Тема: Россия после реформ 60 гг. ХIХ века.
Цель урока: ученик сможет: сделать вывод о значении реформ; развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам.
Оборудование: пакет документов для всех участников дискуссии.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Вид урока: урок-дискуссия.
1. Оргмомент.
2. Ход урока.
После поражения в Крымской войны новый император Александра II начинает в стране реформы, который будут названы Великими. Крестьяне получили личную свободу и земельный надел, в стране возникла система местного самоуправления, изменилась судебная реформа, на новый лад стала комплектоваться армия. Однако, последующие события свидетельствуют о том, что уже через несколько десятилетий Россия выбирает не эволюционный путь с помощью последовательного реформирования, а путь – революционный более кардинальный и жесткий. Какова же была сила перемен, охвативших страну во второй половине ХIХ века? Можно ли утверждать, что «Либеральные реформы 60-х гг. ХIХ века серьезно изменили весь ход социально-экономического, политического и культурного развития России?» Некоторое время назад в нашем классе был проведен социологический опрос. Мнения учеников о роли реформ 60-70 гг. разделились. Сегодня у вас будет возможность поучаствовать в споре на эту тему.
Класс делиться на две команды. Цель дебатов – убедить оппонентов в правильности позиций, отстаиваемых командой. Пояснение регламента. В ходе урока вы сможете развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам, в конце занятия – поменять или убедиться в правильности своей позиции.
Участники:
1 группа – «оптимисты»
2 группа – «пессимисты»
3 группа – «эксперты» (несколько учеников и преподаватели)
В 1 и 2 группах должно быть равное количество участников.
Первый учащийся кратко приводит аргументы своей команды и объявляет тему дискуссии (1 минута). Вторая команда озвучивает аргументы против.
Ведущий. Чтобы обсудить влияние реформ на все стороны жизни общества, рассмотрим справедливость следующих суждений: Согласны ли вы, что
? Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние на развитие экономики;
? Существенным изменениям подверглась политическая система;
? Реформы способствовали расцвету русской культуры
I ЭТАП. ? Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние на развитие экономики;
Обе группы получают соответствующий пакет документов, который поможет им аргументировать свой ответ. Участвуют по 2 человека из каждой группы, остальные отвечают на вопросы соперников.
1 группа - «оптимисты»
А) О железнодорожной политике (Из воспоминаний С. Ю. Витте)
Б) Динамика численности рабочих и служащих на железных дорогах России (работа с таблицей)
О чем свидетельствуют данные таблицы?
Что способствовало быстрому строительству железных дорог в России?
В группах идет обсуждение. Оказать помощь в подготовке ответа поможет выполнение задания:
В) Выявить причину и следствие. Личное освобождение; имущественное расслоение; увеличение вольнонаемного труда; возможность распоряжаться имуществом и заключать сделки; увеличение объемов торговли; развитие промышленного производства и рост железных дорог.
В ходе выступления участники используют как на ранее изученные факты, так и на данные документов. Далее участники диспута отвечают на вопросы соперников. (Вопросы могут быть подготовлены заранее, а также возникнуть в ходе диспута).
Группа – «пессимисты»
А) А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879.
Почему попытки помещиков вести хозяйство по-новому оканчивались их разорением
Что хотели крестьяне и что хотели помещики?
Б) Выявить причину и следствие: низкий уровень заинтересованности в результатах труда; сохранение общины; сохранение лучших земель в руках помещиков; отсутствие существенных перемен в материальном положении крестьян; преобладание сельского населения над городским; нехватка рабочих рук
Ответы на вопросы.
Вывод. Группа экспертов подводит итоги и оценивает выступление и ответы на вопросы всех участников. Один из экспертов делает вывод о том, что реформы открыли перед экономикой России возможность развиваться по капиталистическому пути. Вторая половина ХIХ века стала периодом бурного расцвета экономики. Прежде всего, промышленности. Однако, преобразования были непоследовательны, а результаты их искажались, подгоняясь под старые, традиционные порядки
II Этап. ? Существенным изменениям подверглась политическая система;
На этом этапе участники диспута соревнуются в умении четко отвечать на вопросы оппонентов, быстро приводить необходимые аргументы. Вопросы задаются поочередно и обсуждаются в группах заранее. Каждый участник диспута, при необходимости, может использовать документы. Обе группы получают одинаковый пакет документов. Участвуют все учащиеся обеих групп: задают и отвечают на вопросы, дополняют и уточняют, приводят примеры, работают с документами.
1 группа
2 группа
Согласны ли вы, что в 50-60 гг. практически прекратились гонения власти против общественных деятелей.
Отмена крепостного права не способствовала успокоению страны.
После проведения реформ появляются новые течения и общественные организации
Реформы не затронули основ государственного строя.
Используемые документы.
- Из «Катехизиса революционера».
2. Из воспоминаний С.Ю. Витте
Какие качества Александра III повлияли, согласно С.Ю. Витте, на его внутреннюю политику?
3. Портреты К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.
4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (заполнение таблицы).
Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны суда присяжных?
5. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. (заполнение таблицы).
Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны земств?
Какой слой населения преобладал в земствах? Почему это происходило?
Вывод. Эксперты подводят итоги. Таким образом, в годы проведения реформ значительно усилились либеральные и революционные настроения. Общество вступило в открытое противоборство с правительством. Преобразования 60-70 гг. не затронули основ государственного строя России – самодержавие.
Победителем признается та группа, которая наиболее быстро ответила на вопросы и привела больше аргументов.
III Этап. ? Реформы способствовали расцвету русской культуры
Доклады. На этом этапе участники группы «оптимистов» озвучивают заранее подготовленные доклады. Например: «Перемены в системе просвещения во второй половине ХIХ века» «Русские меценатство второй половины ХIХ века» и др. Их оппоненты приводят аргументы, используя уже изученный материал и документы.
1. О русском купечестве (из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа»).
2. Репродукции картин художников, произведения русских писателей второй половины ХIХ века.
3. О художественной жизни Москвы (Из воспоминаний литератора Н.Д. Телешова «Москва прежде»).
Какова было реакция населения и властей на выставки картин художников-передвижников?
4. Из мемуаров поэта И. А. Белоусова «Ушедшая Москва».
О каких чертах купеческой жизни идет речь?
Вывод. Эксперты оценивают выступления обеих групп. Они подводят итоги, обращая внимания на огромные достижения в области развития просвещения и культуры. Один из экспертов делает общий вывод. Либеральные реформы 60-70 гг. ХIХ века, бесспорно, оказали влияние на развитие России. Реформы открыли перед страной возможность развиваться по капиталистическому пути. Однако, они проводились непоследовательно, носили половинчатый характер, поэтому не смогли коренным образом изменить ход развития России.
3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).