, терзаемое и своими князьями, и врагами отечество. Необходимо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало на Русской земле и враги осмелели вновь. Для этого надо было вспомнить, какой была Русь при старых князьях, “отцах и дедах”, иже.
Сообщение ученика( доклад приготовлен по материалу распечатки)
Учитель: Повесть - книга преследующая чисто практическую задачу.
Вывод: Итак, интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, что бы “поучить” князей-современников политической государственные мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками
Домашняя работа: Подготовить доклад на тему «Русь глазами летописца»
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето.» (т. е. «В год.») — отсюда и название летопись.
Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку