kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории на тему: "Главные политические центры Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Главные политические центры Руси”

Цели.

Образовательная: показать особенности развития основных удельных княжеств Руси – Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского; раскрыть причины и рассмотреть последствия борьбы за власть между князьями и боярами.

Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы; развитие навыков работы с картой.

Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (тест, контурная карта), диск «Энциклопедия истории России».

Термины и понятия: феодальная раздробленность, великий князь, республика, наследственная монархия, ограниченная монархия, вече, посадник, тысяцкий.

ПЛАН.

Владимиро-Суздальское княжество.

Галицко-Волынское княжество.

Новгородская земля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории на тему: "Главные политические центры Руси"»

Тема урока: “Главные политические центры Руси”

Цели.

Образовательная: показать особенности развития основных удельных княжеств Руси – Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского; раскрыть причины и рассмотреть последствия борьбы за власть между князьями и боярами.

Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы; развитие навыков работы с картой.

Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (тест, контурная карта), диск «Энциклопедия истории России».

Термины и понятия: феодальная раздробленность, великий князь, республика, наследственная монархия, ограниченная монархия, вече, посадник, тысяцкий.

ПЛАН.

Владимиро-Суздальское княжество.

Галицко-Волынское княжество.

Новгородская земля.

Д/З: § 10–11, работать по вопросам и заданиям параграфа, контурная карта.

1. Проверка домашнего задания по вопросам теста. Тест проводится на индивидуальных листах и в компьютерной программе «МуТеstSetyr»

Вариант 1 Выполнил _________________ Проверил ____________________

1. Южные племена вторгавшиеся в русские земли

1) половцы 2) литовцы 3) балты 4) варяги

2. Князь Изяслав в 1068 году из Киева бежал

1) к половцам 2) в Новгород 3) в Польшу 4) в Константинополь

3. Любечский съезд состоялся по настоянию

1) Ростислава Владимировича 2) Ярослава Мудрого 3) Олега Святославича

4) Владимира Мономаха

4. На Любечском съезде князья решили

1) каждый будет править в своей отчине 2) откупиться от половцев данью

3) поднять восстание в Киеве и посадить там Владимира Мономаха

4) принять православную веру

5. Новый свод законов Владимира Мономаха в отношении должников

1) облегчил положение 2) превращал в рабов

3) ничего не изменял 4) применял смертную казнь

6. К положительным последствиям раздробленности Руси можно отнести (несколько вариантов ответов)

1) расцвет городов 2) развитие хозяйственной жизни 3) расцвет культуры

4) ослабление границ государства 5) дробление княжеств между наместниками

6) натуральное хозяйство

Вариант 2 Выполнил _________________ Проверил ____________________

1. Киевляне изгнали князя Изяслава так как

1) он убил брата 2) отказался воевать с половцами 3) хотели на престол князя Игоря

4) он поднял восстание в городе

2. Князь Владимир Мономах был сыном

1) Владимира 2) Изяслава 3) Святослава 4) Всеволода

3. Любечский съезд проходил в …. году

1) 1054 2) 1068 3) 1097 4) 1113

4. Любечский съезд

1) закрепил объединение Руси 2) закрепил разделение Руси

3) дал толчок к культурному развитию Руси 4) не привел ни к чему

5. Причины раздробленности Руси в начале XII века

1) борьба между князьями 2) сложившийся порядок очередности правления

3) в каждой волости был свой аппарат управления, дружина

4) набеги кочевников 5) авторитет киевского князя 6) бегство Изяслава из Киева

6. Отчина

1) наследственное держание княжеского рода 2) земля, полученная за военную службу

3) Киевский престол 4) территория, принадлежавшая монастырю


2. Следующий этап вводное слово учителя, направленное на переход к изучению новой темы и определение плана урока.

- Тема урока «Главные политические центры Руси», (СЛАЙД № 1) которыми являются Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.

Цели нашего урока:

- рассмотреть особенности развития крупных русских княжеств

- разобраться к чему приводила борьба за власть между князьями и местным боярством

- познакомиться с выдающимися русскими князьями.

Начнем мы наш урок историко-географического путешествия-исследования с карты (СЛАЙД №2).

Изучая особенности развития княжеств, по ходу постепенно заполним таблицу (СЛАЙД №3). Ученики перечерчивают её в тетрадь с экрана компьютера.

3. (СЛАЙД №4) Начнем знакомство с Владимиро-Суздольского княжества.

(СЛАЙД №5) В какой части Руси находятся Владимиро-Суздальские земли? (Северо-Восточная Русь) (таблица)

Назовите города? (Владимир, Суздаль, Ростов…) (таблица)

Внимательно послушайте и назовите какие занятия могли быть у жителей этого княжества.

Владимиро-Суздальский край – это край глухих лесов, которые защищали от вторжения врагов. Среди этих лесов немало пригодных для земледелия земель. Много широких полноводных рек. (земледелие, скотоводство, рыболовство, бортничество, охота, ремесло)

Владимиро-Суздальская земля отличалась сильной княжеской властью. Князья были полноправными властителями. Они не занимались торговлей – слишком отдаленные территории, защищены от врагов – нет нужды отвлекаться на военные походы. Они расширяли и укрепляли свои владения. (СЛАЙД №6) Государственной властью была – наследственная монархия (таблица).

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества приходится на XII - начало XIII века. И связано с такими именами как Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Познакомимся с Юрием Долгоруким (Энциклопедия). Что интересного вы узнали о нем?

С Андреем Боголюбским – Кристина Давыдова (презентация) и Всеволодом Большое Гнездо – Эдита Аветисян (презентация). Почему им дали такие прозвища?

Владимиро-Суздальское княжество первоначально называлось Ростовско-Суздальским. Наименование Владимиро-Суздальское принято при Андрее Боголюбском, которого тяготили порядки в Ростове и Суздале, где было народное собрание (?) – вече, с которым ему приходилось считаться. А молодой город Владимир вече не имел, и там княжеское своевластие не встречало никакого ограничения.

4. (СЛАЙД №7) Еще одним крупным политическим центром, рано обособившимся от Киева, являлось Галицко-Волынское княжество. (СЛАЙД №8) Глядя на карту, определите его географическое положение (Юго-Западная Русь). Города? (Галич…) (таблица) Плодородная почва, мягкий климат. Выгодное географическое положение Галицко-Волынской земли – через нее проходят сухопутные торговые пути, соединяющие Русь с Центральной и Юго-Восточной Европой. Занятия? (торговля, ремесло, земледелие).

В Юго-Западных землях сформировалась сильная боярская власть. Бояре пресекали попытки князей ограничить привилегии бояр. (ограниченная монархия) (таблица) (СЛАЙД №9)

Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельными.

(СЛАЙД №10) При князе Ярославе Осмысле происходит расцвет крупных городов и Галицкого княжества. Прозвище Осмысл означает – мудрый. После его смерти княжество пришло в упадок.

(СЛАЙД №11) В 1199 году волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Волынь и Галич. И это не случайно. Князь был выдающимся полководцем и государственным деятелем. Он сумел прекратить боярские усобицы во время своего правления и активизировать внешнюю политику.

Княжество все время находилось в состоянии феодальной смуты и княжеских усобиц. Ситуацией воспользовались соседи – поляки, венгры, половцы: они грабили, убивали местное население.

(СЛАЙД №12) В 1245 году Даниил Галицкий разбивает войско венгров, поляков и галицких бояр, восстанавливает единство и могущество княжества.

5. (СЛАЙД №13) И наконец третий пункт нашего путешествия Новгородские земли. (СЛАЙД №14) Определите географическое положение еще одного крупного удельного княжества - Новгородской земли и назовите крупные городские центры. (Северо-Западная Русь; Великий Новгород, Псков, Ладога). Сравните территории Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств с Новгородской землей (очень обширная территория).

Природно-климатические условия крайне суровые, отсутствуют благоприятные условия для пахотного земледелия, но много рек, озер, моря и леса составляют богатство этой земли. Выгодное географическое положение – он располагался на торговом пути «из варяг в греки». Занятия? (торговля, охота, рыболовство, ремесло)

В начале XII в. в Новгороде сложилась особая форма правления – республика, служащая примером слабой власти князя. Из курса истории древнего мира кто помнит, что такое республика?  (дело народа; форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением) (таблица) (СЛАЙД №15)

(СЛАЙД №16)

Бояре и купцы стали приобретать в Новгороде политический авторитет. Именно они решали все важные городские вопросы.

Княжеская власть была ограничена. Князья занимались только военной защитой Новгорода от нападения внешних врагов. Княжеская власть здесь не была наследственной. Князей приглашали на службу на определённых условиях.

Высшим органом власти было вече – собрание свободного мужского населения города. Управление городом осуществляли выборные: Посадник, Тысяцкий, Архиепископ. Новгород становится республикой

Но важные вопросы решал круг влиятельных бояр и купцов. Они с помощью вече стремился ограничить власть князя, стоили иллюзию народовластия.

(СЛАЙД №17)

Работа со схемой – ответы на вопросы учителя по схеме:

  1. Что являлось верховной, т.е. главной властью в республике?

  2. Кто являлся высшим должностным лицом? Чем он занимался?

  3. Помощником посадника кто являлся? А чем он занимался? Что такое ополчение?

  4. Не меньшую роль в жизни республики играла, конечно, церковь в лице кого? За что он был еще ответственный?

  5. Наконец, вече приглашало князя с дружиной, заключив с ним договор. Участвовал ли князь в управлении? Определите тогда роль княжеской власти.

Вопрос на сообразительность: Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

Большинство Новгородских земель было малопригодно для земледелия. Новгородцы сосредоточили свои усилия на совершенствование навыков ремесла и торговли. Их изделия славились по всей Руси. Торговля велась с немецкими и датскими купцами, а также с Византией и странами Востока. (СЛАЙД №18) Картина Васнецова «Новгородский торг» (рассказ ученика о картине). Находки археологов так же говорят, что новгородцы были грамотными и независимыми (СЛАЙД №19)

6. Общий вывод по теме.

В период феодальной раздробленности в крупных политических центрах сложились различные варианты государственной власти (СЛАЙД №20)

  • - Во Владимиро-Суздальском княжестве – наследственная монархия

  • В Новгородской земле – республика

  • В Галицко-Волынском княжестве – княжеская власть ограничена боярской знатью

7. Задания для закрепления:

(СЛАЙД №21) Соотнесите имена князей и княжества, в которых они княжили

Юрий Долгорукий (Владимиро-Суздальское княжество)

Ярослав Осмысл (Галицко-Волынское княжество)

Андрей Боголюбский (Владимиро-Суздальское княжество)

Всеволод Большое Гнездо (Владимиро-Суздальское княжество)

Даниил Галицкий (Галицко-Волынское княжество)

Раздаются контурные карты. Необходимо разными цветами закрасить и подписать на контурной карте изученные на уроке княжества;

8. Подведение итогов урока.

Как вам путешествие? Что нового вы узнали на уроке?

9. Домашнее задание

(СЛАЙД № 22) параграф 10-11, работать по вопросам и зданиям параграфа, контурные карты

10. Оценивание учащихся


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока истории на тему: "Главные политические центры Руси"

Автор: Скворцова Виктория Владимировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 315933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства