kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформы Сперанского М.М.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

Цели:

  1. Ознакомление с основным  содержанием  реформаторских проектов Сперанского, выяснение  причины их неполной реализации.
  2. Развитие  умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).
  3. Воспитание  активной гражданской позиции.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, проектор.

Ход занятия.

Слайд 1

I. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа с датами.

Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):

1801-1825

1801

1802

1803

1805

1806

1807

1808 – 1809

1806 – 1812

На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))

  1. Работа с терминами.

Объясните значение терминов:

  • Манифест
  • Коалиция
  • Континентальная блокада
  • Либерализм
  1. Оценочная деятельность.

 Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».

Свой ответ аргументируйте.

II. Осмысление нового материала.

- Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

Слайд 2

И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

Слайд 3

- Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)

Запись темы урока в тетрадь.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).

- О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.

Слайд 4

- 1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней  политики и автором многих законопроектов.

- Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:

- Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I. – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

- Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.

-  Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

Слайд 5

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти?  Как?

IV. Анализ прочитанного.

Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.

Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.

Слайд 6

1-2 вопросы

- Какие права мы называем гражданскими?

- Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.

- Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?

Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.

Слайд 7

Слайд 8

3 вопрос

Слайд 9

4 вопрос

Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.

- На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).

- К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение  к уложению государственных законов».

Запись в тетрадь.

Слайд 10

1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»

- Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)

- Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

- Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)

V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

Слайд 11

- Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской  губернией.

VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

- Сформулируйте вопрос по нашей теме.

Учащиеся задают вопросы друг другу.

VII. Рефлексия.

Слайд 12

- Оцените свою деятельность сегодня на уроке по шкале.

  - Где на этой шкале вы поместите себя.

Слайд 13

VIII. Д/з.

Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа,  учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформы Сперанского М.М. »

Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

Цели:

  1. Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

  2. Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

  3. Воспитание активной гражданской позиции.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, проектор.

Ход занятия.

Слайд 1

I. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа с датами.

Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):

1801-1825

1801

1802

1803

1805

1806

1807

1808 – 1809

1806 – 1812

На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))

  1. Работа с терминами.

Объясните значение терминов:

  • Манифест

  • Коалиция

  • Континентальная блокада

  • Либерализм

  1. Оценочная деятельность.

Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».

Свой ответ аргументируйте.

II. Осмысление нового материала.

- Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

Слайд 2

И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

Слайд 3

- Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)

Запись темы урока в тетрадь.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).

- О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.

Слайд 4

- 1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.

- Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:

- Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I. – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

- Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.

- Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

Слайд 5

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?

IV. Анализ прочитанного.

Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.

Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.

Слайд 6

1-2 вопросы




















- Какие права мы называем гражданскими?

- Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.

- Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?

Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.


Слайд 7

Слайд 8

3 вопрос












Слайд 9

4 вопрос

Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.

- На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).

- К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».

Запись в тетрадь.

Слайд 10

1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»

- Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)

- Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

- Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)

V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

Слайд 11

- Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.

VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

- Сформулируйте вопрос по нашей теме.

Учащиеся задают вопросы друг другу.

VII. Рефлексия.

Слайд 12

- Оцените свою деятельность сегодня на уроке по шкале.


















- Где на этой шкале вы поместите себя.

Слайд 13

VIII. Д/з.

Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Реформы Сперанского М.М.

Автор: Игнатьева Татьяна Анатольевна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация к уроку "Реформы Сперанского М.М." "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-k-uroku-rieformy-spieranskogho-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "115826"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412145662"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Реформаторская деятельность Сперанского М.М. "
    ["seo_title"] => string(49) "rieformatorskaia-dieiatiel-nost-spieranskogho-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "115722"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Реформаторская деятельность М.М.Сперанского"
    ["seo_title"] => string(44) "rieformatorskaiadieiatielnostmmspieranskogho"
    ["file_id"] => string(6) "301883"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457007107"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Деятельность М. М. Сперанского"
    ["seo_title"] => string(28) "dieiatielnostmmspieranskogho"
    ["file_id"] => string(6) "264512"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449740792"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Ликвидация ханской власти в Казахстане.Введение новой системы административного управления"
    ["seo_title"] => string(80) "likvidatsiia_khanskoi_vlasti_v_kazakhstanie_vviedieniie_novoi_sistiemy_administr"
    ["file_id"] => string(6) "355413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478287257"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства