Цель: сформировать у учащихся представление о культуре России 17 века
Задачи:
1.Проследить влияние исторических процессов и событий 17 века на развитие русской культуры
2. охарактеризовать явления «новой культуры» 17 века – усиление в ней светской составляющей, начало процесса «обмирщения» и проявлявшуюся открытость западноевропейскому культурному опыту;
3.сформировать представление о летописных, литературных жанрах 17 века;
5. выявить черты архитектурного стиля 17 века – нарышкинского барокко;
6. раскрыть особенности иконописи 17 века, познакомить с новыми явлениями в изобразительном искусстве;
Тип:
Интегрированный урок получения новых знаний
Форма работы: групповая
Оборудование: слайд –презентация «Культура России 17 века»;
Понятия: автобиография, сатирическая повесть, «дивное узорочье», архитектурная школа, нарышкинское барокко.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока «Культура России 17 века (1 слайд).
Цель урока – познакомить с наиболее характерными явлениями культурного развития страны в 17 веке (2 слайд).
Традиционно я предлагаю вам поработать с понятием «культура».
Работает первая группа «Культорологи» (группы получили задания заранее).
Учитель: Предлагаю вашему вниманию несколько определений понятия «культура» и хочу отметить, что это далеко неполный список (4 слайд)
Я прошу учащихся 1 группы подвести итого проделанной работы.
Работает 1 группа.
Учитель: Культура, как вы знаете из уроков обществознания, выполняет ряд функций. И мы сегодня будем их конкретизировать на примере культуры России 17 века (слайд 5).
Культура всегда несет на себе отпечаток своего времени, его достижений и неудач, надежд и разочарований. Чтобы понять культуру России 17 века, необходимо охарактеризовать историческую обстановку России 17 столетия.
Работает 2 группа «Историки» (слайд 6 «Историческая эпоха»).
Учитель: 17 век, насыщенный событиями, порождает новые направления и стили в культуре. Рассмотрим это на примере литературы. (Слайд 7)
В литературе 17 столетия на общем фоне традиционного церковно-нравоучительного возникают новые оригинальные явления – биографии, автобиографии, сатирические повести, исторические произведения.
Яркий представитель литературы 17 века – Симеон Полоцкий. С его именем связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии.
Работает 3 группа «Литераторы»
Учитель: Давайте поближе познакомимся с литературой 17 века.
Учитель читает 4-стишия, принадлежавшие перу С. Полоцкого (слайд 8).
У учеников на партах лежат листы с отрывками из произведений.
Вопрос: Какие проблемы поднимает Симеон Полоцкий?
Ответы учащихся
Учитель: хочу отметить, что С. Полоцкий не осуждал крепостничество, он только оговаривался, что аппетит помещиков надлежит ограничить.
Нетрудно догадаться (слайд 9), к какому жанру относится «Житие» Аввакума.
Задание: проанализируйте отрывок.
Какое событие наложило отпечаток на труды протопопа?
«Житие» Аввакума показывает фанатическую преданность идеалам древнего благочестия.
Примером исторической повести является «Повесть об Азовском сидении» (слайд 10).
Задание: прослушайте отрывок из «Повести о Шемякином суде», определите литературный жанр.
Какие пороки общества линчует автор?
Ответы учащихся
Учитель: предлагаю теперь полистать «каменную книгу» (слайд 11).
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводились из дерева. Веками сложившееся искусство строительства из дерева достигло в 17 веке высокого технического и художественного уровня.
Выдающимся произведением деревянного зодчества был дворец в Коломенском (слайд 12) (1667 -1678 г.), построенный под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.
Разнообразные объемы, формы покрытий, декоративные приемы – все это придавало дворцу сказочный вид.
Деревянное зодчество воплотило в себе красочность и богатство народных талантов, характерное для века стремления к «узорочью» 17 век породил новый стили в архитектуре. Один из них – «дивное узорочье».
В стиле «дивное узорочье» построен Теремной дворец (слайд 13) Московского Кремля (Бажен Огурцов, Трефил Шарутин).
В конце 17 века в храмовом зодчестве возникает стиль «нарышкинское (московское) барокко». (слайд 14)
Задание: назовите отличительные особенности данного стиля. (Элегантность, строгая симметрия, многоярусность)
Учитель: Как в литературе, так и в искусстве настроение, вынесенное народом из длинной череды трагических событий Смутного времени – острая жажда жизни, вкус к ее радостям и наслаждениям. На смену аскетизму приходит обмирщение – любовь к ярким краскам, цветущей сложности композиций, пышным формам. (Слайд 15)
(используется краеведческий материал)
Немало шедевров появилось в русской культовой архитектуре 17 века. Достижение в архитектуре этих лет на земле Пензенской запечалились в храме Троице - Сканова монастыря. (слайд 16)
Высшая ступень развития живописного искусства в 17 веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова (1626 - 1686 г.) (Слайд 17)
Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица (слайды 18-20). Отвергая традиционную сказочность и фантастичность, Ушаков стремился к материальному, телесному изображению. Он сосредоточил все внимание на портретной живописи, на передаче объема, на использовании светотеней. Неоднократно он обращался к образу Спаса.
Он создал знаменитую икону «Насаждение древа государства Российского» - своего рода коллективный портрет всех московских правителей. Особое место на иконе занимает портретное изображение царя Алексея Михайловича и его семейства.
Слайд 22. В 17 век было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу.
Портретная живопись была представлена немногочисленными парсунами, написанными в манере иконографии (слайд 23).
Прислушайтесь. Звучит музыка. Красиво, волнующе. Она пришла к нам из глубины веков. Эта музыка тоже написана в 17 веке, но уже зарубежным композитором, Альбинони.
Время летит неумолимо.
Пора подводить итоги.
Слайд 24 с вопросами.
Ответы учеников
Учитель:
Просит записать домашнее задание
Учитель благодарит учеников за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура России XVII века »
Цель урока: сформировать у учащихся представление о культуре России 17 века
Задачи:
1.Проследить влияние исторических процессов и событий 17 века на развитие русской культуры
2. охарактеризовать явления «новой культуры» 17 века – усиление в ней светской составляющей, начало процесса «обмирщения» и проявлявшуюся открытость западноевропейскому культурному опыту;
3.сформировать представление о летописных, литературных жанрах 17 века;
4. показать значение появления русской «Грамматики» и русского «Букваря»;
5. выявить черты архитектурного стиля 17 века – нарышкинского барокко;
6. раскрыть особенности иконописи 17 века, познакомить с новыми явлениями в изобразительном искусстве;
Содержание:
Культура
Основные исторические события России 17 века
Литература: новые жанры
«Небо в узорах»
«Приземлившиеся ангелы»
Культура
Культура – (от лат. Cultura – возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.
Культура – все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального.
Культура – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Культура – это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы.
Культура – создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний и значений, процесс и продукт духовного производства.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.
Культура – система социально подобранных и транслируемых от поколения к поколению символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Функции культуры
Приспособление человека и
общества к условиям среды
Установление непрерывной связи
поколений
и непрерывность развития общества
Функции культуры
Создание ценностей, образцов и
ориентиров человеческой деятельности
Усвоение новыми поколениями
созданной в обществе системы ценностей
Обеспечение взаимодействия между
отдельными людьми и общностями
Историческая эпоха
Народные выступления
Смутное время
Постоянные
войны
Раскол
Развитие
экономики
Международные
связи
Становление
самодержавия
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ
КРЕСТЬЯН
Литература и искусство
Новые литературные жанры
Биографическая повесть
«Об Ульянии Осорьиной» и др.
Сатирическая повесть
«О Шемякином суде» и др.
Автобиографическая повесть
«Житие» протопопа Аввакума
Светскаяпоэзия
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий
Милость господская
У господ трудно есть стяжати,
Труднее того вину ону знати, -
Ибо вскоре та ся изменяет
И множицею в гнев прилагает.
Богатых обычай
Богатым есть обычай щедро раздаяти
Сребро тым, иже ведят кощунства деяти,
И на суеты мира. А где подобает
В пользу нуждную дати, богач скуп бывает
«Житие» протопопа Аввакума
По вызову царя митрополит Никон приехал в Москву из Великого Новгорода для постановления в патриархи. Егда же приехал, с нами яко лис: челом да «Здоровов!» Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась… Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать. А се и яд отрыгнул: в пост великий прислал память…
Повесть об Азовском сидении
А всего сидели мы в Азове о т турок с 24 июня 7149 года до 26 сентября 7149 года, 93 дня и 93 ночи. А в ночь на двадцать шестой день сентября турецкие паши со всеми турками и крымский царь со всеми своими силами за четыре часа до свету побежали, окаянные, в смятении и трепете, от Азова-города, ничем о нам не гонимы. С вечным позором ушлди паши турецкие к себе за море…
Новые архитектурные стили
«Дивное узорочье»
Теремной дворец
Московского
кремля
Коломенский дворец
«Нарышкинское барокко»
Церковь покрова
в Филях
Коломенский дворец
Строился с 1667 по 1672 год
Теремной дворец
Теремной дворец в Московском Кремле В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.
Построен в 1635—1636 годах
Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.
Троице – Сканов монастырь
Троице-Сканов монастырь основан в первой половине 17 века
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.1690-1704. Москва.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 . Москва.
Углич. Успенская («Дивная») церковь
Церковь Николы в Хамовниках.
17 в. Москва.
Углич. Кремль. Церковь Дмитрия «на крови»
Живопись
Икона Владимирской богоматери. Симон Ушаков
Спас Великий архиерей. (1655 - 1656 г.) Симон Ушаков
Спас Нерукотворный
Новый жанр живописи
«Парсуна»
Светский портрет
"Насаждение древа государства Российского"
По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.
Парсуна Г.Годунова
Вопросы по теме:
1. Чем было вызвано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов ?
2. Почему церковь противилась обмирщению русской культуры ?
3. Как называлось первое в России высшее учебное заведение?
Назовите имена основателей Славяно-греко-латинской академии.
4. Как называется 1-ое печатное сочинение по истории России
Иннокентия Гизеля?
7. Какой вклад внес в развитие отечественной литературы Симеон Полоцкий?
8. Складыванием какого стиля завершилось развитие древнерусской каменной архитектуры?
9. Назовите отличительные черты нарышкинского барокко?
10.Перечислите известные вам постройки стиля нарышкинское барокко.
11. О чем свидетельствует появление в архитектуре стиля нарышкинское барокко?
12. Какую постройку современники называли «восьмым чудом света»?
13. Кто был крупнейшим художником 17 века?
14. Что такое парсуна?
15. Объясните понятия и термины: автобиография, сатирическая повесть, «дивное узорочье», архитектурная школа, нарышкинское барокко.
15.Какие процессы в культуре России 17 века подготовили почву для преобразований Петра 1 ?