Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»
Цели:
- Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.
- Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).
- Воспитание активной гражданской позиции.
Оборудование.
Мультимедийное оборудование, проектор.
Ход занятия.
Слайд 1
I. Актуализация знаний учащихся.
- Работа с датами.
Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):
1801-1825
1801
1802
1803
1805
1806
1807
1808 – 1809
1806 – 1812
На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))
- Работа с терминами.
Объясните значение терминов:
- Манифест
- Коалиция
- Континентальная блокада
- Либерализм
- Оценочная деятельность.
Верно ли высказывание:
«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».
Свой ответ аргументируйте.
II. Осмысление нового материала.
- Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.
Слайд 2
И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.
Слайд 3
- Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)
Запись темы урока в тетрадь.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).
- О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.
Слайд 4
- 1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.
- Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:
- Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I. – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!
- Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.
- Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).
Слайд 5
1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?
2. Какими правами наделялись эти сословия?
3. Как разделил Сперанский власть в государстве?
4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?
IV. Анализ прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.
Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.
Слайд 6
1-2 вопросы
- Какие права мы называем гражданскими?
- Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.
- Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?
Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.
Слайд 7
Слайд 8
3 вопрос
Слайд 9
4 вопрос
Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.
- На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).
- К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».
Запись в тетрадь.
Слайд 10
1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»
- Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)
- Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)
- Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)
V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.
Слайд 11
- Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.
VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.
- Сформулируйте вопрос по нашей теме.
Учащиеся задают вопросы друг другу.
VII. Рефлексия.
Слайд 12
- Оцените свою деятельность сегодня на уроке по шкале.
- Где на этой шкале вы поместите себя.
Слайд 13
VIII. Д/з.
Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.
Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).
Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»