kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура России XVII века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: « Культура России 17 века»

Цель: сформировать у учащихся представление о культуре России 17 века

Задачи:

1.Проследить влияние исторических процессов и событий 17 века на развитие русской культуры

2. охарактеризовать явления «новой культуры» 17 века – усиление в ней светской составляющей, начало процесса «обмирщения» и проявлявшуюся открытость западноевропейскому культурному опыту;

3.сформировать представление о летописных, литературных жанрах 17 века;

5. выявить черты архитектурного стиля 17 века – нарышкинского барокко;

6. раскрыть особенности иконописи 17 века, познакомить с новыми явлениями в изобразительном искусстве;

Тип:

Интегрированный урок получения новых знаний

Форма работы: групповая

Оборудование:  слайд –презентация «Культура России 17 века»;

Понятия: автобиография, сатирическая повесть, «дивное узорочье», архитектурная школа, нарышкинское барокко.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Культура России 17 века  (1 слайд).

Цель урока – познакомить с наиболее характерными явлениями культурного развития страны в 17 веке (2 слайд).

Традиционно я предлагаю вам поработать с понятием «культура».

Работает первая группа «Культорологи»  (группы получили  задания заранее).

Учитель: Предлагаю вашему вниманию несколько определений понятия «культура» и хочу отметить, что это далеко неполный список (4 слайд)

Я прошу учащихся 1 группы подвести итого проделанной работы.

Работает 1 группа.

Учитель: Культура, как вы знаете из уроков обществознания, выполняет ряд функций. И мы  сегодня будем их конкретизировать на примере культуры России 17 века (слайд 5).

Культура всегда несет на себе отпечаток своего времени, его достижений и неудач, надежд и разочарований. Чтобы понять культуру России 17 века, необходимо охарактеризовать историческую обстановку России 17 столетия.

Работает 2 группа «Историки» (слайд 6 «Историческая эпоха»).

Учитель: 17 век, насыщенный событиями, порождает новые направления и стили в культуре. Рассмотрим это на примере литературы. (Слайд 7)

В литературе 17 столетия на общем фоне традиционного церковно-нравоучительного возникают новые оригинальные явления – биографии, автобиографии, сатирические повести, исторические произведения.

Яркий представитель литературы 17 века – Симеон Полоцкий. С его именем связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии.

Работает 3 группа «Литераторы»

Учитель: Давайте поближе познакомимся с литературой 17 века.

Учитель читает 4-стишия, принадлежавшие перу С. Полоцкого (слайд 8).

У учеников на партах лежат листы с отрывками  из произведений.

Вопрос: Какие проблемы поднимает Симеон Полоцкий?

Ответы учащихся

Учитель: хочу отметить, что С. Полоцкий не осуждал крепостничество, он только оговаривался, что аппетит помещиков надлежит ограничить.

Нетрудно догадаться (слайд 9), к какому жанру относится «Житие» Аввакума.

Задание: проанализируйте отрывок.

Какое событие наложило отпечаток на труды протопопа?

«Житие» Аввакума показывает фанатическую преданность идеалам древнего благочестия.

Примером исторической повести является «Повесть об Азовском сидении» (слайд 10).

Задание: прослушайте отрывок из «Повести о Шемякином суде», определите литературный жанр.

Какие пороки общества линчует автор?

Ответы учащихся

Учитель: предлагаю теперь полистать «каменную книгу» (слайд 11).

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводились из дерева. Веками сложившееся искусство строительства из дерева достигло в 17 веке высокого технического и художественного уровня.

Выдающимся произведением деревянного зодчества был дворец в Коломенском (слайд 12) (1667 -1678 г.), построенный под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

Разнообразные объемы, формы покрытий, декоративные приемы – все это придавало дворцу сказочный вид.

Деревянное зодчество воплотило в себе красочность и богатство народных талантов, характерное для века стремления к «узорочью» 17 век породил новый стили в архитектуре. Один из них – «дивное узорочье».

В стиле «дивное узорочье» построен Теремной дворец (слайд 13) Московского Кремля (Бажен Огурцов, Трефил Шарутин).

Работает 4 группа «Искусствоведы»

Учитель: Золотая кровля, изразцовые карнизы, богатая каменная резьба, богатство декоративного убранства отличают этот стиль.

В конце 17 века в храмовом зодчестве возникает стиль «нарышкинское (московское) барокко». (слайд 14)

Задание: назовите отличительные особенности данного стиля. (Элегантность, строгая симметрия, многоярусность)

Учитель: Как в литературе, так и в искусстве настроение, вынесенное народом из длинной череды трагических событий Смутного времени – острая жажда жизни, вкус к ее радостям и наслаждениям. На смену аскетизму приходит обмирщение – любовь к ярким краскам, цветущей сложности композиций, пышным формам. (Слайд 15)

(используется краеведческий материал)

Немало шедевров появилось в русской культовой архитектуре 17 века. Достижение в архитектуре этих лет на земле Пензенской запечалились в храме Троице - Сканова монастыря. (слайд 16)

Высшая ступень развития живописного искусства в 17 веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова (1626 - 1686 г.) (Слайд 17)

Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица (слайды 18-20). Отвергая традиционную сказочность и фантастичность, Ушаков стремился к материальному, телесному изображению. Он сосредоточил все внимание на портретной живописи, на передаче объема, на использовании светотеней. Неоднократно он обращался к образу Спаса.

Он создал знаменитую икону  «Насаждение древа государства Российского» - своего рода коллективный портрет всех московских правителей. Особое место на иконе занимает портретное изображение царя Алексея Михайловича и его семейства.

Слайд 22. В 17 век было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу.

Портретная живопись была представлена немногочисленными парсунами, написанными в манере иконографии (слайд 23).

Прислушайтесь. Звучит музыка. Красиво, волнующе. Она пришла к нам из глубины веков. Эта музыка тоже написана в 17 веке, но уже зарубежным композитором, Альбинони.

Время летит неумолимо.

Пора подводить итоги.

Слайд 24 с вопросами.

Ответы учеников

Учитель

Просит записать домашнее задание

Учитель благодарит учеников за урок.

Просмотр содержимого документа
«Культура России XVII века »

Цель урока:  сформировать у учащихся представление о культуре России 17 века

Цель урока: сформировать у учащихся представление о культуре России 17 века

  • Задачи:
  • 1.Проследить влияние исторических процессов и событий 17 века на развитие русской культуры
  • 2. охарактеризовать явления «новой культуры» 17 века – усиление в ней светской составляющей, начало процесса «обмирщения» и проявлявшуюся открытость западноевропейскому культурному опыту;
  • 3.сформировать представление о летописных, литературных жанрах 17 века;
  • 4. показать значение появления русской «Грамматики» и русского «Букваря»;
  • 5. выявить черты архитектурного стиля 17 века – нарышкинского барокко;
  • 6. раскрыть особенности иконописи 17 века, познакомить с новыми явлениями в изобразительном искусстве;
Содержание: Культура Основные исторические события России 17 века Литература: новые жанры «Небо в узорах» «Приземлившиеся ангелы»

Содержание:

Культура

Основные исторические события России 17 века

Литература: новые жанры

«Небо в узорах»

«Приземлившиеся ангелы»

Культура

Культура

  • Культура – (от лат. Cultura – возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.
  • Культура – все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального.
  • Культура – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
  • Культура – это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы.
  • Культура – создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний и значений, процесс и продукт духовного производства.
  • Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.
  • Культура – система социально подобранных и транслируемых от поколения к поколению символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Функции культуры Приспособление человека и общества к условиям среды Установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества Функции культуры Создание ценностей, образцов и  ориентиров человеческой деятельности Усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей Обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями

Функции культуры

Приспособление человека и

общества к условиям среды

Установление непрерывной связи

поколений

и непрерывность развития общества

Функции культуры

Создание ценностей, образцов и

ориентиров человеческой деятельности

Усвоение новыми поколениями

созданной в обществе системы ценностей

Обеспечение взаимодействия между

отдельными людьми и общностями

Историческая эпоха Народные выступления Смутное время Постоянные войны Раскол Развитие  экономики  Международные связи Становление  самодержавия ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ  ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

Историческая эпоха

Народные выступления

Смутное время

Постоянные

войны

Раскол

Развитие

экономики

Международные

связи

Становление

самодержавия

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ

КРЕСТЬЯН

Литература и искусство Новые литературные жанры Биографическая повесть «Об Ульянии Осорьиной» и др. Сатирическая повесть «О Шемякином суде» и др. Автобиографическая повесть «Житие» протопопа Аввакума Светская  поэзия Симеон Полоцкий

Литература и искусство

Новые литературные жанры

Биографическая повесть

«Об Ульянии Осорьиной» и др.

Сатирическая повесть

«О Шемякином суде» и др.

Автобиографическая повесть

«Житие» протопопа Аввакума

Светская поэзия

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий Милость господская У господ трудно есть стяжати, Труднее того вину ону знати, - Ибо вскоре та ся изменяет И множицею в гнев прилагает.  Богатых обычай  Богатым есть обычай щедро раздаяти Сребро тым, иже ведят кощунства деяти, И на суеты мира. А где подобает В пользу нуждную дати, богач скуп бывает
  • Симеон Полоцкий
  • Милость господская
  • У господ трудно есть стяжати,
  • Труднее того вину ону знати, -
  • Ибо вскоре та ся изменяет
  • И множицею в гнев прилагает.

Богатых обычай

Богатым есть обычай щедро раздаяти

  • Сребро тым, иже ведят кощунства деяти,
  • И на суеты мира. А где подобает
  • В пользу нуждную дати, богач скуп бывает
«Житие» протопопа Аввакума По вызову царя митрополит Никон приехал в Москву из Великого Новгорода для постановления в патриархи. Егда же приехал, с нами яко лис: челом да «Здоровов!» Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась… Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать. А се и яд отрыгнул: в пост великий прислал память…

«Житие» протопопа Аввакума

По вызову царя митрополит Никон приехал в Москву из Великого Новгорода для постановления в патриархи. Егда же приехал, с нами яко лис: челом да «Здоровов!» Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась… Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать. А се и яд отрыгнул: в пост великий прислал память…

Повесть об Азовском сидении  А всего сидели мы в Азове о т турок с 24 июня 7149 года до 26 сентября 7149 года, 93 дня и 93 ночи. А в ночь на двадцать шестой день сентября турецкие паши со всеми турками и крымский царь со всеми своими силами за четыре часа до свету побежали, окаянные, в смятении и трепете, от Азова-города, ничем о нам не гонимы. С вечным позором ушлди паши турецкие к себе за море…

Повесть об Азовском сидении

А всего сидели мы в Азове о т турок с 24 июня 7149 года до 26 сентября 7149 года, 93 дня и 93 ночи. А в ночь на двадцать шестой день сентября турецкие паши со всеми турками и крымский царь со всеми своими силами за четыре часа до свету побежали, окаянные, в смятении и трепете, от Азова-города, ничем о нам не гонимы. С вечным позором ушлди паши турецкие к себе за море…

Новые архитектурные стили «Дивное узорочье» Теремной дворец Московского кремля Коломенский дворец «Нарышкинское барокко» Церковь покрова в Филях

Новые архитектурные стили

«Дивное узорочье»

Теремной дворец

Московского

кремля

Коломенский дворец

«Нарышкинское барокко»

Церковь покрова

в Филях

Коломенский дворец Строился с 1667 по 1672 год

Коломенский дворец

Строился с 1667 по 1672 год

Теремной дворец  Теремной дворец в Московском Кремле  В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец,

Теремной дворец

Теремной дворец в Московском Кремле В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.

Построен в 1635—1636 годах

Церковь Покрова в Филях.  1693-1694. Москва.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

Троице – Сканов монастырь Троице-Сканов монастырь основан в первой половине 17 века 

Троице – Сканов монастырь

Троице-Сканов монастырь основан в первой половине 17 века 

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.  1690-1704. Москва. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 .  Москва.  Углич. Успенская («Дивная») церковь Церковь Николы в Хамовниках. 17 в. Москва. Углич. Кремль. Церковь Дмитрия «на крови»

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 . Москва.

Углич. Успенская («Дивная») церковь

Церковь Николы в Хамовниках.

17 в. Москва.

Углич. Кремль. Церковь Дмитрия «на крови»

Живопись

Живопись

Икона Владимирской богоматери. Симон Ушаков

Икона Владимирской богоматери. Симон Ушаков

Спас Великий архиерей.  (1655 - 1656 г.) Симон Ушаков

Спас Великий архиерей. (1655 - 1656 г.) Симон Ушаков

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

Новый жанр живописи «Парсуна» Светский портрет

Новый жанр живописи

«Парсуна»

Светский портрет

"Насаждение древа государства Российского"

  • По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.
Парсуна Г.Годунова

Парсуна Г.Годунова

Вопросы по теме:

1. Чем было вызвано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов ?

2. Почему церковь противилась обмирщению русской культуры ?

3. Как называлось первое в России высшее учебное заведение?

Назовите имена основателей Славяно-греко-латинской академии.

4. Как называется 1-ое печатное сочинение по истории России

Иннокентия Гизеля?

7. Какой вклад внес в развитие отечественной литературы Симеон Полоцкий?

8. Складыванием какого стиля завершилось развитие древнерусской каменной архитектуры?

9. Назовите отличительные черты нарышкинского барокко?

10.Перечислите известные вам постройки стиля нарышкинское барокко.

11. О чем свидетельствует появление в архитектуре стиля нарышкинское барокко?

12. Какую постройку современники называли «восьмым чудом света»?

13. Кто был крупнейшим художником 17 века?

14. Что такое парсуна?

15. Объясните понятия и термины: автобиография, сатирическая повесть, «дивное узорочье», архитектурная школа, нарышкинское барокко.

15.Какие процессы в культуре России 17 века подготовили почву для преобразований Петра 1 ?

Рекомендуемая литература:

Рекомендуемая литература:

  • 1.Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова
  • История русской культуры
  • 2. А.М. Сахаров, А.В. Муравьев
  • Очерки русской культуры 9 – 17 в.
  • 3. А.В. Терещенко
  • История культуры русского народа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Культура России XVII века

Автор: Задворная Татьяна Николаевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Разработка урока по истории России "Особенности культуры России XVII  века" "
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-osobiennosti-kul-tury-rossii-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "246615"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446404959"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "образование и культура в 17 веке "
    ["seo_title"] => string(35) "obrazovaniie-i-kul-tura-v-17-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "169968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423489690"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«XVII век в историческом развитии России». "
    ["seo_title"] => string(42) "xvii-viek-v-istorichieskom-razvitii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "184562"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426067429"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства