Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Культура народов России в XVII в"»
Культура народов России в XVII в.
Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №582
Учитель истории Кунакова Н.В.
Цель урока
Познакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры XVII века.
План урока
Влияние европейской культуры.
2) Образование.
3) Научные знания.
4) Литература.
5) Архитектура.
6) Живопись.
7) Театр.
8) Культурное взаимодействие народов России
Вопрос урока
Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.?
Какие направления в культуре занимали ведущее положение?
Влияние европейской культуры.
В XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного
(в том числе и европейского) влияния на развитие российской культуры.
Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др. Это были купцы и ремесленники, живописцы и лекари, аптекари и архитекторы, ростовщики и дипломаты. Власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе
Немецкая слобода в Москве 17в.
Образование.
*В XVII в. возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.
*К концу столетия в Москве грамотными были24% взрослого мужского посадского населения.
*Быстро росла грамотность среди дворян.
*Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были грамотные люди.
Подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.
Для XVII в. самой распространённой формой получения образования былодомашнее обучение.
Детей посадских учили в основномчтению, письму и счёту.Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать учителей из-за границы
В1654 г. при Аптекарском приказе была основана первая в Россиилекарская школа.
При Посольском приказе была открыташкола для подготовки переводчиков.
Аптекарский приказ
Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг.Самым известным из учебников стал«Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова.
Школы открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных православных монахов из Речи Посполитой.
В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашёнСимеон Полоцкий. В1665 г.при московском Заиконоспасском монастыре была открытагосударственная школа для подготовки служащих приказов.
Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича .
Большой вклад в распространение распространение книжных знаний сделали глава Московского печатного двораКарион Истомини книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона ПолоцкогоСильвестр Медведев.
Иллюстрированный букварь
Кариона Истомина
В1687 г. греками братьямиЛихудамибыло открыто первое в России высшее учебное заведение —Славяно-греко-латинское училище (позже — академия).Приём в него был разрешён детям изсвободных сословий.
Научные знания
В XVII в. главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.
Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.
По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первыесводные карты страны.
Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Во второй половине XVII в. интересные сведения были получены русским посломНиколаем Спафариемо Китае и пограничных с ним территориях Сибири.
Николай Спафарий
В1674 г.в Киеве была изданапервая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг. — Синопсис. Её автором предположительно был киевскиймонах Иннокентий Гизелъ.
Синопсис
Иннокентий Гизелъ .
Научные знания использовались на практике. В1615г. русские мастера изготовилипервую пушку с винтовой нарезкой ствола.За один год был отлит колокол весом12,5 тыс. пудов(более 200 тонн).
Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.
Познания в астрономии применялись для более точного определения дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).
Церковь Вознесения Господня на Никитской. Москва. 1634г.
Литература.
Какие новые явления происходили в литературе?
Работа с текстом стр.97
*Литература переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских произведений.
*В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.
Перечислите основные жанры русской
литературы XVII в.Работа с текстом стр.97-98
* Сатирические повести («О Шемякином суде» и т.д.);
* Анекдоты, пословицы и поговорки;
*Биографическая повесть («Повесть об Улиянии Осорьиной»);
* Симеон Полоцкий положил начало основам современногостихосложения;
*Возникает и оригинальный русский роман;
*Продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданныйоколо 1630 г.
* публицистические и исторические произведения.
ПУБЛИЦИСТИКА— род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества
Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск, нашёл своё отражение в«Сказании» Авраамия Палицына.
Архитектура.
Для архитектуры был характерен постепенный отход от строгих канонов и традиций, стремление
к внешней нарядности, которую современники называли«дивное узорочье».
Теремной дворец Московского Кремля.
Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.
Успенская церковь
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Алексеевского монастыря в Угличе
Почти сорок лет(1656—1698)шло строительство величественного комплексаНовоиерусалимского (Воскресенского) монастыря,который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона.
В1670—1680-е гг.был создан ансамбльРостовского кремля, в котором со временем были установлены самыекрасивые по звучанию колокола в России.
В 1624—1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Московского кремляБ. Огурцовнадстроил ещё один ярус. Под руководством английского мастераX. Галовеябыли изготовлены большие часы, которые установили на башне.
Главная площадь Москвы стала именоватьсяКрасной (Красивой).
Васнецов А. Красная площадь во второй половине 17 века
В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший названиемосковскогоилинарышкинского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).
Церковь Покрова в Филях. Москва
Живопись.
Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Выдающимся мастером иконописи былСимон Ушаков.
Симон Ушаков
Спас Нерукотворный
Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва и др.).
Илья Пророк с житием. Художник Семён Спиридонов. Ярославская иконописная школа. 1678 г.
Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитиепортретной живописи.
Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Конец 17в.
Какие материалы использовали русские живописцы в XVIIв. для создания своих произведений?
Работа с текстом стр. 100
*В первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манереяичными красками на доске (темпера),
*Во второй половине столетия они создавалисьмасляными красками на холсте.
Театр.
Новым для русской культуры явлением стало открытие в1672 г.при дворе Алексея Михайловичапервого в России театра(закрыт в 1676г. после смерти царя)
Культурное взаимодействие народов
России
Работа с текстом стр.101
Составить план к разделу параграфа .
Вопрос урока
Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?
Подведем итоги
*Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения.
*Если в XIV —начале XV в. на первое место в развитии русской культуры вышла живопись, а в XV—XVI вв. её сменило зодчество, то в XVII в. передовые позиции принадлежали литературе.
*XVII столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры. Однако она была открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России.
*Власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.
Задание на дом
§ 26 учебника.
Опережающее задание:подготовить электронные презентации по вопросам темы урока и представить проекты в классе.
На основе параграфа, презентаций проектов заполнитетаблицу«Важнейшие памятники русской культуры ХVII в.».