Задачи: Образовательные: познакомить с реформой отмены крепостного права, выяснить значение для развития страны, дать оценку реформе; Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, с документами, обобщения материала и выделения главного.
Воспитательные: воспитание толерантности.
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы) Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.».
План урока: 1.Актуализция знаний по теме «Накануне отмены крепостного
права».
2. Подготовка реформы
3. Основные положения реформы
4. Отношение крестьян к реформе
5. Значение отмены крепостного права
I.Сообщение темы урока. Совместное определение цели урока. II. Тестирование по теме «Накануне отмены крепостного права».(Тест подготовлен по материалам: УМК Е. В. Симонова. Тесты по истории России. /К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс». Изд-во «Экзамен», М. 2010»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Крестьянская реформа 1861г» »
Конспект урока по истории 8 класс, учитель истории Малыхина А.В.
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861г»
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса.
Цель урока:
раскрыть основные положения реформы.
Задачи: Образовательные:познакомить с реформой отмены крепостного права, выяснить значение для развития страны, дать оценку реформе;Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, с документами, обобщения материала и выделения главного.
Воспитательные: воспитание толерантности.
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы) Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.».
План урока: 1.Актуализция знаний по теме «Накануне отмены крепостного
права».
2. Подготовка реформы
3. Основные положения реформы
4. Отношение крестьян к реформе
5. Значение отмены крепостного права
I.Сообщение темы урока. Совместное определение цели урока. II . Тестирование потеме «Накануне отмены крепостного права».(Тест подготовлен по материалам: УМК Е. В. Симонова. Тесты по истории России. /К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс». Изд-во «Экзамен», М. 2010»). III. Изучение нового материала. 1.Подготовка реформы. Учитель: Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ. Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов. Вопрос к классу. 1.Назовите предпосылки отмены крепостного права. (проверьте правильно ли вы ответили) Слайд 1.«Предпосылки отмены крепостного права». Учитель. Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего она имела моральную сторону. Слайд 2.«Отношение к крепостному праву в российской печати».
Как относилось русское общество к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за его отмену?
Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: статьи К.Д. Кавелина «Записки об освобождении крестьян», журналов «Полярная звезда», «Колокол».
Учитель подводит учеников к выводу:
В середине XIX в. в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять это решение Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
Вопрос к классу.1.Назовите причины отмены крепостного права.
Записать в тетрадь
Поражение в Крымской войне Массовое крестьянское движение. Военно-техническое отставание России от европейских государств. Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой. Общественное мнение
Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий предшествующих отмене крепостного права.
В ходе изучения вопроса учащиеся знакомятся с материалом учебника и параллельно составляют таблицу.
Результат работы учащихся сверяется с таблицей (Слайд3.)
Подготовка отмены крепостного права
Год
Событие
Результат
1857 г.
3 января
Создан секретный комитет
Не дал положительных результатов, т.к. в его состав вошли высокопоставленные чиновники, которые всячески тормозили продвижение вопроса.
1857 г.
октябрь
Обращение дворян Виленской, Ковенской и Гордненской губерний с просьбой разрешить освобождение крестьян без земли
Император создал рескрипт на имя В.Н.Назимова о запрещении освобождать крестьян без земли и о создании комитетов для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.
1858 г.
Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу – во главе великий князь Константин Николаевич
После издания рескрипта повсюду создавались дворянские комитеты, которые направляли свои предложения в Редакционные комиссии города Петербурга (во главе генерал Я.И. Ростовцев, затем граф В.Н. Панин). Отмена крепостного права неизбежна.
1859 г.
Проект отмены крепостного права
Передан на утверждение в Главный комитет.
1860 г.
В Петербург съехались представители дворянских комитетов
Проект утвержден в Государственном совете.
1861 г.
19 февраля
Александр II подписал манифест и «Положение о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости»
В России навсегда отменено крепостное право. Крестьяне, не выпуская личной свободы, становились свободными, имеющими личные и имущественные права.
Обсуждение вопросов при подготовке отмены крепостного права вызывало горячие дискуссии. По каким вопросам представители черноземных и нечерноземных губерний не могли прийти к единому мнению и почему? (слайд4).
Черноземные губернии
Нечерноземные губернии
Форма эксплуатации – барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.
Форма эксплуатации – оброчная. В этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы, работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.
К освобождению крестьян относились отрицательно.
К освобождению крестьян относились положительно.
Хотели получать выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет представлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян.
Хотели получать не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого.
Проект: освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.
Проект: освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.
Проблемное задание.
Как вы думаете, почему Александр 2 добивался, чтобы инициатива вотмене крепостного права исходила от дворян. Какую роль в этих реформах он отводил себе.
Примерный ответ.
АлександрII знал настроения большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений.
Александр II не торопился решить этот вопрос, т.к. он был противником отмены крепостного права, но основным препятствием явилось дворянство, которое боялось потери своих оброчных доходов и земель.
Учитель. Александр II 30 марта 1854 г. выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше, если это произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».
Сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И.Левшину собрать все имеющиеся в архивах проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что имеется три возможных варианта освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?
Слайд5. Варианты освобождения крестьян: слои общества поддерживающие их. 1.вариант.
Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах)
2 . вариант.
Освобождение крестьян с землей за выкуп (Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения)
3вариант. Освобождение крестьян с землей без выкупа (Революционно настроенная часть общества)
Вопрос. Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II и почему)
3.Учитель.19 февраля 1861 года – Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Слайд 6. 1.Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами:
1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.);
2) открывать торговые и промышленные предприятия;
3)выступать от своего имени в суде;
4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда;
5) переходить в другие сословия.
2. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
3. Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы. Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму.
Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.
Дарственный надел - часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
(учащиеся записывают в тетрадь основные понятия.)
Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65 % крестьян. Прирезки – у 3-15 % крестьян. Отрезки в среднем по стране составляли 20% от крестьянского надела; а в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. После реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы.
Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», ? от «высшей» нормы надела («нищенские», «сиротские»). Они составляли 1 десятину на человека и прокормиться с этой земли было невозможно.
4. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.
Порядок совершения выкупной сделкиГосударство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины.
Временнообязанный – крестьянин, не расплатившийся за землю.
5. Размеры крестьянских наделов, а также оброк на временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами – Уставными грамотами.
6. За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.
Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?
Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права.?
Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту.
Учитель: (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
В каком году рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).
- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).
(Слайд 7. Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)
- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)
- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?
Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
4. Значение отмены крепостного права. В ходе изучения вопроса учащиеся знакомятся с материалом учебника, выписывают прогрессивные черты реформы и какие крепостнические черты она сохранила.
( ответы учащихся)
Плюсы:
1)ликвидировано крепостничество; изменилась социальная структура общества;
2)создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;
Минусы:
1)сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.
IV.Закрепление:
Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом - по барину,
Другим - по мужику.
Как Н.А.Некрасов оценивает отмену крепостного права?
Как вы оцениваете эти события?
V. Домашнее задание. Прочитать §20. Вопросы на странице 143.