Введение
Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.
Проблема. В Сковородинском районе действуют три школьных музея. У каждого своя история, своя судьба. Что объединяет эти музеи и в чем их различия?
Цель: изучение истории возникновения и развития школьных музеев Сковородинского района Амурской области.
Задачи:
1. Исследовать историю создания школьных музеев Сковороинского района.
2.Изучить фонды музеев Сковородинского района.
3. Познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов.
4. Сравнить тематику работы школьных музеев Сковородинского района.
Для решения поставленной проблемы я посетила школьные музеи Сковородинского района, встретилась с руководителями музеев. Изучила музейные фонды, сделала фотографии музейных комнат, экспонатов, проанализировала материал интернет - источников по данной теме, исторические музейные справки.
Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного края. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
Ни у каждого учащегося есть возможность побывать во всех музеях нашего района, а материал, собранный этими музеями, интересен и познавателен, ведь он хранит историю нашего района, историю жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего района.
Основная часть
- История возникновения школьных музеев
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. [ 5 ]
Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителями школьных музеев Сковородинского района. Руководителем школьного музея МБОУСОШ с. Талдан является Бондаренко Марина Владимировна (учитель истории и обществознания МБОУСОШ с. Талдан), руководитель школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша – Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания ), руководитель школьного музея МБОУСОШ №1 г. Сковородино - Шадрина Наталья Борисовна (учитель математики, в настоящее время директор школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино).
Школьные музеи Сковородинского района
На территории Сковородинского района действуют три школьных музея.
Историко - краеведческий музей в МБОУ СОШ с. Талдан,музей «Тайна вечной мерзлоты» школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино, историко –краеведческий музей школы МБОУСОШ п.г.т. Уруша.
- Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан.
В начале 90-ых годов учителя школы с. Талдан предложили школьникам поучаствовать в работе по поиску фактов из истории села. В начале 90-ых годов был начат сбор документов, предметов быта.
К 1994 году собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. И директор школы, Воробьева Татьяна Георгиевна, издает приказ о создании школьного музея.
Историко – краеведческий музей МБОУ СОШ села Талдан Сковородинского района Амурской области основан 5 января 1994 г., подразделяется на 4 отдела: «Из истории школы (см. приложение №2), «Великая Отечественная война» (см. приложение №3), «Мой край – моя Родина», «История Талдана». Количество экспонатов основного фонда – 250, количество экспонатов вспомогательного фонда – 130 (см. приложение №4). Адрес музея: Сковородинский район, с. Талдан, ул. Лисина, 55.
С 1997 по 2000 год работой школьного музея руководит Непомнящих Лариса Валерьяновна – ветеран педагогического труда, учитель начальных классов (см. приложение №5). За годы ее работы был начат сбор сведений об участниках Великой Отечественной войны, собран ценнейший материал о талданце – Герое Советского Союза И.П. Лисине, но самая результативная поисково-исследовательская работа была выполнена в 2000 году к 100-летию Забайкальской железной дороги. Были собраны сведения о Почетных железнодорожниках, об истории предприятий, о династиях железнодорожников. Так, по крупицам, было собрано огромное количество данных, которые легли в основу новых экспозиций, альбомов. Были подготовлены доклады, которые талданские школьники защищали на краеведческой конференции школ Забайкальской железной дороги в городе Шимановске. Заняли первое место, получили награды – почетные грамоты и памятные подарки.
В этом же году талданский музей занял 3 место в смотре-конкурсе школьных музеев Забайкальской железной дороги.
Следующий этап работы – восстановление истории школы. Встречи с учителями-ветеранами, письма в архивы… итог – «Летопись школы».
В Талданском школьном краеведческом музее хранится много интересных вещей. Среди них есть школьный колокольчик. Когда-то эта небольшая вещица была отлита мастером Егором Спиридоновичем Ключиковым. Колокольчик довольно простой ,из украшений –одна надпись : «Зав. Егора Спиридоновича Ключикова в селе Пуриха Нижегородской губернии». Несмотря на время, колокольчик довольно неплохо сохранился- только несколько темных пятен заметны на его металлической поверхности. В высоту он 9,3 см, диаметр -12 см. Небольшой размер делает звон этого колокольчика приятным для слуха. Слушая его, я представляю учащихся первой Талданской школы, собирающихся на урок под звон этого колокольчика.
Изучив историю возникновения и развития школьного музея МБОУСОШ с. Талдан я пришла к выводу, что основной фонд музея отражает уклад жизни, особенности расположения с. Талдан. Талдан - железнодорожная станция, в связи с этим большая часть экспозиции посвящена строительству железной дороги, людям, чьи судьбы связанны с этой работой. Ни один музей не может оставить без внимания период Великой Отечественной Войны. И в Талданском музее собран материал по этой теме.
2.2 Школьный музей МБОУ СОШ п.г.т. Уруша.
Историко – краеведческий музей МБОУСОШ п.г.т. Уруша начал свою историю с создания в 1994 году небольшой музейной комнаты, экспонаты которой первоначально были собраны для проведения краеведческой выставки, посвященной 90-летию поселка Уруша . Экспонаты жители поселка забирать не стали, мотивируя это тем ,что в школе нужно создать музей.
С начала основания музея и до настоящего времени руководителем школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша является Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания) (см. приложение №7).
Основной фонд.
1.Исторические ценности: предметы, связанные с историческими событиями в жизни переселенцев, со строительством и развитием железной дороги, как градообразующего предприятия, с жизнью выдающихся личностей ( первый комсорг комсомольской организации ст. Уруша – Тараненко Г., первый орденоносец Забайкальской ж.д. Токареву С.С.), с историей развития различных предприятий ст. Уруша (памятный знак «Ника»)
2.Художественные ценности: произведения иконописи, предметы культового назначения;
3. Произведения декоративно – прикладного искусства: картины и рисунки ручной работы (картины местной художницы Верхотуровой Ф., вышивки Колосовой О., выбитый иглой коврик Мадьяновой Ф.); изделия из дерева ручной работы;
4.Рукописные и печатные издания: молитвенник староверов 1895 г.,книги и журналы к. ХIХ и н. ХХ века.
5.Архивные документы: фотографии (разного времени, но в основном ХХ и ХХI век), планы (план строительства школы 1985 г.); документы (по истории развития школы, по истории жизни отдельных людей, связавших свою судьбу с поселком).
6.Филателистические материалы : (коллекция марок).
7.Предметы нумизматики, геральдики, фалеристики: монеты и бумажные знаки; первая печать фирмы «АЛКОМ»; коллекция значков.
В музее не очень много материалов, посвященных военной истории, но, тем не менее, они имеются: подлинные документы ветеранов войны (наградные книжки, фотографии); похоронки; письма с фронта; журнал по военной истории 1944 г.; материалы по созданию памятника погибшим воинам; образцы оружия (гранатомет образца 1943г, штык – нож от винтовки ); настольное скульптурное изображение воина – победителя.
Изучив фонды и тематику работы школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша, я могу сделать вывод, что его фонды в основном отражают быт и уклад жизни первой половины XX в., хранят имена людей, которые вписаны в историю п.г.т. Уруша. Этот музей очень схож и в своем оформлении, и в тематике со школьным музеем МБОУСОШ с. Талдан.
2.3. Школьный музей «Тайна вечной мерзлоты» МБОУ СОШ № 1
г. Сковородино
В школе №1 г. Сковородино действует музей «Тайна вечной мерзлоты»,основанный в 2001 году. Руководителем музея с 2001 года является Наталья Борисовна Шадрина, учитель математики, увлеченный и заинтересованный музейной работой. (см. приложение №9 )
Широко представлены материалы по работе мерзлотной станции, Павлу Флоренскому, который вложил большой вклад в изучение вечной мерзлоты. Ведётся летопись школы, в которой собраны материалы об её истории появления на свет от первых копий документов на её строительство до наших дней.
На ежегодных краеведческих конференциях, в которых принимают
участие представители от всех классов, заслушиваются результаты
поисковой деятельности по темам, заявленным в начале года. Так по
крупинкам собирается материал для пополнения музейного фонда.
Поскольку ученики и их родители проживают на улице Василевского, то
всех, бесспорно, интересует, почему этим именем названа улица. Ответ на этот вопрос можно найти в музее.
В музее находятся небоевые патроны, переданные дивизией, а так же
каски, военная форма и другие детали военного обмундирования. Так как
школа находится на территории бывшего военного городка, то основной
темой, над которой на протяжении длительного времени работал музей, является история дивизии, её боевой путь.(см. приложение №10)
Тематика работы музея:
1. Сковородинская мерзлотная станция
2. Жизнедеятельность П. Флоренского
3. Уголок боевой славы, посвящённый военной истории. /комната в музее/
4. Маршал Василевский А.М. 5. Афанасий Сковородин.
6. Русский мир./быт русского народа, творчество…/
7. Боевой путь 79 (284) Гвардейской дивизии. [3, 6]
Я пришла к выводу, что музей г. Сковородино отличается по тематике и по экспозиционному фонду от музеев с. Талдан и п.г.т. Уруша. Причин этому несколько. Во-первых, Сковородино – районный центр, город, где находилась первая в СССР и в мире мерзлотная станция, на которой работали известные инженеры, в том числе и Павел Флоренский. Поэтому большая часть экспонатов посвящена именно мерзлотной станции и Павлу Флоренскому. Название музея также отражает работу по данным направлениям. Во-вторых, на территории г. Сковородино была расположена 79 Гвардейская дивизия, и очень много экспонатов было передано музею, когда в 2002 году дивизия была переведена с территории г. Сковородино. Музей, посвященный этой дивизии находится в Москве (29 октября 1977 года в средней школе № 816 Западного округа города Москвы основан Военно-исторический музей 79 гвардейской стрелковой ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени дивизии), при комплектации музейного фонда школьного музея г. Сковородино велась активная переписка с музеем г. Москва. [ 7 ]
Заключение
В ходе исследовательской работы я увидела, что объединяет школьные музеи Сковородинского района, и что их отличает друг от друга. Все три музея были созданы с целью сохранения истории родной земли. Все они хранят память о людях, которые жили в той местности, где созданы музеи, о быте и укладе жизни земляков. Все музеи содержат экспозиции о Героическом событии нашего народа – Великой Отечественной войне, бережно хранят память о тех, кто ценой собственной жизни принес освобождение, кто выжил в этой тяжелой войне и достоин всенародной памяти и признания. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан и МБОУ СОШ п.г.т. Уруша объединяет то, что оба эти населенных пункта были железнодорожными станциями, жизнь людей этих станций была связана со строительством железной дороги, трудовые династии вырастали в этих местах. Сильные и стойкие люди могли вынести тяжелый труд железнодорожника. Имена этих людей вписаны в историю родного края. Много предметов, связанных с профессиональной деятельностью железнодорожников хранят эти школьные музеи. Школьный музей г. Сковородино «Тайна вечной мерзлоты» отличается своей тематической направленностью и является хранителем истории г. Сковородино.