kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме "Культура народов России в XVII в"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по истории Культура народов России в XVII в.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Культура народов России в XVII в"»

Культура народов России в XVII в . Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №582 Учитель истории Кунакова Н.В.

Культура народов России в XVII в .

Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №582

Учитель истории Кунакова Н.В.

Цель урока Познакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры XVII века.

Цель урока

Познакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры XVII века.

План урока Влияние европейской культуры. 2) Образование. 3) Научные знания. 4) Литература. 5) Архитектура. 6) Живопись. 7) Театр. 8) Культурное взаимодействие народов России

План урока

  • Влияние европейской культуры.

2) Образование.

3) Научные знания.

4) Литература.

5) Архитектура.

6) Живопись.

7) Театр.

8) Культурное взаимодействие народов России

Вопрос урока Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?

Вопрос урока

Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.?

Какие направления в культуре занимали ведущее положение?

Влияние европейской культуры.  В XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного ( в том числе и европейского ) влияния на развитие российской культуры.

Влияние европейской культуры.

В XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного

( в том числе и европейского ) влияния на развитие российской культуры.

Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др. Это были купцы и ремесленники, живописцы и лекари, аптекари и архитекторы, ростовщики и дипломаты. Власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе  Немецкая слобода в Москве 17в.

Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др. Это были купцы и ремесленники, живописцы и лекари, аптекари и архитекторы, ростовщики и дипломаты. Власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе 

Немецкая слобода в Москве 17в.

Образование. *В XVII в. возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. *К концу столетия в Москве грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения. *Быстро росла грамотность среди дворян. *Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были грамотные люди.  Подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Образование.

*В XVII в. возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.

*К концу столетия в Москве грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения.

*Быстро росла грамотность среди дворян.

*Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были грамотные люди.

Подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение . Детей посадских учили в основном чтению, письму и счёту. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать учителей из-за границы 

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение .

Детей посадских учили в основном чтению, письму и счёту. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать учителей из-за границы 

В 1654 г . при Аптекарском приказе была основана первая в России лекарская школа . При Посольском приказе была открыта школа для подготовки переводчиков. Аптекарский приказ

В 1654 г . при Аптекарском приказе была основана первая в России лекарская школа .

При Посольском приказе была открыта школа для подготовки переводчиков.

Аптекарский приказ

Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг. Самым известным из учебников стал «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова.

Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг. Самым известным из учебников стал «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова.

Школы открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных православных монахов из Речи Посполитой.

Школы открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных православных монахов из Речи Посполитой.

В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий .  В 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки служащих приказов. Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича .

В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий .  В 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки служащих приказов.

Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича .

Большой вклад в распространение распространение книжных знаний сделали глава Московского печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев . Иллюстрированный букварь Кариона Истомина

Большой вклад в распространение распространение книжных знаний сделали глава Московского печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев .

Иллюстрированный букварь

Кариона Истомина

В 1687 г . греками братьями Лихудами  было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Приём в него был разрешён детям из свободных сословий . 

В 1687 г . греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Приём в него был разрешён детям из свободных сословий

Научные знания В XVII в. главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Научные знания

В XVII в. главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны .

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны .

Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Во второй половине XVII в. интересные сведения были получены русским послом Николаем Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири. Николай Спафарий

Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Во второй половине XVII в. интересные сведения были получены русским послом Николаем Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

Николай Спафарий

В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг. — Синопсис . Её автором предположительно был киевский монах Иннокентий Гизелъ. Синопсис Иннокентий Гизелъ .

В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг. — Синопсис . Её автором предположительно был киевский монах Иннокентий Гизелъ.

Синопсис

Иннокентий Гизелъ .

Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.    Познания в астрономии применялись для более точного определения дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи). Церковь Вознесения Господня на Никитской. Москва. 1634г.

Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись для более точного определения дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).

Церковь Вознесения Господня на Никитской. Москва. 1634г.

Литература. Какие новые явления происходили в литературе? Работа с текстом стр.97  *Литература переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских произведений. *В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.

Литература.

Какие новые явления происходили в литературе?

Работа с текстом стр.97

*Литература переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских произведений.

*В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.

Перечислите основные жанры русской литературы XVII в. Работа с текстом стр.97-98 * Сатирические повести («О Шемякином суде» и т.д.); * Анекдоты, пословицы и поговорки; *Биографическая повесть («Повесть об Улиянии Осорьиной»); * Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения ; *Возникает и оригинальный русский роман; *Продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданный около 1630 г. * публицистические и исторические произведения.

Перечислите основные жанры русской

литературы XVII в. Работа с текстом стр.97-98

* Сатирические повести («О Шемякином суде» и т.д.);

* Анекдоты, пословицы и поговорки;

*Биографическая повесть («Повесть об Улиянии Осорьиной»);

* Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения ;

*Возникает и оригинальный русский роман;

*Продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданный около 1630 г.

* публицистические и исторические произведения.

ПУБЛИЦИСТИКА — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск, нашёл своё отражение в «Сказании» Авраамия Палицына.

ПУБЛИЦИСТИКА — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества

Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск, нашёл своё отражение в «Сказании» Авраамия Палицына.

Архитектура.  Для архитектуры был характерен постепенный отход от строгих канонов и традиций, стремление  к внешней нарядности, которую современники называли «дивное узорочье». Теремной дворец Московского Кремля.

Архитектура.

Для архитектуры был характерен постепенный отход от строгих канонов и традиций, стремление

к внешней нарядности, которую современники называли «дивное узорочье».

Теремной дворец Московского Кремля.

Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.

Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.

Успенская церковь Церковь Ильи Пророка в Ярославле Алексеевского монастыря в Угличе

Успенская церковь

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Алексеевского монастыря в Угличе

Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона.

Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона.

В 1670—1680-е гг. был создан ансамбль Ростовского кремля , в котором со временем были установлены самые красивые по звучанию колокола в России.

В 1670—1680-е гг. был создан ансамбль Ростовского кремля , в котором со временем были установлены самые красивые по звучанию колокола в России.

В 1624—1625 гг . на приземистой прежде Спасской башне Московского кремля Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.

В 1624—1625 гг . на приземистой прежде Спасской башне Московского кремля Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.

Главная площадь Москвы стала именоваться Красной (Красивой). Васнецов А. Красная площадь во второй половине 17 века

Главная площадь Москвы стала именоваться Красной (Красивой).

Васнецов А. Красная площадь во второй половине 17 века

В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название московского или нарышкинского барокко . Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Церковь Покрова в Филях. Москва

В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название московского или нарышкинского барокко . Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).

Церковь Покрова в Филях. Москва

Живопись. Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Выдающимся мастером иконописи был Симон Ушаков. Симон Ушаков Спас Нерукотворный

Живопись.

Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Выдающимся мастером иконописи был Симон Ушаков.

Симон Ушаков

Спас Нерукотворный

Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва и др.). Илья Пророк с житием. Художник Семён Спиридонов. Ярославская иконописная школа. 1678 г.

Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва и др.).

Илья Пророк с житием. Художник Семён Спиридонов. Ярославская иконописная школа. 1678 г.

Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Конец 17в.

Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи.

Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Конец 17в.

Какие материалы использовали русские живописцы в XVIIв. для создания своих произведений ? Работа с текстом стр. 100 *В первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере яичными красками на доске (темпера),  *Во второй половине столетия они создавались масляными красками на холсте .

Какие материалы использовали русские живописцы в XVIIв. для создания своих произведений ?

Работа с текстом стр. 100

*В первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере яичными красками на доске (темпера),

*Во второй половине столетия они создавались масляными красками на холсте .

Театр.  Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра (закрыт в 1676г. после смерти царя)

Театр.

Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра (закрыт в 1676г. после смерти царя)

Культурное взаимодействие народов России Работа с текстом стр.101 Составить план к разделу параграфа .

Культурное взаимодействие народов

России

Работа с текстом стр.101

Составить план к разделу параграфа .

Вопрос урока Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?

Вопрос урока

Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?

Подведем итоги *Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения.  *Если в XIV —начале XV в. на первое место в развитии русской культуры вышла живопись, а в XV—XVI вв. её сменило зодчество, то в XVII в. передовые позиции принадлежали литературе. *XVII столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры. Однако она была открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России.  *Власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.

Подведем итоги

*Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения. 

*Если в XIV —начале XV в. на первое место в развитии русской культуры вышла живопись, а в XV—XVI вв. её сменило зодчество, то в XVII в. передовые позиции принадлежали литературе.

*XVII столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры. Однако она была открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России. 

*Власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.

Задание на дом § 26 учебника. Опережающее задание: подготовить электронные презентации по вопросам темы урока и представить проекты в классе . На основе параграфа, презентаций проектов заполните таблицу «Важнейшие памятники русской культуры ХVII в.».

Задание на дом

§ 26 учебника.

Опережающее задание: подготовить электронные презентации по вопросам темы урока и представить проекты в классе .

На основе параграфа, презентаций проектов заполните таблицу «Важнейшие памятники русской культуры ХVII в.».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация по теме "Культура народов России в XVII в"

Автор: Идиятуллина Диляра

Дата: 16.09.2019

Номер свидетельства: 519885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Культура России XVII века "
    ["seo_title"] => string(26) "kul-tura-rossii-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "242939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445585948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "образование и культура в 17 веке "
    ["seo_title"] => string(35) "obrazovaniie-i-kul-tura-v-17-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "169968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423489690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Древние и средние века.ppt "
    ["seo_title"] => string(31) "drievniie-i-sriedniie-vieka-ppt"
    ["file_id"] => string(6) "172558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423834815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема проекта: "Ёрдынские игры" "
    ["seo_title"] => string(32) "tiema-proiekta-iordynskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "212447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431855327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок "Социально - экономическое и политическое положение Казахстана в XVIIIвеке " "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-sotsial-no-ekonomichieskoie-i-politichieskoie-polozhieniie-kazakhstana-v-xviiiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "150956"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420600241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства