kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иксанова Лариса Муратовна

Учитель истории

Узункольской СОШ Теректинского района ЗКО

 

Тема: Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Цели: воспитание пацифизма в учащихся, неприятия идеи гражданской войны

Задачи: углубить знания детей о причинах, ходе и результатах гражданской войны, развивать умение давать оценку событиям, действиям исторических личностей, проводить аналогию событий.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.

Основные понятия:

- Гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: мозговой штурм, решение проблемных задач, ролевая игра, работа с карточками, работа с картой, решение тестов закрытого типа и на соответствие.

Оборудование: рабочие карты, контурные карты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, карточки, тесты, фотоматериалы, автоколлаж.

План урока:

1. Видеоролик о гражданской войне. Деление на группы - 3 мин.

2. Вызов. Задание 1. Что такое гражданская война и иностранная интервенция? 2 мин.

3. Теоретический материал. Задание 2. Работа с картой и текстом – 10 мин.

4. Задание 3. Работа по карточкам – 10 мин.

5. Задание 4. Состав обеих армий.1гр. – белые, 2гр. - красные – 5 мин.

6. Задание 5. Ролевая игра: «Прокурор и депутат» - 10 мин.

7. Задание 6. Тест на соответствие обеим группам одинаковое. – 3 мин.

8. Задание 7. Тест «Исторические личности» - 10 мин.(проверка по критериям)

9. Итоги урока, рефлексия:«Дерево знаний» - 3 мин.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Разминка. Деление на 2 группы. Видеоролик о гражданской войне. (5 мин) Критерий в виде таблицы висит на доске и на партах. Ознакомление с критериями.

Учитель.

Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? Мнения детей. Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. Нам предстоит работа по исследованию документов, связанных с теми годами, проанализируем и сделаем выводы.

Помните, рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок)

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

I. Вопрос первой группе: раскройте понятие «гражданская война».

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Второй группе: дайте определение понятию «иностранная интервенция».

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

II. Работа с картой и текстом учебника: Чтение текста по стратегии «Жигсо», пересказ по парам, по кругу.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

III. Учитель:

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в этой армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «эту» власть. Основной организующей силой этой армии являлась партия РСДРП(б), под руководством В.И. Ульянова.

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

На сторону этой армии перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. »

Иксанова Лариса Муратовна

Учитель истории

Узункольской СОШ Теректинского района ЗКО


Тема: Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Цели: воспитание пацифизма в учащихся, неприятия идеи гражданской войны

Задачи: углубить знания детей о причинах, ходе и результатах гражданской войны, развивать умение давать оценку событиям, действиям исторических личностей, проводить аналогию событий.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.

Основные понятия:

- Гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: мозговой штурм, решение проблемных задач, ролевая игра, работа с карточками, работа с картой, решение тестов закрытого типа и на соответствие.

Оборудование: рабочие карты, контурные карты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, карточки, тесты, фотоматериалы, автоколлаж.

План урока:

1. Видеоролик о гражданской войне. Деление на группы - 3 мин.

2. Вызов. Задание 1. Что такое гражданская война и иностранная интервенция? 2 мин.

3. Теоретический материал. Задание 2. Работа с картой и текстом – 10 мин.

4. Задание 3. Работа по карточкам – 10 мин.

5. Задание 4. Состав обеих армий.1гр. – белые, 2гр. - красные – 5 мин.

6. Задание 5. Ролевая игра: «Прокурор и депутат» - 10 мин.

7. Задание 6. Тест на соответствие обеим группам одинаковое. – 3 мин.

8. Задание 7. Тест «Исторические личности» - 10 мин.(проверка по критериям)

9. Итоги урока, рефлексия:«Дерево знаний» - 3 мин.


Ход урока:

1. Организационный момент. Разминка. Деление на 2 группы. Видеоролик о гражданской войне. (5 мин) Критерий в виде таблицы висит на доске и на партах. Ознакомление с критериями.

Учитель.

Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? Мнения детей. Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. Нам предстоит работа по исследованию документов, связанных с теми годами, проанализируем и сделаем выводы.

Помните, рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок)

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

I. Вопрос первой группе: раскройте понятие «гражданская война».

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Второй группе: дайте определение понятию «иностранная интервенция».

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

II. Работа с картой и текстом учебника: Чтение текста по стратегии «Жигсо», пересказ по парам, по кругу.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

III. Учитель:

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в этой армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «эту» власть. Основной организующей силой этой армии являлась партия РСДРП(б), под руководством В.И. Ульянова.

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

На сторону этой армии перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.

V. Перед вами несколько документов того времени (Приложение 1), прочитав которые обсудите в группе ответы на свой вопрос:

1 Группа: Обсудите действия Белой армии в Семиречье и назовите к чему это могло привести в дальнейшем по отношению к местному населению и приготовьте «Выступление прокурора, обвиняющего Б. Аненнкова».

2 Группа: Обсудите роль Ахмета Байтурсынова как инициатора перехода алашординцев на сторону Советской власти, подготовьте выступление депутата на съезде Верховного Совета о нем и его роли в деле пропаганды среди казахов Советской власти.


VI. Группам раздаются карточки, на которых указаны даты и события Гражданской войны. Максимальное количество баллов получает та группа, которая быстрее и правильнее сопоставит одно с другим. Время выполнения задания пять минут.


1. В марте 1918 года А Началось освобождение от колчаковцев Пятой армией Восточного фронта под ком. М.Тухачевского Северного, а затем Восточного Казахстана.

2. В марте 1920 года Б Разгромив Уральский областной Совет, белоказаки овладели Уральском.

3. В июне 1918 года В Черкасская оборона

4. С июня 1918 по октябрь 1919 года Г Был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана

5. Осенью 1919 года

Д Атаман Дутов занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией

6. 5 января 1920г Е Части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев. Уральский фронт был ликвидирован


VII. Слайд-тестирование. 10 вопросов на тему «Исторические личности гражданской войны в Казахстане». Самооценивание по критериям.


Учитель.

Итоги Гражданской войны.

В огне Гражданской войны погибли 8 млн. человек. От действий красных и белых страдало прежде всего мирное население. Те и другие реквизировали скот, в первую очередь коней, производили мобилизацию среди казахов, жгли аулы и степи. Особой жестокостью отличались казаки атаманов Дутова и Анненкова.

Дорого заплатил народ за победу в Гражданской войне. Слишком велики были силы контрреволюции. На ее стороне стояли международный капитал, офицерский корпус, часть казачества, господствующие классы России. Противоборствующие силы на национальных окраинах бились не на жизнь, а на смерть.

Рефлексия.

Из любых исторических событий надо делать выводы. Главный же урок Гражданской войны в том, что она привела к массовой гибели соотечественников.

Ребята, скажите как вы думаете, можно ли было избежать гражданской войны? И если да, то какими путями? Мнения учащихся.

А теперь на «Дереве знаний» напишите, какие знания сегодня вы усвоили на уроке.

Выставление и комментирование оценок.


Домашнее задание: написать эссе «Мое отношение к идее гражданской войны»

Критерии оценивания.

1 задание Дан полный и развернутый ответ 2 балла

Названы общие черты 1 балл

Определение не названо 0 баллов

2 задание Полный хороший эмоциональный пересказ 2 балла

Краткий пересказ 1 балл

Нет ответа 0 баллов

3 задание. Указаны даты ликвидации на всех фронтах 2 балла

Указан один фронт 1 балл

Не указан ни один фронт 0 баллов

4 задание. Дана полная характеристика населения и названы причины их выбора 2 балла

Названы общие черты 1 балл

Нет ответа 0 баллов

5 задание. Дан полный развернутый ответ с подтверждением историческими фактами и выражением собственной позиции 2 балла

Нет полного ответа 0 баллов

6 задание. Дано правильное решение за отведенное время 2 балла

Дано правильное решение, но за большее время 1 балл

Не правильное решение 0 баллов

7 задание. За каждый правильный ответ 1 балл


Задания по карточке «Деятельность лидеров гражданской войны в Казахстане».


1. В.И. Чапаев


2. А. Байтурсынов


3. А. Букейханов


4. Б.В. Анненков


Приложение 1. Состав Красной и Белой армий.


1. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в Красной армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «красных». Основной организующей силой «красных» являлась партия РСДРП(б).


2. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

На сторону «белых» перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.

Приложение 2. Ролевая игра

1. А) Корреспондент газеты «Омский вестник», писатель Антон Сорокин писал, что казаки атамана Дутова в тургайской степи «косили аулы киргизов. Каждый киргиз – это соломинка, их складывали в копны, только каждая соломинка в копне была киргизским телом».

Б) На судебном процессе Бориса Анненкова, состоявшемся в 1927 году в Семипалатинске, один из свидетелей события рассказал о том, как атаман в октябре 1918 года прибыл на пароходе «Монгол» в Усть - Каменогорск, отобрал 28 человек из тюрьмы и загнал в трюм. Среди них был первый председатель уездного совета Яков Ушанов. «Он не мог идти, - вспоминал свидетель, - поэтому его принесли на носилках и положили в трюме на кошму. Следом прибл атаман со свитой и оркестром духовой музыки. Пароход отчалил от берега. По приказанию Анненкова на палубе оркестр заиграл похоронный марш…пьяная ватага белых, завернув Ушанова в кошму, приволокли в кочегарку и бросили в пылающую топку парохода…».


2. Стремление Советов привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, с одной стороны, эскалация жестокости и насилия со стороны контрреволюционных сил и интервентов, с другой, — заставило перейти алашскую интеллигенцию на сторону Советской власти. В достижении тактики национального согласия велика заслуга просветителя и гуманиста казахского народа А. Байтурсынова. В своей статье «Революция и киргизы» он писал: «Провозглашение Декларации прав народов России можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что, предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись».


Приложение 3.1.


1. В своей статье «Революция и киргизы» он писал: «провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись». В достижении тактики национального согласия была велика его заслуга. Он был тем, кто смог убедить алашординцев перейти на сторону Советской власти.

Ахмет Байтурсынов.


2. Он родился в 1889 в семье дворян. Окончил военное училище (1908). Участник первой мировой войны, хорунжий. С невероятной жестокостью подавлял крестьянские восстания в Северном Семиречье. Сжег председателя Совета Якова Ушанова заживо в пароходе «Монгол». В мае 1920 г. с остатками Отдельной Семиреченской армии, которой он коман¬довал, перешел в Китай. В 1927 г. по плану ОГПУ оказался в СССР, был осужден Верховным судом и расстрелян.


Анненков Борис Владимирович


Приложение 3.2


3. Он родился в 1887 году в многодетной семье крестьянина-бедняка. Участвовал в Первой мировой войне в составе Юго-Западного фронта. За боевые отличия и личное мужество был четырежды награжден Георгиевским крестом и удостоен Георгиевской медали. Отстаивал интересы Октябрьской революции. За бои под Уфой был награжден высшей боевой наградой тех лет – орденом Красного Знамени. В сентябре 1919 года штаб его дивизии был окружен белыми. Обстоятельства смерти его до сих пор не выяснены. Считается, что пытаясь спастись, он пытался переплыть реку Урал, но утонул. Советская пропаганда сделал из его имени легенду.


Василий Иванович Чапаев


4. Он общественный и государственный деятель, ученый, лидер национальной интеллигенции, руководитель партии Алаш и Алаш-Орды. Выпускник Санкт-Петербургского лесного института. Активно участвовал в крупных политических событиях в годы трех революции (1905-1907 гг., февраль 1917 г., октябрь 1917 г.), выдвигая альтернативный путь развития Казахстана как национального самостоятельного государства. После объявления в 1919 г. амнистии ВЦИК бывшим алашординцам был выслан из Казахстана. В 1922, 1926, 1937 гг. был заключен в тюрьму, и в 1937 г. был расстрелян.

Алихан Нурмухамедулы Букейханов.


Приложение 4.

Карточки на соответствие одинаковые двум группам:


1. В марте 1918 года А Началось освобождение от колчаковцев Пятой армией Восточного фронта под ком. М.Тухачевского Северного, а затем Восточного Казахстана.

2. В марте 1920 года Б Разгромив Уральский областной Совет, белоказаки овладели Уральском.

3. В июне 1918 года В Черкасская оборона

4. С июня 1918 по октябрь 1919 года Г Был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана

5. Осенью 1919 года

Д Атаман Дутов занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией

6. 5 января 1920г Е Части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев. Уральский фронт был ликвидирован

Тест «Исторические личности времен гражданской войны»

1. Вместе с атаманом А. Дутовым против Советской власти выступили: а) большевики в) ушжузовцы с) алашординцы

2. Чья армия отрезала Оренбург и Казахстан от Центральной части России?

а) армия Б. Анненкова в) армия А. Дутова с) армия В.Колчака

3. Кто руководил 25-й дивизией Восточного фронта, освободившей Уральск от белогвардейцев?

а) М. Фрунзе в) М. Куйбышев с) В. Чапаев

4. Руководитель 5-й армии Восточного фронта, освободивший Северный и Восточный Казахстан от колчаковцев?

а) М. Тухачевский в) М. Фрунзе с) В. Чапаев

5. Чья банда свирепствовала в Семиречье?

а) А. Дутова в) В. Колчака с) Б. Анненкова

6. Чрезвычайный комиссар Степного края, руководил отрядом, оказавшим поддержку Актюбинскому фронту?

а) В. Чапаев в) М. Фрунзе с) А. Джангильдин

7. Кто в годы гражданской войны был инициатором перехода алашординцев на сторону Советской власти, автор статьи «Революция и киргизы»?

а) А. Букейханов в) А. Байтурсынов с) А. Джангильдин

8. Военный комиссар Тургайского уезда: а) В. Чапаев в) А. Джангильдин с) А. Иманов

9. Завполитотделом Казахской конной бригады: а) Б. Каратаев в) В. Чапаев с) Джангильдин

10. Как советская власть решила судьбу алашординцев?

а) подвергла пыткам в) подвергла расстрелу с) амнистировала


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Автор: Иксанова Лариса Муратовна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 166872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Политика военного коммунизма"
    ["seo_title"] => string(88) "kazakhstanvghodyghrazhdanskoivoinyiinostrannoiintiervientsiipolitikavoiennoghokommunizma"
    ["file_id"] => string(6) "260943"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449052826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны/"
    ["seo_title"] => string(69) "kazakhstan-v-ghody-inostrannoi-intiervientsii-i-ghrazhdanskoi-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "311841"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459258758"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства