kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся понимание неизбежности отмены крепостного права в России.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, раскрыть историческую закономерность падения крепостного права.

Развивающая:  развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, объяснять понятия, делать выводы. Закрепление навыка заполнения сравнительной таблицы.

Воспитательная: воспитание  чувства патриотизма, уважения к отечественной истории;

воспитание культуры диалога.

Вид урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».»

Тема урока:  Накануне отмены крепостного права

Цель урока: сформировать у учащихся понимание неизбежности отмены крепостного права в России.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, раскрыть историческую закономерность падения крепостного права.

Развивающая:  развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, объяснять понятия, делать выводы. Закрепление навыка заполнения сравнительной таблицы.

Воспитательная: воспитание  чувства патриотизма, уважения к отечественной истории;

воспитание культуры диалога.

Вид урока: изучение нового материала.

Технологии:

- развивающего обучения

-  

Оборудование урока: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в.: учебник для общеобразовательных организаций // М.: Просвещение, 2015; школьная меловая доска, раздаточный материал (таблица 1, таблица 2), рабочие тетради учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы

  3. Повторение ранее изученного материала:

  • выполнение теста «Россия в 1 пол.XIX в.»

  • этапы закрепощения крестьян в России

  • время ликвидации крепостного права в странах Европы

  • понятие «крепостное право»

  1. Анализ предпосылок и причин отмены крепостного права

  2. Характеристика императора Александра II. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

  3. Представители общественных движений об отмене крепостного права 

  4. Выводы

  5. Закрепление изученного материала

  6. Домашнее задание.

Основные понятия: предпосылка, причина, крепостное право, «александровская оттепель».

Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.


Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Актуализация темы.

Учитель: В феврале 2018 года исполнится 157 лет со дня отмены крепостного права в России. Это событие стало поворотным в истории нашей страны.

Сегодня мы познакомимся с общественно-политической и социально-экономической обстановкой в России середины XIX века и сформулируем понимание необходимости отмены крепостного права.

III. Повторение ранее изученного материала.

  1. Выполнение теста учащимися по теме «Россия в I пол. XIX в.»

Учитель: Итак, в середине XIX века 50% крестьян России находилось в крепостном состоянии, в то время, как по всей Европе активно распространялись идеи либерализма, свободы, равенства. Да и в самой России эти вопросы активно обсуждались.

  1. Вспомним этапы закрепощения крестьян в России (уч-ся знакомятся с содержанием таблицы)

Таблица 1. Этапы закрепощения крестьян


Даты

Название документа

Содержание документа

1497 г

Судебник Ивана III.

Введение Юрьева дня.

1550

Судебник Ивана IV

Увеличение размеров “пожилого”

1581

Указ Ивана IV о “Заповедных летах”.

Временный запрет выхода крестьян.

1597

Указ Федора Ивановича об      

 “Урочных летах”

Установлен 5-летний срок сыска беглых крестьян.

1649

Соборное уложение

Бессрочный сыск беглых крестьян.


  1. Учитель: Вспомните ребята, когда крепостное право было ликвидировано в странах Западной Европы? Государствах Восточной Европы?


Учащиеся отвечают: в Западной Европе уже в XIV-XVвв. происходит постепенное освобождение абсолютного большинства крестьян от каких бы то ни было норм крепостного права, а полностью элементы крепостного права исчезают в XVI- XVIII вв.


Учитель обращает внимание, что элементы крепостного права (запрет ухода, либо наследственное личное подчинение сеньору, либо ограничение гражданских прав, либо всё перечисленное) сложились в Западной Европе в отношении отдельных категорий крестьянства ряда регионов.


Учащиеся отвечают: В Центральной и Восточной Европе, наоборот, в XVI - XVIII вв. крепостное право превращается в важнейший элемент социальных отношений в сельском хозяйстве и отмена крепостного права происходила здесь в ходе реформ конца 18-19 вв.



  1. Учитель: Дайте определение понятию «крепостное право» (уч-ся самостоятельно формулируют определение понятия). Записывают в тетрадь:

Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещиков-феодалов.


IV. Предпосылки и причины отмены крепостного права.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом п. 19 и записывают в тетрадь.


Учащиеся I варианта выписывают из учебника «Предпосылки отмены крепостного права» (предпосылка – предварительное условие чего-либо):

  • Обличение ужасов крепостничества в русской литературе

  • Деятельность тайных организаций, выступавших за отмену крепостного права

  • Законы, подтачивавшие устои крепостного права (Указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостничества в прибалтийских губерниях, Указ «об обязанных крестьянах», право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца)

  • Изменение атмосферы в российском обществе, расширение числа сторонников реформ (младший брат царя – Великий князь Константин Николаевич проникся либеральными идеями и был сторонником отмены крепостного права).

  • Поражение России в Крымской войне.


Учащиеся II варианта выписывают из учебника «Причины  отмены крепостного права» (причина – основание для какого-либо действия):

  • Крепостничество тормозило развитие капитализма (отсутствие рынка свободной рабочей силы, низкая производительность крепостного труда) и препятствовало индустриальной модернизации страны.

  • Возможность потерять статус великой державы; военная необходимость.

  • Безнравственность крепостного права.


Проверка выполнения учащимися задания, обсуждение.

Учитель: Отмена крепостного права должна была означать готовность власти модернизировать страну, ввести ее в число передовых держав. Крепостничество отживало свой век. Однако для его отмены было нужно не только понимание этого, но и огромная политическая воля. И эту волю проявил сын императора Николая  - Александр II.

VХарактеристика императора Александра II.

  1. Ученики знакомятся с характеристикой личности и особенностями воспитания

Александра Николаевича (либо самостоятельно, читая раздел «Император Александр II», либо из заранее подготовленного сообщения одного из учеников).

       Учитель подводит учащихся к выводу о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России.

 

Учитель задаёт вопрос классу: Что повлияло на убеждение Александра II  отменить крепостное право в России?

Ответы учащихся.


2) Учащиеся читают раздел учебника «Александровская оттепель», выполняют задание 1 рубрики «Учимся быть историками», заполняют сравнительную таблицу и делают выводы:

Мероприятия начала царствования

Александра I

Александра II


  • Амнистия политических заключенных;

  • Приостановка на 3 года рекрутских наборов;

  • Ликвидация военных поселений;

  • Свобода выезда за границу;

  • Ослабление цензуры

VI. Представители общественных движений об отмене крепостного права 

Учитель: В процесс обсуждения условий отмены крепостного права активно были вовлечены представители различных общественных течений:

Уч-ся сравнивают условия отмены крепостного права по проекту К. Д. Кавелина, А.И. Герцена  и программ Н. Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

Таблица 2. Представители общественности об отмене крепостного права.


Либералы

Социалисты

Революционные демократы

К.Д. Кавелин

Отмена крепостного права в ходе реформы сверху;
крестьяне получают землю, которой владеют на момент отмены крепостного права

А.И. Герцен

Освобождение крестьян с землей, выкупленной государством;
упразднение цензуры;
отмена телесных наказаний

Н.Г. Чернышевский

Отмена крепостного права в ходе реформы сверху.
Крепостной труд не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получать небольшую выплату от государства

Н.А. Добролюбов

Революционный путь преобразований в стране, возможно только через «народное дело»


Учитель задаёт вопрос классу: Какая программа более радикальная? Какая программа более приемлема в условиях крепостнической России? 

   

Учащиеся делают вывод, что наиболее радикальной была позиция Н. А. Добролюбова, а наиболее приемлемой программой – проект  К.Д. Кавелина.

Учитель зачитывает: выступая на приеме московских предводителей дворянства в 1856 г. Александр II сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

VII. Учитель: Можно ли говорить о том, что в России к середине XIX в. возникла необходимость отмены крепостного права? (уч-ся отвечают и аргументируют свою точку зрения)

Вывод: неизбежность отмены крепостного права была очевидна практически всем. Помещики желали сохранить свое благосостояние (освободить крестьян без земли), и в большинстве своём были противниками подобной реформы, а крестьяне желали свободы с сохранением своих земельных наделов. Окончательное слово было за императором…

VIII. Закрепление материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».

Автор: Исабекова Савият Исабековна

Дата: 17.05.2021

Номер свидетельства: 580705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства