Цель урока: Раскрыть особенности формирования России как многонационального государства в XVII веке. Давать определения понятий: острог, ясак, чум, шаман, юрта; определять, как формировалось наше многонациональное государство в XVII веке, на каком уровне развития находились народы и как влияли друг на друга, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала.
Ответы на вопросы на с. 80.
Проблемный вопрос
Как в XVII веке происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства?
Какие народы вошли в состав России в XVII веке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Народы России в XVII в.»»
Тема: Народы России в XVII в.
Цель урока: Раскрыть особенности формирования России как многонационального государства в XVII веке. Давать определения понятий: острог, ясак, чум, шаман, юрта; определять, как формировалось наше многонациональное государство в XVII веке, на каком уровне развития находились народы и как влияли друг на друга, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала.
Ответы на вопросы на с. 80.
Проблемный вопрос
Как в XVII веке происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства?
Какие народы вошли в состав России в XVII веке?
3. Изучение нового материала
План урока (слайд 3)
1. Русский народ.
2. Украинцы.
3. Народы Поволжья.
4. Народы Кавказа.
5. Народы Сибири.
6.Выводы
1.Русский народ
В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. Если даже некоторые представители православного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха «своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковыми были чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир.
Задание (раздаточный материал) работа в парах
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Работа с определением острог.
Продвижение русских на Восток проходило достаточно мирно. В редких случаях происходили кровавые схватки с местным населением, в отличие от колонизации Северной Америки. Причина этого – России не нужны были пустующие земли, т.к. население Севера платило ясак – пушной налог с северных народов.
Основные тенденции освоения новых регионов: 1. Колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами.
2. Проникновение на новые территории норм российского права.
3. Стремление заручится поддержкой местной племенной знати.
4. Развитие охоты и добывающих промыслов на новых территориях.
5. Принудительная христианизация местного населения.
4. Итог урока
1.Как в XVII в. происходило формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?
В XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне у них было общее Отечество – Россия.
2.Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и на Востоке.
Государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге: Османская империя, Крымское ханство. На востоке – Китай.