kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Россия накануне отмены крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с нормами и стандартами изучения предмета " История". Содержит в себе различные формы и методы работы.

Просмотр содержимого документа
«россия наануне отмены крепостного права»

Урок истории России по теме "Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

Тип урока: изучения нового материала

Методы обучения: наглядныйчастично-поисковый, практический, контроля;

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная;

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, раскрыть историческую закономерность падения крепостного права.

Развивающая:  развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, умения строить выводы.

Воспитательная: воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу; воспитание  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Планируемые результаты работы ученика:

1.Предметные: характеризовать предпосылки и причины отмены крепостного права.

2.Метапредметные : анализировать исторические источники, обобщать факты, выделять причинно-следственные связи по проблеме отмены крепостного права.

3.Личностные: воспитывать уважение к истории , формировать коммуникативную культуру.


Оборудование урока: компьютер, проектор; презентация, раздаточный материал; учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век;



Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте ребята.

Проверяю готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2. Мотивация и эмоциональный настрой учителем учащихся как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. ( 1 мин.)?

Учитель: У каждого человека в жизни есть мечта. И у вас ,конечно же тоже есть мечты. Какие они , ваши мечты? Как вы думаете, о чем мечтали крепостные крестьяне в 19 веке? Подвести к ответу, что о «свободе». Предложить найти мечту в зашифрованной фразе.

Слайд 1

МЕЧТЫСВОБОДАСБЫВАЮТСЯ.

Уберите лишние слова. Получилось слово СВОБОДА.

Учитель: Т.е крестьяне 19 века мечтали о свободе.

3. Актуализация знаний.(5мин.) 

Сегодня у нас урок необычный. Мы начинаем изучать новый этап истории. С окончанием Крымской войны началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Но от кого или быть может от чего, было необходимо освободить Россию в середине 19 века? Для этого я предлагаю вам обратить внимание на эпиграф нашего урока.

Слайд 2

Эпиграф урока.

Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя;
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

А.С. Пушкин.

Учитель: Скажите ,что имел ввиду А.С. Пушкин? Отчего необходимо было освободить Россию в 19 веке? Ученики : Самым большим злом 19 века , было крепостное право. Именно от него необходимо было освободить Россию.

Учитель: Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право в России в середине 19 века не существовало. В восьмую ревизию 1833 г. было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к  числу рабов! И это в 19 веке!

Учитель: Существовало ли крепостное право в это время в других европейских странах? (нет)

В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности. В России человек считался вещью, товаром, его могли продать, забить до смерти, обменять на борзую.

4.Фронтальная проверка теоретических знаний по теме.(2 мин)

Слайд 3

Учитель. Объявляю аукцион, продается понятие крепостное право. (Слайд «крепостное право)

( проверка домашнего задания: повторить материал о крепостном праве)

Предполагаемые ответы: это

1)Форма зависимости крестьян от дворян, экономическая, юридическая, личная.

2) Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные (барщину, оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственником барина.

(определяется победитель, давший больше правильных и интересных ответов)

Слайд 4

Учитель : Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об отмене крепостного права.)

Слайд 5

Тема нашего урока : « Россия накануне отмены крепостного права». ( уч-ся записывают тему урока в рабочих листах)

Учитель:  История нас учит - ни какое событие не может произойти само по себе. Что должно было сложиться в России, чтобы эта реформа из мечты превратилась в реальность?  ( Совместное обсуждение плана изучения новой темы)

Слайд 6

План урока:

1.Предпосылки отмены крепостного права.

2.Личность Александра 2. 3.Причины отмены крепостного права.

 К концу урока нам предстоит решить проблему:

Слайд 7

Проблема: Существовала ли историческая необходимость отмены крепостного права?



5. Изучение нового материала.(25мин.)

1.Учитель: Ребята, нам необходимо выяснить каковы предпосылки отмены крепостного права?

Учитель: Что такое предпосылки?

Ученики: Это некие условия сложившиеся в стране в середине 19 века, которые неизбежно вели к реформам.

Учитель. Вспомните, кто в истории поднимал вопрос об отмене крепостного права? ( Выступления учащихся по заданному вопросу).

(декабристы, императоры, литераторы, представители общественной мысли).

Слайд 8

1.Писатели (Обличение ужасов крепостничества в русской литературе). Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части общества ещё в 18 веке. Поток обличений ужасов крепостничества открыл А.Н.Радищев своим знаменитым «Путешествием из Петербурга в Москву». В дальнейшем этой темы касались и другие писатели и публицисты.

Слайд 9

2.Декабристы (Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права.) Борьба с мерзостью и безнравственностью крепостного права была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли первой половины 19 века.

Слайд 10

3.Правители (Законы, подтачивавшие устои крепостного права.) Император Павел 1-1797 год указ о трехдневной барщине; Александр 1-1803 год указ о «вольных хлебопашцах»; Николай 1- 1842 год указ об «обязанных» крестьянах.

Слайд 12

Отмена крепостного права в трех прибалтийских губерниях- Этот закон хоть и не имел практического воздействия на всё общество, всё таки утверждал в нем мысль «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным».

Вывод (ученик) : Вопрос об отмене крепостного права возник задолго до его отмены, и даже до рождения Александра II. Однако ни один правитель не решился на этот шаг.

2. Личность Александра 2

Слайд 13

18 февраля 1855 года Николай 1 скончался. На престол вступает его сын, Александр Николаевич. Известно, что умирая, Николай 1 сказал наследнику престола: “Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот”. В обществе возродились надежды на перемены, на отказ от Николаевской системы.

Но был ли способен Александр 2 провести в стране назревшие реформы?

Прослушав сообщение об Александре 2, ответьте на этот вопрос.

(подготовленное сообщение ученика об Александре 2 )- 1 мин.

Вывод:(ученик)

Несмотря на то, что Александр 2 по своим взглядам не являлся ни либералом, ни сторонником коренных реформ, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из крупных реформаторов в истории России..

3.Причины отмены крепостного права. 5 мин.

Учитель: Таким образом в стране созрели социально-экономические и политические предпосылки отмены крепостного права и появился человек , который решился на эти перемены.

Учитель: А сейчас мы разделимся на группы.

Вы должны будете, изучив документы, определить причины отмены крепостного права.

Приложение 1

1Кошелев А.И. представитель славянофилов писал: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. Крестьянин не заинтересован в результате своего труда, а отсюда низкая производительность труда крепостных крестьян и слабое развитие сельского хозяйства».

Вопрос?

- Объясните такое отношение крестьян к барщине.

Первая причина. Крестьянин не заинтересован в результате своего труда. (Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)

2. К.И. Арсеньев

«Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития".

Вопрос? Сделайте вывод о производительности крепостного труда?

( Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. )


Вторая причина отмены крепостного права: низкая производительность труда крепостных крестьян .

3. Крепостничество оказывало влияние на развитие промышленности. Отличительной чертой российской промышленности было прямо связано с существованием крепостничества. Промышленность, основанная на крепостном труде начала в 19 веке отставать от европейской. По выплавке чугуна, например, в конце 18 века Россия стояла на одном уровне с Англией, а в 1859 году Англия выплавляла его уже почти в 12 раз больше. Такую цену платила Россия за сохранение крепостного права. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.

М.М. Ляшенко, Российский историк.


Вопрос?

-Какую главную мысль, а значит и причину можно выделить из этого документа?

Третья причина: Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию капитализма. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.


4. Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».

Вопрос?

- Как вы понимаете слова отчета III отделения?

(Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховой власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору.)

Четвертая причина: Крепостное право – угроза общественного спокойствия. (Первая четверть XIX в. – 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. – 1089 крестьянских волнений; с 1851 по 1860-1910 гг.)

5.Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)


«Севастополь ударил по застоявшимся умам». В.О.Ключевский.

Вопрос?

-Как повлияло крепостное право на итоги Крымской войны?


Пятая причина: Возможность потерять статус великой державы.


6.Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имение помещик пользовался широкой полицейской властью: и имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, ссылать в Сибирь за так называемые «Предерзостные поступки» без ограничения срока ссылки и возврата ссылаемых, причем каждый сосланный засчитывался помещику, как сданный в рекруты. Помещик мог провинившегося или чем-либо не угодившего крестьянина отдать для наказания в полицию, заключить на определенный срок «в смирительный дом» или сдать в «арестанские роты гражданского ведомства». Произвол помещика не знал границ. В изобретение пыток и истязание бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.

Вопрос?

-Как относились к крепостным помещики?


Шестая причина: Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства.


Слайд 14 (причины отмены крепостного права появляются на экране по мере их озвучивания учащимися)


Учитель: О чём свидетельствуют причины, которые вы обозначили?

Вывод: Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

Учитель: А как сам император относился к крестьянскому вопросу?

На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав выступление вашего одноклассника.

Опережающее задание. 1 мин.


Слайд 15


Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. Перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Учитель: Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

Вывод (ученик): По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже революции.


слайд 16


Учитель: Проанализируйте данные таблицы? Так ли это?

Вывод (ученик): Крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра 2, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу».

6.Физкультминутка.

 Учитель: Правительство пыталось смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами. Был принят ряд указов по крестьянскому вопросу, разрабатывались проекты отмены крепостного права.

Учитель: Вспомните, какие это проекты?

Учитель: Но все эти проекты не были претворены в жизнь.

 Составление проектов.

Учитель: В период правления Александра 2 в общественном движении России формировались три общественно политических течения. Назовите их?

Ученики: Консерваторы, либералы, радикалы .

Учитель: А сейчас мы с вами сами попробуем составить проекты реформ.

Класс делится на 3 группы.

1.Консерваторы. Они будут составлять проект от имени помещиков черноземных губерний.

2.Либералы. От имени помещиков нечерноземных губерний.

3.Радикалы. Будут составлять проект, учитывая в первую очередь интересы крестьян.

Учитель: В помощь вам даны некоторые положения, вам необходимо выбрать те, которые вам подходят, а можете придумать свои. 5 мин. Приложение 2

Приложение 2.( составление проектов)

За землю помещикам предложить незначительную сумму от государства.

Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.

Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства.

Оставление основной части земли в руках помещиков.

Освободить крестьян без земли.

Предоставить помещикам право самостоятельно договориться с крестьянами.

Позволить помещикам влиять на государственные дела.

Освобождение крестьян с землей.

Слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс.

Отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

Построение нового общества через общину и коллективные формы труда.

Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного состояния».



Либералы:

Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного состояния».

Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.

Слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс.

Отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

Консерваторы:

Оставление основной части земли в руках помещиков.

Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства.

Освободить крестьян без земли.

Предоставить помещикам право самостоятельно договориться с крестьянами.

Позволить помещикам влиять на государственные дела.

Радикалы.

Освобождение крестьян с землей.

Построение нового общества через общину и коллективные формы труда.

За землю помещикам предложить незначительную сумму от государства.

Учитель: Как вы считаете, осуществимы ли были эти проекты в полном объёме?

Ученик: Пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян опасалось как массовых волнений, так и недовольства помещиков.

Слайд 17

 Учитель: Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной. И связано это было с именем нового императора Александра 2. Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоёв общества. Но при этом главная опора власти дворянство, по прежнему оставалось противником данной реформы.

7.Обобщение и систематизация знаний. 5 мин.

Слайд 18

Учащимся предлагается составить синквейн на тему:

Консерваторы - «крепостничество»

Либералы - «реформа»

Радикалы - «крестьяне»



Слайд 19

Возвращаемся к проблеме нашего урока:

Существовала ли историческая необходимость отмены крепостного права.

( уч-ся подводят итоги , делают выводы)

Итоги урока: освобождение крестьян от крепостной зависимости было исторически обусловлено. Однако перед императором стояла весьма ответственная задача: отменить крепостное право и сохранить стабильность в стране. Помещики хотели сохранить свое благосостояние (освобождение крестьян без земли), крестьяне желали свободы с сохранением своих наделов без какой-либо дополнительной платы.

8. Оценивание.

Слайд 20

9. Рефлексия. «Острова»  

Ребята, на доске изображены море и острова. Я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке, прикрепив цветной стикер к одному из островов.

Слайд 21

10. Домашнее задание.

Учитель: Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу.

Особенно мне понравилось  (называю по именам, говорю оценки).


У вас на партах лежат рабочие листы, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и одно на выбор.

1)П. 19 в;

2)Завершить работу по заполнению предпосылок и причин отмены крепостного права в рабочих листах.

3) написать письмо императору Александру 2 от имени а) крестьянина, б) либерально настроенного помещика, в) помещика-консерватора;

В котором вы можете высказать своё отношение к крепостному праву.

Критерии оценки:

  • достоверность

  • сюжет

  • исторические детали, язык.

Слайд 22

Учитель: Всем спасибо за работу .

Урок окончен.























Приложение 1. Документы.

1. Кошелев А.И. представитель славянофилов писал: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. Крестьянин не заинтересован в результате своего труда, а отсюда низкая производительность труда крепостных крестьян и слабое развитие сельского хозяйства».

Вопрос?

- Объясните такое отношение крестьян к барщине. Первая причина. Крестьянин не заинтересован в результате своего труда. (Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)

2. К.И. Арсеньев

«Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития".

Вопрос? Сделайте вывод о производительности крепостного труда?

( Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. )


3. Крепостничество оказывало влияние на развитие промышленности. Отличительной чертой российской промышленности было прямо связано с существованием крепостничества. Промышленность, основанная на крепостном труде начала в 19 веке отставать от европейской. По выплавке чугуна, например, в конце 18 века Россия стояла на одном уровне с Англией, а в 1859 году Англия выплавляла его уже почти в 12 раз больше. Такую цену платила Россия за сохранение крепостного права. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.

М.М. Ляшенко, Российский историк.


Вопрос?

-Какую главную мысль, а значит и причину можно выделить из этого документа?



4. Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».

Вопрос?

- Как вы понимаете слова отчета III отделения?

(Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховой власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору.)



5.Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)


«Севастополь ударил по застоявшимся умам». В.О.Ключевский.

Вопрос?

-Как повлияло крепостное право на итоги Крымской войны?



6.Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имение помещик пользовался широкой полицейской властью: и имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, ссылать в Сибирь за так называемые «Предерзостные поступки» без ограничения срока ссылки и возврата ссылаемых, причем каждый сосланный засчитывался помещику, как сданный в рекруты. Помещик мог провинившегося или чем-либо не угодившего крестьянина отдать для наказания в полицию, заключить на определенный срок «в смирительный дом» или сдать в «арестанские роты гражданского ведомства». Произвол помещика не знал границ. В изобретение пыток и истязание бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.

Вопрос?

-Как относились к крепостным крестьянам помещики?





Приложение 2.( составление проектов)

За землю помещикам предложить незначительную сумму от государства.

Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.

Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства.

Оставление основной части земли в руках помещиков.

Освободить крестьян без земли.

Предоставить помещикам право самостоятельно договориться с крестьянами.

Позволить помещикам влиять на государственные дела.

Освобождение крестьян с землей.

Слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс.

Отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

Построение нового общества через общину и коллективные формы труда.

Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного состояния».



Приложение 3.

Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. Перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Россия накануне отмены крепостного права"

Автор: Бабко Яна Михайловна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Крестьянская реформа 1861г» "
    ["seo_title"] => string(33) "kriest-ianskaia-rieforma-1861gh-1"
    ["file_id"] => string(6) "206800"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430282806"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(65) "proiekt-uroka-po-tiemie-priedposylki-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "261640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449161488"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства