Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».
Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».
Цельурока: сформировать у учащихся понимание неизбежности отмены крепостного права в России.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, раскрыть историческую закономерность падения крепостного права.
Развивающая: развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, объяснять понятия, делать выводы. Закрепление навыка заполнения сравнительной таблицы.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной истории;
воспитание культуры диалога.
Вид урока: изучение нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».»
Тема урока: Накануне отмены крепостного права
Цельурока: сформировать у учащихся понимание неизбежности отмены крепостного права в России.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, раскрыть историческую закономерность падения крепостного права.
Развивающая: развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, объяснять понятия, делать выводы. Закрепление навыка заполнения сравнительной таблицы.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной истории;
воспитание культуры диалога.
Вид урока: изучение нового материала.
Технологии:
- развивающего обучения
-
Оборудование урока: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в.: учебник для общеобразовательных организаций // М.: Просвещение, 2015; школьная меловая доска, раздаточный материал (таблица 1, таблица 2), рабочие тетради учащихся.
Планурока:
Организационный момент.
Актуализация темы
Повторение ранее изученного материала:
выполнение теста «Россия в 1 пол.XIX в.»
этапы закрепощения крестьян в России
время ликвидации крепостного права в странах Европы
понятие «крепостное право»
Анализ предпосылок и причин отмены крепостного права
Характеристика императора Александра II. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.
Представители общественных движений об отмене крепостного права
Выводы
Закрепление изученного материала
Домашнее задание.
Основные понятия: предпосылка, причина, крепостное право, «александровская оттепель».
Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация темы.
Учитель: В феврале 2018 года исполнится 157 лет со дня отмены крепостного права в России. Это событие стало поворотным в истории нашей страны.
Сегодня мы познакомимся с общественно-политической и социально-экономической обстановкой в России середины XIX века и сформулируем понимание необходимости отмены крепостного права.
III. Повторение ранее изученного материала.
Выполнение теста учащимися по теме «Россия в I пол. XIX в.»
Учитель: Итак, в середине XIX века 50% крестьян России находилось в крепостном состоянии, в то время, как по всей Европе активно распространялись идеи либерализма, свободы, равенства. Да и в самой России эти вопросы активно обсуждались.
Вспомним этапы закрепощения крестьян в России (уч-ся знакомятся с содержанием таблицы)
Таблица 1. Этапы закрепощения крестьян
Даты
Название документа
Содержание документа
1497 г
Судебник Ивана III.
Введение Юрьева дня.
1550
Судебник Ивана IV
Увеличение размеров “пожилого”
1581
Указ Ивана IV о “Заповедных летах”.
Временный запрет выхода крестьян.
1597
Указ Федора Ивановича об
“Урочных летах”
Установлен 5-летний срок сыска беглых крестьян.
1649
Соборное уложение
Бессрочный сыск беглых крестьян.
Учитель: Вспомните ребята, когда крепостное право было ликвидировано в странах Западной Европы? Государствах Восточной Европы?
Учащиеся отвечают: в Западной Европе уже в XIV-XVвв. происходит постепенное освобождение абсолютного большинства крестьян от каких бы то ни было норм крепостного права, а полностью элементы крепостного права исчезают в XVI- XVIII вв.
Учитель обращает внимание, что элементы крепостного права (запрет ухода, либо наследственное личное подчинение сеньору, либо ограничение гражданских прав, либо всё перечисленное) сложились в Западной Европе в отношении отдельных категорий крестьянства ряда регионов.
Учащиеся отвечают: В Центральной и Восточной Европе, наоборот, в XVI - XVIII вв. крепостное право превращается в важнейший элемент социальных отношений в сельском хозяйстве и отмена крепостного права происходила здесь в ходе реформ конца 18-19 вв.
Учитель: Дайте определение понятию «крепостное право» (уч-ся самостоятельно формулируют определение понятия). Записывают в тетрадь:
Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещиков-феодалов.
IV. Предпосылки и причины отмены крепостного права.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом п. 19 и записывают в тетрадь.
Учащиеся I варианта выписывают из учебника «Предпосылки отмены крепостного права» (предпосылка – предварительное условие чего-либо):
Обличение ужасов крепостничества в русской литературе
Деятельность тайных организаций, выступавших за отмену крепостного права
Законы, подтачивавшие устои крепостного права (Указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостничества в прибалтийских губерниях, Указ «об обязанных крестьянах», право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца)
Изменение атмосферы в российском обществе, расширение числа сторонников реформ (младший брат царя – Великий князь Константин Николаевич проникся либеральными идеями и был сторонником отмены крепостного права).
Поражение России в Крымской войне.
Учащиеся II варианта выписывают из учебника «Причины отмены крепостного права» (причина – основание для какого-либо действия):
Крепостничество тормозило развитие капитализма (отсутствие рынка свободной рабочей силы, низкая производительность крепостного труда) и препятствовало индустриальной модернизации страны.
Возможность потерять статус великой державы; военная необходимость.
Безнравственность крепостного права.
Проверка выполнения учащимися задания, обсуждение.
Учитель: Отмена крепостного права должна была означать готовность власти модернизировать страну, ввести ее в число передовых держав. Крепостничество отживало свой век. Однако для его отмены было нужно не только понимание этого, но и огромная политическая воля. И эту волю проявил сын императора Николая - Александр II.
V. Характеристика императора Александра II.
Ученики знакомятся с характеристикой личности и особенностями воспитания
Александра Николаевича (либо самостоятельно, читая раздел «Император Александр II», либо из заранее подготовленного сообщения одного из учеников).
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России.
Учитель задаёт вопрос классу:Что повлияло на убеждение Александра II отменить крепостное право в России?
Ответы учащихся.
2) Учащиеся читают раздел учебника «Александровская оттепель», выполняют задание 1 рубрики «Учимся быть историками», заполняют сравнительную таблицу и делают выводы:
Мероприятия начала царствования
Александра I
Александра II
Амнистия политических заключенных;
Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
Ликвидация военных поселений;
Свобода выезда за границу;
Ослабление цензуры
VI.Представители общественных движений об отмене крепостного права
Учитель: В процесс обсуждения условий отмены крепостного права активно были вовлечены представители различных общественных течений:
Уч-ся сравнивают условия отмены крепостного права по проекту К. Д. Кавелина, А.И. Герцена и программ Н. Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.
Таблица 2. Представители общественности об отмене крепостного права.
Либералы
Социалисты
Революционные демократы
К.Д. Кавелин
Отмена крепостного права в ходе реформы сверху; крестьяне получают землю, которой владеют на момент отмены крепостного права
А.И. Герцен
Освобождение крестьян с землей, выкупленной государством; упразднение цензуры; отмена телесных наказаний
Н.Г. Чернышевский
Отмена крепостного права в ходе реформы сверху. Крепостной труд не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получать небольшую выплату от государства
Н.А. Добролюбов
Революционный путь преобразований в стране, возможно только через «народное дело»
Учитель задаёт вопрос классу: Какая программа более радикальная? Какая программа более приемлема в условиях крепостнической России?
Учащиеся делают вывод, что наиболее радикальной была позиция Н. А. Добролюбова, а наиболее приемлемой программой – проект К.Д. Кавелина.
Учитель зачитывает: выступая на приеме московских предводителей дворянства в 1856 г. Александр II сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
VII.Учитель: Можно ли говорить о том, что в России к середине XIX в. возникла необходимость отмены крепостного права? (уч-ся отвечают и аргументируют свою точку зрения)
Вывод: неизбежность отмены крепостного права была очевидна практически всем. Помещики желали сохранить свое благосостояние (освободить крестьян без земли), и в большинстве своём были противниками подобной реформы, а крестьяне желали свободы с сохранением своих земельных наделов. Окончательное слово было за императором…
VIII. Закрепление материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя)