kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россия в первой половине ХIХ века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Россия в первой половине ХIХ века.

Цель: ученик сможет: объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять  реакцию общественных движений на ситуацию в стране.

Оборудование: План-схема проведения урока, пакет документов, наглядные пособия.

Тип урока: Повторительно - обобщающий урок 

Вид урока: урок-исследование.

1. Оргмомент.

2. Ход урока.

                                                                                Чтобы показать значение и место известного

                                                                                               явления, нужно изучить его вполне путем опыта,

                                                                                                анализировать отдельно каждую сторону его,

                                                                                                показать связь явлений.

                                                                                                                                                        Б. Н. Чичерин

История не знает сослагательного наклонения. Историк не должен гадать и фантазировать о том, что могло бы быть, если бы…. Он может изучить, исследовать, проанализировать, сделать выводы и понять, почему события развивались именно по этому сценарию, а не по какому-либо другому. Перед вами  находятся  портреты двух императоров, которые правили огромной страной более полувека.

О ком идет речь?

Что вам о них известно?

Какие важнейшие события происходили в годы их правления?

По вашему мнению, много ли они сделали для России?

Забегая вперед, обозначим, что после смерти Николая I   Россия оказалась на распутье: необходимы перемены, иначе страна может оказаться стоящей перед глубокой пропастью. Такими переменами мы называем  реформы Александра II и, в том числе,  одна из главных,  из них – крестьянская реформа. В конце  урока вы  сможете объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять  реакцию общественных движений на ситуацию в стране. Для того чтобы овладеть этими умения, мы должны действовать  как настоящие историка.  Об этом писал известный общественный деятель ХIХ века Б.Н. Чичерин (эпиграф). Нам с вами нужно рассмотреть достаточно большой круг вопросов, поэтому, класс состоит из двух групп исследователей, которые смогут дополнять друг друга,  спорить, отстаивать свою точку зрения.

План-схема проведения урока (на доске). Какие же проблемы стояли перед российским государством в середине ХIХ? Чтобы ответить на этот вопрос – обратимся к схеме. 1.  Портрет Н.М. Карамзина. Цитата: «… Самодержавие есть палладиум России; целостность его необходима для ее счастья…». 2. И.Д. Якушкин: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно». 3. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».

I ЭТАП. Как вы понимаете смысл первого  высказывания?

      Что означает слово «палладиум»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы должны были воспользоваться словарем  (домашнее задание). Палладиум – статуя древнегреческого божества, охранявшая безопасность города.

Какую точку зрения отстаивает ее автор?

О чем заставляет задуматься данная цитата?

Кто был политическим противником Карамзина? (М.М. Сперанский)

Групповая работа. (3-5 минут) Общее задание для двух групп: Объяснить  и уточить схему «Проект преобразований органов власти М.М. Сперанского».

Вопросы:

1. В чем заключается смысл проекта политической  реформы М.М. Сперанского?

      2. По какому пути могло пойти развитие России в случае осуществление плана Сперанского?'

    Вопросы:

1. Мог ли Александр I принять решение  о реализации «Плана государственного преобразования» Сперанского?

      2. Почему Сперанского не поддержал высший свет?

Работа с документами. Каждая группа учащиеся получает отдельный документ.(3 минуты)

         Вывод. Итак, в начале     ХIХ века в российском обществе существовали различные точки зрения на роль самодержавной власти. Прошло несколько десятилетий,  начался поворот в сторону реакции. Прослушайте отрывок из документа и напишите автора теории, о которой идет речь (Общее задание).

При каком императоре была создана эта теория?

Существовало ли самодержавие в странах Европы?  Приведите примеры. Как бы вы обозначили проблему, стоящую перед страной? Каждая группа заканчивает предложение:  Проблема существования…(самодержавной власти).

Вывод. Почему проекты по реформированию государственного строя не были реализованы? Кто был против подобных преобразований?

II ЭТАП. Мы подходим  к следующему этапу урока. Объясните смысл цитаты И.Д. Якушкина: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно»

Общее задание для двух  групп (5-7 минут)  Докажите, что крепостное право тормозило экономическое развитие страны, используя следующие термины: (на листе)

? Барщина

? Община

?Оброк

?Мануфактура

?Всероссийский рынок

?Крепостничество

?Капитализм

?Помещики

Что вам известно о положении крестьян в первой половине  ХIХ?

       Почему крепостное право считается величайшим злом?

        Заполнить таблицу.  Общее задание для обеих групп. Время выполнения -5 минут.   Каким образом Александр I и Николай I  пытались  решить крестьянский вопрос? В чем смысл указов?

Работа с документом в группах. (5 минут)  Почему, по мнению Николая I, невозможно было отменить крепостное право?

Какие причины обострение крестьянского вопроса называл царь?

Из речи Николая I в Государственном совете. 1842 г.

«Не сомнений, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам  отклонился от своей мысли как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я также никогда на это не решусь. Считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще еще далеко,  то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше к двум причинам: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то. Развивая в них новый круг понятий, делают их положение еще более тягостным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу, самое меньшее их число, - забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло… Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу  к переходному состоянию, а с ним связать это священной моей обязанностью и обязанностью тех,  кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…»

Каждая группа записывает причины:

1…

2…

Вывод.

Почему на протяжении всей первой половины ХIХ века крепостное право не было отменено? Почему необходимо было решать крестьянский вопрос?

Таким образом, важнейшая проблема России в первой половине ХIХ века…

(существование крепостного права, которое тормозило развитие страны) 

 III ЭТАП. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».

О ком идет речь?

      Кто рождает новые мысли и взгляды? 

      Итак, мы подходим к вопросу: Как  представители российского общества  реагировали на важнейшие проблемы, стоящие перед страной?

      Какие движения вам уже известны?

    Задание. Прочитайте текст и заполните пропуски (3-5 минут).

    Вывод: Какие основные  мысли высказывали общественные деятели первой половины ХIХ?

    По каким вопросам между ними возникали разногласие?

   О чем свидетельствует расцвет общественной мысли изучаемого периода?

       Вывод.

  Какие проблемы стояли перед страной в первой половине ХIХ?

 Было ли общество готово к переменам?

 Почему оба императора не решились проводить коренные преобразования? 

 Как можно охарактеризовать правление Александр I. Николай I. (Проверка   домашнего задания - синквейна)

3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Россия в первой половине ХIХ века. »



Тема: Россия в первой половине ХIХ века.

Цель: ученик сможет: объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять реакцию общественных движений на ситуацию в стране.

Оборудование: План-схема проведения урока, пакет документов, наглядные пособия.

Тип урока: Повторительно - обобщающий урок

Вид урока: урок-исследование.


1. Оргмомент.

2. Ход урока.

Чтобы показать значение и место известного

явления, нужно изучить его вполне путем опыта,

анализировать отдельно каждую сторону его,

показать связь явлений.

Б. Н. Чичерин

История не знает сослагательного наклонения. Историк не должен гадать и фантазировать о том, что могло бы быть, если бы…. Он может изучить, исследовать, проанализировать, сделать выводы и понять, почему события развивались именно по этому сценарию, а не по какому-либо другому. Перед вами находятся портреты двух императоров, которые правили огромной страной более полувека.

О ком идет речь?

Что вам о них известно?

Какие важнейшие события происходили в годы их правления?

По вашему мнению, много ли они сделали для России?

Забегая вперед, обозначим, что после смерти Николая I Россия оказалась на распутье: необходимы перемены, иначе страна может оказаться стоящей перед глубокой пропастью. Такими переменами мы называем реформы Александра II и, в том числе, одна из главных, из них – крестьянская реформа. В конце урока вы сможете объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять реакцию общественных движений на ситуацию в стране. Для того чтобы овладеть этими умения, мы должны действовать как настоящие историка. Об этом писал известный общественный деятель ХIХ века Б.Н. Чичерин (эпиграф). Нам с вами нужно рассмотреть достаточно большой круг вопросов, поэтому, класс состоит из двух групп исследователей, которые смогут дополнять друг друга, спорить, отстаивать свою точку зрения.

План-схема проведения урока (на доске). Какие же проблемы стояли перед российским государством в середине ХIХ? Чтобы ответить на этот вопрос – обратимся к схеме. 1. Портрет Н.М. Карамзина. Цитата: «… Самодержавие есть палладиум России; целостность его необходима для ее счастья…». 2. И.Д. Якушкин: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно». 3. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».


I ЭТАП. Как вы понимаете смысл первого высказывания?

Что означает слово «палладиум»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы должны были воспользоваться словарем (домашнее задание). Палладиум – статуя древнегреческого божества, охранявшая безопасность города.

Какую точку зрения отстаивает ее автор?

О чем заставляет задуматься данная цитата?

Кто был политическим противником Карамзина? (М.М. Сперанский)

Групповая работа. (3-5 минут) Общее задание для двух групп: Объяснить и уточить схему «Проект преобразований органов власти М.М. Сперанского».

Вопросы:

1. В чем заключается смысл проекта политической реформы М.М. Сперанского?


2. По какому пути могло пойти развитие России в случае осуществление плана Сперанского?


ИМПЕРАТОР


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ


МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА СЕНАТ


Вопросы:

1. Мог ли Александр I принять решение о реализации «Плана государственного преобразования» Сперанского?

2. Почему Сперанского не поддержал высший свет?

Работа с документами. Каждая группа учащиеся получает отдельный документ.(3 минуты)

А) Из письма Лагарпа Александру I 1801г «Во имя вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы, и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства.

Б) Из письма М.М. Сперанского Александру I. 1810 г. «… Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с самолюбием, и с завистью, а еще более с недоразумением…. Толпа вельмож, со всею свитою, женами, и детьми, меня, заключенного в моем кабинете, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личною свою вражду стараются украсить именем вражды государственной…»


Вывод. Итак, в начале ХIХ века в российском обществе существовали различные точки зрения на роль самодержавной власти. Прошло несколько десятилетий, начался поворот в сторону реакции. Прослушайте отрывок из документа и напишите автора теории, о которой идет речь (Общее задание).

«… Русский, преданный отечеству, столь же мало согласиться на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных. Они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношении к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с этими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. (Из доклада С.С. Уварова Николаю I. 1834 г.)

При каком императоре была создана эта теория?

Существовало ли самодержавие в странах Европы? Приведите примеры. Как бы вы обозначили проблему, стоящую перед страной? Каждая группа заканчивает предложение: Проблема существования…(самодержавной власти).

Вывод. Почему проекты по реформированию государственного строя не были реализованы? Кто был против подобных преобразований?


II ЭТАП. Мы подходим к следующему этапу урока. Объясните смысл цитаты И.Д. Якушкина: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно»

Общее задание для двух групп (5-7 минут) Докажите, что крепостное право тормозило экономическое развитие страны, используя следующие термины: (на листе)

► Барщина

► Община

►Оброк

►Мануфактура

►Всероссийский рынок

►Крепостничество

►Капитализм

►Помещики

Что вам известно о положении крестьян в первой половине ХIХ?

Почему крепостное право считается величайшим злом?

Заполнить таблицу. Общее задание для обеих групп. Время выполнения -5 минут. Каким образом Александр I и Николай I пытались решить крестьянский вопрос? В чем смысл указов?

Название указа

Год выхода издания

Император

?

1842

?

?

1803

Александр I

О запрете печатать объявления о продаже крестьян без земли

?

?

Об обязанных крестьянах

?

?


Работа с документом в группах. (5 минут) Почему, по мнению Николая I, невозможно было отменить крепостное право?

Какие причины обострение крестьянского вопроса называл царь?

Из речи Николая I в Государственном совете. 1842 г.

«Не сомнений, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я также никогда на это не решусь. Считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше к двум причинам: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то. Развивая в них новый круг понятий, делают их положение еще более тягостным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу, самое меньшее их число, - забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло… Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать это священной моей обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…»

Каждая группа записывает причины:

1…

2…

Вывод.

Почему на протяжении всей первой половины ХIХ века крепостное право не было отменено? Почему необходимо было решать крестьянский вопрос?

Таким образом, важнейшая проблема России в первой половине ХIХ века…

(существование крепостного права, которое тормозило развитие страны)


III ЭТАП. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».

О ком идет речь?

Кто рождает новые мысли и взгляды?

Итак, мы подходим к вопросу: Как представители российского общества реагировали на важнейшие проблемы, стоящие перед страной?

Какие движения вам уже известны?

Задание. Прочитайте текст и заполните пропуски (3-5 минут).


А) В программном проекте «--------------------- « П. И. Пестель писал, что государственным устройством России должна быть --------------------------------. Народное вече избирает Державную Думу в количестве--------- человек. Избирательное право должно быть--------------------------.

В «Конституции»------------------------- провозгласил, что наиболее приемлема для России - ограниченная --------------------------, исполнительную власть должен осуществлять------------------------. Оба автора считали, что крепостное право необходимо------------------------. П.И. Пестель выступал за ---------------------- помещичьего землевладения, а автор «Конституции»----------------------- поддерживал идею неприкосновенности -----------------------и наделение крестьян землей в количестве-------------.


Б) В конце 30 гг. ХIХ возникли два новых течения общественной мысли--------------------------------------. Лидеры: Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, М.Н. Катков относили себя к ---------------------------- Они считали, что Россия должна развиваться по --------------------------- пути. Придерживались либеральных взглядов полагая, что самодержавный строй должен быть преобразован в -------------------------------------. Особое внимание уделяли развитию гражданских свобод ---------------------------------. Представители другого движения именовали себя-----------------------------------. В этот круг входили представители просвещенного дворянства------------------------------------------------------------------------------------------. Развитие России, по их мнению, должно происходить по иному, отличному от---------------------- пути. К реформам Петра I они относились--------------------------------, считая их---------------------------------. Они выступали за сохранение государственного устройства-----------------------------------. Основа жизни России – община, -----------------------, государственность.

Вывод: Какие основные мысли высказывали общественные деятели первой половины ХIХ?

По каким вопросам между ними возникали разногласие?

О чем свидетельствует расцвет общественной мысли изучаемого периода?

Вывод.

Какие проблемы стояли перед страной в первой половине ХIХ?

Было ли общество готово к переменам?

Почему оба императора не решились проводить коренные преобразования?

Как можно охарактеризовать правление Александр I. Николай I. (Проверка домашнего задания - синквейна)


3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Россия в первой половине ХIХ века.

Автор: Пичко Наталья Сергеевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Экономическое развитие России в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(65) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134804"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416814855"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«РУССКО-АЗИАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ ХIХ ВЕКА. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК»"
    ["seo_title"] => string(105) "russko-aziatskiie-otnoshieniia-v-piervoi-polovinie-i-sieriedinie-khikh-vieka-istoriografichieskii-ochierk"
    ["file_id"] => string(6) "290850"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455029000"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Россия  после реформ 60 гг. ХIХ  века. "
    ["seo_title"] => string(42) "rossiia-poslie-rieform-60-ghgh-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "135661"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416942723"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Научная работа на тему "Целебные свойства Кумыса""
    ["seo_title"] => string(54) "nauchnaia_rabota_na_tiemu_tsieliebnyie_svoistva_kumysa"
    ["file_id"] => string(6) "426993"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1504205998"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Исследовательская работа Школьные музеи "
    ["seo_title"] => string(45) "issliedovatiel-skaia-rabota-shkol-nyie-muziei"
    ["file_id"] => string(6) "122585"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414301892"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства