kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа Школьные музеи

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     Введение

     Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.

  Проблема. В Сковородинском районе действуют три школьных музея. У каждого своя история, своя судьба. Что объединяет эти музеи и в чем их различия?

Цель: изучение  истории возникновения и развития школьных музеев Сковородинского района Амурской области.

Задачи:

1. Исследовать историю создания школьных музеев Сковороинского района.

2.Изучить фонды музеев Сковородинского района.

3. Познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов.

4. Сравнить тематику работы школьных музеев Сковородинского района.

     Для решения поставленной проблемы я посетила школьные музеи Сковородинского района, встретилась с руководителями музеев. Изучила музейные фонды, сделала фотографии музейных комнат, экспонатов, проанализировала материал интернет - источников по данной теме, исторические музейные справки.

    Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного края. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
       Ни у каждого учащегося есть возможность побывать во всех музеях нашего района, а материал, собранный этими музеями, интересен и познавателен, ведь он хранит историю нашего района, историю жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего района.

Основная часть

  1. История возникновения школьных музеев

  Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.  [ 5 ]

         Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителями школьных музеев Сковородинского района. Руководителем школьного музея МБОУСОШ с. Талдан является Бондаренко Марина Владимировна (учитель истории и обществознания МБОУСОШ с. Талдан), руководитель школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша – Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания ), руководитель школьного музея МБОУСОШ №1 г. Сковородино -  Шадрина Наталья Борисовна (учитель математики, в настоящее время директор школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино). 

   Школьные музеи Сковородинского района

     На территории Сковородинского района действуют три школьных музея.

Историко - краеведческий музей в МБОУ СОШ с. Талдан,музей «Тайна вечной мерзлоты» школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино, историко –краеведческий музей школы МБОУСОШ п.г.т. Уруша.

  1. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан.

        В начале 90-ых годов  учителя школы с. Талдан предложили школьникам  поучаствовать в работе по поиску фактов из истории села. В начале 90-ых годов был начат сбор документов, предметов быта.

    К 1994 году собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. И директор школы, Воробьева Татьяна Георгиевна,  издает приказ о создании школьного музея.

  Историко – краеведческий музей  МБОУ СОШ  села Талдан Сковородинского района Амурской области основан  5 января 1994 г., подразделяется на 4 отдела: «Из истории школы (см. приложение №2), «Великая Отечественная война» (см. приложение №3), «Мой край – моя Родина», «История Талдана». Количество экспонатов основного фонда – 250, количество экспонатов вспомогательного фонда – 130 (см. приложение №4). Адрес музея: Сковородинский район, с. Талдан, ул. Лисина, 55.

     С 1997 по 2000 год работой школьного музея руководит Непомнящих Лариса Валерьяновна – ветеран педагогического труда, учитель начальных  классов (см. приложение №5). За годы ее работы был начат сбор сведений об участниках  Великой Отечественной войны, собран ценнейший материал о талданце – Герое Советского Союза И.П. Лисине, но самая результативная поисково-исследовательская работа была выполнена в 2000 году к 100-летию Забайкальской железной дороги. Были собраны сведения  о Почетных железнодорожниках, об истории предприятий, о династиях железнодорожников. Так,  по крупицам, было собрано огромное количество данных, которые легли в основу новых экспозиций, альбомов. Были подготовлены доклады, которые талданские школьники защищали на краеведческой конференции школ Забайкальской железной дороги в городе Шимановске. Заняли первое место, получили награды – почетные грамоты и памятные подарки.

  В этом же году талданский музей занял 3 место в смотре-конкурсе школьных музеев Забайкальской железной дороги.

  Следующий этап работы – восстановление истории школы. Встречи с учителями-ветеранами, письма в архивы… итог – «Летопись школы».

     В Талданском школьном краеведческом музее хранится много интересных вещей. Среди них есть школьный колокольчик. Когда-то эта небольшая вещица была отлита мастером Егором Спиридоновичем Ключиковым. Колокольчик довольно простой ,из украшений –одна надпись : «Зав. Егора Спиридоновича Ключикова в селе Пуриха Нижегородской губернии». Несмотря на время, колокольчик довольно неплохо сохранился- только несколько темных пятен заметны на его металлической поверхности. В высоту он 9,3 см, диаметр -12 см. Небольшой размер делает звон этого колокольчика приятным для слуха. Слушая его, я представляю учащихся первой Талданской школы, собирающихся на урок под звон этого колокольчика.

