Тема: Россия в первой половине ХIХ века.
Цель: ученик сможет: объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять реакцию общественных движений на ситуацию в стране.
Оборудование: План-схема проведения урока, пакет документов, наглядные пособия.
Тип урока: Повторительно - обобщающий урок
Вид урока: урок-исследование.
1. Оргмомент.
2. Ход урока.
Чтобы показать значение и место известного
явления, нужно изучить его вполне путем опыта,
анализировать отдельно каждую сторону его,
показать связь явлений.
Б. Н. Чичерин
История не знает сослагательного наклонения. Историк не должен гадать и фантазировать о том, что могло бы быть, если бы…. Он может изучить, исследовать, проанализировать, сделать выводы и понять, почему события развивались именно по этому сценарию, а не по какому-либо другому. Перед вами находятся портреты двух императоров, которые правили огромной страной более полувека.
О ком идет речь?
Что вам о них известно?
Какие важнейшие события происходили в годы их правления?
По вашему мнению, много ли они сделали для России?
Забегая вперед, обозначим, что после смерти Николая I Россия оказалась на распутье: необходимы перемены, иначе страна может оказаться стоящей перед глубокой пропастью. Такими переменами мы называем реформы Александра II и, в том числе, одна из главных, из них – крестьянская реформа. В конце урока вы сможете объяснить смысл проектов политического реформирования и причины их неудач; объяснить необходимость решения крестьянского вопроса; понять реакцию общественных движений на ситуацию в стране. Для того чтобы овладеть этими умения, мы должны действовать как настоящие историка. Об этом писал известный общественный деятель ХIХ века Б.Н. Чичерин (эпиграф). Нам с вами нужно рассмотреть достаточно большой круг вопросов, поэтому, класс состоит из двух групп исследователей, которые смогут дополнять друг друга, спорить, отстаивать свою точку зрения.
План-схема проведения урока (на доске). Какие же проблемы стояли перед российским государством в середине ХIХ? Чтобы ответить на этот вопрос – обратимся к схеме. 1. Портрет Н.М. Карамзина. Цитата: «… Самодержавие есть палладиум России; целостность его необходима для ее счастья…». 2. И.Д. Якушкин: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно». 3. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».
I ЭТАП. Как вы понимаете смысл первого высказывания?
Что означает слово «палладиум»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы должны были воспользоваться словарем (домашнее задание). Палладиум – статуя древнегреческого божества, охранявшая безопасность города.
Какую точку зрения отстаивает ее автор?
О чем заставляет задуматься данная цитата?
Кто был политическим противником Карамзина? (М.М. Сперанский)
Групповая работа. (3-5 минут) Общее задание для двух групп: Объяснить и уточить схему «Проект преобразований органов власти М.М. Сперанского».
Вопросы:
1. В чем заключается смысл проекта политической реформы М.М. Сперанского?
2. По какому пути могло пойти развитие России в случае осуществление плана Сперанского?'
Вопросы:
1. Мог ли Александр I принять решение о реализации «Плана государственного преобразования» Сперанского?
2. Почему Сперанского не поддержал высший свет?
Работа с документами. Каждая группа учащиеся получает отдельный документ.(3 минуты)
Вывод. Итак, в начале ХIХ века в российском обществе существовали различные точки зрения на роль самодержавной власти. Прошло несколько десятилетий, начался поворот в сторону реакции. Прослушайте отрывок из документа и напишите автора теории, о которой идет речь (Общее задание).
При каком императоре была создана эта теория?
Существовало ли самодержавие в странах Европы? Приведите примеры. Как бы вы обозначили проблему, стоящую перед страной? Каждая группа заканчивает предложение: Проблема существования…(самодержавной власти).
Вывод. Почему проекты по реформированию государственного строя не были реализованы? Кто был против подобных преобразований?
II ЭТАП. Мы подходим к следующему этапу урока. Объясните смысл цитаты И.Д. Якушкина: «Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно»
Общее задание для двух групп (5-7 минут) Докажите, что крепостное право тормозило экономическое развитие страны, используя следующие термины: (на листе)
? Барщина
? Община
?Оброк
?Мануфактура
?Всероссийский рынок
?Крепостничество
?Капитализм
?Помещики
Что вам известно о положении крестьян в первой половине ХIХ?
Почему крепостное право считается величайшим злом?
Заполнить таблицу. Общее задание для обеих групп. Время выполнения -5 минут. Каким образом Александр I и Николай I пытались решить крестьянский вопрос? В чем смысл указов?
Работа с документом в группах. (5 минут) Почему, по мнению Николая I, невозможно было отменить крепостное право?
Какие причины обострение крестьянского вопроса называл царь?
Из речи Николая I в Государственном совете. 1842 г.
«Не сомнений, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я также никогда на это не решусь. Считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше к двум причинам: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то. Развивая в них новый круг понятий, делают их положение еще более тягостным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу, самое меньшее их число, - забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло… Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать это священной моей обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…»
Каждая группа записывает причины:
1…
2…
Вывод.
Почему на протяжении всей первой половины ХIХ века крепостное право не было отменено? Почему необходимо было решать крестьянский вопрос?
Таким образом, важнейшая проблема России в первой половине ХIХ века…
(существование крепостного права, которое тормозило развитие страны)
III ЭТАП. П.Я. Чаадаев: «Общество заставляют двигаться не те, кто колеблется между истиной и ложью, это плясуны на канате, а люди принципиальные».
О ком идет речь?
Кто рождает новые мысли и взгляды?
Итак, мы подходим к вопросу: Как представители российского общества реагировали на важнейшие проблемы, стоящие перед страной?
Какие движения вам уже известны?
Задание. Прочитайте текст и заполните пропуски (3-5 минут).
Вывод: Какие основные мысли высказывали общественные деятели первой половины ХIХ?
По каким вопросам между ними возникали разногласие?
О чем свидетельствует расцвет общественной мысли изучаемого периода?
Вывод.
Какие проблемы стояли перед страной в первой половине ХIХ?
Было ли общество готово к переменам?
Почему оба императора не решились проводить коренные преобразования?
Как можно охарактеризовать правление Александр I. Николай I. (Проверка домашнего задания - синквейна)
3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).