Предмет | История |
Имя урока | Отечественная война 1812 года в истории России |
Актуальность, используемых средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся за счет наглядности и доступности представляемого материала |
Цель урока | Помочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войны; продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать полученную информацию, делать выводы, давать характеристику исторической личности; использовать это важное историческое событие для иллюстрации примеров проявления чувства патриотизма, гражданственности и формирования у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. |
Задачи урока | развивающие | воспитательные | обучающие | методические |
- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ. | - воспитывать чувство гордости и сопричастности к нашей истории на примере героизма и самоотверженности исторических лиц; | - формировать представление учащихся о последовательности, ходе войны, ее историческом значении; | -предложить вариант нетрадиционного начала урока; -показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием; -продемонстрировать обеспечение принципа наглядности; -показать возможность использования метапредметных связей; -продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы |
Формируемые УУД: |
Личностные УУД: - вырабатывать отношение к истории как к способу понимания современности; -воспитывать патриотизма; - готовить к самообразованию и саморазвитию; - формировать научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники; -формировать уважительного и бережного отношения к истории нашего народа; - формировать историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; — определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; — осуществлять самоконтроль и самооценку. | Регулятивные УУД: - применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач; - получать информацию в результате смыслового прочтения текста; - владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности; — определять и объяснять понятия; — уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе; — рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма; — анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; — определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты; — уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
| Познавательные УУД: -осуществлять знаково-символическую деятельность; -помогать ставить и решать проблему; - осуществлять общеучебные действия; - осуществлять лоические действия; - учатся решать проблемы, поставленные перед ними жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях; — рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма; — анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; | Коммуникативные УУД: - обучать навыкам коммуникативной компетентности; - уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы; -работать в группе по решению общих учебных задач; — определять и объяснять понятия; — уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе; — рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма; — обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх; |
План урока |
1. Причины войны | 2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев. | 3. Почему война стала Отечественной? | 4. Бородинское сражение и его значение. | 5. Завершающий этап войны. | 6. Значение Отечественной войны 1812 года для России. |
Основные понятия | стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, атака, битва, флеши |
Оборудование: | 1) учебник «История России XIX век», авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; 2) документы на стр. 31-32 учебника и на листах; 3) ПК и мультимедиа проектор. |
Этапы урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - | - | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация субъективного опыта учащихся | 10 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока | На доске | | РУУД | Я впервые была в школьном возрасте на Бородинском поле, оно находится в 124 км от Москвы, там же расположе музей, посвященный Бородинскому сражению (Спассо-Бородинсий запведник). Там я впервые втретлась с живой историей. - С каким историческим событием в истории России связано название «Бородинское сражение»? | Просматривают слайды презентации на доске (возможные варианты ответов) - |
| | Целеполагание | | | | Знакомство с историческими фактами Учитель: Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить вам такие факты: «Когда у находившегося на далеком острове Святой Елены Наполеона спросили, какое время своей жизни он считал самым счастливым, он произнес в ответ лишь одно слово: «Тильзит» «Тильзит!.. (при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс». А.Пушкин Летом 1807 года Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны. Но русский императорский дом под благовидным предлогом отказал. Император французов был обижен. В декабре 1810 года Россия установила заградительные пошлины на ввоз предметов роскоши – основной товар, поставляемый из Франции. С 1810 году значительная часть французской армии расквартировалась в герцогстве Варшавском (граничило с Россией). – Какие идеи появились у вас на основе этих фактов? -
| На основе исторических фактов выявляют причины исторических событий - Противоречия: 1.Наполеон возлагал большие надежды на мир с Россией, но они не оправдались. Почему? 2. Россия не скрывала негативного отношения к Тильзитскому миру? 3. Заключив мир, Россия и Франция не стали добрыми союзниками. |
| | | | | ПУУД , КУУД | А вот ещё один факт из письма Александра 1 Кутузову март 1812 года (письмо на доске) | - Работа в парах Обсуждают отрывок и высказывают друг другу предположения о каких обстоятельствах идёт речь в письме и почему продолжение войны с Турцией царь называл совершенным злом? |
| | | | | ЛУУД | Выберите ту точку зрения, которая кажется вам более убедительной. | Вариант ответа - Франция и Россия готовятся к войне |
| | | | | Озвучьте, о чём пойдёт речь на уроке? Вы правы, речь пойдет о том какую роль в истории России сыграла Отечественная война 1812 года | - Отечественная война 1812 года |
3. Изчение нового материала | | | Причины войны; Стратегические планы противников. Характеристика полководцев. Почему война стала Отечественной? Бородинское сражение и его значение. Завершающий этап войны. Значение Отечественной войны 1812 года для России. | Мозговой штурм | ПУУД | | Работа с учебником в парах. Определение причин войны Организация работы с информацией в учебнике. Работа в парах. Задание: Один ученик ищет информацию о стратегических планах Наполеона, а другой о планах России на стр. 24 – 25, пункты «Начало войны» и «Смоленское сражение». Расскажите друг другу об этих планах. |
| | | | | РУУД | Учитель предлагает рассмотреть исторический документ | Работая,объясняют, почему война стала Отечественной |
| | | | | РУУД, КУУД | А сей час мы раасмотрим перломное, ключевое событие в ходе вйны | Сотавление синквейна 1. битва 2. флеши 3. Багратион 4. Раевский 5. атака 6. Кутузов и вывод |
| | | | | ПУУД | | Составление концептуальной таблицы |
| | | | Видео просмотр | | | Эмоциональное восприятие |
4. Систематизация и обобщение знаний | | | | Рефлексия Приём незаконченного предложения | РУУД | | «Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …». |
| | | Приём приращения знаний | РУУД | | «Я не знал (а) … - теперь я знаю |
5. Оценивание | | | | | ЛУУД | Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться? | Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока |
6. Домашнее задание | | | | | | Прочитать § 4. 1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы); 2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года» 3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны. | Трёхуровневое задание. |