   Изучив историю возникновения и развития школьного музея МБОУСОШ с. Талдан я пришла к выводу, что основной фонд музея отражает уклад жизни, особенности расположения с. Талдан. Талдан - железнодорожная станция, в связи с этим большая часть экспозиции посвящена строительству железной дороги, людям, чьи судьбы связанны с этой работой. Ни один музей не может оставить без внимания период Великой Отечественной Войны. И  в Талданском музее собран материал по этой теме.

2.2 Школьный музей МБОУ СОШ п.г.т. Уруша.

     Историко – краеведческий музей МБОУСОШ п.г.т. Уруша  начал свою историю с создания в 1994 году небольшой музейной комнаты, экспонаты которой первоначально были собраны для проведения краеведческой выставки, посвященной 90-летию поселка Уруша . Экспонаты жители поселка забирать не стали, мотивируя это тем ,что в школе нужно создать музей.

    С начала основания музея и до настоящего времени руководителем школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша является Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания) (см. приложение №7).

Основной фонд.

1.Исторические ценности: предметы, связанные с историческими событиями в жизни переселенцев, со строительством и развитием железной дороги, как градообразующего предприятия, с жизнью выдающихся личностей ( первый комсорг комсомольской организации ст. Уруша – Тараненко Г., первый орденоносец Забайкальской ж.д. Токареву С.С.), с историей развития различных предприятий ст. Уруша (памятный знак «Ника»)

2.Художественные ценности: произведения иконописи, предметы культового назначения;

3. Произведения декоративно – прикладного искусства: картины и рисунки ручной работы (картины местной художницы Верхотуровой Ф., вышивки Колосовой О., выбитый иглой коврик Мадьяновой Ф.); изделия из дерева ручной работы;

4.Рукописные и печатные издания: молитвенник староверов 1895 г.,книги и журналы  к. ХIХ и н. ХХ века.

5.Архивные документы: фотографии (разного времени, но в основном ХХ и ХХI век), планы  (план строительства школы 1985 г.); документы  (по истории развития школы, по истории жизни отдельных людей, связавших свою судьбу с поселком).

6.Филателистические материалы : (коллекция марок).

7.Предметы нумизматики, геральдики, фалеристики:  монеты и бумажные знаки; первая печать фирмы «АЛКОМ»; коллекция значков.

В музее не очень много материалов, посвященных военной истории, но, тем не менее, они имеются: подлинные документы ветеранов войны (наградные книжки, фотографии); похоронки; письма с фронта; журнал по военной истории 1944 г.; материалы по созданию памятника погибшим воинам; образцы оружия (гранатомет образца  1943г, штык – нож от винтовки ); настольное скульптурное изображение воина – победителя.

       Изучив фонды и тематику работы школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша,  я могу сделать вывод, что его фонды в основном отражают быт и уклад жизни  первой половины XX в., хранят имена людей, которые вписаны в историю п.г.т. Уруша.  Этот музей очень схож и в своем оформлении, и в тематике со школьным музеем МБОУСОШ с. Талдан.

2.3. Школьный музей «Тайна вечной мерзлоты» МБОУ СОШ № 1

г. Сковородино

  В школе №1 г. Сковородино действует музей «Тайна вечной мерзлоты»,основанный в 2001 году. Руководителем музея с 2001 года является Наталья Борисовна Шадрина, учитель математики, увлеченный и заинтересованный музейной работой.  (см. приложение №9 )

   Широко представлены материалы по работе мерзлотной станции, Павлу Флоренскому, который вложил большой вклад в изучение вечной мерзлоты. Ведётся летопись школы, в которой собраны материалы об её истории появления на свет от первых копий документов на её строительство до наших дней.

  На ежегодных краеведческих конференциях, в которых принимают

участие представители от всех классов, заслушиваются результаты

поисковой деятельности по темам, заявленным в начале года. Так по

крупинкам собирается материал для пополнения музейного фонда.

Поскольку ученики и их родители проживают на улице Василевского, то

всех, бесспорно, интересует, почему этим именем названа  улица. Ответ на этот вопрос можно найти в музее.

  В музее находятся небоевые патроны, переданные дивизией, а так же

каски, военная форма и другие детали военного обмундирования. Так как

школа находится на территории бывшего военного городка, то основной

темой, над которой на протяжении длительного времени работал музей, является история дивизии, её боевой путь.(см. приложение №10)

  Тематика работы музея:

1. Сковородинская мерзлотная станция

2. Жизнедеятельность П. Флоренского

3. Уголок боевой славы, посвящённый военной истории. /комната в музее/

4. Маршал Василевский А.М. 5. Афанасий Сковородин.

6. Русский мир./быт русского народа, творчество…/

7. Боевой путь 79 (284) Гвардейской дивизии.  [3, 6]

    Я пришла к выводу, что музей г. Сковородино отличается по тематике и по экспозиционному фонду от музеев с. Талдан и п.г.т. Уруша. Причин этому несколько. Во-первых, Сковородино – районный центр, город, где находилась первая в СССР  и в мире мерзлотная станция, на которой работали известные инженеры, в том числе и Павел Флоренский. Поэтому большая часть экспонатов посвящена именно мерзлотной станции и Павлу Флоренскому. Название музея также отражает работу по данным направлениям. Во-вторых, на территории г. Сковородино  была расположена 79 Гвардейская дивизия, и очень много экспонатов было передано музею, когда в 2002 году дивизия была переведена с территории г. Сковородино. Музей, посвященный этой дивизии находится в Москве (29 октября 1977 года в средней школе № 816 Западного округа города Москвы основан Военно-исторический музей 79 гвардейской стрелковой ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени дивизии), при комплектации музейного фонда школьного музея г. Сковородино велась активная переписка с музеем г. Москва.  [ 7 ]

Заключение

  В ходе исследовательской работы я увидела, что объединяет школьные музеи Сковородинского района, и что их отличает друг от друга.  Все три музея были созданы с целью сохранения истории родной земли. Все они хранят память о людях, которые жили в той местности, где созданы музеи, о быте и укладе жизни земляков. Все музеи содержат экспозиции о Героическом событии нашего народа – Великой Отечественной войне, бережно хранят память о тех, кто ценой собственной жизни принес освобождение, кто выжил в этой тяжелой войне и достоин всенародной памяти и признания. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан и МБОУ СОШ п.г.т. Уруша объединяет то, что оба эти населенных пункта были железнодорожными станциями, жизнь людей этих станций была  связана со строительством железной дороги, трудовые династии вырастали в этих местах. Сильные и стойкие люди могли вынести тяжелый труд железнодорожника. Имена этих людей вписаны в историю родного края. Много предметов, связанных с профессиональной деятельностью железнодорожников хранят эти школьные музеи. Школьный музей г. Сковородино «Тайна вечной мерзлоты» отличается своей тематической направленностью и является хранителем истории г. Сковородино. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Школьные музеи »

Оглавление

Основная часть.

1. История возникновения школьных музеев........................................ ….2-4

2. Школьные музеи Сковородинского района...............................................3

2.1. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан…………………………….3-5

2.2. Школьный музей МБОУ СОШ п.г.т. Уруша…………………………5-8

2.3.Школьный музей МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино………………..8-10

Приложения………………………………………………………………12-21

Введение

Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.

Проблема. В Сковородинском районе действуют три школьных музея. У каждого своя история, своя судьба. Что объединяет эти музеи и в чем их различия?

Цель: изучение истории возникновения и развития школьных музеев Сковородинского района Амурской области.

Задачи:

1. Исследовать историю создания школьных музеев Сковороинского района.

2.Изучить фонды музеев Сковородинского района.

3. Познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов.

4. Сравнить тематику работы школьных музеев Сковородинского района.

Для решения поставленной проблемы я посетила школьные музеи Сковородинского района, встретилась с руководителями музеев. Изучила музейные фонды, сделала фотографии музейных комнат, экспонатов, проанализировала материал интернет - источников по данной теме, исторические музейные справки.

Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного края. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
Ни у каждого учащегося есть возможность побывать во всех музеях нашего района, а материал, собранный этими музеями, интересен и познавателен, ведь он хранит историю нашего района, историю жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего района.

Основная часть

  1. История возникновения школьных музеев

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.  [ 5 ]

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. 
В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев-1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. - 270.

По данным этого центра в Амурской области зарегистрировано 63 музея: школьные музеи Архаринского района, Благовещенского района, г. Благовещенск, г. Белогорск , Завитинского района, г. Зея, Зейского района, Константиновского района, Свободнинского района, г. Свободный, Серышевского района , г. Тында, Тындинского района, Тамбовского района, Магдагачинского района, Михайловского района, Шимановского района, г. Шимановск, Ивановского района, Бурейского района. Музеи Сковородинского района не зарегистрированы. [ 4 ], ( см. приложение №1 )

В ходе исследовательской работы я познакомилась с историческими музейными справками школьных музеев МБОУСОШ с. Талдан, МБОУСОШ п.г.т. Уруша, МБОУСОШ №1 г. Сковородино. Данные документы содержат информацию об истории возникновения, о людях, стоявших у истоков создания школьных музеев с. Талдан, п.г.т.Уруша и г. Сковородино, об экспонатах, о тематике работы музеев .

Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителями школьных музеев Сковородинского района. Руководителем школьного музея МБОУСОШ с. Талдан является Бондаренко Марина Владимировна (учитель истории и обществознания МБОУСОШ с. Талдан), руководитель школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша – Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания ), руководитель школьного музея МБОУСОШ №1 г. Сковородино - Шадрина Наталья Борисовна (учитель математики, в настоящее время директор школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино).

Я выяснила, что информация о музеях Сковородинского района содержится на сайтах школ. В этих источниках я нашла богатый фотоматериал, рассказывающий об экспонатах этих музеев.

Полезным для меня стало и посещение школьных музеев, об истории возникновения, развития которых я собирала информацию.

  1. Школьные музеи Сковородинского района

На территории Сковородинского района действуют три школьных музея.

Историко - краеведческий музей в МБОУ СОШ с. Талдан,музей «Тайна вечной мерзлоты» школы МБОУСОШ №1 г. Сковородино, историко –краеведческий музей школы МБОУСОШ п.г.т. Уруша.

    1. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан.

В начале 90-ых годов учителя школы с. Талдан предложили школьникам поучаствовать в работе по поиску фактов из истории села. В начале 90-ых годов был начат сбор документов, предметов быта.

К 1994 году собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. И директор школы, Воробьева Татьяна Георгиевна, издает приказ о создании школьного музея.

Историко – краеведческий музей МБОУ СОШ села Талдан Сковородинского района Амурской области основан 5 января 1994 г., подразделяется на 4 отдела: «Из истории школы (см. приложение №2), «Великая Отечественная война» (см. приложение №3), «Мой край – моя Родина», «История Талдана». Количество экспонатов основного фонда – 250, количество экспонатов вспомогательного фонда – 130 (см. приложение №4). Адрес музея: Сковородинский район, с. Талдан, ул. Лисина, 55.

С 1997 по 2000 год работой школьного музея руководит Непомнящих Лариса Валерьяновна – ветеран педагогического труда, учитель начальных классов (см. приложение №5). За годы ее работы был начат сбор сведений об участниках Великой Отечественной войны, собран ценнейший материал о талданце – Герое Советского Союза И.П. Лисине, но самая результативная поисково-исследовательская работа была выполнена в 2000 году к 100-летию Забайкальской железной дороги. Были собраны сведения о Почетных железнодорожниках, об истории предприятий, о династиях железнодорожников. Так, по крупицам, было собрано огромное количество данных, которые легли в основу новых экспозиций, альбомов. Были подготовлены доклады, которые талданские школьники защищали на краеведческой конференции школ Забайкальской железной дороги в городе Шимановске. Заняли первое место, получили награды – почетные грамоты и памятные подарки.

В этом же году талданский музей занял 3 место в смотре-конкурсе школьных музеев Забайкальской железной дороги.

Следующий этап работы – восстановление истории школы. Встречи с учителями-ветеранами, письма в архивы… итог – «Летопись школы».

Первоначально школьный музей располагался в небольшой пионерской комнате. В 2001 году это пространство становится недостаточным для музея и школьный музей переезжает в более просторный кабинет.

С 2001 года и по настоящее время руководителем музея является учитель истории и обществознания, Бондаренко Марина Владимировна. [ 1 ], (см. приложение №5)

В Талданском школьном краеведческом музее хранится много интересных вещей. Среди них есть школьный колокольчик. Когда-то эта небольшая вещица была отлита мастером Егором Спиридоновичем Ключиковым. Колокольчик довольно простой ,из украшений –одна надпись : «Зав. Егора Спиридоновича Ключикова в селе Пуриха Нижегородской губернии». Несмотря на время, колокольчик довольно неплохо сохранился- только несколько темных пятен заметны на его металлической поверхности. В высоту он 9,3 см, диаметр -12 см. Небольшой размер делает звон этого колокольчика приятным для слуха. Слушая его, я представляю учащихся первой Талданской школы, собирающихся на урок под звон этого колокольчика.

Для нас этот колокольчик –возможность вернуться в прошлое. Старое здание Талданской школы сгорело, а колокольчик остался у одного из сельских жителей. И через много лет Андрей Валентинович Белов передал колокольчик в музей. Теперь ученики смотрят на старый колокольчик и слушают отзвуки прошлых лет. [ 1 ], (см. приложение №6)

Изучив историю возникновения и развития школьного музея МБОУСОШ с. Талдан я пришла к выводу, что основной фонд музея отражает уклад жизни, особенности расположения с. Талдан. Талдан - железнодорожная станция, в связи с этим большая часть экспозиции посвящена строительству железной дороги, людям, чьи судьбы связанны с этой работой. Ни один музей не может оставить без внимания период Великой Отечественной Войны. И в Талданском музее собран материал по этой теме.

2.2 Школьный музей МБОУ СОШ п.г.т. Уруша.

Историко – краеведческий музей МБОУСОШ п.г.т. Уруша начал свою историю с создания в 1994 году небольшой музейной комнаты, экспонаты которой первоначально были собраны для проведения краеведческой выставки, посвященной 90-летию поселка Уруша . Экспонаты жители поселка забирать не стали, мотивируя это тем ,что в школе нужно создать музей.

С начала основания музея и до настоящего времени руководителем школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша является Семенова Наталья Викторовна (учитель истории и обществознания) (см. приложение №7).

В 2000 году музей занимает 3 место (разделив его с Талданским музеем) в смотре музейных комнат, посвященном 100-летию Забайкальской железной дороги.

В 2005 году музей награждают грамотой Департамента образования Амурской области, в 2006 г. музей становится лауреатом областного смотра – конкурса «Музей года – 2006».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» фонд музея делится на основной и вспомогательный.

Основной фонд.

1.Исторические ценности: предметы, связанные с историческими событиями в жизни переселенцев, со строительством и развитием железной дороги, как градообразующего предприятия, с жизнью выдающихся личностей ( первый комсорг комсомольской организации ст. Уруша – Тараненко Г., первый орденоносец Забайкальской ж.д. Токареву С.С.), с историей развития различных предприятий ст. Уруша (памятный знак «Ника»)

2.Художественные ценности: произведения иконописи, предметы культового назначения;

3. Произведения декоративно – прикладного искусства: картины и рисунки ручной работы (картины местной художницы Верхотуровой Ф., вышивки Колосовой О., выбитый иглой коврик Мадьяновой Ф.); изделия из дерева ручной работы;

4.Рукописные и печатные издания: молитвенник староверов 1895 г.,книги и журналы к. ХIХ и н. ХХ века.

5.Архивные документы: фотографии (разного времени, но в основном ХХ и ХХI век), планы (план строительства школы 1985 г.); документы (по истории развития школы, по истории жизни отдельных людей, связавших свою судьбу с поселком).

6.Филателистические материалы : (коллекция марок).

7.Предметы нумизматики, геральдики, фалеристики: монеты и бумажные знаки; первая печать фирмы «АЛКОМ»; коллекция значков.

В музее не очень много материалов, посвященных военной истории, но, тем не менее, они имеются: подлинные документы ветеранов войны (наградные книжки, фотографии); похоронки; письма с фронта; журнал по военной истории 1944 г.; материалы по созданию памятника погибшим воинам; образцы оружия (гранатомет образца 1943г, штык – нож от винтовки ); настольное скульптурное изображение воина – победителя.

Музей МОУ СОШ п.г.т. Уруша до 2007 г. располагался в маленьком помещении. С осени 2007 года музей имеет несколько помещений. С этим связана и тематика разделов экспозиций. Музей расположен в трех залах. 1зал – жилая комната жителя станции первой половины 20 в. 2-ой зал – кухня. 3-ий зал – экспозиционный (см. приложение№8). Количество экспонатов составляет 1832 предмета (данные на 01.09.2008 г.).

Ценных экспонатов в музее достаточно, но наиболее ценными из них (по оценке Волегова С.В.- директора музейного научно - учебного центра АмГУ) является китайский ритуальный кинжал (ок.к. XIX в) и молитвенник староверов 1895 г. [ 2 ]

Изучив фонды и тематику работы школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша, я могу сделать вывод, что его фонды в основном отражают быт и уклад жизни первой половины XX в., хранят имена людей, которые вписаны в историю п.г.т. Уруша. Этот музей очень схож и в своем оформлении, и в тематике со школьным музеем МБОУСОШ с. Талдан.

2.3. Школьный музей «Тайна вечной мерзлоты» МБОУ СОШ № 1

г. Сковородино

В школе №1 г. Сковородино действует музей «Тайна вечной мерзлоты»,

основанный в 2001 году. Руководителем музея с 2001 года является Наталья Борисовна Шадрина, учитель математики, увлеченный и заинтересованный музейной работой. (см. приложение №9 )

Широко представлены материалы по работе мерзлотной станции, Павлу Флоренскому, который вложил большой вклад в изучение вечной мерзлоты. Ведётся летопись школы, в которой собраны материалы об её истории появления на свет от первых копий документов на её строительство до наших дней.

На ежегодных краеведческих конференциях, в которых принимают

участие представители от всех классов, заслушиваются результаты

поисковой деятельности по темам, заявленным в начале года. Так по

крупинкам собирается материал для пополнения музейного фонда.

Поскольку ученики и их родители проживают на улице Василевского, то

всех, бесспорно, интересует, почему этим именем названа улица. Ответ на этот вопрос можно найти в музее.

В музее находятся небоевые патроны, переданные дивизией, а так же

каски, военная форма и другие детали военного обмундирования. Так как

школа находится на территории бывшего военного городка, то основной

темой, над которой на протяжении длительного времени работал музей, является история дивизии, её боевой путь.(см. приложение №10)

Особое место в экспонатах музея занимают сведения об участии

жителей г. Сковородино в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Альбомы с фотографиями, свидетельствами тех грозных лет заняли достойное место на выставочных полках. Об открытии некоторых памятников, мемориалов можно тоже узнать из альбомов, которые бережно хранят историю.

Тематика работы музея:

1. Сковородинская мерзлотная станция

2. Жизнедеятельность П. Флоренского

3. Уголок боевой славы, посвящённый военной истории. /комната в музее/

4. Маршал Василевский А.М. 5. Афанасий Сковородин.

6. Русский мир./быт русского народа, творчество…/

7. Боевой путь 79 (284) Гвардейской дивизии. [3, 6]

Я пришла к выводу, что музей г. Сковородино отличается по тематике и по экспозиционному фонду от музеев с. Талдан и п.г.т. Уруша. Причин этому несколько. Во-первых, Сковородино – районный центр, город, где находилась первая в СССР и в мире мерзлотная станция, на которой работали известные инженеры, в том числе и Павел Флоренский. Поэтому большая часть экспонатов посвящена именно мерзлотной станции и Павлу Флоренскому. Название музея также отражает работу по данным направлениям. Во-вторых, на территории г. Сковородино была расположена 79 Гвардейская дивизия, и очень много экспонатов было передано музею, когда в 2002 году дивизия была переведена с территории г. Сковородино. Музей, посвященный этой дивизии находится в Москве (29 октября 1977 года в средней школе № 816 Западного округа города Москвы основан Военно-исторический музей 79 гвардейской стрелковой ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени дивизии), при комплектации музейного фонда школьного музея г. Сковородино велась активная переписка с музеем г. Москва. [ 7 ]

Заключение

В ходе исследовательской работы я увидела, что объединяет школьные музеи Сковородинского района, и что их отличает друг от друга. Все три музея были созданы с целью сохранения истории родной земли. Все они хранят память о людях, которые жили в той местности, где созданы музеи, о быте и укладе жизни земляков. Все музеи содержат экспозиции о Героическом событии нашего народа – Великой Отечественной войне, бережно хранят память о тех, кто ценой собственной жизни принес освобождение, кто выжил в этой тяжелой войне и достоин всенародной памяти и признания. Школьный музей МБОУ СОШ с. Талдан и МБОУ СОШ п.г.т. Уруша объединяет то, что оба эти населенных пункта были железнодорожными станциями, жизнь людей этих станций была связана со строительством железной дороги, трудовые династии вырастали в этих местах. Сильные и стойкие люди могли вынести тяжелый труд железнодорожника. Имена этих людей вписаны в историю родного края. Много предметов, связанных с профессиональной деятельностью железнодорожников хранят эти школьные музеи. Школьный музей г. Сковородино «Тайна вечной мерзлоты» отличается своей тематической направленностью и является хранителем истории г. Сковородино. Я благодарна людям, которые сотрудничали со мной во время подготовки моей работы: выражаю слова признательности руководителям школьных музеев Сковородинского района: Бондаренко Марине Владимировне, Шадриной Наталье Борисовне, Семёновой Наталье Викторовне. Всю собранную информацию я представлю в буклетах на районной конференции по краеведению, а также при защите моей работы.

Список литературы

  1. Историческая музейная справка школьного музея МБОУ СОШ с. Талдан

  2. Историческая музейная справка школьного музея МБОУ СОШ п.г.т. Уруша

  3. Историческая музейная справка школьного музея МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино

  4. Интернет-сайт turcentrrf.ru

  5. Интернет-сайт Muzei.shkola9

  6. Интернет -сайт skovmerzlota.narod.ru

  7. Интернет-сайт www.pobeda1945.su




























Приложение № 1

Часть таблицы «Школьные музеи Амурской области»




















п/п

Район, город,
нас. пункт

Образовательное учреждение

Наименование музе

Профиль

Основные разделы музея

Дата открытия музея

Адрес, тел.,
e-mail

Руководитель
(ФИО., должность)

1

Архаринский район, с. Новоспасск

МОБУ «СОШ с. Новоспасск»

Музей Боевой и трудовой славы

История края

История села, наши земляки участники ВОВ, ветераны педагогического труда, помним их имена

1992 г.

676754, Архаринский район, с. Новоспасск, ул. Школьная, 15, 8(41648)37228, [email protected]

Чеботарева
Виктория
Александровна,
учитель истории

2

Архаринский район, с. Аркадьевка

МОБУ «СОШ с. Аркадьевка»

Историко-краеведческий музей МОБУ «СОШ с. Аркадьевка»

Историко-краеведческий

История села,
история школы, летопись Великой Отечественной войны, этнография, народные умельцы

2000 г.

676761, Архаринский район, с. Аркадьевка, ул. Центральная, 19/3. Arkadevka [email protected], 8(41648)36521

Адаменко
Светлана
Андреевна,
учитель истории

3

Архаринский район,
с. Черниговка

МОБУ «ООШ
с. Черниговка»

Школьный краеведческий музей МОБУ «ООШ с. Черниговка»

Историко-краеведческий

История села.
Школьная летопись
«Флора и фауна нашего края»

2005

676740, Архаринский район, с. Черниговка, ул. Центральная,
108(41648)36319
[email protected], сайт в разработке

Горенков
Сергей
Валерьевич,
учитель истории

4

Архаринский, район, с. Иннокентьевка

МОБУ «СОШ с. Иннокентьевка

Историко-краеведческий

Исторический

этнография, археология, история села, история школы, наши земляки - участники Великой Отечественной войны, дети и война, участники локальных войн, труженики села

 

6766756, Архаринский район, с. Иннокентьевка, ул. Школьная, 5
8(41648)37566
[email protected]

Горбунова
Татьяна
Борисовна,
учитель истории

5

Архаринский район, с. Ленинское

МОБУ «ООШ
с. Ленинское»

Музей истории села «Русская изба»

 

Археология, этнография, история села, история школы, Великая Отечественная война, дети и война, участники локальных войн, труженики села

1989

676747, Архаринский район, с. Ленинское, ул. Ленинская, 39,
8(41648)37228
[email protected]

Грибова
Елена
Евгеньевна,
учитель истории

6

Архаринский район, п. Архара

МОБУ «СОШ № 1 им. А.П. Гайдара»

Музей Боевой и трудовой славы

краеведческий

Наш край, архаринцы в годы Великой Отечественной войны, история школы, страна Хингания

1998

676761, Архаринский район, п. Архара, ул. Калинина, 24,
8(41648)21580
[email protected]

Грибова
Елена
Евгеньевна,
учитель истории

7.

Архаринский район, с. Отважное

МОБУ « СОШ с. Отважное»

Музей истории села

краеведческий

Этнография «Русская изба», народные умельцы, история села, боевая и трудовая слава села, история совхоза, Гражданская война, Великая Отечественная война

1978

Архаринский район, с. Отважное, ул. Школьная, 11, 8(41648)37118

Оборская
Татьяна
Кимовна,
учитель истории

8

Благовещенский район, с. Марково

МАОУ Марковская СОШ

Историко-краеведческий

История края

Археология, Этнография, история села

2001

Благовещенский район, с. Марково, ул. 60 лет Октября, 25
8(41662)394023
[email protected]

Болбышева
Екатерина
Юрьевна,
учитель истории

9

Благовещенский район, с. Волково

МАОУ Волковская СОШ

Школьный краеведческий музей

История родного края

1.Зал истории села, 2.Зал истории школы, 3.Зал Воинской славы села

1980

Благовещенский район, 67504, с. Волково, ул. Почтовая, 30,
8(4162)390244,
[email protected]

Домашенкина
Любовь
Николаевна,
педагог
дополнительного
образования

10

Благовещенский район, с. Сергеевка

МОБУ Сергеевская СОШ

Школьный краеведческий музей

История родного края

Археология, этнография, Природа Амурской области

2003

Благовещенский район, с. Сергеевка, ул. Пограничная, 3
8(41621)39-38-92,
[email protected]

Удовик
Андрей
Иванович,
учитель истории





Приложение №2

Из истории школы МБОУСОШ с.Талдан






























Приложение №3

Тематические стенды музея МБОУСОШ с. Талдан

Великая Отечественная Война











И. П. Лисин – житель с. Талдан, Герой Советского Союза

Приложение №4

Экспонаты школьного музея МБОУСОШ с. Талдан





























Приложение №5

Руководители школьного музея МБОУСОШ с. Талдан












Непомнящих Лариса Валерьяновна –

первый руководитель школьного музея с. Талдан














Бондаренко Марина Владимировна – руководитель школьного музея МБОУСОШ с. Талдан

Приложение №6

Экспонат школьного музея МБОУСОШ с. Талдан – школьный колокольчик





























Приложение №7

Руководитель музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша – Семенова Наталья Викторовна





























Приложение №8

Залы школьного музея МБОУСОШ п.г.т. Уруша





























Приложение №9

Руководитель школьного музея МБОУСОШ №1 г. Сковородино –

Наталья Борисовна Шадрина




























Приложение №10

Экспонаты, документы школьного музея МБОУСОШ №1 г. Сковородино



























Картотека опытно-мерзлотной станции



















Экспонаты, переданные дивизией

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»


Секция «Школьные музеи»

Автор: Канинская Виктория Игоревна

МБОУ СОШ с. Талдан, 11 класс




Аннотация к исследовательской работе

«Школьные музеи – хранители истории родных мест»

В своей работе Канинская Виктория исследовала фонды, тематические направления, историю создания и развития школьных музеев Сковородинского района. Автор исследования рассказывает и о людях, которые стояли у истоков образования музеев и судьбах музейных экспонатов. Автор исследования опирается и на материал исторических музейных справок, и использует личные впечатления, полученные в ходе посещения музеев и бесед с руководителями школьных музеев Сковородинского района. В работе уделено внимание истории создания школьных музеев, приведен перечень зарегистрироваанных школьных музеев Амурской области.

В результате работы проведен сравнительный анализ тематической направленности деятельности, фондов музеев Сковородинского района, сделаны выводы о причинах различия.



21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа Школьные музеи

Автор: Свистунова Татьяна Анатольевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность" "
    ["seo_title"] => string(77) "issliedovatiel-skaia-rabota-shkol-nyi-muziei-formal-nost-ili-vostriebovannost"
    ["file_id"] => string(6) "198078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428343039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Школьный музей как эффективное средство  духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания "
    ["seo_title"] => string(118) "shkol-nyi-muziei-kak-effiektivnoie-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-patriotichieskogho-i-ghrazhdanskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "243826"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445814374"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Из опыта работы школьного музея "
    ["seo_title"] => string(35) "iz-opyta-raboty-shkol-nogho-muzieia"
    ["file_id"] => string(6) "218461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433786862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Школьный музей "
    ["seo_title"] => string(16) "shkol-nyi-muziei"
    ["file_id"] => string(6) "121458"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413979702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства