kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевая игра "Гражданская война в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке-  не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.
  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.
  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Гражданская война в России" »







Урок

в технологии ролевая игра



для учеников 11 класса по теме:



«Три цвета гражданской войны»













































Пояснительная записка

Ролевая игра

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.

  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.

  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.

  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.

  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.

  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.

  5. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.













Ролевая игра по истории России

для учеников 11 класса

по теме : "Три цвета Гражданской войны."



Цель урока:

1.  сформировать представление о Гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; уяснить причины Гражданской войны и специфику иностранной интервенции; сформировать представление о «белой» альтернативе развития России; раскрыть цели, политическую и экономическую программы белого движения и красного движения, определить их социальный состав; раскрыть причины поражения белого движения.

 2. уяснить причины победы красных в вооруженном противостоянии с белыми.

 3. сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.

   

Задачи урока

Обучающие:

– обобщение характеристики социального положения России в начале XX века;

– определение причин раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 году;

– проведение анализа политических программ основных движений времен Гражданской войны;

– рассмотрение событий Гражданской войны с позиции участников исторического процесса.

Развивающие:

– формирование умения работать в группе;

– развитие навыков работы с различными источниками информации и умения их анализировать.

Воспитательные:

– вырабатывание собственной позиции к реалиям Гражданской войны;

– формирование осознанного понимания трагедии Гражданской войны.

  




УРОК

Форма урока: ролевая игра «Съезд».

Методы работы: поисково - исследовательский, аналитический.

Оснащение: интерактивная доска, распечатанные тексты, аудио- и видеоматериалы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Постановка проблемного вопроса: «Была ли возможна победа одного из движений мирным путем?». В течение урока мы должны найти ответ на вопрос: «В каком сражаться стане?».

 

3.Класс делится на 6 групп по 4–5 человек. Для того чтобы учащиеся могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм Гражданской войны, в качестве индуктора выбирается слово «судьба». Учащимся предлагаются карточки, на которых указаны основные социальные группы населения России в начале XX века (приложение 1). Ученики наугад выбирают карточку со своей «судьбой». Группе «актеров» (3 человека) предстоит выступить в роли лидеров движений времен Гражданской войны: А.В. Колчака, Н.И. Махно, Л.Д.Троцкого.

4. Систематизация знаний о Гражданской войне

 

Задание классу:

прослушайте материал и устно выполните задание

(приложение 2).

 

5. Творческое задание

 

Задание классу: проанализируйте документы (приложение 3) и составьте социально-экономический портрет своего сословия или класса.

 

6. Представление результатов работы групп

 

 

Задание классу:

определите, была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века?

 

 

Представление «актерами» своих героев (приложение 4). Выступление «актера» в образе Л.Д. Троцкого с отчетом о первых мероприятиях большевиков (приложение 5).

 

Задание классу:

группам внимательно прослушать выступление и, посовещавшись, представить позицию своего сословия по отношению к действиям большевиков.

 

9. Представление группами результатов своей работы


 

10. Творческое задание

«Политические программы»

 

Выступление «актеров» в образах Л.Д. Троцкого, Н.И. Махно, А.В. Колчака с

докладом о своих политических программах (приложение 5). Группам заранее выдаются карточки с заданиями (приложение 6), которые необходимо выполнить, прослушав выступления героев.

 

11. Представление группами результатов своей работы

 

12. Самостоятельная работа с документами

 

Нечетным группам выдаются документы, обличающие «Белый» террор и оправдывающие «Красный», четным группам выдаются документы, обличающие «Красный» террор и оправдывающие «Белый» (приложение 7).

 

Учащиеся анализируют материалы, затем по одному представителю от каждой группы переходят в соседнюю группу с целью убедить учащихся в своей правоте.

 

По окончании работы групп необходимо ответить навопросы:

– К чему привел террор каждого из движений?

– Изменилась ли позиция по отношению к террору участников групп в результате переходов либо осталась прежней?

 

13. Беседа. Обобщение по теме.

Обращение к проблемному вопросу.

 

Рефлексия

Вопросы для обобщения:

– Была ли возможна победа одного из движений мирным путем, или война была неизбежна?

– Каким могло быть будущее России в случае победы «Белых» или «Зеленых»?

– В каком сражаться стане («Красном», «Белом» или «Зеленом») и почему?

 

14. Заключительное слово учителя.




Выставление оценок.

 






ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Основные социальные группы населения России в начале XX века: рабочий класс, буржуазия, помещики, кулаки, середняки, батраки и бедняки.

 

Приложение 2

Гражданская война – период острых классовых столкновений – происходила с 1918 по 1922 год. Имеет следующие особенности:

  1. На первый план выходят классовые интересы.

  2. Проходит внутри одной страны.

  3. Общечеловеческие ценности отступают на второй план. Главный принцип: «Кто не с нами, тот против нас!».

  4. Трагедия нашей страны, так как несет злобу, жестокость, террор.

  5. Здесь нет победителей и побежденных.

ЗАДАНИЕ: выделите главную, на ваш взгляд, особенность войны.

 

Причины Гражданской войны:

  1. Борьба помещиков и буржуазии за власть и собственность против большевиков и бедняков.

  2. Недовольство экономической политикой большевиков в деревне (комбеды, продотряды, ревкомы, рабочий контроль).

  3. Роспуск Учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти.

  4. Стороны не пришли к соглашению по вопросу русско-японской войны.

ЗАДАНИЕ: укажите одну неверную причину.

 

Группы населения времен Гражданской войны:

I группа. Большую часть Красной армии составляют промышленный и сельский пролетариат, городская и сельская беднота, низшая часть офицерства и интеллигенции.

II группа. Белую гвардию составляют крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, часть офицерства, высококвалифицированная интеллигенция.

ЗАДАНИЕ: отметьте по одному главному классу в каждой группе.

Приложение 3

Цены в России до 1914 года:

икра (1 кг) – 3 руб. 40 коп.; телятина (1 кг) – 3 руб.; хлеб черный (фунт) – 3 коп.; обед в столовой – 5 коп.; обед в ресторане – 1 руб. 70 коп.; двухкомнатная квартира (наем в месяц) – 15 руб.; пальто драповое – 13 руб. 50 коп.; лошадь – от 45 руб.; корова – от 40 руб.

 

РАБОЧИЙ КЛАСС

Годовой денежный доход в среднем составлял 214 рублей в год.

Бытовые условия жизни рабочих: 11,5-часовой рабочий день; до половины заработка рабочих уходило на оплату штрафов; высокая степень эксплуатации: капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек; расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6 % текущих расходов предпринимателей; семьи рабочих жили в квартирах коечнокаморочного типа. (Каморка – часть комнаты, отделенная дощатыми перегородками.) 

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

БУРЖУАЗИЯ

Годовой денежный доход в среднем составлял 60 тыс. рублей в год.

Положение буржуазии: в своем большинстве вели праздный образ жизни, ни в чем себе не отказывали. Основными увлечениями являлись искусство, азартные игры. Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы: бойкот, нажим, поборы с населения. По данным на 1905 год правительство выдало представителям буржуазии незаконных ссуд на 63 млн рублей, списало задолженностей на 33 млн рублей.

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

ПОМЕЩИКИ

Годовой денежный доход в среднем составлял 8 тыс. рублей в год.

Положение помещиков: основой благосостояния были земельные владения. Прибыльной статьей доходов было предпринимательство. Получили дальнейшее развитие дворянские сообщества. Помещики сохранили за собой привилегии дворянства (пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе).

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

КУЛАКИ

Годовой денежный доход в среднем составлял 4 тыс. рублей в год.

Положение кулаков: деревенская буржуазия, богатые крестьяне; имели по

40–50 десятин земли; давали 30 % товарного хлеба; нанимали на работу обедневших односельчан.

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

СЕРЕДНЯКИ

Годовой денежный доход в среднем составлял 2 тыс. рублей в год.

Положение середняков: «крепкие» крестьяне; имели до 20 десятин земли; давали 20 % товарного хлеба; как правило не использовали наемный труд односельчан, за исключением сезонных работ.

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

БЕДНЯКИ

Годовой денежный доход в среднем составлял 100–200 рублей в год.

Положение бедняков: имели 8 десятин земли при прожиточном минимуме 15; хозяйства подвергались разорению; уходили на заработки в города или к более богатым односельчанам.

ЗАДАНИЕ: составьте социально-экономический портрет своего сословия.

 

Приложение 4

Александр Васильевич КОЛЧАК

(1873–1920)

Меня зовут Александр Васильевич Колчак. Всю жизнь я посвятил своей любимой отчизне и народу. В 1904 году по собственному желанию участвовал в русско-японской войне, сражался на море, а затем командовал артиллерийской батареей на берегу. Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать Родине вооруженную силу для решения тех задач, которые перед нами встанут. Но бессмысленное и глупое советское правительство и обезумевший, дикий, неспособный выйти из психологии рабов народ этого не захотел. После революции 1917 года я бросил свой кортик в море и ушел в отставку. После распада Временного правительства Совет министров принял всю полноту власти и передал ее мне, Адмиралу русского флота Александру Васильевичу Колчаку. При поддержке верных мне солдат я хочу дать людям волю и достойную жизнь, освободить их от «Красного» террора, обеспечить гарантию законности и правопорядка. Благодарю за внимание.

Нестор Иванович МАХНО

(1888–1934)

Позвольте представиться: Нестор Иванович Махно. Кстати, моя настоящая фамилия Михненко, а Махно – это, если хотите, боевое прозвище. Будучи выходцем из бедной крестьянской семьи, я с детства познал тяжелый сельский труд. В семнадцатилетнем возрасте мне довелось примкнуть к местной террористической группе анархистов-коммунистов. Все, что мои бойцы отбирали у «буржуев» (продовольствие, одежду, мебель), передавалось населению. Я – представитель третьей силы, между «Белыми» и «Красными», ни тем, ни другим не удалось привлечь меня на свою сторону. Наше движение не признает никакой власти, мы выступаем за волю и свободу крестьян от гнета «кровососов» – помещиков и мир на всей земле.

Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)

(1879–1940)

Здравствуйте, меня зовут Лев Давидович Троцкий, настоящая фамилия – Бронштейн. На протяжении 14 лет мне пришлось жить вдали от своей Родины из-за бесконечных ссылок и эмиграций. Ступив в 1917 году на родную землю, все свои помыслы и действия я направил на улучшение жизни простого народа. Став председателем революционного военного совета, я фактически возглавил рабоче-крестьянскую Красную армию, которая борется на стороне трудящихся. Я искренне верю, что благодаря дисциплине и упорству трудящийся народ удержит власть в своих руках и построит новый мир, мир справедливости и труда.

 

 

Приложение 5

 

ПРОГРАММА «КРАСНОГО» ДВИЖЕНИЯ

Л.Д. Троцкий:

Привожу выдержки из программы Российской коммунистической партии большевиков, принятой VIII Съездом партии в марте 1919 года:

«Октябрьская революция 25 октября 1917 года в России осуществила диктатуру пролетариата. Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами.

В общеполитической области задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводить неуклонное подавление сопротивления эксплуататоров и идейную борьбу с предрассудками насчет буржуазных прав и свобод. Необходимо разъяснять, что лишения политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В экономической области необходимо максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану. Следует проводить наибольшую централизацию производства с целью объединения его по отдельным отраслям. Провести поголовную мобилизацию всего трудоспособного населения Советской власти…».

ПРОГРАММА «ЗЕЛЕНОГО» ДВИЖЕНИЯ

Н.И. Махно:

Привожу выдержки из резолюции Съезда представителей от 72 волостей и фронтовых частей, состоявшегося 10 апреля в селе Гуляй Поле Александровского уезда:

«Принимая во внимание положение на Украине, создавшееся в связи с тем, что партия «коммунистов-большевиков» не останавливается ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти, Съезд постановил:

–Мы, крестьяне, рабочие и повстанцы, протестуем против насилия со стороны большевиков…

–Мы требуем отправить на фронт многочисленные большевистские комиссии по борьбе с контрреволюцией…

–Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов…

–Мы требуем изменения продовольственной политики, замены ликвидационного отряда

–Мы требуем изменения продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней с уничтожением частной торговли…

–Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политически левым течениям…

–Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем …

–Долой «комиссародержавие!» Долой «чрезвычайки», «современные охранки!» Долой однобокие большевистские советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!».

ПРОГРАММА «БЕЛОГО» ДВИЖЕНИЯ

А.В. Колчак:

В качестве программы «Белого» движения привожу выдержки из «Из наказа Особому совещанию»:

–«Во главе всего единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.

–Борьба с большевизмом до конца.

–Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и навязывания.

–Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.

–Решение аграрного вопроса: сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.

–Решение рабочего вопроса: восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление восьмичасового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях».

 

Приложение 6

 

1 группа. Сделайте выводы о силе и слабости «Красных».

2 группа. Предложите материал по проблеме «Причины победы «Красных» в Гражданской войне».

3 группа. Сделайте выводы о силе и слабости «Белых».

4 группа. Предложите материал по проблеме «Причины поражения «Белых» в Гражданской войне».

5 группа. По каким причинам было образовано «Зеленое» движение?

6 группа. Почему «Зеленые» не смогли победить в Гражданской войне, если они представляли интересы самого многочисленного сословия в России?

 

Приложение 7

 

Комплект документов для нечетных групп

«Белый» террор

Из приказа генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 года:

«1. При занятии селений, захваченных ранее красноармейцами, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет… – расстреливать каждого десятого.

2. Селения, население которых встретит наши войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество… отбирать в пользу казны…

5. За добровольное снабжение красноармейцев не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

 

В защиту «Красного» террора

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем

войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 года:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

 

Комплект документов для четных групп

«Красный» террор

Приказ полномочной комиссии ВЦИК №171:

«Дабы окончательно искоренить белогвардейские корни...

1. Граждан, отказывающихся назвать свое имя, расстреливать на месте без суда.

2. В случае нахождения спрятанного оружия расстреливать на месте без суда старшего работника в семье.

3. Семья, в доме которой укрылся бандит, подлежит аресту и высылке. Имущество ее конфискуется, старший работник в этой семье расстреливается на месте.

4. Настоящий приказ проводить в жизнь сурово и беспощадно».

 

В защиту «Белого» террора

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19–25 апреля 1919 года:

«В этой войне белых и красных мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения. Потому что наши полки в начале своих походов были по отношению к своему мирному населению почти идеальным войском, они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде».

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Ролевая игра "Гражданская война в России"

Автор: Салахова Наталья Павловна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#964 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. "
    ["seo_title"] => string(76) "kazakhstan-v-ghody-ghrazhdanskoi-voiny-i-inostrannoi-voiennoi-intiervientsii"
    ["file_id"] => string(6) "166872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423001624"
  }
}
object(ArrayObject)#986 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#964 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 года" ( с технологической картой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda_s_tiekhnologhichi"
    ["file_id"] => string(6) "351342"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477158903"
  }
}
object(ArrayObject)#986 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные патриоты России»"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaiaprogrammakruzhkaiunyiepatriotyrossii"
    ["file_id"] => string(6) "261921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449228811"
  }
}
object(ArrayObject)#964 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Воспитательный план 3 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "vospitatiel-nyi-plan-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420139492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства