Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»
Цели:
- Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.
- Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).
- Воспитание активной гражданской позиции.
Оборудование.
Мультимедийное оборудование, проектор.
Ход занятия.
Слайд 1
I. Актуализация знаний учащихся.
- Работа с датами.
Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):
1801-1825
1801
1802
1803
1805
1806
1807
1808 – 1809
1806 – 1812
На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))
2. Работа с терминами.
Объясните значение терминов:
- Манифест
- Коалиция
- Континентальная блокада
- Либерализм
Оценочная деятельность.
Верно ли высказывание:
«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».
Свой ответ аргументируйте.
II. Осмысление нового материала.
- Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.
Слайд 2
И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.
Слайд 3
- Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)
Запись темы урока в тетрадь.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).
- О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.
Слайд 4
- 1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.
- Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:
- Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I. – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!
- Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.
- Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).
Слайд 5
1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?
2. Какими правами наделялись эти сословия?
3. Как разделил Сперанский власть в государстве?
4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?
IV. Анализ прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.
Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.
Слайд 6
1-2 вопросы
СОСЛОВИЯ
дворяне
«среднее состояние»
«народ рабочий»
избирательное право
гражданские права
- Какие права мы называем гражданскими?
- Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.
- Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?
Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.
Слайд 7
Слайд 8
3 вопрос
ВЛАСТЬ
Законодательная
(Государственная дума – глава –канцлер, назначаемый царем)
Исполнительная
(министерства)
Судебная
(Сенат)
Слайд 9
4 вопрос
Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.
- На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).
- К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».
Запись в тетрадь.
Слайд 10
1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»
- Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)
- Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)
- Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)
V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.
Слайд 11
- Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.
VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.
- Сформулируйте вопрос по нашей теме.
Учащиеся задают вопросы друг другу.
VII. Рефлексия.
Слайд 12
- Оцените свою деятельность сегодня на уроке по шкале.
Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…
Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…
- Где на этой шкале вы поместите себя.
Слайд 13
VIII. Д/з.
Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.
Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).
Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»
Просмотр содержимого документа
«Урок Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»
Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»
Цели:
Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.
Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).
Воспитание активной гражданской позиции.
Оборудование.
Мультимедийное оборудование, проектор.
Ход занятия.
Слайд 1
I. Актуализация знаний учащихся.
Работа с датами.
Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):
1801-1825
1801
1802
1803
1805
1806
1807
1808 – 1809
1806 – 1812
На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))
Работа с терминами.
Объясните значение терминов:
Манифест
Коалиция
Континентальная блокада
Либерализм
Оценочная деятельность.
Верно ли высказывание:
«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».
Свой ответ аргументируйте.
II. Осмысление нового материала.
- Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.
Слайд 2
И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.
Слайд 3
- Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)
Запись темы урока в тетрадь.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).
- О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.
Слайд 4
- 1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.
- Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:
- Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I. – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!
- Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.
- Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).
Слайд 5
1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?
2. Какими правами наделялись эти сословия?
3. Как разделил Сперанский власть в государстве?
4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?
IV. Анализ прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.
Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.
Слайд 6
1-2 вопросы
СОСЛОВИЯ
дворяне
«народ рабочий»
«среднее состояние»
избирательное право
гражданские права
- Какие права мы называем гражданскими?
- Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.
- Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?
Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.
Слайд 7
Слайд 8
3 вопрос
ВЛАСТЬ
Законодательная
(Государственная дума – глава –канцлер, назначаемый царем)
Судебная
(Сенат)
Исполнительная
(министерства)
Слайд 9
4 вопрос
Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.
- На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).
- К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».
Запись в тетрадь.
Слайд 10
1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»
- Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)
- Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)
- Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)
V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.
Слайд 11
- Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.
VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.
- Сформулируйте вопрос по нашей теме.
Учащиеся задают вопросы друг другу.
VII. Рефлексия.
Слайд 12
- Оцените свою деятельность сегодня на уроке по шкале.
Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…
(как вариант)
Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…
- Где на этой шкале вы поместите себя.
Слайд 13
VIII. Д/з.
Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.
Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).
Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»
4
Просмотр содержимого презентации
«Реформы Сперанского»
- Манифест
- Коалиция
- Континентальная блокада
- Либерализм
1801-1825
1801
1802
1803
1805
1806
1807
1808 – 1809
1806 – 1812
Верно ли высказывание:
«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».
Михаи́л Миха́йлович Спера́нский (1772 - 1839) — граф, русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.
Сперанский М.М.
«Я отдал бы за него любое королевство!
Единственная светлая личность в России!»
Наполеон Бонапарт
Сперанский М.М.
Самостоятельная работа с текстом учебника – стр.18.
Устно ответьте на вопросы:
1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?
2. Какими правами наделялись эти сословия?
3. Как разделил Сперанский власть в государстве?
4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?
Сословия
дворяне
«народ рабочий»
«среднее состояние»
избирательное право
гражданские права
Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права
Недовольство дворянства
Власть
законодательная
судебная
исполнительная
Государственная дума – глава – канцлер
Сенат
министерства
Ограничение самодержавия – при императоре создан законосовещательный орган власти- Государственный Совет .
Проекты Сперанского не были реализованы.
1809 г. – проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»
Сперанский был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г.
Двухэтажное здание на углу улиц Орджоникидзе и 25 Октября, № 15/1. Здание известно тем, что осенью 1812 г., здесь в ссылке жил Сперанский М.М.
Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…
Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…
Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.
Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).
Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»