kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории для общеобразовательных учебных заведений Тема урока. Россия в Смутное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по истории для общеобразовательных учебных заведений

Тема урока. Россия в Смутное время

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепить материал по истории Смутного времени в России; научить обобщать  полученные знания, подводить итоги и делать выводы; развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: карта России XVII в.; портрет Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и других выдающихся личностей того времени.

Предварительная подготовка: учащимся даётся задание повторить ранее изученный материал («Начало Смуты», «Борьба русского народа против иноземных захватчиков», «Второе ополчение», «Освобождение России»).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами завершаем изучение целой эпохи, получившей в отечественной историографии название Смуты или  Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранных нашествий.

 Пресечение правящей московской династии привело к политическому кризису, когда  национальная независимость и само существование Русского государства оказались под угрозой. Сегодня мы должны обобщить все полученные знания, подвести итоги и сделать выводы.

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала.
  2. Давайте вспомним политические , социальные и экономические причины Смуты и охарактеризуем каждую из них.
  3. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. В январе 1598г. Умер бездетный царь Федор Иванович, а еще раньше, в мае  1591г., в Угличе при странных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий, считавшийся при бездетном Фёдоре наследником престола.
  4. Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного.

К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, после потери в ходе неудачной Ливонской войны Нарвской гавани значительно сократилась внешняя торговля.  А в 1601 г. Из-за неурожая в стране начался голод. Неурожай повторился еще два года подряд, и лишь в 1604 г. Удалось собрать урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием.

  1. Усиление политики закрепощения крестьян и увеличение налогового гнева.

Отмена права крестьянского перехода в Юрьев день означала прикрепление крестьян к наделам, разрешение помещикам разыскивать и возвращать крестьян, бежавших от них, в течение пять лет.

  1. Рост противоречий в среде правящих сословий (между боярством и дворянством).

Боярство претендовало на власть, стремясь ограничить прерогативы царя и не допустить повторения террора, подобного тому, что свидетельствовал при Иване Грозном, установить боярское правление при «боярском» царе.

  1. Ответьте на вопросы теста

«От царя Бориса до освобождения Москвы».

1)Кто избрал Бориса Годунова царем?

а) он был назван Федором Ивановичем перед смертью;

б) земский собор;

в) боярская дума.

2) Что такое Юрьев день?

а) день, в который крестьяне имели право уйти от землевладельца после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты пожилого;

б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;

в) день, который землевладелец отпускал крестьян на заработки.

3) Что такое заповедные леса?

а) ограничение срока сыска беглых крестьян (первоначально пятью годами);

б) время страшного голода, свирепствовавшего на Руси вследствие неурожаев 1601-1603;

в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

4) кто был (предположительно) первым самозванцем, выдавшим себя за царевича Дмитрия?

а) Григорий Отрепьев;

б) Иван Болотников;

в) Михаил Молчанов.

5) что такое урочные лета?

а) период времени, в течении которого крестьянам был запрещен переход от одного феодала к другому  в Юрьев день;

б) установление срока сыска беглых крестьян (первоначально в течении пяти лет);

в) промежуток времени, в течении которого крестьяне и посадские люди, по распоряжению Бориса Годунова освобождались от уплаты податей.

6) Когда был убит Лжедмитрий I ?

а) в июне 1605г.

б) в мае 1606г.

в) в мае 1607г.

7) О ком видный русский историк С.М. Соловьев сказал, что от «юыл – не скажем избран, но выкрикнут царём»?

а) о Борисе годунове;

б) о Лжедмитрии I;

в) о Василии Шуйском.

8) В июле 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла в руки Боярской думы (Семибоярщина). Кому боярское правительство предложило русский престол?

а) польскому королевичу Владиславу;

 б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;

в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

9) Кто возглавил первое ополчение?

а) Прокопий Ляпунов;

б) Дмитрий Пожарский;

в) Иван Заруцкий.

10) Кто стал инициатором создания второго ополчения?

а) Дмитрий Пожарский;

б) Дмитрий Трубецкой;

в) Кузьма Минин.

3. Вопросы для устного ответа

- В октябре 1606 г. У Василия Шуйского появился новый противник, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Кем был этот человек и какие социальные слои служили ему опорой? (Иван Исаевич Болотников; опорой служили беднота и часть дворянства).

- Почему Лжедмитрий II назывался «тушинским вором»? (Резиденцией Лжедмитрия II стало подмосковное село Тушино; слово «вор» в XVII в. Значило «обманщик», «жулик».)

- Как звали талантливого полководца разбившего Лжедмитрия II и снявшего осаду Москвы, и какова его дальнейшая судьба? (Михаил Скопин-Шуйский внезапно умер в возрасте 23 лет, подозревают отравление противниками.)

-  Почему Василий Шуйский не попытался поднять народ на борьбу с поляками, а обратился за помощью к Швеции и почему Швеция согласилась оказать ему помощь?

- На каком условии русский престол был предложен польскому королевичу Владиславу? Как на предложение отреагировали Поляки? Чем грозило России утверждение на русском престоле польской династии?

- Что вы знаете о подвиге Ивана Сусанина?

- В ноябре 1613г. было объявлено о созыве Земского собора, который должен был решить вопрос  об избрании царя.  Перечислите всех кандидатов на русский трон. Объясните на кого в конечном счете пал выбор и почему.  (Примерный ответ. На русский престол претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, сын Марии Мнишек и Лжедмитрий II Иван и представители двух русских боярских фамилий Трубецкие и Романовы. Трубецкой ранее возглавлял «воровскую» (тушинскую) думу. Филарет Романов был тушинским патриархом. Но первый являлся одним из руководителей первого и второго ополчения, а второй томился в плену у поляков и считался в народе мучеником за православную веру. Практически сразу были отклонены кандидаты иностранных принцев, и после длительных споров выбор пал на 16-ти летнего сына Филарета Михаила Романова. Он устроил все противоборствующие стороны, так как по малолетству еще не запятнал себя ни интригами, ни связями с самозванцами и приходился племянником последнему царю из династии Рюриковичей Фёдору Ивановичу.)

- Перечислите итоги и последствия Смуты.

римерный ответ. Итогом Смуты стало экономическое разорение и запустение, особенно оно коснулось юго-западных районов страны. Были заброшены земли, значительно сократилось численность населения. Но главным итогом смутного времени стало то,  что русский народ смог отстоять национальную независимость и утвердить на престоле национальную династию.)

III. Подведение итогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории для общеобразовательных учебных заведений Тема урока. Россия в Смутное время »

Урок по истории для общеобразовательных учебных заведений

Тема урока. Россия в Смутное время

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепить материал по истории Смутного времени в России; научить обобщать полученные знания, подводить итоги и делать выводы; развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: карта России XVII в.; портрет Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и других выдающихся личностей того времени.

Предварительная подготовка: учащимся даётся задание повторить ранее изученный материал («Начало Смуты», «Борьба русского народа против иноземных захватчиков», «Второе ополчение», «Освобождение России»).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами завершаем изучение целой эпохи, получившей в отечественной историографии название Смуты или Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранных нашествий.

Пресечение правящей московской династии привело к политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказались под угрозой. Сегодня мы должны обобщить все полученные знания, подвести итоги и сделать выводы.

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала.

  1. Давайте вспомним политические , социальные и экономические причины Смуты и охарактеризуем каждую из них.

  1. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. В январе 1598г. Умер бездетный царь Федор Иванович, а еще раньше, в мае 1591г., в Угличе при странных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий, считавшийся при бездетном Фёдоре наследником престола.

  2. Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного.

К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, после потери в ходе неудачной Ливонской войны Нарвской гавани значительно сократилась внешняя торговля. А в 1601 г. Из-за неурожая в стране начался голод. Неурожай повторился еще два года подряд, и лишь в 1604 г. Удалось собрать урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием.

  1. Усиление политики закрепощения крестьян и увеличение налогового гнева.

Отмена права крестьянского перехода в Юрьев день означала прикрепление крестьян к наделам, разрешение помещикам разыскивать и возвращать крестьян, бежавших от них, в течение пять лет.

  1. Рост противоречий в среде правящих сословий (между боярством и дворянством).

Боярство претендовало на власть, стремясь ограничить прерогативы царя и не допустить повторения террора, подобного тому, что свидетельствовал при Иване Грозном, установить боярское правление при «боярском» царе.

  1. Ответьте на вопросы теста

«От царя Бориса до освобождения Москвы».

1)Кто избрал Бориса Годунова царем?

а) он был назван Федором Ивановичем перед смертью;

б) земский собор;

в) боярская дума.

2) Что такое Юрьев день?

а) день, в который крестьяне имели право уйти от землевладельца после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты пожилого;

б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;

в) день, который землевладелец отпускал крестьян на заработки.

3) Что такое заповедные леса?

а) ограничение срока сыска беглых крестьян (первоначально пятью годами);

б) время страшного голода, свирепствовавшего на Руси вследствие неурожаев 1601-1603;

в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

4) кто был (предположительно) первым самозванцем, выдавшим себя за царевича Дмитрия?

а) Григорий Отрепьев;

б) Иван Болотников;

в) Михаил Молчанов.

5) что такое урочные лета?

а) период времени, в течении которого крестьянам был запрещен переход от одного феодала к другому в Юрьев день;

б) установление срока сыска беглых крестьян (первоначально в течении пяти лет);

в) промежуток времени, в течении которого крестьяне и посадские люди, по распоряжению Бориса Годунова освобождались от уплаты податей.

6) Когда был убит Лжедмитрий I ?

а) в июне 1605г.

б) в мае 1606г.

в) в мае 1607г.

7) О ком видный русский историк С.М. Соловьев сказал, что от «юыл – не скажем избран, но выкрикнут царём»?

а) о Борисе годунове;

б) о Лжедмитрии I;

в) о Василии Шуйском.

8) В июле 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла в руки Боярской думы (Семибоярщина). Кому боярское правительство предложило русский престол?

а) польскому королевичу Владиславу;

б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;

в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

9) Кто возглавил первое ополчение?

а) Прокопий Ляпунов;

б) Дмитрий Пожарский;

в) Иван Заруцкий.

10) Кто стал инициатором создания второго ополчения?

а) Дмитрий Пожарский;

б) Дмитрий Трубецкой;

в) Кузьма Минин.

3. Вопросы для устного ответа

- В октябре 1606 г. У Василия Шуйского появился новый противник, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Кем был этот человек и какие социальные слои служили ему опорой? (Иван Исаевич Болотников; опорой служили беднота и часть дворянства).

- Почему Лжедмитрий II назывался «тушинским вором»? (Резиденцией Лжедмитрия II стало подмосковное село Тушино; слово «вор» в XVII в. Значило «обманщик», «жулик».)

- Как звали талантливого полководца разбившего Лжедмитрия II и снявшего осаду Москвы, и какова его дальнейшая судьба? (Михаил Скопин-Шуйский внезапно умер в возрасте 23 лет, подозревают отравление противниками.)

- Почему Василий Шуйский не попытался поднять народ на борьбу с поляками, а обратился за помощью к Швеции и почему Швеция согласилась оказать ему помощь?

- На каком условии русский престол был предложен польскому королевичу Владиславу? Как на предложение отреагировали Поляки? Чем грозило России утверждение на русском престоле польской династии?

- Что вы знаете о подвиге Ивана Сусанина?

- В ноябре 1613г. было объявлено о созыве Земского собора, который должен был решить вопрос об избрании царя. Перечислите всех кандидатов на русский трон. Объясните на кого в конечном счете пал выбор и почему. (Примерный ответ. На русский престол претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, сын Марии Мнишек и Лжедмитрий II Иван и представители двух русских боярских фамилий Трубецкие и Романовы. Трубецкой ранее возглавлял «воровскую» (тушинскую) думу. Филарет Романов был тушинским патриархом. Но первый являлся одним из руководителей первого и второго ополчения, а второй томился в плену у поляков и считался в народе мучеником за православную веру. Практически сразу были отклонены кандидаты иностранных принцев, и после длительных споров выбор пал на 16-ти летнего сына Филарета Михаила Романова. Он устроил все противоборствующие стороны, так как по малолетству еще не запятнал себя ни интригами, ни связями с самозванцами и приходился племянником последнему царю из династии Рюриковичей Фёдору Ивановичу.)

- Перечислите итоги и последствия Смуты.

римерный ответ. Итогом Смуты стало экономическое разорение и запустение, особенно оно коснулось юго-западных районов страны. Были заброшены земли, значительно сократилось численность населения. Но главным итогом смутного времени стало то, что русский народ смог отстоять национальную независимость и утвердить на престоле национальную династию.)

III. Подведение итогов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Банкетова Светлана Александровна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства