kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россия после реформ 60 гг. ХIХ века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Россия  после реформ 60 гг. ХIХ  века.

Цель урока: ученик сможет: сделать вывод о значении реформ; развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам.

Оборудование: пакет документов для всех участников дискуссии.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок 

Вид урока: урок-дискуссия.

1. Оргмомент.

2. Ход урока.

После поражения в  Крымской войны новый император  Александра II начинает в стране реформы, который будут названы Великими.  Крестьяне получили личную свободу и земельный надел, в стране возникла система местного самоуправления, изменилась судебная реформа, на новый лад стала комплектоваться армия. Однако, последующие события свидетельствуют о том, что уже через несколько десятилетий Россия выбирает не эволюционный путь с помощью последовательного реформирования, а путь – революционный более кардинальный и жесткий. Какова же была сила перемен, охвативших страну во второй половине  ХIХ века? Можно ли утверждать, что  «Либеральные реформы 60-х гг. ХIХ века серьезно изменили весь ход социально-экономического, политического и культурного развития России?»  Некоторое время назад в нашем классе был проведен социологический опрос. Мнения учеников о роли реформ 60-70 гг. разделились. Сегодня у вас будет возможность поучаствовать в споре на эту тему.

Класс делиться на две команды. Цель дебатов – убедить оппонентов в правильности позиций, отстаиваемых командой. Пояснение регламента. В ходе урока вы сможете развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам, в конце занятия – поменять или убедиться в правильности своей позиции.

 Участники:

1 группа – «оптимисты»

2 группа – «пессимисты»

3 группа – «эксперты» (несколько учеников и преподаватели)

 В 1 и 2   группах должно быть равное количество участников.

Первый учащийся   кратко приводит  аргументы своей команды и объявляет тему дискуссии (1 минута). Вторая команда озвучивает аргументы против.

Ведущий. Чтобы обсудить влияние реформ на все стороны жизни общества, рассмотрим справедливость следующих суждений: Согласны ли  вы, что

?  Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние  на развитие экономики;

?  Существенным изменениям подверглась политическая система;

?  Реформы способствовали расцвету русской культуры

           I ЭТАП. ?  Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние  на развитие экономики;

Обе группы получают соответствующий  пакет документов, который поможет им аргументировать свой ответ. Участвуют по 2 человека из каждой группы, остальные отвечают на вопросы соперников.

1 группа - «оптимисты»

А) О железнодорожной политике (Из воспоминаний С. Ю. Витте) 

Б) Динамика численности рабочих и служащих на железных дорогах России (работа с таблицей)

О чем свидетельствуют данные таблицы?

Что способствовало быстрому строительству железных дорог в России?

В группах идет обсуждение. Оказать помощь в подготовке ответа поможет выполнение задания:

       В) Выявить причину и следствие. Личное освобождение; имущественное расслоение; увеличение вольнонаемного труда; возможность распоряжаться имуществом и заключать сделки; увеличение объемов торговли; развитие промышленного производства и рост железных дорог.

В ходе  выступления участники используют  как на ранее изученные факты, так и на данные документов.   Далее  участники диспута  отвечают на вопросы соперников. (Вопросы могут быть подготовлены заранее, а также возникнуть в ходе диспута). 

Группа – «пессимисты»

 А) А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879. 

Почему попытки помещиков вести хозяйство по-новому оканчивались их разорением

Что хотели крестьяне и что хотели помещики?

Б) Выявить причину и следствие:  низкий уровень заинтересованности в результатах труда; сохранение общины; сохранение лучших земель в руках помещиков; отсутствие существенных перемен в материальном положении крестьян; преобладание сельского населения над городским; нехватка рабочих рук

Ответы на вопросы.

       Вывод.    Группа экспертов подводит итоги и оценивает выступление и ответы на   вопросы всех участников. Один из экспертов делает вывод о том, что реформы открыли перед экономикой России возможность развиваться по капиталистическому  пути. Вторая половина ХIХ века стала периодом бурного расцвета экономики. Прежде всего,  промышленности. Однако, преобразования были непоследовательны, а результаты их искажались, подгоняясь под старые, традиционные порядки

II Этап. ?  Существенным изменениям подверглась политическая система;

На этом этапе участники диспута соревнуются в умении четко отвечать на вопросы оппонентов, быстро приводить необходимые аргументы. Вопросы задаются поочередно и обсуждаются в группах  заранее. Каждый участник диспута, при необходимости, может использовать документы. Обе группы получают одинаковый пакет документов. Участвуют  все учащиеся обеих групп: задают и отвечают на вопросы, дополняют и уточняют, приводят примеры, работают с документами.

1 группа

2 группа

Согласны ли вы, что в 50-60 гг. практически прекратились гонения власти против общественных деятелей.

Отмена крепостного права не способствовала успокоению страны.

После проведения реформ появляются новые течения и общественные организации

Реформы не затронули основ государственного строя.

Используемые документы.

  1. Из «Катехизиса революционера».  

2. Из воспоминаний С.Ю. Витте 

Какие качества Александра III повлияли, согласно С.Ю. Витте, на его внутреннюю политику?

3. Портреты К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (заполнение таблицы).

                                                       

Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны суда присяжных?

5. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. (заполнение таблицы).

Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны  земств?

      Какой слой населения преобладал в земствах? Почему это происходило?

Вывод.  Эксперты подводят итоги. Таким образом, в годы проведения реформ значительно усилились либеральные и революционные настроения.  Общество вступило в открытое противоборство с правительством. Преобразования 60-70 гг. не затронули основ государственного строя России – самодержавие. 

Победителем признается та группа, которая  наиболее быстро ответила на вопросы и привела больше аргументов.

III Этап.Реформы способствовали расцвету русской культуры

Доклады. На этом этапе участники группы «оптимистов» озвучивают заранее подготовленные доклады. Например:   «Перемены  в системе просвещения во второй половине ХIХ века» «Русские меценатство  второй половины ХIХ века» и др. Их оппоненты приводят аргументы, используя уже изученный материал и документы.

1. О русском купечестве (из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа»). 

2.  Репродукции картин художников, произведения  русских    писателей второй половины ХIХ века.

3. О художественной жизни Москвы (Из воспоминаний  литератора Н.Д. Телешова «Москва прежде»).   

Какова было реакция населения и властей на выставки картин художников-передвижников?

4. Из мемуаров поэта И. А. Белоусова «Ушедшая Москва». 

О каких чертах купеческой жизни идет речь?

Вывод. Эксперты оценивают  выступления обеих групп. Они подводят итоги, обращая внимания на огромные достижения в области развития просвещения и культуры. Один из экспертов делает общий вывод. Либеральные реформы 60-70 гг. ХIХ века, бесспорно, оказали влияние на развитие России. Реформы открыли перед страной возможность развиваться по капиталистическому пути. Однако, они проводились непоследовательно, носили половинчатый характер, поэтому не смогли коренным образом изменить ход развития России.

3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Россия после реформ 60 гг. ХIХ века. »




Тема: Россия после реформ 60 гг. ХIХ века.

Цель урока: ученик сможет: сделать вывод о значении реформ; развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам.

Оборудование: пакет документов для всех участников дискуссии.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Вид урока: урок-дискуссия.


1. Оргмомент.

2. Ход урока.

После поражения в Крымской войны новый император Александра II начинает в стране реформы, который будут названы Великими. Крестьяне получили личную свободу и земельный надел, в стране возникла система местного самоуправления, изменилась судебная реформа, на новый лад стала комплектоваться армия. Однако, последующие события свидетельствуют о том, что уже через несколько десятилетий Россия выбирает не эволюционный путь с помощью последовательного реформирования, а путь – революционный более кардинальный и жесткий. Какова же была сила перемен, охвативших страну во второй половине ХIХ века? Можно ли утверждать, что «Либеральные реформы 60-х гг. ХIХ века серьезно изменили весь ход социально-экономического, политического и культурного развития России?» Некоторое время назад в нашем классе был проведен социологический опрос. Мнения учеников о роли реформ 60-70 гг. разделились. Сегодня у вас будет возможность поучаствовать в споре на эту тему.

Класс делиться на две команды. Цель дебатов – убедить оппонентов в правильности позиций, отстаиваемых командой. Пояснение регламента. В ходе урока вы сможете развивать умение вести участвовать в дискуссии, вести диалог; выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам, в конце занятия – поменять или убедиться в правильности своей позиции.

Участники:

1 группа – «оптимисты»

2 группа – «пессимисты»

3 группа – «эксперты» (несколько учеников и преподаватели)

В 1 и 2 группах должно быть равное количество участников.

Первый учащийся кратко приводит аргументы своей команды и объявляет тему дискуссии (1 минута). Вторая команда озвучивает аргументы против.

Ведущий. Чтобы обсудить влияние реформ на все стороны жизни общества, рассмотрим справедливость следующих суждений: Согласны ли вы, что

■ Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние на развитие экономики;

■ Существенным изменениям подверглась политическая система;

■ Реформы способствовали расцвету русской культуры

I ЭТАП. ■ Реформы 60-70 гг. оказали решающее влияние на развитие экономики;

Обе группы получают соответствующий пакет документов, который поможет им аргументировать свой ответ. Участвуют по 2 человека из каждой группы, остальные отвечают на вопросы соперников.

1 группа - «оптимисты» А) О железнодорожной политике (Из воспоминаний С. Ю. Витте) «В царствование императора Александра III установилась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи частных интересов.
Б) Динамика численности рабочих и служащих на железных дорогах России


Год

Количество (тыс. человек)

1860

11,1

1870

70,1

1880

191,3

1890

248,3

О чем свидетельствуют данные таблицы?

Что способствовало быстрому строительству железных дорог в России?

В группах идет обсуждение. Оказать помощь в подготовке ответа поможет выполнение задания:

В) Выявить причину и следствие. Личное освобождение; имущественное расслоение; увеличение вольнонаемного труда; возможность распоряжаться имуществом и заключать сделки; увеличение объемов торговли; развитие промышленного производства и рост железных дорог.

В ходе выступления участники используют как на ранее изученные факты, так и на данные документов. Далее участники диспута отвечают на вопросы соперников. (Вопросы могут быть подготовлены заранее, а также возникнуть в ходе диспута).


Группа – «пессимисты»

А) А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879. «Первое, что бросается в глаза, это то, во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользование при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки… Где есть отрезки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, хотя и получили полный надел, но у них были отрезки…

«Между помещиком и соседними крестьянами-хозяевами идет постоянная борьба. Помещик хочет забротать крестьянина, надеть на него хомут, ввести его в оглобли, а мужик не дается, выбивается, старается не попасть в хомут. Все помышления помещика, старосты направлены к тому, чтобы сдать мужикам на обработку землю на выгоны, за отрезки, за деньги; все помышления мужика, как бы обойтись без того, чтобы брать у помещика круги и вообще страдные работы».

Почему попытки помещиков вести хозяйство по-новому оканчивались их разорением

Что хотели крестьяне и что хотели помещики?

Б) Выявить причину и следствие: низкий уровень заинтересованности в результатах труда; сохранение общины; сохранение лучших земель в руках помещиков; отсутствие существенных перемен в материальном положении крестьян; преобладание сельского населения над городским; нехватка рабочих рук

Ответы на вопросы.

Вывод. Группа экспертов подводит итоги и оценивает выступление и ответы на вопросы всех участников. Один из экспертов делает вывод о том, что реформы открыли перед экономикой России возможность развиваться по капиталистическому пути. Вторая половина ХIХ века стала периодом бурного расцвета экономики. Прежде всего, промышленности. Однако, преобразования были непоследовательны, а результаты их искажались, подгоняясь под старые, традиционные порядки




II Этап. ■ Существенным изменениям подверглась политическая система;

На этом этапе участники диспута соревнуются в умении четко отвечать на вопросы оппонентов, быстро приводить необходимые аргументы. Вопросы задаются поочередно и обсуждаются в группах заранее. Каждый участник диспута, при необходимости, может использовать документы. Обе группы получают одинаковый пакет документов. Участвуют все учащиеся обеих групп: задают и отвечают на вопросы, дополняют и уточняют, приводят примеры, работают с документами.

1 группа

2 группа

Согласны ли вы, что в 50-60 гг. практически прекратились гонения власти против общественных деятелей




Отмена крепостного права не способствовала успокоению страны



После проведения реформ появляются новые течения и общественные организации









Реформы не затронули основ государственного строя.




Используемые документы.
  1. Из «Катехизиса революционера». «Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни способности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией»

«Революционер-человек обреченный. Он презирает общественное мнение. Он призирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что ему мешает. (с. 210)

2. Из воспоминаний С.Ю. Витте «…Император Александр III относился глубоко и сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип действительно самодержавного монарха, самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном царе неразрывно связано с понятием о царе как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих, а не в покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему, или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям, особые привилегии, т.е. нам, русским дворянам, и в особенности русским буржуа, которые не имеют того хорошего, того благородного, что встречается во многих русских дворянах, но зато в избытке имеют все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценение ценности чужого труда, а иногда и чужого сердца». (с.240)

Какие качества Александра III повлияли, согласно С.Ю. Витте, на его внутреннюю политику?

3. Портреты К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.




4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

СУД

ГЛАСНЫЙ ОТКРЫТЫЙ

?

? ПОДСУДИМЫЙ ПРОКУРОР


ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ

Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны суда присяжных?
5. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ?

УЕЗДНОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ

ГЛАСНЫЕ ГЛАСНЫЕ ГЛАСНЫЕ



I КУРИЯ II КУРИЯ III КУРИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ГОРОЖАНЕ ?
Вопросы. Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны земств?

Какой слой населения преобладал в земствах? Почему это происходило?

Вывод. Эксперты подводят итоги. Таким образом, в годы проведения реформ значительно усилились либеральные и революционные настроения. Общество вступило в открытое противоборство с правительством. Преобразования 60-70 гг. не затронули основ государственного строя России – самодержавие. Победителем признается та группа, которая наиболее быстро ответила на вопросы и привела больше аргументов.


III Этап.Реформы способствовали расцвету русской культуры

Доклады. На этом этапе участники группы «оптимистов» озвучивают заранее подготовленные доклады. Например: «Перемены в системе просвещения во второй половине ХIХ века» «Русские меценатство второй половины ХIХ века» и др. Их оппоненты приводят аргументы, используя уже изученный материал и следующие документы:

1. О русском купечестве (из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа»). «В Москве я с большим интересом присматривался к купеческому кругу, дающему тон всей московской жизни. И не только московской. Я думаю, что полустолетие, предшествующее революции, русское купечество играло первенствующую роль в бытовой жизни страны. Что такое русский купец? Это в сущности крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся в город…»

«Выбиваясь из сил и потея, он в своей деревне самыми необыкновенными путями изучает грамоту…»

«… А то еще российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца в самой Москве… Таким образом он делается «экономистом». А там, глядь, у него уже лавочка или заводик. А потом, поди он уже купец 1-й гильдии. Подождите – его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех не понятых еще нами Матиссов, Манэ, Ренуаров и гнусаво-критически говорим:

- Самодур…

А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…»

2. Репродукции картин художников, произведения русских писателей второй половины ХIХ века.

3. О художественной жизни Москвы (Из воспоминаний литератора Н.Д. Телешова «Москва прежде»). Немалое общественное дело творили художники-передвижники: их выставки являлись буквально праздником для Москвы. Помню я целые дни проводил на этих выставках, где невозможно было оставаться холодным и спокойным. Эритель всегда был увлечен и взволнован как самим мастерством, так и сюжетом, содержанием, идей картины…

Перемещаясь из города в город, выставки подчинялись контролю цензуры, пропущенные в одном городе, оказывались неудобными в другом благодаря субъективному уровню того или иного лица».

Какова было реакция населения и властей на выставки картин художников-передвижников?

4. Из мемуаров поэта И. А. Белоусова «Ушедшая Москва». Общественная жизнь купечества была мало развита. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, да перегащивания друг друга, почти не появлялись в общественных местах, а потому купеческие сынки и дочки, нравственность которых строго охранялась стариками, не могли встречаться и знакомиться друг с другом в общественных местах, поэтому в Москве и существовал чуть не целый класс людей, специально занимающихся сватовством… Деловой разговор они вели только с отцами женихов и невест, которых родители часто не спрашивали, хотят они жениться и выходить замуж – главное заключалось в равенстве положения и приданном».

О каких чертах купеческой жизни идет речь?


Вывод. Эксперты оценивают выступления обеих групп. Они подводят итоги, обращая внимания на огромные достижения в области развития просвещения и культуры. Один из экспертов делает общий вывод. Либеральные реформы 60-70 гг. ХIХ века, бесспорно, оказали влияние на развитие России. Реформы открыли перед страной возможность развиваться по капиталистическому пути. Однако, они проводились непоследовательно, носили половинчатый характер, поэтому не смогли коренным образом изменить ход развития России.


3. Подведение итогов урока (анализ достижений и причины затруднений).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Россия после реформ 60 гг. ХIХ века.

Автор: Пичко Наталья Сергеевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Экономическое развитие России в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(65) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134804"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416814855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства